Главный труд Прудона “Философия нищеты” не переведен на русский язык. Даже французского издания нет в Музее книги Российской государственной библиотеке (имеется только вторая ее часть). Хорошее краткое пересказ ее идей дает Б. Гильдебранд [3].
Важно учесть и замечания Туган-Барановского, особенно такие факты, что Прудон “создает в интересах пролетариата целую науку” [10, с.26], “сделал попытку в своем капитальном сочинении применить диалектический метод Гегеля к построению системы экономических противоречий” [там же, с . 27].
Критика Марксом диалектики Прудона проявляет его неведение по истории диалектики, прежде всего, диалектики Парменида. На эту ее форму я обратил внимание в «Самоучителе мышления», но пока так и не дал адекватного объяснения. В целом, «от Парменида до Прудона» существовала диалектика, когда об одном и том же говорили противоположное и это не считалось как минус. (В формальной логике это недопустимо вообще). К этому призывали и антиномии Канта.
И у Прудона так она использована. Конечно, речь не идет о «святой простоте», т.е. о простом утверждении противоположных оценок одного и того же.
С древности было дидактическим требованием последовательно дать противоположную оценку одному и тому же явлению (порицания и похвалы), например, авторитетному политику, скажем, Алкивиаду. А затем попытаться определить, что адекватнее действительности, или синтетически оценить его деятельность. На основе такого подхода не следует «мазать одной краской» при оценке явлений.
Иначе, не следует только хвалить или ругать человека, а попытаться определить его достоинства и недостатки: что он сделал, а что нет. Разве не так и в ХХ веке оценивают людей? И в результате получается противоположная во времени оценка одного и того же человека - то он герой, то злодей.
Очень часто герой становится злодеем и наоборот. Именно таким образом Прудон попытался объяснить экономику.
Метод Прудона вытекал не только из идей исследователей диалектики, но и естественно-научного эволюционизма. Он называл “сериями” ряды (последовательности) и видел задачу в раскрытии “экономической эволюции”. Господствующая экономическая наука и сейчас не решила эту проблему, хотя идея “эволюционной экономики” приобретает все большее значение. И если экономическая наука выживет на путях ее теоретизации, то только при условии восприятия идей Прудона и, естественно, их развития с учетом последующего прогресса.
Маркс пошел тем же путем - “Влияние “Экономических противоречий” Прудона заметно в сочинениях Родбертуса и Маркса ...”[10, с.39].
Прудон выделил 10 последовательных эволюционных ступеней экономического развития человечества и соответственно объяснений современной ему экономики: “страдания” первобытных людей труд и его разделение машины конкуренция монополия государство международная торговля кредит собственность народонаселение.
Он рассматривал достоинства и недостатки каждого из них и их превращения из добра во зло. Так и надо теоретически анализировать любой объект. Тем самым такой эволюционный ряд отражает не только историю, но и структуру современности, а также и перспективу. Эволюционный ряд Прудона, в целом, соответствует экономическому развитию, но трактовка его элементов может быть и иной. Конечно, все это взято мной у Гильдебранда (и отчасти Туган-Барановского) в качестве гипотезы и необходимо изучение его собственной работы.
Этой возможности у меня нет.
Важно учитывать многие идеи Маркса о Прудоне, но без обычной ранее предвзятости, простой веры Марксу и т.п. “Святое семейство” К. Маркса и Ф. Энгельса наиболее полно содержит материал по этому вопросу [6, 2, глава 4, Пункт 4].
«Экономический строй общества» моего курса фундаментальной экономики построен аналогично, хотя я и не обособляю «+» и «-» каждого феномена в их ряду и т.п.
Ф. ЭНГЕЛЬС (1820-1895 гг.)
Разработка исходной теоретической парадигмы
общеэкономической науки как идеологии
социализации общества
Оппоненты классической экономической школы:
<
Его идеи развивал Энгельс и Ленин.
Возникновение марксизма как теоретической системы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено предшествующим развитием капитализма. Промышленный переворот в развитых странах, ухудшение положения наемного труда и всех трудящихся, стихийная борьба с господствующим образом жизни и т.п. Не только экономические законы, техника, индустрия, но и все развитие культуры, науки, философии подготовило новый этап в развитии общества. Обобщив все это, Маркс и его последователи создали новую науку об обществе.
