Для выявления потребности в организационных изменениях в качестве базовой используем методику "Оценки потребности в развитии" разработанную и описанную в работе "Управление по результатам" группой финских специалистов. Если быть более конкретным, то следует отметить, что из этой методики взята идея получения необходимости в развитии за счет соотношения значимости фактора для обследуемого предприятия и фактическим состоянием фактора на предприятии.
Сами факторы были разработаны и адаптированы для обследуемого предприятия посредством оценки значимости фактора силами квалифицированных специалистов, то есть руководителями различных уровней управления. В основу положены факторы социотехнической модели предприятия, другими словами факторы управления людьми и факторы управления производством.
Модель социотехнической системы представлена ниже на рисунке 2.1.
Модель социотехнической системы предприятия призвана сбалансировать и оптимизировать отношения между технической и социальной системой предприятия. В отношении существующих в настоящее время предприятий, сбалансирование и оптимизация этой модели испытывает определенные трудности и является дорогостоящим. Связано это с проведением довольно радикальных изменений, но все же необходимо для более эффективной работы предприятия в условиях социально ориентированной рыночной экономики. Именно те руководители, которые стремятся улучшить качество жизни на работе и организационную эффективность, предпочитают социотехническую модель обогащения работы.
Ниже представлен общий вид анкеты, с помощью которой проводился опрос на предприятии ГУП Аэропорт Сочи.
Методика оценки потребности и направления организационных
изменений фирмы.
Инструкция
Анкета направлена на выявление потребности в организационных изменениях на Вашем предприятии. Пожалуйста, выразите объективную критическую точку зрения по отношению к основным факторам, оказывающим влияние на результативность деятельности предприятия:
В графе А: отметьте кружком по каждому фактору цифру (1- 5) наиболее соответствующую ситуации на предприятии.
В графе Б: дайте оценку значимости каждого из факторов в соответствии с тем, какую роль данное обстоятельство играет в Вашем предприятии, по нижеследующей шкале:
5 - очень важный фактор;
4 - важный фактор:
3 - фактор средней важности;
2 - незначительный фактор;
1 - фактор не имеет значения.
N | А | Б |
N | Факторы управления людьми, влияющие на результаты управленческой деятельности. | Значимость |
1 | В нашем предприятии создана творческая, благоприятная атмосфера для развития системы управления. Согласен 54321 Не согласен |
|
2 | Руководители различных уровней в системе управления нашего предприятия достаточно мотивированы в своей деятельности. Согласен 54321 Не согласен |
|
3 | Руководители различных уровней стремятся выполнять свою работу наиболее эффективно и творчески. Согласен 54321 Не согласен |
|
N | А | Б |
4 | В нашем предприятии эффективно используются различные методы решения конфликтных ситуаций. Согласен 54321 Не согласен |
|
5 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы правовой защищенности персонала. Согласен 54321 Не согласен |
|
6 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы улучшения условий труда. Согласен 54321 Не согласен |
|
7 | В нашем предприятии оплата труда персонала соответствует уровню квалификации. Согласен 54321 Не согласен |
|
8 | В нашем предприятии успешно действует денежная система стимулирования трудовой активности. Согласен 54321 Не согласен |
|
9 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы улучшения социально психологического климата (СПК). Согласен 54321 Не согласен |
|
10 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы обеспеченности социальной инфраструктуры. Согласен 54321 Не согласен |
|
11 | В нашем предприятии созданы все необходимые условия для самореализации личности. Согласен 54321 Не согласен |
|
12 | В нашем предприятии созданы условия для инновационной деятельности работников. Согласен 54321 Не согласен |
|
N | А | Б |
13 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы индивидуальной автономности (ответственность, независимость и возможность выражения инициативы). Согласен 54321 Не согласен |
|
14 | Работа системы управления в нашем предприятии эффективна (принимаются решения, которые приносят наибольший эффект; развивается деятельность на рынке транспортных услуг). Согласен 54321 Не согласен |
|
15 | Руководители каждого уровня управления имеют точные задачи и цели своей деятельности, согласованные с начальником. Согласен 54321 Не согласен |
|
16 | В нашем предприятии действует система обучения и повышения квалификации персонала. Согласен 54321 Не согласен |
|
17 | В нашем предприятии процесс постановки целей распределен по всем уровням иерархии. Согласен 54321 Не согласен |
|
18 | В нашем предприятии процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на предотвращение ошибки. Согласен 54321 Не согласен |
|
19 | Мы постоянно стремимся к развитию сильных сторон в управлении и занимаемся поиском путей развития системы управления нашего предприятия. Согласен 54321 Не согласен |
|
