В частности, в экономической сфере необходим переход:
От |
жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков |
К |
свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы; |
От |
планового наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств |
К |
приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий; |
От |
мягких бюджетных ограничений, когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал |
К |
жестким ограничениям по деньгам и нормальному правовому регулированию задолженности, вплоть до банкротства; |
От |
практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе и колхозники) |
К |
ограничению государственного сектора 20-33%-ной долей; |
От |
имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет |
К |
реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности. |
Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это начHлось в России в 1992 году не с чистого листа, как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной, социалистической, плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:
Решать все эти проблемы пришлось на марше, параллельно с реализацией основных переходных программ, а иногда и вместо них. А этих программ наберется десяток. И лишь успешное окончание их реализации подведет черту под вторым в XX веке переходным периодом в истории России.
1. Либерализация цен и хозяйственной деятельности, предполагающая освобождение подавляющего большинства цен от административного контроля, сведение количества лицензируемых видов деятельности к минимуму, замену разрешительного принципа создания и ликвидации предприятий на уведомительный.
Либерализацию цен провести удалось еще в 1992 году. Тут же была решена проблема дефицита и очередей. Однако количество лицензируемых видов деятельности продолжает неоправданно расти, а уведомительного принципа не было и в помине даже в 1997-м.
2. Разгосударствление, предполагающее приватизацию большей части государственной собственности, включая земельную. Сведение доли государства в национальном богатстве и ВВП с 95 до 25-33%. Так называемая малая приватизация - передача в частные руки прачечных, булочных, ремонтных мастерских, парикмахерских и т. п. была завершена уже в 1992-м. В 1993-94 гг. состоялся так называемый ваучерный этап большой приватизации.
В 1995-96 гг. правительство предприняло попытку передачи госпредприятий в частное управление методом денежных залоговых аукционов. С 1997 года начались прямые продажи госсобственности на инвестиционных торгах и аукционах. Но бывшие госпредприятия в своем большинстве так и не получили эффективного собственника и стратегического инвестора, способного кардинально улучшить менеджмент. К тому же к концу 1997-го не был решен земельный вопрос.
Формально едва ли не три четверти ВВП в 1997 году производилось в частном секторе. Фактически же государство продолжает прямо или косвенно контролировать более двух третей общественного производства. Не удивительно, что работники частных предприятий и акционерных обществ продолжают направлять свои требования по заработной плате не формальным хозяевам, а федеральному правительству.
3. Создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, торговых домов, аудиторских и консалтинговых фирм, рекламных и маркетинговых агентств, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передачи информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года. В середине 1997-го в России уже было 2000 банков, 30 действующих бирж, 10000 рекламных агентств, 1000 страховых компаний, несколько сотен консалтинговых и аудиторских компаний.
Началось создание аналогов взаимных фондов - паевых инвестиционных фондов.
4. Финансовое оздоровление. Предполагалось остановить инфляцию, стабилизировать национальную валюту, повысить скорость обращения денег и прохождения платежей, изменить структуру денежной массы таким образом, чтобы в ней преобладали безналичные средства, преимущественно инвестиционного характера. После четырех лет драматического падения, понизившего курс с 1,5 до 4500 рублей за доллар, с апреля 1995-го курс стабилизировался в границах 4500-5200 руб./доллар. Затем снижение возобновилось, но уже темпами, существенно уступающими темпам роста цен.
В начале 1998 года покупательная способность доллара на российском рынке вернулась к уровню начала 1991 года. Инфляция сведена с 80 до 2-3% в квартал. Скорости обращения денег и прохождения платежей существенно возросли.
А вот структура денежной массы значительно ухудшилась. В ней возросла наличная составляющая с 15 до 35% денежных агрегатов. Резко увеличились квазиденежные компоненты - неплатежи, зачеты и т. п., объем которых существенно (в два-три раза) превысил объем собственно денежной массы.
5. Маневр трудовыми ресурсами. Предполагалось перевести миллионы работников из государственного сектора - в частный, из трудоизбыточных регионов - в трудодефицитные, из умирающих, трудозатратных отраслей - в прогрессирующие, высокотехнологичные. Чтобы к концу перехода структура занятости в России соответствовала постиндустриальной - 7-9% в сельском хозяйстве.
18-25% - в промышленности, более 65% в сфере услуг. Доля занятых в госсекторе сократилась с 95% в 1991 году фактически - до 70% в 1997-м, (формально - до менее чем 40%). Маневр трудовыми ресурсами пока удается совершать без общего всплеска безработицы. Правда, в отдельных регионах (Иванове, Кузбасс, Северный Кавказ, Удмуртия) эта проблема уже вышла на одно из первых мест.
Искусственные рабочие места продолжают сохраняться, только теперь там еще и месяцами не платят заработной платы.
6. Реструктуризация доходов и расходов семьи. Предполагалось увеличить долю денежных доходов населения в ВВП, снизить долю заработной платы в совокупных доходах семьи, увеличить объем и долю сбережений и расходов на услуги в текущих совокупных расходах, при снижении доли расходов на продукты питания и товары.