Это убеждение звучит примерно так: поскольку вы человек, вы ничтожны и у вас много пороков. Вы. должны стараться преодолеть свои человеческие слабости и всеми силами "улучшать" себя, пока не достигнете совершенства во всем. Вам вряд ли это удастся, но вы все-таки должны хотеть совершенствоваться. Если кто-то^ вам укажет, каким образом вы можете улучшить себя, вы обязаны последовать его наставлению.
Если вы этого не сделаете, то вы испорченный, ленивый, недоразвитый и никчемный, и потому вы не заслуживаете чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего.
Это представление, по моему мнению, бесконечно наивно. Если вы решились стать совершенством (даже если вы уверены в себе!), вас ждут разочарования и огорчения. Однако, у вас есть право считать, что вам плевать на то, что надо быть совершенством; тем более, что одни считают совершенством то, что для других извращение.
Если же, напротив, вы сами принимаете решение, хотите вы или нет, "улучшаться", то, скорее всего, ответите: "Я сознаю, что следует быть аккуратным, но иногда мне плевать на это. Я знаю, что следует быть аккуратным, но иногда мне плевать на это. Я знаю, что это тебя расстраивает, но давай попробуем найти компромисс. Если ты постараешься не „давить" на меня, когда я делаю то, что тебе не нравится, я постараюсь не расстраивать тебя, когда ты своими претензиями огорчаешь меня! Только скажи мне, что это тебя раздражает, я тоже, в свою очередь, буду откровенен.
Никакого хождения вокруг да около. Только прямой, откровенный разговор".
Примером может служить случай с Сидом, заведующим отделом универмага, неуверенным в себе человеком. К моменту начала психотерапевтического лечения он пребывал в депрессии, потому что некоторые новые продавцы вместо того, чтобы обслуживать покупателей (чего он от них добивался), постоянно указывали ему, как можно что-то улучшить в организации их работы. Сид не знал, как бороться с такой манипуляцией, и в конце концов давал выход своему гневу, что имело негативные последствия для работы магазина.
После нескольких недель систематической терапии он смог спокойно справляться с вмешательством в его дела. Сид сделал для себя открытие: он не только не должен быть совершенством, но даже не должен хотеть совершенствоваться.
С манипулированием, построенным на постулате о том, что вы должны хотеть улучшить себя, часто труднее всего справиться Единственный путь остановить эту манипуляцию спросить самого себя, довольны ли вы собой и тем, как проявляете себя, а затем принять свое собственное решение в отношении того, хотите вы или нет что-то изменить.
Многие мои ученики, проходившие тренинг, признавались, что они часто сами не могут понять, манипулируют ими или это их собственное желание. Чтобы помочь им сориентироваться, я попросил их свое внутреннее противоречие выразить в любой из трех категорий: "Я хочу", "Мне придется", "Мне следует".
Первая категория "Я хочу" прямая, т. е. я хочу три раза в неделю есть на обед мясо; я хочу пойти в кино вместо того, чтобы смотреть телевизор; я хочу провести остаток своих дней на побережье Таити. Из этих желаний следуют закономерные "мне придется". "Мне придется" компромиссы, на которые вы идете с самим собой и другими людьми. Если я хочу три раза в неделю есть мясо, мне придется доставать деньги на то, чтобы позволить себе это.
Если нужно достать эти деньги (и одновременно не попасть в тюрьму), мне придется работать там, где платят достаточно, чтобы я мог позволить себе есть мясо три раза в неделю. Если я хочу пойти сегодня вечером в кино, мне придется пропустить телепрограмму. Если я хочу остаток жизни провести на Таити, мне придется привыкать к "тропическому" образу жизни.
Все последствия того, что вам нужно сделать, если вы чего-то захотите, довольно просты. Надо только решить, стоят ли ваши "я хочу" последующих "мне придется". Многие, однако, смешивают "мне придется" с "мне следует". С одной стороны, "мне следует" можно охарактеризовать как манипулятивное средство, с помощью которого вам могут навязать чужое желание; а с другой как выбранную вами самими систему оценок: что вы "можете и не можете делать". В частности, мне следует работать, потому что всем следует что-то делать, а не только потому, что вы хотите есть мясо три раза в неделю; мне следует сегодня вечером куда-нибудь пойти, потому что мне не следует все время смотреть телевизор; мне не следует ехать на Таити, потому что никому не следует быть только завсегдатаем пляжей.
