d9e5a92d

Тема 4. МАРЖИНАЛИЗМ


1. Исторические условия возникновения марксизма.
2. Эволюция экономических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса.
3. "Капитал" и "Теории прибавочной стоимости" К.Маркса.
4. Вклад Ф.Энгельса в экономическую науку.
1. Исторические условия возникновения марксизма
Возникновение марксизма как целостной теоретической системы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено предшествующим развитием капитализма. Промышленный переворот, произошедший в начале XIX в. сначала в Англии, а затем в других странах Западной Европы, привел к тому, что основой экономики стало машинное производство. Развитие машинного производства на ранних стадиях вызвало ухудшение положения рабочего класса и обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией, которое проявилось в восстании лионских ткачей во Франции (1831, 1834), чартистском движении в Англии (3040-е годы), восстании силезских ткачей в Германии (1844).

Теоретическим обобщением опыта социально-экономических движений того времени и явился марксизм, возникший в середине XIX в. Марксизм, как известно, был подготовлен также и развитием немецкой классической философии, английской классической политэкономии и французского утопического социализма.
Марксизм это целостная система представлений о сущности и судьбах капиталистического способа производства и будущем развитии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаимосвязанных частей:
а) диалектико-материалистической философии, исследующей универсальные законы развития природы, общества и человеческого мышления и разрабатывающей метод исследования общественных процессов;
б) политической экономии, которая есть результат применения диалектического материализма к исследованию производственных отношений капиталистического способа производства;
в) теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитие общества.
Карл Маркс (18181883) начал свою карьеру ученого как юрист и философ. Особый интерес для него представляли тенденции развития философии и гегелевская философия права. С экономической проблематикой Маркс столкнулся в 18421843 гг., когда как редактор "Рейнской газеты" вынужден был разбираться с вопросами, касающимися частной собственности на землю.

В 1842 г. Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом (18201895), который в отличие от Маркса не получил систематического образования и занимался в основном коммерцией, будучи хорошо осведомленным в практической экономике. Ф.Энгельс много занимался самообразованием, преимущественно в области истории и философии, но со временем стал и прекрасным экономистом-теоретиком.
Первая политэкономическая работа Ф. Энгельса "Наброски к критике политической экономии"1 была опубликована в 1844 г. В ней автор дает первоначальную систематизацию известных ему политических школ, а также излагает свои взгляды на проблему стоимости и цены. Энгельс пишет, что политическая экономия возникла как естественное следствие распространения торговли. Первой школой политической экономии был меркантилизм. На смену меркантилизму пришла либеральная политэкономия, заслугой которой явилась разработка законов частной собственности и свободной конкуренции.

К представителям либеральной политэкономии Энгельс относит Смита, Рикардо, Мак-Куллоха, Сэя и др. Основной вопрос, который решали эти экономисты, вопрос о стоимости. Содержание стоимости товара они определяли двояко: англичане, и прежде всего Рикардо, основой стоимости считали издержки производства, а француз Сэй утверждал, что стоимостью измеряется полезность вещи.

По мнению самого Энгельса, стоимость включает в себя оба фактора, т.е. стоимость есть отношение издержек производства к полезности. При решении вопроса о том, надо ли производить какую-либо вещь, всегда происходит взвешивание ее полезности и затрат на производство. При частной собственности на средства производства это взвешивание осуществляется через конкуренцию.

При уничтожении частной собственности стоимость будет определяться исключительно в сфере производства.