20 | Моя собственная готовность и готовность других членов руководства развивать и совершенствовать деятельность нашего предприятия высоки. Согласен 54321 Не согласен |
|
N | А | Б |
21 | В своей работе мы применяем знания таким образом, что учитываются также интересы наших коллег. Согласен 54321 Не согласен |
|
22 | Работники нашего предприятия в полной мере информированы о положении дел, целях и перспективах развития; нет явления засекречивания информации. Согласен 54321 Не согласен |
|
23 | В нашем предприятии эффективно используются различные методы набора, отбора, найма и расстановки кадрового состава. Согласен 54321 Не согласен |
|
24 | В нашем предприятии действует система по формированию и анализу резерва кадров на выдвижение. Согласен 54321 Не согласен |
|
25 | В нашем предприятии успешно решается вопрос повышения квалификации руководящего состава. Согласен 54321 Не согласен |
|
26 | В нашем предприятии решена проблема текучести кадров. Согласен 54321 Не согласен |
|
27 | В нашем предприятии в процессе принятия решений используется групповое участие на всех уровнях иерархии. Согласен 54321 Не согласен |
|
28 | В нашем предприятии успешно функционирует точная многоканальная система организационных коммуникаций по всем направлениям. Согласен 54321 Не согласен |
Факторы управления производством, влияющие на результаты управленческой деятельности. | ||
N | А | Б |
1 | В нашем предприятии успешно функционирует система нормирования труда. Согласен 54321 Не согласен |
|
2 | В нашем предприятии успешно решаются проблемы сезонной деятельности. Согласен 54321 Не согласен |
|
3 | В нашем предприятии успешно решается проблема развития маркетинговой деятельности. Согласен 54321 Не согласен |
|
4 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы развития рекламой деятельности. Согласен 54321 Не согласен |
|
5 | В нашем предприятии имеются реалистичные краткосрочные и стратегические планы (на 3-5 лет). Согласен 54321 Не согласен |
|
6 | В нашем предприятии имеется действенная система годового, квартального, сезонного планирования. Согласен 54321 Не согласен |
|
7 | В нашем предприятии управление основано на гибких экстренных решениях. Согласен 54321 Не согласен |
|
8 | В нашем предприятии отсутствует запаздывание реакции управленческих решений на изменения в окружающей среде. Согласен 54321 Не согласен |
|
N | А | Б |
9 | В нашем предприятии успешно решаются проблемы связанные с рентабельностью. Согласен 54321 Не согласен |
|
10 | В нашем предприятии отсутствуют проблемы платежеспособности. Согласен 54321 Не согласен |
|
11 | В нашем предприятии успешно функционирует система улучшения качества предоставляемых транспортных услуг. Согласен 54321 Не согласен |
|
12 | В нашем предприятии успешно функционирует система экономии заработной платы. Согласен 54321 Не согласен |
|
13 | В нашем предприятии максимально используются производственные мощности. Согласен 54321 Не согласен |
|
14 | Для нашего предприятия характерно регулярное увеличение объемов предоставляемых транспортных услуг. Согласен 54321 Не согласен |
|
15 | В нашем предприятии успешно решается вопрос увеличения производительности труда. Согласен 54321 Не согласен |
|
16 | В нашем предприятии успешно решается вопрос уменьшения потерь рабочего времени. Согласен 54321 Не согласен |
|
17 | В нашем предприятии успешно решается вопрос снижения себестоимости предоставляемых услуг. Согласен 54321 Не согласен |
|
N | А | Б |
18 | В нашем предприятии активно внедряются нововведения (инновации). Согласен 54321 Не согласен |
|
19 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы внедрения ЭВМ и машинных методов обработки управленческой информации. Согласен 54321 Не согласен |
|
20 | В нашем предприятии успешно решаются вопросы расширения оказываемых видов услуг. Согласен 54321 Не согласен |
|
21 | В нашем предприятии успешно решается вопрос формализации практического опыта. Согласен 54321 Не согласен |
|
22 | Конкурентоспособность нашего предприятия находится на высоком уровне. Согласен 54321 Не согласен |
|
23 | Наше предприятие успешно решает вопрос роста технического уровня оснащенности производства. Согласен 54321 Не согласен |
|
24 | Организационная структура в нашем предприятии определена в письменном виде (структурные схемы, схемы деятельности, должностные инструкции). Согласен 54321 Не согласен |
|
25 | Организационная структура нашего предприятия не нуждается в преобразованиях. Согласен 54321 Не согласен |
|
26 | Технология выполнения производственных операций в нашем предприятии соответствует требованиям времени. Согласен 54321 Не согласен |
Представленная выше методика относится к экспертно аналитическому методу обследования и состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением руководителей различных уровней управления, чтобы выявить потребность и основные направления развития организации, а также выработать рациональные рекомендации по организационным изменениям. Для реализации данного метода используем проведение письменного анкетного опроса руководителей различных уровней управления. В целях получения объективной оценки опрос был выполнен не только на различных иерархических уровнях, но и в различных подразделениях предприятия.
