d9e5a92d

Типы людей


Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он Ад.

Если В, А и К - аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

 




Паттерны
Визуал
Кинестетик
Аудиал
Дигитал
ПРЕДИКАТЫ
кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный
чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойно
тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
ритмичный
разумный
логичный
знаю
понимаю
язык цифр
функционально
ПОЗА
Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты
Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед.
Голова набок, телефонная поза, посадка прямая
Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.
ТИП ТЕЛА
Как тощий так и тучный
Пухлый, округлый, мягкий.
Четкой зависимости нет
Мягкое,
полное
ДВИЖЕНИЯ
Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.
Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.
То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.
Движения не гибкие, обычно застывшая поза.
ФОРМА ГУБ
Тонкие, узкие
Пухлые, мягкие.
Различная.
Узкие, стянутые.
ДЫХАНИЕ
Высокое, грудное.
Низкое, брюшное.
В полном объеме.
Ограниченное.
ГОЛОС
Высокий, чистый, быстрый, громкий.
Низкий, медленный, хриплый.
Мелодичный, ритмичный, меняющийся.
Монотонный. прерывистый, густой.
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА
Над окружающими
Под окружающими
Глаза опущены.
Смотрит над толпой.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Посмотри, чтобы услышать.
Скорее прикоснется, нежели посмотрит.
Чтобы услышать, не смотри.
Никакого зрительного контакта.
ДИСТАНЦИЯ
Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят.
Очень близкая, чтобы коснутся
Небольшая, но предохраняются от прикосновений.
Отдаленная.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА
Не хотят быть ниже собеседника.
Из стресса выходят, беря вину на себя.
Очень многословны, нет риторических вопросов.
При стрессе становятся сверхрациональны.
ГЛАВНОЕ СЛОВО
КРАСИВО
УДОБНО
ТИХО
ФУНКЦИОНАЛЬНО

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
Визуалы - 35%;
Кинестетики - 35%;
Аудиалы - 5%;
Дигиталы - 25%;
А, например, для США это выглядит немного иначе:
Визуалы - 45%;
Кинестетики - 45%;
Аудиалы - 5%;
Дигиталы -5%;
Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими - вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.
Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.



А теперь про каждый тип отдельно.
 
Визуалы.
- Вы женаты?
- Нет, просто я так выгляжу!
 
Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые - разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса - слегка приподнятые брови как знак внимания.

Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения.
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее.

И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар.

Совершенно восхитительно!
Для Визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.
 
Кинестетики.
Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:
- А почему ты обручальное кольцо не надел?
- Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные.

Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. - это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие.

Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):
И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...
Кинестетики обычно весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что разговоров много, а дела мало”.

Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них просто рассказ как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе все эти красочные прелюдии и разговоры Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж - Кинестетик, жена - Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже.



Содержание раздела