Её называют марксизм или марксизм-ленинизм идеологию пролетариата.
Экономическая наука всегда выражает интересы определенных субъектов - правителей, групп, классов. Так было и в Древнем Риме, так было и при смене феодализма капитализмом. Она - идеологическое оружие борьбы субъектов за свои интересы.
Не бывает беспристрастных ее исследователей.
В ХIХ веке капитализм стал зрелым, начались экономические кризисы, высокого уровня достигла безработица и обнищание народа, произошли восстания наемных работников в разных странах. В этих условиях углубилась дифференциация экономистов на два направления: предпринимательского (буржуазного) и пролетарского (социалистического). Первые стали на защиту интересов предпринимателей, землевладельцев, финансистов, банкиров, капиталистов вообще.
Другие отстаивали интересы народа.
В ХVIII - ХIХ веках широко распространились социалистические идеи в экономической науке. Их отстаивали и выходцы из имущественных классов, и представители трудящихся. Были разные направления этих экономических идей: утопические, теоретические, практические.
Высшего уровня они достигли в трудах Маркса и Энгельса. Последние не создали это направление экономической мысли, а подняли его на новый уровень. Они стали передаточным звеном в развитии этого направления в экономической науке.
Их последователи в Европе и в России продолжили этот подход к объяснению экономики. Их подход обычно называют марксизмом или марксизмом-ленинизмом.
Маркс родился в Германии в семье юриста, получил высшее образование юриста, стал заниматься практической деятельностью, увлекался философией и стал экономистом, революционером. За эту его деятельность его выслали из Германии, Франции. Он обосновался в Англии, в которой прожил всю жизнь, где и был похоронен. Источником средств его существования были литературные доходы и средства Энгельса.
Говоря современным языком - его спонсором был Энгельс.
Ф. Энгельс родился в Германии в семье капиталиста, не закончил высшего образования, обучился практике коммерческого дела в Англии. Быстро перешел на позиции социалистического понимания общества. Познакомился с Марксом, и всю жизнь они работали вместе, написали ряд совместных трудов.
Энгельс всю жизнь работал менеджером на фирме, совладельцем которой был. Он был практическим экономистом и первым, по сравнению с Марксом, занялся политэкономическими работами, в том числе написал статью «Наброски к критике политической экономии» и другие. Эта статья оказала влияние на Маркса, и они поменялись «местами»: Маркс стал экономистом, а Энгельс - скорее философом. Оценку этой статьи хорошо показал Б. Гильдебранд [3].
Они писали совместные труды. Энгельс консультировал Маркса по практическим вопросам экономики, редактировал его работы и фактически содержал Маркса за счет своей предпринимательской деятельности. После смерти Маркса Энгельс стал духовным приказчиком и издал 2-й и 3-й тома «Капитала» Маркса.
Главным произведением Маркса и Энгельса стал «Капитал». В этом произведении дано теоретическое решение проблем, поставленных предшественниками. Маркс продолжил исследование тех проблем, которые волновали его предшественников, возникли до него. Главная проблема - дать системный или теоретический синтез накопленных экономической наукой знаний. И всю жизнь Маркс посвятил этому делу.
Но его жизни не хватило на осуществление его замысла, а поэтому он издал только первый том, а второй и третий - Энгельс. Четвертый том впервые был издан в СССР.
Капитализм ХIХ века был многоукладным. Главным укладом был капитал. А поэтому надо было, прежде всего, объяснить капитал, что и сделал Маркс и Энгельс. На это указывает название главного труда Маркса - “Капитал”.
Это - анатомия капиталистической экономики. В то же время, Маркс объяснял не только капитал, но и другие уклады капиталистической экономики.
Деятельность Маркса и Энгельса охватывает ряд направлений - исследование экономики на основе философского подхода и революционную пропаганду, организацию рабочего движения. Эта практическая деятельность имела громадное значение. Здесь её мы не рассматриваем.
Нет возможности и пересказывать «Капитал» Маркса. Дадим общую оценку его идей. Достижения Маркса и Энгельса идут по двум направлениям:
а) методология объяснения экономики;