К вопросу о содержании стоимости Энгельс не раз возвращался в своих более зрелых работах. Так, проблема взвешивания полезного эффекта от какого-либо продукта и затрат труда на его производство подробно рассматривается в третьем разделе "Анти-Дюринга".
Энгельс различает реальную и меновую стоимость. Он пишет о том, что рыночные цены отклоняются от меновой стоимости в результате колебаний спроса и предложения (действие закона конкуренции), показывает, как механизм межотраслевого перелива капитала в конечном счете приводит рыночные цены в соответствие со стоимостью товара.
Утверждая, что "закон конкуренции порождает торговые кризисы", Энгельс отчасти повторяет ошибку Сисмонди. Он констатирует сам кризис перепроизводства несоответствие спроса и предложения, не называя его причины.
Значительное внимание в "Анти-Дюринге" уделено критике теории народонаселения Мальтуса. По мнению Энгельса, Мальтус неверно объясняет избыточность населения действием естественных законов. Ошибка Мальтуса связана с тем, что ученый смешивает средства существования со средствами занятости.
Первая политэкономическая работа К.Маркса "Экономическо-философские рукописи 1844 года"2. Она отличается особой гуманистической направленностью, характерной для ранних произведений Маркса, когда в центре внимания стоит отдельный человек, включенный в систему общественного производства.
В первых разделах этого произведения рассматриваются основные составляющие доходов: заработная плата, прибыль на капитал, земельная рента. Заработную плату Маркс называет платой за труд, хотя в действительности понимает под ней стоимость совокупности благ и услуг, необходимых для поддержания жизни рабочего и его семьи. В этом вопросе Маркс не идет пока дальше А.Смита и Д. Рикардо.

Прибыль на капитал, по его определению, есть накопленный чужой труд. И хотя данным определением Маркс противоречит собственному пониманию заработной платы, здесь он близко подходит к раскрытию существа прибавочной стоимости. Земельную ренту Маркс рассматривает как результат присвоения чужого неоплаченного труда в сельском хозяйстве.

При этом для него, так же как и для Рикардо, существует пока только дифференциальная рента.
Основная проблема, исследуемая в "Экономическо-философских рукописях 1844 года", проблема отчуждения труда. У Маркса она прямо связана, с одной стороны, с типом собственности на средства производства, а с другой с самой личностью человека, с гуманистической направленностью экономического прогресса. Маркс выстраивает систему отчуждения, основными этапами которой являются: 1) отчуждение человека от средств производства (частная собственность на средства производства) и как следствие отчуждение человека от самого продукта своего труда; 2) отчуждение человека от самого процесса труда, превращение труда в принудительный труд для другого ради поддержки собственной жизни. В результате происходят отчуждение человека от его родовой сущности (экономический эгоизм и индивидуализм) и, наконец, самоотчуждение человека.

Сама жизнь человека становится лишь средством к жизни, ее целью самоподдержание.
Цепь этих логических рассуждений Маркса, по-видимому, отражает развитие капиталистических производственных отношений на начальных стадиях эволюции капитализма. Что касается современного капитализма, то он создал достаточно развитую систему социальных гарантий и для большинства населения обеспечивает удовлетворение нормальных в пределах той или иной страны потребностей. Вопрос, поставленный Марксом в его первой политэкономической работе и актуальный до сих пор, вопрос о преодолении самоотчуждения человека имеет много вариантов, один из которых дан в более поздних работах Маркса и Энгельса.
2. Эволюция экономических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса
Первая совместная работа Маркса и Энгельса "Святое семейство, или Критика критической критики (против Бруно Бауэра и компании)"3 была написана в 1844 г. Это критический разбор взглядов младогегельянцев, к числу которых некоторое время принадлежали сами Маркс и Энгельс. Младогегельянцы последовательно придерживались позиции субъективного идеализма в философии, преувеличивали значение отдельной личности в истории, в особенности "критической критики" в собственном лице. Критикуя их взгляды, Маркс и Энгельс противопоставляют им собственные положения, которые впоследствии легли в основу их теоретической экономической системы.
Главным является положение о том, что в фундаменте любой экономической системы лежат отношения по поводу собственности на средства производства, соответственно главным вопросом любой экономической теории является вопрос собственности. Частная собственность на средства производства порождает отчуждение человека от продукта своего труда, доходящее до самоотчуждения. Продукт труда выступает как чужой продукт, пролетариат своим трудом создает чужое богатство. Маркс и Энгельс констатируют обратную зависимость между заработной платой и прибылью.

Пролетариат и богатство образуют противоположные стороны единства, при этом капиталисты заинтересованы в его сохранении, а пролетариат с необходимостью приводится к такому состоянию, когда он вынужден это единство уничтожить. Уничтожение единства пролетариата и богатства, по мнению Маркса и Энгельса, означает уничтожение частной собственности и, вместе с тем, уничтожение самого пролетариата.

Интересные записи



Содержание раздела