1.2.7. В правовом отношении организации подразделяются на четыре формы:
- юридическое лицо зарегистрированное в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке,
- неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений),
- неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее отдельного зарегистрированного офиса, официальной печати, например, предприниматель без образования юридического лица,
- неформальная организация граждан, например, активисты жилого дома, объединение любителей пляжного волейбола.
1.2.8. Природа организации определяется:
- социальными системами;
- взаимным интересом;
- этическими принципами;
- иерархией;
- стремлением к конкурированию с другими организациями;
- ценностью психологической общности людей внутри организации.
Что же касается функционирования самих организаций и социальных групп внутри ее т. е. организационных структур отметим, что они имеют:
1.2.9. Тенденции изменения организационных структур:
Создание дифференцированных структур, включающих разнородные элементы (нейрокомпьютерные технологии, бенч (прибрежные) - маркетинговые холдинги и др.
1.2.10. В организации проходят:
- объективные (естественные по экономическим, управленческим и организационным законам) процессы,
- субъективные (искусственные по воле человека или общества) процессы.
1.2.11. К объективным процессам относятся:
- процессы спада и подъема в деятельности организации,
- баланс спроса и предложения,
- процессы, связанные с законами организации (синергии, самосохранения, композиции и пропорциональности, информированности).
1.2.12. К субъективным относятся процессы, связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.
1.2.13. В социальных организациях сложились определенные схемы коммуникационных отношений, которые функционируют в виде следующих схем:
- базовых а) линейная, б) кольцевая;
- производных - в) колесо, г) звезда, д) штабная, е) иерархическая,
ж) матричная;
- смешанные схемы, включающие в себя соответствующий набор базовых и производных схем.
В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.
1.2.14. Традиционный подход к теории организации представлен идеями первопроходцев школы классического менеджмента (Тейлор, Файоль, Вебер), которые исходили из того что:
- организация - это закрытая система,
- ее среда в главном и основном предсказуема,
- неопределенности в организации могут быть минимизированы путем правления и управления,
- главная цель коммерческой организации максимизация прибыли, экономическая эффективность,
- организация должна находится в системе жесткого управления и постоянного контроля и подчинения работников (механистическая организация, получившая название бюрократической).
1.2.15.
Основными законами механистической организации являются:
¦ четко определенная и жесткая иерархическая власть, призванная обеспечить достижение целей организации путем координации деятельности работников,
¦ единоначалие, которое должно свести к минимуму выдачу подчиненным противоречивых приказов и распоряжений. У каждого подчиненного должен быть только один руководитель, перед которым он отчитывается,
¦ объем властных полномочий должен соответствовать объему ответственности руководителя,
¦ сверху вниз должна делегироваться власть, а не ответственность. Руководитель, передавая часть своих властных полномочий нижестоящим работникам, несет главную ответственность за реализацию принятого решения и достижения целей организации.
1.2.16. Модернистские подходы базируются на иных характеристиках организации:
- организация это открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая нестабильна, изменчива, динамична, неоднородная по составу,
- внутренняя среда организации отличается наличием большого числа неопределенностей, которые трудно прогнозировать, предсказывать и контролировать,
- высшая цель организации обеспечение ее выживаемости в ситуации быстрой смены внешних и внутренних условий ее функционирования.
Вывод: традиционные и модернистские теории организации рассматривают организацию как систему.
1.2.17. Многообразие областей деятельности организаций сформировали и узаконили набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций позволяет:
- найти сходные организации по каким-либо параметрам;
- определить их численное распределение для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
- определить их отношение к налоговым и другим льготам Гражданского кодекса РФ. В нем предусматривается возможность создания коммерческих и некоммерческих организаций
Положительная тенденция развития (Э2, Э3, Э4) свидетельствует о прогрессивном развитии, а отрицательная (Э6, Э7) о регрессивном.
Этапы Э1, Э5, и Э8 могут представлять как прогрессивное, так и регрессивное развитие в зависимости от небольшого наклона линий этого цикла.
Само развитие организации может быть: эволюционным, революционным, скачкообразным, прогрессивным, регрессивным.
К фоновым относят:
1.2.27. 1. Закон информированности упорядоченности.
Каждая система (социальная или биологическая) стремиться получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для успешного функционирования (самосохранения).
1.2.28. 2. Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что:
процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, необходимо дополняются противоположными процессами соединения, кооперации, интеграции и т.п., с - другой.
Формулировка закона. Каждая система: живой организм, социальная организация (завод, концерн, учреждение и др.), стремятся настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций.
1.2.29. 3. Формулировка закона композиции пропорциональности.
Каждая система (биологическая и социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
Другими словами Закон композиции отражает необходимость согласование целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера.
Закон пропорциональности отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.
1.2.30. Специфические законы.
Отношения между компанией и руководителями в большей части стандартизировано в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу их новизны, либо в силу трудности, либо в силу нецелесообразности.
Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений его с другими людьми в организациях должно заранее определятся руководителем.
Все формализованные коммуникации и служебные отношения в организации определяются: инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, стратегией, подписанными контрактами, кодексами, регламентами и т.п.
Характер неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу, симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, традициями, договоренностями.
1.2.31. Руководители большинства компаний больше всего заботятся о формализованной стороне отношений, считая, что это достаточно для достижения организационного порядка.
Однако неформальные отношения работников вносят некоторые изменения в спроектированный организационный порядок, ослабевая или усиливая его. Поэтому неформальные отношения должны быть объектом управления через профсоюзные, женские и молодежные организации.
Гармония формальных и неформальных отношений дает возможность наилучшим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для компании.
1.2.32. Формулировка закона своеобразия: Для каждой компании существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления.
1.2.33. Формулировка закона социальной гармонии:
Для каждой компании развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышается производительность труда).
1.2.34. Формулировка закона оптимальной загрузки: Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором, в полной мере, раскрываются его способности и возможности.
1.2.35. Формулировка закона эффективного восприятия и запоминания информации:
Процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.
1.2.36. Формулировка закона эффективного осмысления:
Эффективное осмысление нового возможно при наличие у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.
1.2.37. Формулировка закона установки: Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и приготовился.
1.2.38. Формулировка закона устойчивости информации: Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем вторичная о том же событии.
1.2.39. Формулировка закона доходчивости информации: Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации (мультимедии).
1.2.40. Законы организации, описывая устойчивые и общие организационные связи, существующие в природе и обществе, механизмы их проявления и характер взаимодействия, выступают как объективная реальность, что находит подтверждение в многочисленных примерах организационного опыта, целостности (организованности) окружающего нас мироздания.
1.2.41. Ядром и фундаментом совокупного действия законов организации выступает закон синергии.
Все организационные процессы, в конечном счете, сводятся к образованию и развитию организационных комплексов (организованного целого), обеспечению их устойчивости и неустойчивости, слиянию и разъединению, переходу из одного состояния в другое. При этом общим конечным результатом действия законов организации выступает синергетический эффект.
Его прирост характеризует повышение уровня организованности целого (системы), положительность влияния внутренней упорядоченности на выживаемость, устойчивость жизнедеятельности системы, а его снижение (отрицательное значение) характеризует дезорганизованность, вызывающую разрушение и гибель целостных образований.
Таким образом, всеобщность и основательность закона синергии в его универсальности.
Действие всех остальных законов организации сводится к увеличению или уменьшению синергетического эффекта.
1.2.42. Теория организации помимо законов организации изучает принципы статистической и динамической организации
Принципы - это набор правил, положений, либо узаконенных органами власти, либо являющиеся принятыми значительной частью общества, либо получившие признание авторитетных ученых.
В отличие от закона принципы можно выбирать, выполнять или не выполнять, т.е. у каждого из них есть антиподы по содержанию. Например, статьи кодекса законов о труде (КЗОТ), заповеди библии, принцип кнута и пряника, правила регистрации товариществ и обществ в РФ.
Так, заповеди библии имеют альтернативы в виде заклинаний Корана, положений иудаизма, 4 благородных истин буддизма; теория X (ориентации человека к труду) имеет две альтернативы: теорию У и теорию Z. С законами организации такие альтернативы невозможны.
1.2.43. Для каждого закона организации необходимо формировать набор принципов, которые могли бы создать благоприятную обстановку для его реализации.
Варианты реализации законов организации:
Восприятие формируется на основе накопленного опыта видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.
- целостность личности это сочетание, своего рода наличие в человеке единство ряда качеств: знаний, опыта, профессионально мастерства, поведения в личной и общественной жизни, моральных и физических императивов.
- мотивация поведения во многом определяется содержание потребностей человека. Оборудование и технология в организации будут мертвым капиталом, если к ним не будет приложен труд предварительно мотивированных людей,
- стремление к соучастию стремление людей способствовать успеху организации, поделится с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Это стремление появится тогда, когда в организации будут созданы благоприятные условия для этого.
Речь идет о выгодной обеим сторонам (личности и руководства организации) практике.
- ценность личности. Ранее действовавшее положение о том, что человек это один из экономических инструментов, устарел.
Сегодня модными ценностями является: соответствующая квалификация, профессиональные способности, возможности для самовыражения личности.
1.3.6. Применительно к организационным проблемам полезным инструментом менеджера можно считать три современных подхода при организации управления в организации:
- научение,
- психоанализ,
- теорию мотивации.
1.3.7. Рассмотрим эти подходы более подробно:
научение:
- зарплата (некоторые поведенческие реакции поддаются воздействию это стимула, а некоторые не поддаются);
- стремление человека сохранит рабочее место (работник осознает, какой тип поведения позволяет ему в любом случае сохранить работу, а какой приведет к потере);
- социальные факторы, такие как престиж и статус (в зависимости от структуры организации достигнутые успехи ведут к повышению статуса тогда, как упущение и ошибки влекут за собой понижение в должности);
- обратную связь с начальством.
1.3.8. психоанализ (менеджеру надо знать):
- поведение человека не всегда бывает логичным и разумным;
- поступки человека не всегда можно объяснить в строгих и точных терминах;
- люди не всегда понимают свои импульсы и желания;
- с трудом могут объяснить свое собственное поведение;
- следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы поведения работника;
- менеджеру следует учитывать, что люди живут и работают так, чтобы их жизнь и работа была безопасной и надежной и поэтому они сознательно или несознательно игнорируют некоторые факты, не признают некоторых ощущений, дают не вполне правильные разъяснения.
Пытаясь применить методы психоанализа в деловых ситуациях, менеджер совершает ошибку. Однако тот, кто вынесет из этой теории более реальное представление о людях и их поведении, сможет эффективно общаться и работать с окружающими.