Когда вы услышите, как кто-то или вы сами себе говорите "следует", тут же настройтесь на волну сопротивления манипуляциям. Прислушайтесь к себе внимательно, и, по всей вероятности, уловите нечто, означающее, что вы не решаете сами за себя.
Первый шаг в воспитании уверенности в себе настойчивость
Возможно, прочитав главу о своих неотъемлемых правах, вы почувствовали то же самое, что и мои ученики, которые говорили мне: "Я где-то в глубине души чувствовал это всегда. Но когда я высказывал свои мысли, мне всегда говорили, что я неправ. Я рад, что мои догадки находят здесь поддержку.
Это великолепно! Но... я все еще не знаю, как стать решительным, уверенным в себе. Что мне теперь делать? " На подобный вопрос я отвечу: "Ничего не делать...
Пока".
Для того, чтобы стать решительным, нужно не только знать свои неотъемлемые права, но и научиться их использовать. Первое это философия, а второе набор конкретных правил. Уверенность в себе означает в первую очередь решительность словесном общении: тем самым мы заявляем о себе.
Но этого недостаточно. Вряд ли вы сразу перестанете быть мишенью для манипуляций, как только объясните манипуляторам свои права.
К примеру, вы находитесь в отделе товаров для автомобиля и отвечаете на попытку продавца манипулировать вами: "Прекратите мной манипулировать!" Он, вероятно, ответит "Кто манипулирует? Да я до вас и не дотрагивался! Кто-нибудь видел, чтобы я им манипулировал?" Или, если вы скажете в ответ на манипуляцию: "Я главный судья самому себе", он, вероятно, подумает: "Что это за идиот?
Я ему пытаюсь объяснить наш порядок обмена карбюраторов, а он философствует! " И если вы захотите объяснить свои неотъемлемые права маме, когда она уговаривает вас навестить ее, она, скорее всего, подумает, что вы столь же себялюбивы и испорчены, каким были в детстве, да еще к тому же у вас появились безумные идеи. Возможно, ее вовсе не интересуют ваши права, или она отбрасывает их в сторону такими словами: "Приятно знать, дорогой, что ты закончил колледж, и я рада, что настояла на этом. Но когда же ты в следующий раз навестишь меня?"
Чтобы воспользоваться своими правами и остановить манипулирование, вам нужно изменить свое поведение то самое поведение, которое и дает повод вами манипулировать.
Остальная часть книги посвящена конкретным навыкам, которые помогут вам обрести достаточную уверенность, чтобы впредь не попадаться на удочку.
ЗАИГРАННАЯ ПЛАСТИНКА
Когда я ввожу на занятиях первый навык метод Заигранная пластинка, я начинаю с того, что спрашиваю учеников: "Почему вы обычно проигрываете в споре с автомехаником, который плохо отремонтировал вашу машину?" Ответом, как правило, служит абсолютное молчание. Я продолжаю свою мысль: "Вы не знаете почему? Я скажу вам! Потому что обычно сдаетесь после первого „нет".
Он говорит вам „нет", вы отвечаете „о'кей" или, бормоча ругательства, уходите. Вы проиграли потому, что вы слишком быстро сдались. У того парня (как и у многих других) всего несколько „нет" в запасе. Если у него три „нет", вам нужно только четыре. Если у него шесть „нет", вам нужно только семь.
Все просто!" В этот момент один из учащихся говорит: "Но я не могу этого сделать. Я не могу не реагировать, когда мне говорят „нет"". Мой ответ: "Что вы имеете в виду под „не могу"?
Ведь на вас нет ни наручников, ни цепей, которые могли бы вас сдерживать? Я могу признать, что вы не хотите, но не могу признать, что вы не можете. Если вы не хотите, значит, вы так воспитаны: вам следует быть любезным и выслушивать от плохого механика „нет". Я правильно рассуждаю?
В конце концов, он также пытается жить, как и все остальные. Верно? (В этот момент весь класс с сарказмом говорит "Верно!") У него трое детей, ему нужно, как и вам, прокормить их и дать им образование. Так ведь?
Если он потеряет деньги в своем деле, он не сможет обеспечить им ту жизнь, к которой они привыкли.