d9e5a92d

История экономических учений


Авторы не без опасений предлагают этот учебник вниманию студентов. Опасения связаны с предположением, что студенты попытаются заменить им все остальные материалы, необходимые для освоения курса. Но ни лекции, ни учебные пособия не помогут в полной мере ощутить тот "исторический аромат", без которого всемирный процесс развития экономической мысли может предстать лишь скучным набором имен, названий школ и немногих основополагающих идей.

Только обращение к классике позволит проникнуть в мир блестящих мыслей, выдающихся открытии и не менее выдающихся заблуждений.
Эта книга даст студентам лишь общую канву, первичный систематизированный материал, с помощью которого можно будет разобраться в обширной экономической литературе. Курс истории экономической мысли труден не столько своим содержанием, сколько объемом. Когда впервые погружаешься в море экономической литературы, создается впечатление, что постичь ее невозможно.

Но со временем не без удовлетворения обнаруживаешь, что новых идей в современной экономической теории очень немного, что все уже давно написано, что революционные прорывы в экономической науке можно сосчитать на пальцах одной руки, и тем не менее, чтобы показать основные линии развития науки экономики, нам придется произвести жесткий отбор авторов и идей.
Чтобы составить представление об истории экономических учений, достаточно прочитать, скажем, всего пять хороших основополагающих книг. Мы назовем эти пять книг, эти "экономические евангелия", хотя сам их перечень может вызвать возражения у специалистов с другими вкусами и пристрастиями. Но все согласятся с тем, что, например, книга Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" представляет собой кладезь идей, из которых выросло несколько школ и направлений экономической мысли. Ученые, стоящие на полярных позициях, современные неоклассики и кейнсианцы, марксисты и монетаристы опираются на гигантскую скалу смитианства.

Труд А. Смита должен стать первой книгой, которую обязан изучить студент, если он собирается стать квалифицированным экономистом.
Россия вступает в сложный мир рыночной экономики. Чтобы хорошо в нем ориентироваться, не попасть под влияние эйфорических настроений по поводу рынка, трезво разобраться в системе противоречий рыночного капиталистического общества, необходимо понять содержание выдающегося труда Карла Маркса "Капитал", особенно его первого тома. "Капитал" изучают во всех экономических колледжах и на всех экономических факультетах мира. Он интересен не только деятелям рабочего и социалистического движения, как это может показаться людям, случайно оказавшимся в экономической науке. Он интересен также бизнесменам и менеджерам, которые изучают этот труд как бы с профилактической целью: зная болезни общества, в котором живешь, можно попытаться найти способы лечения, дабы не довести социально-экономический организм до летального исхода.

Вот вам вторая книга.
Третьей книгой станет для вас труд великого англичанина Альфреда Маршалла "Принципы политической экономии". А.Маршалл более 100 лет назад заложил основы микроэкономики. Этот человек сумел синтезировать лучшие достижения классической экономической теории и маржинализма.
Революционный переворот в экономической теории Запада уже в новейшее время произвел Джон Мейнард Кейнс, в 1936 г. издавший книгу "Общая теория занятости, процента и денег", в которой заложены основы всей современной макроэкономики. Кейнс открыл для рыночной экономики государство как активную экономическую силу. Сегодня многие пытаются похоронить кейнсианское учение.

Но нигде в мире не существует нерегулируемой рыночной экономики, хотя демагогия либерализма распространена широко.
Энциклопедией современной западной экономической мысли стало произведение выдающегося американского экономиста наших дней Пола Самуэльсона "Экономика". Эта книга была написана как учебник и вызвала к жизни массу подражаний, одно из которых всем хорошо известно. Это "Экономикс" К.Макконнелла и С.Брю.



В каждом приличном университете сегодня издаются подобные учебники, и все же П.Самуэльсон остался непревзойденным. Его труд и есть та пятая книга, которую стоит изучить, чтобы стать экономистом.
Обращаем ваше внимание на то, что в предложенном кратком "евангелическом" списке нет трудов российских ученых. Российская, и в частности русская, экономическая мысль особая тема. Россия не меньше других стран дала всемирно известных ученых-экономистов.

