Я не знаю чем были заняты ваши мысли, когда вы были подростком; но я была всецело поглощена попытками одержать верх в ссорах с моими старшими братьями. И когда мне совсем надоедало думать об этом, я представляла, что когда-нибудь в процессе взросления я научусь выбирать людей - как отличать хороших ребят от плохих. В кино это было просто (те, кто в белых шляпах), но я не была знакома ни с одним ковбоем. Я, однако, наивно думала, что раз киногерои видели это различие, то, конечно, мои родители и учителя знают все о людях и когда-нибудь поделятся со мной своими секретами.
Но этого не случилось. Я более или менее подросла и отправилась в джунгли, не зная разницы между тигром и плюшевым медвежонком. Я предполагала, что, вероятно, в жизни нет никаких тигров. И я влюбилась. Неистово.
Безумно. Это было более волнующим, чем поглощать сладкую вату или раскачиваться на вершине Чертова колеса.
Неделю спустя (от друга моего друга) я узнала, что у моего симпатичного берегового охранника есть девушка дома, в Чикаго. Они планировали пожениться, как только он закончит службу.
Я плакала так, как могут только молодые. Как он мог быть таким лживым? Зачем он так со мной?
И хуже всего было мое собственное предательство по отношению к себе: Почему я не видела, что он такой человек?
Джунгли были опасны - и я еще не была готова к ним. Я поступила в колледж.
Я выучила четыре или пять важных слов. Я научилась говорить, скрывая бесхарактерный трепет внутри себя. Я узнала что-то важное (я уже забыла, что это было) об одной штуке, называемой Пи.
И я научилась удерживать чашку на колене, болтая глупости.
Но даже здесь, среди самых благонамеренных и эрудированных, никто не мог сказать мне, как выбирать людей - людей, которых можно любить, которых можно взять на работу, которых следует уволить, за которыми можно следовать, которых лучше не иметь среди своих друзей, которых нужно оставить или которым можно доверять.
В этом искушенном мире - бизнесе, общественной жизни - также не было ответов, вокруг только вопросы: Действительно ли это любовь? В какой клуб следует вступить? Хочу ли я работать на эту компанию? Должна ли я поддерживать это благотворительное общество?
Настоящий ли он друг? Как мне найти покупателя?
Предаст ли он меня? Стоящее ли это дело? Следует ли мне следовать совету этого учителя?
В то же время мои друзья также спотыкались. Марк встречает Кэт. Он влюбляется. Она привлекательная, остроумная, сексуальная.
Она никогда не использует много косметики; она интересуется такой же музыкой, как и он; ей нравится такая же пицца, как и ему. Все говорит в их пользу.
Следует ли ему жениться на ней и вместе готовить пиццу? Мне казалось, что если бы слабенький голосок у него внутри задал бы эти вопросы, то ответа бы не было: Как она выдержит в будущем семейные кризисы? Раскиснет она или выстоит?
Будет ли она устраивать слезливые сцены, когда ему придется работать допоздна? Не побоится ли она переехать из города, если он получит выгодный перевод по службе?
Не станет ли она ворчливой ведьмой, если он не будет зарабатывать достаточно денег? Не испортит ли она детей?
Отец Марка не поможет. Он озабочен своими проблемами в офисе: Следует ли ему взять на работу этого человека? Он хорошо одевается, не коммунист, его баки не длиннее чем у президента кампании и он племянник старого друга из студенческого братства. На бумаге он выглядит хорошо.
Но как он проявит себя в работе? Инициативный ли он работник? Он генератор идей или работяга?
Будет ли он вдохновлять людей или подавлять их? Может ли он следовать указаниям?
Будет ли он правильно выполнять заказы или делать дорогостоящие оплошности? Будет ли он тянуть вперед или отставать?
И не я одна хотела знать: как разгадывать людей? В начале 1951 близкий Друг оставил мне книгу: Дианетика: Современная Наука Душевного Здоровья американского писателя и философа Л. Рона Хаббарда (кто позднее основал международную Церковь Саентологии). Эта поучительная книга раскрывает главную причину несчастий человека и дает средство по их исправлению. Кроме того, в дополнение Рон Хаббард также описал свое первое исследование в совершенно новой области науки: классификация и предсказание поведения человека.
Позднее в 1951 он опубликовал Науку Выживания, в которой он подробно изложил эту новую науку. Читая эту книгу, я была изумлена, узнав, что этот человек содрал внешний социальный лоск и точно предсказал, что можно ожидать от любого человека.
Он полностью разоблачил всех зверей в джунглях (да, даже тигров в шкуре плюшевого медвежонка), чем я была одновременно и шокирована и удовлетворена.
Сейчас я знакома с этим материалом уже 21 год (поверхностное знакомство первые семь лет и тесное - последние четырнадцать). Я использую это в бизнесе и в личной жизни и нахожу это неизменно точным и надежным.
Единственные случаи, когда это подвело меня были случаи, когда я не использовала эти данные.
В этой книге я бы хотела поделиться моим опытом в использовании данных Рона Хаббарда. Когда вы прочитаете ее, вы будете знать, как правильно оценивать людей, что можно от них ожидать и что со всем этим делать.
Конечно, вы уже оцениваете людей (с большим или меньшим успехом), поэтому большинство материала не будет неожиданным, вы узнаете его.
Однако другие идеи настолько разнятся с принятыми общественными теориями, что даже если бы вы это обнаружили сами, вы, возможно, подавили бы их. Они не совсем согласуются с тем, что мы слышали в Воскресной школе или на коленях у матери.
Они разрушают некоторые из наших самых удобных, но надоевших банальностей.
Я обнаружила (и вам это предстоит), что приятный, улыбающийся человек, кто никогда, никогда не теряет самообладания, находится в худшем состоянии, чем человек, который изредка впадает в гнев - что навязчивый благодетель человечества гораздо разрушительнее, чем агрессивный негодяй, который заботится только о себе; что человек, который никогда не плачет (а принимает каждую потерю как свой крест) ближе к смерти, чем тот, кто рыдает. Но не принимайте мои слова обо всем этом.
Прочитайте материал. Понаблюдайте сами.
Когда вы закончите, я надеюсь, вы согласитесь, что когда мы обладаем соответствующим багажом знаний для выживания, исследование джунглей может быть довольно-таки веселым делом.
Человек по своей природе не плохой. Он хороший.
Но между ним и хорошими качествами лежат страх, гнев и подавления.
Л. Рон Хаббард, Свободный Человек, журнал Способность, 232
Один мудрый человек однажды сказал, что нет двух абсолютно одинаковых людей. За это мы можем быть во век ему благодарны.
Люди бывают высокие, низкие и разного цвета. Разные биографии, жизненный опыт и есть такие, которым нравится ставить пластмассовых фламинго в своих палисадниках.
Однако, несмотря на очевидную уникальность личности, Рон Хаббард столкнулся с общим знаменателем в каждом: эмоции. Эмоции!
Он, должно быть, имеет в виду нервную женщину, визжащую при виде мыши, ребенка закатывающего истерики, когда не может получить булочку, напуганного солдата, который не возвращается на поле боя, жену, истерично рыдающую из-за того, что муж ее не любит. Какое это имеет отношение к вам и ко мне или маленькому скромному бухгалтеру?
Мы же не эмоциональны. Это унизительное слово.
Однако, по мере того как я читала книгу Рона Хаббарда, я наблюдала за всеми людьми, которых я знала (и когда это было неизбежно, я даже смотрела на себя). Его выводы представляются правдивыми.
Каждый человек придерживается какого-то мнения относительно жизни - он находит ее жестокой, пугающей, полной раскаяния, сводящей с ума или прекрасной - но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или интеллектом.
Она определяется эмоцией. Это знаменательное открытие Рона Хаббарда выявило три важных факта об эмоциях:
1. Есть набор неизменных реакций соответствующих каждой эмоции.
2. Эмоции идут в определенном порядке - от плохих к хорошим.
3. Есть слои сдерживаемых эмоций, ранее неизвестных.
Каждой эмоции сопутствует полный, неизменный набор отношений и поведения. Поэтому, как только мы понимаем, что этот человек в горе (временно или хронически) мы ожидаем, что он будет горестно жаловаться: Меня предали. Никто меня не любит. Раньше все было лучше.
Мы также знаем, как он поведет себя в большинстве ситуаций. Богатая и красивая актриса, которая принимает флакон снотворного, чувствует такую же непреодолимую безнадежность, как и бездельник из района притонов, сидящий в сточной канаве, обняв свою пустую бутылку. Хотя у них разные декорации и костюмы, они произносят те же реплики.
Человек, который смотрит на мир через очки со стеклами из апатии, очень близок к смерти, не имеет значения его биография или окружение в настоящее время. Каждое суждение, каждое решение, каждое действие выкрашено в апатию.
Именно в процессе исследований методов улучшения духовного здоровья Рон Хаббард обнаружил закономерность реакций по мере продвижения людей. Помогая индивидуумам убирать воздействия болезненного прошлого, он обнаружил, что в процессе работы они часто сначала проявляли апатию и, при продолжении работы, они проходили через определенные эмоциональные ступени, которые всегда появлялись в одном и том же неизменном порядке для каждого человека: горе, страх, скрытая враждебность, гнев (или воинственность), антагонизм, скука, удовлетворенность и хорошее состояние.
Это изменение от неприятных эмоций до приятных было настолько надежным показателем успеха, что он стал использовать его как основной критерий достижений с каждым человеком.
Затем он понял, что можно нарисовать эти эмоциональные реакции в виде шкалы, с более радостными наверху и скверными внизу. Вскоре стало очевидно, что каждый человек в любой момент находится где-то на этой шкале, хотя он двигается вверх и вниз по ней, в зависимости от того испытывает ли он удачу или неудачу.
Также стало ясно, что чем выше положение человека на эмоциональной Шкале Тонов, тем лучше он выживает. Он более способен достигать необходимого для жизни. Он более счастлив, более жив, более уверен и компетентен.
Он побеждает. Наоборот, чем ниже падает человек по Шкале Тонов, тем ближе он к смерти.
Он проигрывает, более несчастен, готов стать жертвой.
Если мы планируем трудное путешествие по дикой, необитаемой местности, эмоциональная шкала подсказывает нам, что не следует выбирать в компаньоны того, кто тоскливо слоняется, жалуясь, что все это звучит ужасно. Нам лучше взять парня, который с нетерпением ожидает эту поездку.
Люди, находящиеся низко на этой шкале, ничего с нетерпением не ожидают. Чем меньше человек думает о будущем, тем ниже его шансы на выживание.
Для того чтобы отличать их друг от друга, Рон Хаббард дал различным эмоциям название и номер, по мере того как классифицировал их. Законченную последовательность он назвал Эмоциональная Шкала Тонов. Каждая эмоциональная позиция называется тон. Как каждому музыкальному тону соответствует звук определенной высоты и вибрации, так и каждый тон на эмоциональной шкале содержит в себе присущие только ему характеристики.
Было бы довольно трудно играть на пианино, если бы клавиши были не в последовательности, а перемешаны. И также почти невозможно понять людей и помочь им улучшиться без правильной шкалы, которая скажет нам точно насколько высоко или низко находится этот человек на клавиатуре эмоций.
Разделяющая линия шкалы тонов - это 2.0. Выше этой точки человек хорошо выживает. Ниже этого уровня его жизненные надежды довольно ничтожны. Используя эту линию, мы называем людей выше как высоко-тонных.
Людей ниже 2.0 как низко-тонных.
Там, где высоко-тонный человек разумен, низко-тонный человек действует нерационально. Чем ниже его тон, тем больше решения и поведение человека находятся под управлением эмоциональных чувств, несмотря на его образование или интеллект.
Когда мы слышим об уравновешенном, респектабельном президенте банка с преданной семьей, который внезапно присваивает сто тысяч долларов и сматывается в Южную Америку с молоденькой танцовщицей, мы можем задать вопрос: О чем он думал? В этом то, конечно, и проблема.
Он не думал. Он чувствовал. Эмоции руководили им, как и почти каждым.
Вероятно, такие люди застают нас врасплох только из-за того, что их эмоциональный тон был сдерживаемым. Некоторые эмоции очевидны, потому что они выраженные. Но Рон Хаббард обнаружил, что под каждой выраженной эмоцией существует полоса сдерживаемых эмоций:
(энтузиазм) 4.0 ЭНТУЗИАЗМ-выраженный
(интерес) 3.5
(консерватизм) 3.0 ЭНТУЗИАЗМ-сдерживаемый
(скука) 2.5
(.антагонизм) 2.0
(боль) 1.8 ВРАЖДЕБНОСТЬ-выраженная
(гнев) 1.5
(отсутствие сочувствия) 1.2 ВРАЖДЕБНОСТЪ-сдерживаемая
(скрытая враждебность) 1.1
(страх) 1.0 СТРАХ-выраженный
(сочувствие) 0.9 СТРАХ-сдерживаемый
(задабривание) 0.8
(горе) 0.5 ГОРЕ-выраженное
(заглаживание вины) 0.375 ГОРЕ-сдерживаемое
(апатия) 0.05
С открытием этих, едва различимых, сдерживаемых эмоций, лежащих точно между выраженными эмоциями, как слои в клубном бутерброде, мы теперь имеем новую классификацию многих позиций человека по отношению к жизни.
Ничто из этого не означает, что человек постоянно фиксируется в какой-либо определенной позиции. Люди могут меняться.
И иногда высоко-тонный человек может резко упасть на короткий период. Но если он достаточно высоко-тонный, он восстановится.
Так как мы знаем основные характеристики каждой эмоции, мы можем встретить человека в первый раз и, в течение минут, можем понять его теперешнее расположение духа. Более длительное наблюдение покажет нам его наиболее частую (обычную) эмоцию. Мы будем знать, насколько хорошо он выживает и будет ли он плюсом или помехой в наших отношениях.
Мы будем знать, насколько хорошо он может работать, насколько он правдив, насколько точно он может передавать сообщения или следовать приказам, его мнение о сексе и детях, и определимся, хотели бы мы оказаться с ним вместе выброшенными на пустынный остров или нет. Это лучше, чем полагаться на прихоти и народные предрассудки, перешедшие от бабушки.
На самом деле, это единственный возможный способ выбирать своих людей.
Если вы уже кого-то презираете, то вам не нужна шкала тонов, чтобы показать вам, что что-то не так (с ним, конечно), но она укажет вам причину ваших чувств и даст оправдание того, что вы не пригласите его на вашу следующую вечеринку.
Есть некоторые люди, на любви к которым мы настаиваем, несмотря на то, что они постоянно нас расстраивают. По мере того как обед стынет в печи и суфле тает, превращаясь в липкое месиво, мы удрученно удивляемся, как вообще мы спутались с тем, кто даже не думает позвонить, когда опаздывает.
Редко до нас доходит, что, может быть, мы ожидаем слишком многого от тех, кому дарим нашу бесценную любовь.
Есть люди, которые обитают в переходной области нашей дружбы. Они довольно приятны - никогда не забывают прислать открытку на день рождения и вытирают ноги перед дверью - но мы не испытываем особого удовольствия, проводя с ними вечер.
В следующих главах мы пройдемся по каждому уровню шкалы тонов. Если повезет, мы должны обнаружить полный набор характеров в нашей жизни и (наконец!) мы узнаем что конкретно можно от них ожидать.
Перед тем как мы примемся за отдельные тона, давайте рассмотрим общую информацию об этой шкале.
Так как каждая книга должна иметь последнюю страницу, и желательно, чтобы она была на достаточном расстоянии от первой, я не буду пытаться излагать здесь все, что известно о шкале тонов и эмоциях.
Основные данные в этой книге, также как и цитаты (за исключением особо отмеченных) взяты из Таблицы Хаббарда Оценки Человека, Таблицы Отношений Хаббарда и книги Л. Рона Хаббарда Наука Выживания. Я рекомендую все это для дальнейшего изучения (смотри список в конце книги).
Примеры взяты из моих собственных набегов в джунгли.
Люди двигаются по эмоциональной кривой. То есть, каждый человек колеблется на шкале от часа к часу, день ото дня. Он поднимается, если выигрывает пари.
Падает, когда теряет выгодную сделку. Он влюбляется и воспаряет к вершине.
Его девушка уходит к другому и он сваливается в Горе.
Дети часто перемещаются вверх и вниз со скоростью света. Когда они взрослеют вершины срезаются, кривая расширяется и они часто закрепляются в одном тоне (или узком диапазоне), где и находятся большую часть времени. Иногда они падают и перемещаются, по мере того как жизнь их бьет.
Человек, которого мы называем высоко-тонным, не оседает на шкале. Он сохраняет высокий интерес и энтузиазм в отношении жизни.
Хотя он может расстроиться и упасть на дно в низко-тонной среде, он гибок и быстро восстанавливается, как только оказывается свободным от такого воздействия.
Высоко-тонный человек проявляет эмоцию соответствующую обстоятельству. Когда у него тяжелая потеря, он чувствует Горе. Если он становится жертвой коварного обмана, он обычно сердится.
Он испытывает нужную эмоцию в нужное время. Поэтому, человек, который хорошо выживает, колеблется по всей шкале; он изменчивый.
Чем лучше его состояние, тем более он подвижен. Когда он сердится, он действительно сердится, но он оправляется от этого.
Когда он напуган, позже он уже не испытывает страха. Иногда он может быть необъяснимо подавлен, но он быстро восстановится.
Если вы пытаетесь улучшить человека, вы не пытаетесь вырвать его из шкалы тонов (так называемый неэмоциональный человек определенно находится на этой шкале). Мы улучшаем его в гораздо большей мере, когда делаем его способным приобрести управление, действие, способность и опыт по всем тонам.
Когда бы мы не говорили, что высоко-тонный человек имеет управление над своими эмоциями, всегда находится кто-нибудь, кто утверждает: Эмоции тогда настоящие, когда они стихийные. Контролировать эмоции просто нечестно! Наоборот, именно низко-тонный человек действительно фальшивит; он не испытывает нужную эмоцию по обстоятельству. Возражающий таким образом - это человек, который, скорее всего, будет плакать на свадьбе или дико смеяться, когда кто-нибудь упадет и сломает ногу Это честная эмоция?
Когда мы называем человека низко-тонным, мы не имеем в виду начальника, который рассердился на днях, когда увидел в мусорной корзине невыполненный заказ. Это не делает его человеком в 1,5 (тон Гнева).
Человек в 1,5 это человек, который сердится почти постоянно. Когда мы упоминаем Страх, мы не имеем в виду охотника, который убегает от набросившегося на него медведя, когда его ружье заклинило.
Мы говорим о фиксированном состоянии - неспособности изменить свое отношение и свое окружение.
Способный человек может действовать и противодействовать, низко-тонный же человек произносит те же реплики для каждой сцены в пьесе. Это аберрация. Все что не так с низко-тонным человеком - это его негибкость.
Когда он напуган, может ли он отойти от страха? Когда человек сердится и ругает кого-нибудь, может ли он отпустить свои недовольства? Высоко-тонные люди возвращаются на верхнюю часть шкалы.
Низко-тонные люди остаются хронически зафиксированными. Хотя они могут сдвинуться на метку вверх или вниз, они никогда не выходят из нижнего диапазона надолго.
Легко сказать, что человек сумасшедший, если он утверждает, что он Наполеон или бешено носится по улицам, убивая людей. Но у умных людей есть подозрение (особенно у людей из новых реформаторских движений), что гораздо более тонкое, едва различимое сумасшествие пропитывает сегодня всю нашу культуру. Мы видим общество, которое допускает беспорядочное уничтожение людей и разрушение окружающей среды (через войны и загрязнения), общество вливающее миллионы в исследования умственного здоровья, в то время как учебные заведения переполнены, и количество самоубийств растет. Мы видим правительственных агентов, которые конфискуют мед с полок магазина здоровой пищи из-за неверной маркировки и смотрящих сквозь пальцы на маркировку витаминизированный хлеб на продукте, содержащем в основном непроизносимые химикаты, смешанные и запеченные в пенистый, пластмассовый ком.
Легально, человек считается душевнобольным, если он не может отличить правильное от неправильного, но это мы вряд ли можем использовать для наших искусных суждений и для выбора в повседневной жизни.
Вместе с другими полезными возможностями, шкала тонов дает нам надежную шкалу для измерения душевного здоровья.
Чем ниже человек зафиксирован на шкале, тем менее он разумен.
Нет четкой границы между здравомыслием и безумием. Человек более или менее разумен в любую данную минуту.
В действительности, он может быть рациональным в одной области жизни и совершенно помешанным в другой.
В большинстве своем именно сила [проявления] тона побуждает общество сажать человека в сумасшедший дом. То есть, когда попадается кто-нибудь в низком тоне, который проявляется в полную силу, он, обычно, считается безумным. Это значит, что один человек в гневе может побить свою жену бейсбольной битой, тогда как другой в гневе (с меньшей громкостью этого тона) разрушает ее словами.
Они оба безумны, но общество признает только первого опасным.
Большинство людей выставляют приятный социальный тон поверх своего хронического тона, и они используют его для того, чтобы управлять внешними изменениями в повседневной жизни.
Конторский служащий вежливо улыбается даже когда ему хочется дать нам в зубы. Когда мы встречаем на улице случайного знакомого, мы, как правило, говорим, что с нами все в порядке, даже если нам плохо.
Однако, немного попрактиковавшись, вы сможете быстро определять хронический тон, несмотря на это защитное покрытие.
Скорее всего, вы будете думать об эмоциях не показанных на этой шкале. Многие из них будут где-то на шкале или как синонимы, или как различные проявления глубины тона.
Например, опасение, замешательство, беспокойство, ужас и робость все представляют собой различные оттенки и глубину диапазона Страха.
Есть чувства, такие как любовь, ненависть и зависть, которые проявляются через тон человека. Человек в Сочувствии любит совсем по-другому, нежели человек в гневе.
Завистливый человек может застрелить своего соперника или он может просто тихо напиться, в зависимости от его тона.
Некоторые из этих особых чувств будут рассмотрены подробнее в следующей главе.
Всякая всячина об эмоциях обнаруживается в любом исследовании поведения человека. Однако, без использования шкалы тонов материалы по этой теме редко пригодны для применения.
Любой человек рекомендующий, советующий или пытающийся помочь людям (при условии, что он действительно хочет помочь индивидууму) одобрит и примет эту шкалу тонов, потому что его собственные наблюдения покажут ее обоснованность.
Есть интересный пример профессионального исследования, который подтверждает расположение эмоций на шкале. Психиатр из большого университетского госпиталя на Среднем Западе [США] недавно провела пятилетнюю исследовательскую программу, в которой она опросила более четырехсот смертельно больных пациентов, чтобы найти способы помочь умирающим больным справляться со своим положением. В результате своих исследований она обнаружила, что большинство людей проходят пять психологических этапов перед смертью: отрицание, гнев, соглашение, горе и принятие.
Доктор заметила, что в течение первых четырех периодов пациенты все еще имеют проблески надежды выжить. В финальной стадии, большинство пациентов, готово спокойно встретить смерть.