d9e5a92d

Шестишаговый рефрейминг


Шестишаговый рефрейминг.



Рефрейминг Содержания – не единственный вариант переформирования. Вот, например, шестишаговый рефрейминг. О нем стоит сказать пару слов подробнее.

  • Это одна из весьма универсальных техник. Практически любую проблему можно свести к шестишаговому.
  • Это очень хорошая техника поиска нового, более эффективного поведения.
  • Его очень легко автоматизировать – запустить на самовыполнение на бессознательном уровне.

И если рефрейминги значения и контекста направлены на переоценку событий, то шестишаговый помогает найти новое, более эффективное поведение, причем несколько новых вариантов.
Схема 6-ти шагового рефрейминга.


Подробное пошаговое описание. 1. Нежелательное Поведение. Определить поведение, которое вас не устраивает.

Не обязательно называть его словами – достаточно только представить или почувствовать.
После этого назовите его любой буквой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно: Икс, Эн, Белое, Семь...
Я дальше буду говорить о поведении Икс.
- А зачем это нужно?
Когда вы это называете: отчуждение, наглость, ярость, – это все оценочные слова. В них внесено ваше отношение к этому поведению. А это может помешать.
- А почему просто не сделать рефрейминг смысла?
Понимаете, решить проблему можно и поменяв отношение, и изменив поведение. Когда мы делали переформирование значения, мы как раз и меняли отношение к поведению, а само оно оставалось прежним. Но не все проблемы можно решить таким способом!

Есть множество случаев, когда рефрейминг смысла не сработает просто потому, что человек хочет изменить поведение, а не отношение.
2. Контакт с частью личности. На следующем этапе нам необходимо установить контакт с частью личности, ответственной за это поведение. Но прежде несколько слов по поводу модели частей.
Сразу хочу заявить, что

Никаких частей личности НЕТ!
Человек был и остается единым целым.

Это просто удобная модель.
Человек постоянно пытается понять мир. Для этого он и строит модели. Модель должна не только хоть как-то описывать, как что-то работает, но и быть понятной.

Это обычно две крайние точки: потому что обычно чем более точна модель, тем менее она понятна. Модель частей – это попытка описания чрезвычайно сложных мыслительных процессов человека, по аналогии с обычными отношениями между людьми. Очень большой плюс – это достаточно хорошо понятно для нормального человека, и не надо тратиться на многочасовые объяснения, о чем, собственно, идет речь. Минус – в недостаточной точности, даже некой фантастичности описания. Модель частей хорошо подходит для решения некоторых проблем, но не как базовый пример структуры психики человека.

Тем более не стоит на ее примере строить представление о том, каким человек должен быть.
Вернемся к контакту с частью личности. Нам необходимы сигналы Да и Нет. Например, вы можете сказать:
– Я хотел бы пообщаться с частью личности, ответственной за поведение Икс. Для этого нам необходимо определить сигналы Да и Нет. Это может быть изменение дыхания, подрагивание век, движение пальцев, головы или ноги.

Итак, как будет Да?... А как будет Нет?...
Если вы работаете с Клиентом (а не с собой), желательно, чтобы вы нашли не менее трех внешних признаков на Да и на Нет, тогда вы сможете всегда проверить истинность. Если сигналы вам кажутся малозаметными, вы можете попросить:
– Мне бы хотелось, чтобы сигналы были достаточно заметными для меня. Еще раз, как будет Да?...
И это вы можете повторять до тех пор, пока не получите желаемый результат.
Так же вы можете сделать следующее – сначала установить канал связи с бессознательным в целом, а потом попросить передать его части, ответственной за поведение Икс.
Можно общаться с частью через сознание Клиента. Тогда он сам ищет внутри себя признаки сигнала, а потом сообщает вам. (Но при этом желательно, чтобы Гипнотизер мог откалибровать их до того, как об этом ему сообщит Клиент).
Дальше. Задайте вопрос:
– Согласна ли часть, отвечающая за поведение Икс, чтобы ее называли А?
Помните, что поведение – это Икс, а имя части, за него отвечающей – А.
Тут есть небольшая манипуляция. Вне зависимости от того, что вам эта часть ответит, она с вами общается! Если она не хочет, чтобы ее называли А, предложите ей любое другое имя: Б, Игрек, Семнадцать.


3. Намеренье части А. Определите намеренье части А.
– Уважаемая часть А. Я понимаю, что то, что вы делаете для Клиента, очень важно и необходимо. Я вас благодарю за то, что вы согласились пообщаться с нами. Но нам бы хотелось узнать, в чем, собственно, состоит ваша функция, ваше намерение.

Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите сделать для Клиента с помощью поведения Икс?
Вместо Клиента подставляете имя того, с кем вы работаете в данный момент.
Если получаете ответ “Да”, то попросите сообщить об этом на уровне сознания.
Если “Нет”, то можно попытаться сделать это сознательно. Но про это дальше.
Тут есть небольшая проблеме. Намерение (которое всегда положительно) – можно представить и в виде образа, и в виде ощущения. Можно также произнести, но у нас пока нет вербального контакта с частью. Поэтому сообщить о намерении она может как раз в виде образа или ощущения.

И здесь обычно проблематична именно интерпретация, подходящая сознанию. Если мы пропустим этот шаг и пойдем дальше – мы проигнорируем сознание. Но у нас нет задачи еще больше усугублять внутренние противоречия человека.

Надо как-то про это намерение узнать и выразить, желательно вербально.
Если информация о намереньи части будет понятна сознанию Клиента, вы идете дальше. Если нет, то можно сделать следующее.
Гипнотизер может действовать простым перебором, называя различные варианты намеренья и получая в ответ Да или Нет. Для этого желательно хотя бы приблизительно знать, в чем, собственно, состоит нежелательное поведение Клиента. Иначе гадать можно очень долго.
- А ваше (части) намерение – это защита Клиента от какого-то переживания?
- А может, вы пытаетесь дать ему уверенность в себе?
Вы можете все это сделать через сознание Клиента, последовательно задая вопрос: А зачем тебе это нужно?, до тех пор, пока его ответ и невербальная реакция вас не устроят. Но после того, как это произошло, желательно все-таки проверить правильность вашего вывода у части А.
Правильно ли я понял, что ваше намерение – достижение спокойствия?
После того, как вы выяснили намерение части, вы задаете следующий очень важный вопрос:
– Приемлемо ли это намеренье для сознания?
- А если не приемлемо?
Тогда ищите дальше. Вы всегда можете подняться еще на уровень выше, задавая все тот же вопрос: Зачем?.
4. Новое поведение. Следующий очень важный шаг – создание новых вариантов поведения. Общая идея такая.
У каждого человека есть Творческая Часть, это именно та часть, которая способна придумать что-то новое, будь это новый вариант наклейки марки на конверт или оригинальный способ чистить зубы. Вот именно эта часть и способна придумывать новые варианты поведения. А задача части А – просто сидеть и выбирать из них те, которые более эффективны, чем Икс.
– Уважаемая Творческая Часть. Я прошу вас ответить и сообщить о том, готовы ли вы прямо сейчас помочь нам и придумать новые, более эффективные, варианты поведения вместо Икс?
Если идет ответ Нет, чаще всего это сообщение других частей, пользующихся поведением Икс для своих целей (но не создающих его), о том, что они тут, и их мнение тоже желательно учитывать. В этом случае нужно им просто объяснить, что никакие решения без согласования с ними приниматься не будут:
– Уважаемые части, которые заинтересованы в поведении Икс. Я понимаю, что ваши функции чрезвычайно важны и полезны для Клиента. И я благодарю вас за общение с нами.

И хочу сразу предупредить, что никакие решения без вашего согласия приниматься не будут.
После того, как эти вопросы урегулированы, задание:
– Я предлагаю части А отправится к Творческой части и сообщить ей свое намерение. Творческая часть начинает придумывать самые различные варианты поведения, при помощи которого можно реализовать намерение части А. Часть А же может выбрать из них те, которые более эффективны, чем Икс. После каждого подходящего варианта поведения просьба к части А выдавать сигнал Да.

Всего необходимо найти как минимум три новых варианта поведения, более эффективных чем Икс.
Иногда бывает забавная вещь – если какие-то варианты не подходят, то идет сигнал Нет. Но вам нужно только Да.
5. Экологическая Проверка. Самый важный момент – определить, не могут ли повредить каким-то образом эти новые варианты поведения Клиенту:
– Есть ли какие-то части личности, которые возражают против трех новых вариантов поведения?
Если таких частей нет (то есть никаких сигналов нет, или часть А выдает сигнал Нет), то вы идете на следующий шаг. Если же такие части (часть) есть, то вы возвращаетесь на предыдущий шаг и отправляете их всем скопом к Творческой части искать более приемлемые варианты поведения:
– Пусть все части, имеющие что-либо против этих трех новых вариантов поведения, сообщат свои намеренья Творческой Части, а она начнет создавать новые варианты поведения вместо Икс, удовлетворяющие как намеренью части А, так и всех этих частей.



Содержание раздела