В группу респондентов вошло тридцать шесть человек , из них тридцать человек из нижнего уровня управления и шесть человек из верхнего уровня управления. В состав опрошенной группы нижнего иерархического уровня вошли начальники отделов в службах предприятия, старшие и ведущие инженеры, экономисты, диспетчера и инспектора различных служб предприятия.
В состав опрошенной группы верхнего иерархического уровня вошли директора и заместители генерального директора. Гарантией объективности и правдивости ответов явилось во- первых, закрытый характер изучения и анализа полученных данных (без указания фамилий), во- вторых, интерес получения оценки адекватной фактическому состоянию действующей системы управления и перспективных направлений совершенствования организации.
Анкета включает в себя по каждому фактору:
А) оценку, соответствующую ситуации на предприятии;
Б) значимость, какую роль каждый фактор играет в конкретном предприятии.
Обработку полученных экспертных оценок выполним одним из статистическо математическим методом , в часности анализом полученных средних. После проведенного опроса вычисляем среднее арифметическое по каждому из факторов отдельно для нижнего и верхнего уровня управления. Причем, среднее арифметическое находим отдельно не только по каждому фактору, но и по состоянию фактора на предприятии и по значимости фактора на предприятии.
Для определения потребности в организационных изменениях по каждому фактору необходимо найти разность между значимостью и оценкой соответствующей ситуации на предприятии. Чем больше разность значений, тем больше этот фактор нуждается в развитии.
Соответственно, чем ниже разность, тем меньше данный фактор нуждается в развитии. Таким образом расставляя разность значений факторов по убыванию, мы получаем необходимые направления развития предприятия
В заключение данного раздела можно отметить, что представленная выше методика, не является единственной возможной, для исследования потребности и направлений организационных изменений. А высокая разность значений факторов при определении потребности, свидетельствует не о том, что данный фактор на обследуемом предприятии не развит, а о том , что этот фактор находится на более низком уровне и требует развития по отношению к другим факторам.
2.2.1. Обработка и анализ значимости факторов для предприятия.
Представленные ниже таблица N 2.1. и таблица N 2.2. , а также рисунок N 2.2. позволяет нам наглядно представить и произвести анализ по значимости факторов для предприятия направленных на управление людьми с точки зрения различных уровней управления. В результате можно наблюдать следующую картину. Наибольший разрыв во мнениях различных уровней управления прослеживается по факторам:
Следствием разрыва во мнениях по выше перечисленным факторам будет предрасположенность к оказанию сопротивления одним из уровней управления в случае необходимости развития одного из этих факторов.
Чем выше значимость фактора для обследуемого предприятия, тем меньшая
предрасположенность к оказанию сопротивления при его развитии.
Так как, все выше названные факторы с точки зрения верхнего уровня управления имеют значительно большую значимость для предприятия, чем с точки зрения нижнего уровня управления следовательно, возрастает предрасположенность к сопротивлению со стороны нижнего уровня управления в случае развития этих факторов.
Практически единое мнение наблюдается по факторам:
Следствием данного явления будет отсутствие предрасположенности к сопротивлению по значимости фактора какого-либо уровня управления.
По представленным табличным данным можно отметить, что наиболее значимыми факторами управления людьми для производства с точки зрения верхнего уровня управления являются следующие:
С точки зрения нижнего уровня управления наиболее значимыми факторами управления людьми являются следующие:
Из приведенных выше данных можно обратить внимание, что во-первых, для нижнего уровня управления характерно выделение по значимости факторов мотивирующего характера, в отличии от верхнего уровня управления который выделяет по значимости больше факторы организации и работы в целом системы управления; во вторых по факторам N 14, N 16, N 3 наблюдается общность позиций различных уровней управления по высотам значимости.
Еще одним аспектом высокой значимости отдельных факторов на обследуемом предприятии является относительно больший интерес их развития по сравнению с факторами имеющими меньшую значимость для этого предприятия.
Представленные ниже таблица N 2.3. и таблица N 2.4. , а также рисунок
N 2.3. позволяет нам наглядно представить и произвести анализ по значимости факторов для предприятия направленных на управление производством с точки зрения различных уровней управления. В результате можно наблюдать следующую картину. Наибольший разрыв во мнениях различных уровней управления прослеживается по факторам:
Следствием разрыва во мнениях по выше перечисленным факторам будет предрасположенность к оказанию сопротивления одним из уровней управления в случае необходимости развития одного из этих факторов.
Чем выше значимость фактора для обследуемого предприятия, тем меньшая
предрасположенность к оказанию сопротивления при его развитии.
Так как, все выше названные факторы с точки зрения верхнего уровня управления имеют значительно большую значимость для предприятия, чем с точки зрения нижнего уровня управления следовательно, возрастает предрасположенность к сопротивлению со стороны нижнего уровня управления в случае развития этих факторов.
Практически единое мнение наблюдается по факторам:
Следствием данного явления будет отсутствие предрасположенности к сопротивлению по значимости фактора какого либо уровня управления.
По представленным табличным данным можно отметить, что наиболее значимыми факторами управления производством для предприятия с точки зрения верхнего уровня управления являются следующие:
С точки зрения нижнего уровня управления наиболее значимыми факторами управления производством являются следующие:
Сразу отметим тот факт, что высокая значимость отдельных факторов на обследуемом предприятии является свидетельством относительно большего интереса развития этих факторов, а меньшая значимость отдельных факторов соответственно свидетельствует о меньшем интересе в развитии этих факторов.
Из приведенных выше данных можно выделить, что по факторам 11, 9 наблюдается общность позиций различных уровней управления по высотам значимости.
Если проследить наименьший уровень значимости по всем опрошенным группам, то здесь наблюдается общность взглядов по фактору N 17 "Себестоимость предоставляемых услуг".
Представленные ниже таблица N 2.5. и таблица N 2.6. , а также рисунок N 2.4. позволяет нам наглядно представить и произвести анализ по фактическому состоянию факторов на предприятии направленных на управление людьми с точки зрения различных уровней управления. В результате можно наблюдать следующую картину. Наибольший разрыв во мнениях различных уровней управления прослеживается по факторам:
Следствием разрыва во мнениях по выше перечисленным факторам будет предрасположенность к оказанию сопротивления одним из уровней управления в случае необходимости развития одного из этих факторов.
Чем ниже фактическое состояние фактора на обследуемом предприятии, тем меньшая предрасположенность к оказанию сопротивления при его развитии.
Так как, все выше названные факторы с точки зрения верхнего уровня управления имеют значительно лучшее фактическое состояние на предприятии, чем с точки зрения нижнего уровня управления следовательно, возрастает предрасположенность к сопротивлению со стороны верхнего уровня управления в случае развития этих факторов.
Практически единое мнение наблюдается по факторам:
Следствием данного явления будет отсутствие предрасположенности к сопротивлению по фактическому состоянию фактора какого либо уровня управления.
По представленным табличным данным можно отметить, что в наиболее плохом состоянии для производства с точки зрения верхнего уровня управления находятся следующие факторы управления людьми:
С точки зрения нижнего уровня управления в наиболее плохом состоянии для производства находятся следующие факторы управления людьми: