Их доля в населении составляла от 35 до 75%, сокращаясь в периоды обострения противоречий и возрастая в результате реформ. Рабство, вопреки распространенному мнению, давшему название целому способу производства, не было господствующей формой отношений. Доля рабов в населении Средиземноморья составляла: 2-7% - в Египте II в. до н. э„ 10-15% - в Италии III в. до н. э„ 25-33% в Италии I-IV в. н. э., 33-66% в Аттике I-IV вв. (Интересно, что и в Китае IV-1 в. до н. э. доля рабов оценивается всего в 3-10% населения.)
В Греции главной сферой применения рабского труда было ремесло и морская торговля. В Риме - сельское и домашнее хозяйство. В мастерской же, помимо самого мастера, трудились его дети, свободные ученики и в среднем всего 2-4 раба.
Лишь в эргостериях и рудниках работало по 100-150 рабов под началом десятка мастеров и двух десятков надсмотрщиков.
Проблема эффективности рабского труда является одной из центральных в этот период. С одной стороны, два или три раба могли обеспечить своим трудом скромный достаток семье из 4-7 человек, владеющей 30 югерами земли, а 20-30 рабов были способны обрабатывать поле в 500 югеров и вести хозяйство аристократической семьи из 7-15 человек. Но, с другой стороны, рабы требовали постоянного присмотра, человеческого отношения, стимулирования и других поощрений, главным из которых было освобождение.
В противном случае они начинали производить продукта меньше, чем потребляли сами, портили орудия труда и восставали. Наиболее мощными были Сицили-анское восстание 106-103 гг. до н. э., когда рабам удалось даже создать свое государство, просуществовавшее несколько лет, и восстание Спартака 73-71 гг. до н. э.
Ремеслом в античном мире было занято от 7 до 12% населения. Несколько меньшей, но все-таки значительной была доля лиц,-связанных с торговлей. Доля аристократии в любом обществе не превышает 1,5%.
А вот доля городских люмпенов - лично свободных, но лишенных самостоятельных источников существования бездельников - незначительная (0,5-1%) в республиканский период, к концу имперского периода достигает 3-4%. Аналогичную эволюцию проделала доля армейской и гражданской администрации.
Торговля и ремесла
Несмотря на то, что сами древние греки, (аристократы и философы) презрительно относились к торговле, считая ее варварским занятием, именно в античные времена она Достигла такого расцвета, который будет превзойден лишь в XX веке.
В тот период в Средиземноморье фактически функционировала единая (конвертируемая) система мер и весов, единая денежная система (золото-серебряные монеты и слитки). Осуществлялся практически свободный перелив труда (квалифицированного и неквалифицированного), а также и капитала между отдельными регионами.
Применялись сложные системы расчетов: взаимозачет платежей, простой и переводной вексель, аренда, концессия, факторинг.
Система регулярного морского сообщения и сеть дорог (в том числе мощеных) способствовали развитию почтового сообщения, обмену знаниями, идеями, изобретениями.
Средиземноморье поддерживало активные торговые отношения с Северной Европой, Центральной Африкой, Азией, а через нее с Индией и Китаем.
Причины гибели античного мира
В настоящее время существует множество версий, объясняющих причину крушения античного мира, - величайшей трагедии мировой истории, опровергающей некогда модный тезис о поступательности экономического развития, обеспечивающей перманентный социально-политический прогресс. Все объяснения можно свести к пяти взаимодополняемым версиям.
1. Военно-историческая. Западная Римская Империя не смогла противостоять нашествиям варваров, которые, захватив города, уничтожили великую античную культуру, установили свои, привнесенные из Азии порядки и не смогли грамотно воспользоваться техническим наследием римлян. Действительно, распад империи был ускорен военными поражениями, но только ускорен.
Начался он гораздо раньше. К тому же непонятно, почему во II веке до н. э. Марий мог собрать в пятимиллионной Италии шестидесятитысячную боеспособную армию для противостояния двухсоттысячному войску германцев. А в V веке н. э. в двадцатипятимиллионной империи не удалось собрать необходимое войско для обороны от полумиллионной армии варваров.
Странно только, что резкое падение нравственности совпало с широким распространением христианства, которое за сто лет до крушения империи на Западе стало господствующей, официальной религией.
3. Этно-генетическая. Версия, предложенная Львом Гумилевым, теория которого гласит, что каждый этнос в своем развитии проходит ряд стадий, аналогичных жизненному циклу человека. От формирования до распада этноса проходит порядка 1200-1500 лет. От основания Рима до его падения прошло как раз 1229 лет.
На стадиях формирования и подъема в этногенезе в обществе относительно велика доля так называемых пассионариев - активных, волевых, сильных личностей, способных повести за собой соотечественников и добиться своих высоких целей, преодолевая сопротивление внешней среды и побеждая многократно превосходящего по численности соперника. На стадии перегрева пассионарии сталкиваются между собой и начинаются кровопролитные гражданские войны, в которых большинство из них погибает. На стадиях спада и гомео-стаза возрастает доля субпассионариев - активных индивидуалистов, добивающихся своих низких целей за счет своих же, пассивных соотечественников, смирившихся с суровой судьбой и готовых безропотно подчиниться любому пришлому пассионарному войску.
