Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он Ад.
Если В, А и К - аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
|
|
|
|
|
Паттерны |
Визуал |
Кинестетик |
Аудиал |
Дигитал |
ПРЕДИКАТЫ |
кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный |
чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно |
тон громкий отзвук послышалось звучит как... ритмичный |
разумный логичный знаю понимаю язык цифр функционально |
ПОЗА |
Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты |
Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. |
Голова набок, телефонная поза, посадка прямая |
Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова. |
ТИП ТЕЛА |
Как тощий так и тучный |
Пухлый, округлый, мягкий. |
Четкой зависимости нет |
Мягкое, полное |
ДВИЖЕНИЯ |
Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. |
Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. |
То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. |
Движения не гибкие, обычно застывшая поза. |
ФОРМА ГУБ |
Тонкие, узкие |
Пухлые, мягкие. |
Различная. |
Узкие, стянутые. |
ДЫХАНИЕ |
Высокое, грудное. |
Низкое, брюшное. |
В полном объеме. |
Ограниченное. |
ГОЛОС |
Высокий, чистый, быстрый, громкий. |
Низкий, медленный, хриплый. |
Мелодичный, ритмичный, меняющийся. |
Монотонный. прерывистый, густой. |
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА |
Над окружающими |
Под окружающими |
Глаза опущены. |
Смотрит над толпой. |
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ |
Посмотри, чтобы услышать. |
Скорее прикоснется, нежели посмотрит. |
Чтобы услышать, не смотри. |
Никакого зрительного контакта. |
ДИСТАНЦИЯ |
Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. |
Очень близкая, чтобы коснутся |
Небольшая, но предохраняются от прикосновений. |
Отдаленная. |
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА |
Не хотят быть ниже собеседника. |
Из стресса выходят, беря вину на себя. |
Очень многословны, нет риторических вопросов. |
При стрессе становятся сверхрациональны. |
ГЛАВНОЕ СЛОВО |
КРАСИВО |
УДОБНО |
ТИХО |
ФУНКЦИОНАЛЬНО |
А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
Визуалы - 35%;
Кинестетики - 35%;
Аудиалы - 5%;
Дигиталы - 25%;
А, например, для США это выглядит немного иначе:
Визуалы - 45%;
Кинестетики - 45%;
Аудиалы - 5%;
Дигиталы -5%;
Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими - вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.
Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.
Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения.
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее.
И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар.
Совершенно восхитительно!
Для Визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.
Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.
Кинестетики.
Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:
- А почему ты обручальное кольцо не надел?
- Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?
Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. - это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие.
Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):
И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...
Кинестетики обычно весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что разговоров много, а дела мало”.
Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них просто рассказ как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе все эти красочные прелюдии и разговоры Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж - Кинестетик, жена - Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже.