d9e5a92d

Игровые процедуры на тренинговых занятиях


Психологические игры в тренинге открывают перед участником группы возможности, вероятно, не доступные ему в других условиях: человек в игре свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы, расширяет поле сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.
Самое важное он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.
Игра, применяемая на тренинге, позволяет взрослому человеку снять оковы внешне благопристойных и привычных социальных норм со своего внутреннего ребенка, освободить его от цензуры Супер-Эго, как сказали бы психоаналитики. Выскочивший "чертик из табакерки" оказывается вовсе не таким страшилищем, которого надо держать взаперти, а очень даже симпатичным созданием, обладающим таким забытым, но таким очаровательным достоинством, как спонтанность (читай подлинность). Отброшенная маска взрослой разумности осознается в этот момент атрибутом надуманного мира, девиз которого: "Как бы чего не вышло". И человек испытывает непередаваемое удовольствие погружения в процесс проявления своего детского Я живого, искреннего, увлеченного. Для многих это удивительно: оказывается, детство-то не осталось в прошлом, оно живет в нас и сейчас празднует освобождение. Но если бы эффект психологических игр заключался только в этом, не нужно было бы организовывать тренинговые группы достаточно пригласить энергичного массовика-затейника или, по новым временам, напористого шоумена, который с помощью нехитрых манипуляций заставил бы нас "впасть в детство".
В психологических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и прочищающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры. Если этого не делать или делать небрежно, то ведущий тренинговой группы может смело писать на своей визитке "специалист по развлекательным мероприятиям" и стереть слово "психолог".
Вопросы и задания для самоконтроля
 
  1. Каковы наиболее важные атрибуты игры? Охарактеризуйте значение каждого из них.  
  2. В чем состоят особенности детской игры, позволяющие использовать ее как психотерапевтическое средство?  
  3. В чем заключается диагностическая функция игры?  
  4. Вставьте нужное слово: "......... игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ".  
  5. Что такое "деловая игра"?  
  6. В каких практических психологических школах используются ролевые игры? Каким целям они служат?  
  7. Верно или неверно:  
  1. В психологическом тренинге не следует применять деловые игры, поскольку их цели не являются психологическими.  
  2. В психологическом тренинге игровой элемент является неотъемлемой частью всех (или почти всех) групповых процессов.  
  3. Единственной целью применения игр в психологическом тренинге нужно считать психокоррекцию.
 
  • Объясните, в чем состоит разница между коррекцией и помощью в саморазвитии.  
  • Сформулируйте, в чем заключаются наиболее важные цели применения игровых процедур в тренинге.  
  • Какие процедуры являются необходимыми, чтобы игра в тренинге вышла за рамки развлекательного мероприятия?
  •  


    Содержание раздела