Иван Посошков и Михаил Ломоносов, Павел Пестель и Николай Тургенев, Александр Герцен и Николай Чернышевский, Владимир Дмитриев и Евгений Слуцкий, Михаил Ту-ган-Барановский и Николай Кондратьев, Александр Чаянов и Леонид Канторович этот список можно продолжать долго. Отдельная тема русские марксисты во главе с В.И.Лениным, впервые в истории сделавшие попытку практического осуществления социально-экономической доктрины. Трудно объяснить, почему эти люди либо мало известны на родине, либо известны, но не как экономисты.

Видимо, прав был Г.В.Плеханов, когда писал: "Пока выдающиеся люди отсталой страны не получат признания в передовых странах, они не добьются полного признания и у себя дома; их соотечественники будут питать более или менее значительное недоверие к своим "доморощенным" силам ("где уж нам?"). Ведь нельзя же отрицать, что русские люди оценили все колоссальное значение своей литературы только после того, как перед ней преклонился Запад". (Соч. - М.-Л., 1925. - Т. XXI. - С. 158.)
В данной работе мы постарались преодолеть "европеизм" историко-экономических исследований и показать лучшие достижения русской экономической мысли, которая всегда развивалась самобытным путем, но в общем потоке мировой экономической культуры. Попробуем уже здесь, в предисловии, подчеркнуть некоторые особенности истории русской экономической мысли.
Во-первых, в то время как в Европе экономисты все более обращались к проблемам капиталистического промышленного развития, разрабатывая тематику рыночной экономики, в России центральным объектом исследований оставался "крестьянский вопрос" аграрные отношения, проблематика, связанная с существованием крепостного права и его последствиями. Характерно, что "крестьянский вопрос" не решен до сих пор. Во всяком случае, пока никто точно не знает, кто должен стать эффективным собственником земли в России.
Во-вторых, в России долгое время существовало своеобразное "разделение труда". Оригинальные экономические идеи разрабатывали, как правило, непрофессиональные экономисты, специалисты из других научных сфер, публицисты, чиновники, офицеры, хозяйствующие практики. Профессиональные же экономисты, как ни странно, добровольно ставили себя в позицию учеников западных экономических школ, будь то смитианство, рикардианство или марксизм (любопытно, что это явление, к сожалению, прослеживается и сегодня).

Лишь в самом конце XIX в. появились экономисты-профессионалы мирового уровня М. И.Туган-Барановский (18651919) и В.К.Дмитриев (18681913). Видимо, это объясняется тем, что политическая экономия все-таки наука буржуазная и успешно развивается только в условиях относительно развитых товарно-денежных отношений. В дореформенной России интерес к капиталистическим производственным отношениям не выходил за университетские стены и носил несколько абстрактно-академический характер.

Когда же реальная жизнь предложила относительно развитый объект для изучения, тогда-то и появились оригинальные мыслители-профессионалы.
В-третьих, русская экономическая мысль развивалась в системе своеобразной пересекающейся дихотомии (раздвоения): с одной стороны, дискутировали и боролись друг с другом сторонники революционных преобразований производственных отношений и сторонники постепенного реформирования российской экономики, с другой поклонники западных моделей развития и поклонники идеи самобытного пути развития России. Если русские "западники" еще как-то известны современным экономистам, то гораздо меньше известны ученые иного направления, носители русской национальной экономической идеи. Конечно, имена А. Т. Болотова, С.Н.Булгакова, А.И.Васильчикова, В.П.Воронцова, Л.А.Тихомирова, С.Ф.Шарапова, А.Н.Энгельгардта упоминаются в обзорах по истории русской экономической мысли, но всегда в контексте критики их основополагающих экономических воззрений. "Национальных" экономистов критиковали русские и западные смитианцы, рикардианцы, позже марксисты и маржиналисты.

При этом сторонников национальной идеи представляли преимущественно как неких реакционеров, преувеличивающих самобытность экономического развития России и способствующих консервации по-европейски понятой отсталости страны.
Вообще-то русские экономисты национальной ориентации и не рассчитывали на западного читателя, они писали для отечественной публики. Но, к сожалению, ни европейски образованные читатели, ни представители власти не слишком жаловали своим вниманием этих авторов, даже если их исследования достаточно точно отражали российскую экономическую действительность, а прогнозы сбывались. Основные идеи экономистов-националистов" сводились к следующему.

Интересные записи



Содержание раздела