d9e5a92d

Прогноз


Прогноз
В известных пределах все вышеупомянутое может быть предсказано. У лиц, склонных к навязчивым состояниям или страдавших ранее депрессией, вероятнее всего разовьется ажитированная депрессия. Острой реакции следует ждать у матери, потерявшей маленького ребенка. Большое значение для переживания горя имеет интенсивность общения с умершим перед смертью. Причем такое общение необязательно должно основываться на привязанности.

Смерть человека, к которому пациент испытывал враждебность (особенно враждебность, не находившую выхода вследствие положения последнего или требований лояльности), может вызвать у него острую реакцию горя. Так, больная, у которой умер муж-алкоголик, издевавшийся над ней, отреагировала выраженной депрессией, закончившейся самоубийством. Больной, 55-летний мужчина, после смерти матери, которая была источником всех его страданий, дал острую реакцию горя с враждебным отношением к врачу, который указал на некоторые в этой ситуации позитивные для больного моменты.

Все эти факторы важнее склонности пациентов к невротическому реагированию.
Лечение
Задача врача или лица, его заменяющего, состоит в том, чтобы разделить с пациентом работу по переживанию горя: помочь ему избавиться от зависимости от умершего и найти модели нового полноценного взаимодействия с социумом. Чрезвычайно важно замечать не только болезненные реакции человека на постигшее его несчастье, но и нормальные реакции, которые могут совершенно неожиданно развиться в болезненные и оказаться разрушительными.
Довольно часто при специальном анализе я выявлял, что страдалец горюет не столько по усопшему, сколько по тем благам, которые он (страдалец) потерял (об этом я уже говорил выше). Помнишь причитания: На кого ты нас покинул!, Что мы будем без тебя делать!? Втаком случае тому, кто оказывает помощь страдальцу, следует вкакой-то мере заменить умершего.

Авот что говорила мне одна моя подопечная, которая действительно горевала по своему погибшему мужу: Я сильная, я смогу прожить без него. Но мне очень жалко, что он так рано ушел. Он ведь такой молодой и мог еще так долго радоваться жизни!
У меня отработана техника беседы с человеком, перенесшим тяжелую утрату (идея взята у В.Франкла). Такую беседу помогает вести принцип сперматозоида. Легче ее вести с верующим.
Вот я здесь и дам более легкий вариант.
Пациент В., 70 лет, физически вполне здоровый, профессор консерватории по классу скрипки, тяжело переживал смерть своей супруги, с которой он дружно прожил многие годы и которая умерла два года назад в возрасте 67 лет. Острота горя не снималась. Только на работе он как-то отвлекался. С друзьями он все время говорил только о ней и отвлечь его от этой темы они не могли.

Он постепенно таял. Друзья понимали, что, если так будет продолжаться, он не сможет работать. И тогда его положение станет безнадежным не столько в материальном плане (взрослые дети его бы поддержали), сколько в моральном.

Он оказался верующим, что облегчило работу с ним. После приветствий и выяснения необходимых сведений я начал разговор, который протекал следующим образом:
Я:Как вы думаете, бывают ли случаи, когда оба супруга идут на тот свет вместе?
В.:Бывают, но крайне редко.
Я:Правильно. Обычно кто-то умирает раньше, а кто-то позже. Скажите, пожалуйста, если бы вы умерли первым, как бы чувствовала себя ваша жена?
В.:О! Она бы очень страдала!
Я:Вы в Бога верите?
В.:Да!
Я:Как вы думаете, если бы вы попали на небо и оттуда видели, что ваша жена страдает так, как вы страдаете сейчас, вы бы хорошо себя чувствовали?
В.:Конечно плохо!
Я:Так как она чувствует себя сейчас, видя ваши страдания?
В.(задумавшись и неожиданно успокоившись):Да-а-а! Плохо ей приходится! Ведь как она всегда понимала меня в горе!
Я:Потеря ваша велика. И, по моим представлениям, жена - это самый близкий для мужчины человек. Ни я, ни ваши друзья и дети ее заменить не смогут.

Но как-то разделить и облегчить ваше горе мы сможем.
В. (более спокойно и без надрыва): Да, не видел я ситуацию в таком свете.
Потом он поднялся и пожал мне руку. Мы попрощались.


Утратившему близкого человека оказывает поддержку церковь. Однако достигаемый при этом комфорт не содействует работе по пересиливанию горя. Человек должен принять боль утраты.

Он должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим и признать изменения своих собственных эмоциональных реакций. Он должен найти приемлемую форму своего дальнейшего отношения к умершему ипрежде всего избавиться от чувства враждебности к нему, если оно есть. Он должен выразить свое чувство вины и найти вокруг себя людей, с которых он мог бы брать пример в это время. Для достижения такой цели требуется восемь-десять бесед с психиатром. Быстро не получается.

Это и понятно. Ведь моя жизнь - это мозаичный рисунок, где каждый человек абсолютно незаменим. Иутрата самого близкого мне человека грубо нарушает мозаику, создавая дыру в самом центре.

На ее ликвидацию нужно время. Идаже если на это место становится другой человек, должна пройти работа по притирке всех кусочков мозаики друг к другу
Особые методы нужны, когда наиболее заметной чертой горя становится враждебность. Она может быть направлена против психиатра, и пациент, чувствуя свою вину, будет избегать общения с ним. Иногда приходится прибегать к использованию психотропных средств.
Предвосхищающие реакции горя
Это реакции на разлуку с близким (например, призыв сына вармию). Одна пациентка была так сосредоточена на том, как она будет переживать, если ее сына убьют в армии, что прошла все стадии горя - депрессию, поглощенность образом сына, перебор всех видов насильственной смерти, которая могла постичь его, детальной подготовки к похоронам ит.д. Такие реакции могут предохранить человека от неожиданного удара - известия о смерти, но нередко мешают ему восстановить отношения с вернувшимся.

Так, в научной литературе описаны случаи, когда солдаты, возвратившиеся с фронта, жаловались, что жены их не любят и требуют немедленного развода. Дело в том, что здесь предвосхищающая работа горя была проведена столь эффективно, что женщины внутренне освободились от мужей. Это очень важно знать, чтобы, приняв профилактические меры, избежать серьезных семейных проблем.
3.6. Зомбирование
С проблемой зомбировання мне приходится сталкиваться довольно часто. Зомбирование происходит в различных сектах и группировках, на сеансах многих гастролирующих экстрасенсов, биоэнергетиков идругих представителей альтернативной медицины. Часто присутствовавшие на этих сеансах попадали к нам на лечение в клинику. Поэтому могу привести свои соображения на этот счет.

Сразу оговорюсь, что я не рассматриваю случаи, когда такие воздействия лиц являлись провокационным моментом, способствующим обострению психического заболевания.
Наиболее часто зомбированию подвергаются лица, которые находятся в состоянии экзистенциального вакуума и у которых утерян смысл жизни. При этом не удовлетворяется одна из важнейших духовных потребностей человека - потребность в чувстве собственной значительности. Отсутствие индивидуального подхода к личности со стороны педагогов, родителей и начальников, необходимость без рассуждений выполнять усредненные требования, невнимание к внутреннему миру порождает у человека ощущение, что он - слепое орудие, автомат, винтик.

Это вызывает выраженное напряжение и хроническое состояние подавленности.
Есть четыре асоциальных или патологических способа выхода из экзистенциального вакуума. (Мне больше знакомо положение дел вучебных заведениях. О них я и буду писать, хотя и в производственных коллективах ситуация примерно та же.)
1.Делинквентное поведение. Оно проявляется в нарушениях учебной дисциплины - от опозданий и пропусков до грубости идемонстративности. Тем самым студент неосознанно становится в центре внимания как студентов, так и преподавателей. Некоторые особо отличившиеся удостаиваются внимания декана, проректора, а иногда иректора.

Жизнь становится осмысленной, а человек удовлетворяет чувство собственной значительности.
2.Алкоголизация и наркотизация. Наблюдаются у студентов, которые поступили в институт просто для того, чтобы как-то убить время, из-за соображений престижа и пр.
3.Неврозы и психосоматические заболевания. Они развиваются устудентов с верными социальными установками, желанием учиться, но неспособных в силу некоторых черт своего характера, чаще всего тревожной мнительности, правильно распределить свои силы. Они находятся в постоянном эмоциональном напряжении, не справляются с заданиями, теряются во время ответов. Появляющиеся задолженности нарастают как снежный ком.

Развивается невроз с выраженной соматовегетативной симптоматикой. Такие студенты часто лечатся уврачей соматического профиля и получают академические отпуска. После выхода на занятия какое-то время учатся неплохо. Но когда начинается новый материал, все начинается сначала. Психосоматические заболевания имеют ту же психогенную природу.

Болезнь начинает носить условно желательный характер, ибо служит оправданием несостоятельности студента и ставит его в центре внимания родителей ипреподавателей.



Содержание раздела