Субпасснонарии на некоторое время могут захватить власть в обществе, и тогда будет создана так называемая антисистема - весьма неустойчивое социальное формирование, агрессия которого направлена прежде всего против собственных членов, которые с необыкновенной легкостью приносятся в жертву эфемерным целям.
4. Политэкономическая. Версия, предложенная Карлом Марксом, состоит в том, что движущей силой исторического развития является противоречие между экономическим базисом - технико-экономическими производительными силами и социально-политической надстройкой - производственными отношениями.
Каждому базису какое-то время соответствует адекватная надстройка. В частности, в античном мире рабовладельческому способу производства (терминология Маркса) соответствовали институты патриархального брака, гражданского права, полисной и имперской политических систем.
Но базис постоянно (линейно) развивается. Консервативные же социальные институты в какой-то момент перестают соответствовать изменившимся технико-экономическим условиям. Назревает кризис, который рано или поздно разрешается социальной революцией (феодальной, буржуазной, социалистической), и адекватность базиса и надстройки восстанавливается.
В частности, экономическая неэффективность рабовладельческого хозяйства стала очевидной уже на рубеже тысячелетий. И к середине первого тысячелетия оно повсеместно сменилось колонатом. После чего были разрушены и сменены новыми социальные институты Античности.
5. Социально-демографическая. Версия выдвигает на первый план социально-семейные отношения, поскольку справедливо считает семью базовой ячейкой любого общества. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и базирующиеся на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. Снизилась брачность, участились разводы, упала рождаемость, стала снижаться численность населения: Мероприятия по укреплению экономических и морально-нравственных основ патриархальной семьи, предпринятые первыми императорами, смягчили кризис, но не дали долгосрочных положительных результатов. Население империи, достигнув максимума около 250 г. н. э., начало стремительно сокращаться.
Распространение христианства в его ранней версии существенно способствовало ослаблению патриархальной семьи, крах которой привел и к гибели общественно-политической системы, на ней базирующейся.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Способ производства, при котором лично свободные индивидуумы самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, сами решают что, где, когда, по какой технологии производить, а затем обмениваются результатами своей деятельности на рынке, при минимальном вмешательстве государственных органов, получил название античного способа производства, или рыночной экономики.
При этом исключительно важными являются следующие обстоятельства:
1) Все экономические решения на микроуровне (семья, вилла, ферма, фирма) принимаются децентрализованно, самостоятельно.
2) Происходит общественная, посредством рыночного механизма ценообразования, оценка произведенных благ и трудовых усилий.
3) Реализуются различные формы собственности: частная, семейная, коллективная, государственная на основе их равенства перед законом и правом.
4) Лично свободные индивидуумы осуществляют ответственный выбор экономических решений и их последствий.
5) Механизм свободной конкуренции ограниченный лишь уголовным и гражданским правом, является источником развития общественно-экономической системы.
6) Политический строй, наиболее адекватный рыночному способу производства, является одной из разновидностей демократии.
При античном способе производства ставка делается на так называемые субъективные производительные силы: организацию, технологии, специалистов. Допускается труд рабов в личном хозяйстве, но он не является необходимым. Часто возникает эффект экономической эксплуатации периферии метрополией - Афины, Рим, Британия, Голландия, Карфаген.
Ведущую роль играет частная собственность, защищенная правом и персональной ответственностью. Появляется и в дальнейшем культивируется такая категория, как совесть.
Рыночная экономика на кратко- и среднесрочных временных интервалах (7-45 лет) подвержена сильным колебаниям, состоящим из череды подъемов и спадов, но на долгосрочных интервалах (50-250 лет) может обеспечить устойчивый рост со средним темпом 3-5%, а в отдельные периоды (до 15 лет) - даже с темпом 7-12% годовых.
Наивысший уровень экономического развития в конце XX века демонстрируют только страны с рыночной экономикой, в то время как среди наиболее слаборазвитых стран преобладают как раз страны с традиционной или азиатской экономикой, а также государства с промежуточными типами экономики, например переходной.
На первом месте в демократических обществах с рыночной экономикой стоят права личности, граждан. Следующим по важности субъектом права являются малые группы (семьи, общины-коммуны). Государство получает столько прав и полномочий, сколько граждане сочтут необходимым ему предоставить для исполнения возложенных на него самими гражданами функций.
То же относится к большим социальным группам: партиям, профсоюзам, церквам, образованию, другим социальным институтам.
К несомненным достоинствам рыночной экономики относятся эффективное распределение ресурсов и результатов экономической деятельности, возможность удовлетворить самые разнообразные потребности широких слоев населения, гибкость и быстрота реакции на изменения в окружающем экономику мире: научно-технические, социально-политические, демографические.
Есть и недостатки, к числу которых относится нестабильность рынков (цикличность, кризисы), неполное задействование ресурсов (безработица), возможность резкой дифференциации по доходам (бедность), противоречивая роль государства: с одной стороны - чем ниже доля государства в ВВП, тем лучше жизнь простых людей, а с другой стороны - без умеренного государственного вмешательства недостатки рыночной экономики способны привести к такому обострению социальных проблем, которое приведет к попытке упразднения самой рыночной экономики, а вместе с ней и демократии, и прав человека.