d9e5a92d

Родительская школа


Дети - очень дорогие для нас существа, и, будучи родителем, мы принимаем на себя ту или иную часть беспокойства и ответственности за их жизнь. Поэтому, когда малыш приходит к нам в слезах из-за того, что его дразнят в саду или он поссорился с лучшим другом, нам, конечно, очень хочется утешить его и помочь. Но как? Устрашающие внушения чужим детям или их родителям, как правило, только усложняют ситуацию, да и ваш ребенок далеко не всегда готов следовать вашим инструкциям.

Бывает, что он даже не до конца осознает причины своего расстройства, и тогда ему особенно тяжело что-то посоветовать.
Мне, как детскому психологу, довольно часто приходится иметь дело с подобными случаями. Приводя ребенка, родители удивляются: "Но я ведь ему то же самое говорила, но мне он не поверил!". Да, детям не только тяжелее признаться в своих проблемах, но и нелегко "найти пророка в своем отечестве". Ведь для них это означает расписаться в своей слабости и неопытности, а кому, как ни собственным родителям они стремятся доказать, что они уже большие!

Гораздо больше им нравится находить самостоятельные решения или воспользоваться косвенной подсказкой чужого примера. Поэтому очень часто самым простым, но наиболее действенным терапевтическим приемом оказывается сказка или рассказ, где фигурирует ситуация, которая в данный момент беспокоит ребенка (в психотерапии это называется метафорой) . Дополнительное удобство этого метода заключается в том, что такие сказки вы можете сочинять сами (или импровизировать на ходу кукольный спектакль, продумав заранее лишь его ключевые моменты).
Общая структура подобных терапевтических метафор такова. Сначала вы представляете ребенку главного героя -- так, чтобы к нему было легко проникнуться симпатией. Вспомните, как это замечательно работало в знакомых вам сказках: "У нее были две дочки. Одна была глупая и ленивая, она все время "лежала на печи да ела калачи". А вторая - Настенька - была добрая и послушная, все умела делать по дому, и все люди в ней души не чаяли".

После такого описания вы сразу понимаете, кто является здесь положительным героем, и чью роль детям захочется примерить на себя. Вы можете воспользоваться также хорошо знакомым персонажем одной из любимых сказок, либо описать ребенка, очень похожего на вашего маленького слушателя. Не скупитесь на количество мелких подробностей и описаний.

Ваша задача -- сделать свою историю настолько интересной, чтобы привлечь внимание ребенка, помочь идентифицироваться с героем и вновь пережить вместе с ним все происходящие события.
Затем вы помещаете героя в проблемную ситуацию, аналогичную той, что беспокоит сейчас вашего ребенка. Это может быть отсутствие друзей, трудности с учебой, тяжелые отношения между родителями, смерть близкого человека, появление в семье младшего ребенка и др. Постарайтесь описать чувства и мысли, а не только поступки персонажей, чтобы ребенку было легко найти объяснение всему происходящему. И когда вы дойдете до критической точки своей истории, то есть до того места, которое ваш ребенок считает неразрешимым (например, герою предстоит постоять за себя, а он еще не знает, как это сделать), введите в сюжет новый персонаж - будь то добрая фея, или мудрый старик, или любой родственник, -- который подскажет герою одно или несколько новых решений.

Вы должны удивить ребенка тем, что это вовсе не тупиковая ситуация, и тем, как просто она может быть решена. Если советы, которые получит герой, будут достаточно реалистичны в исполнении, ваш ребенок, скорее всего, сразу захочет воспользоваться ими. И он будет благодарен вам за то, что ему не пришлось просить у вас помощи напрямую.
В качестве примера хочу представить вам сказку, которую я сочинила для 5-летней Саши. Она была очень робкой и нерешительной, особенно в присутствии незнакомых людей, и старалась ни на минуту не отрываться от родителей. Но эта сказка была нацелена и на ее маму, так как в определенном смысле у них были совершенно аналогичные стратегии. Мама боялась выйти на работу после долгого перерыва, и жизнь в "своем гнездышке" им обоим казалось куда более безопасной, чем переход к самостоятельной жизни и принятие на себя ответственности.



В своей сказке я сознательно наделила этим ограничением (нерешительностью) несколько разных персонажей, чтобы дать читателю возможность посмотреть на эту проблему с разных сторон и найти разные способы мотивации для смелости и активности. Однако особо внимательные из вас смогут обнаружить здесь множество разных подтекстов - это и проблема ревности между детьми, и привитие навыков общения, и поднятие самооценки. Буду рада, если, как всякая добрая сказка, сочиненная мною история сможет в чем-то помочь вашему ребенку, когда он познакомится с ней. Однако, безусловно, самым эффективным оказывается рассказ, содержащий конкретные подробности и цитаты, знакомые именно вашему малышу. Так что дерзайте - это кажется трудным только на первый взгляд.

И пусть ваша теплота и любовь помогут вам создать незабываемые шедевры для своих растущих детей. Они нуждаются в вашей поддержке.
СКАЗОЧКА ПРО ТРУСИШЕК
В одном небольшом английском городке, на тихой улочке стоял уютный каменный дом. И рядом с домом был чудесный сад, в котором росло множество цветов и деревьев. И среди этих цветов был один молодой розовый куст, на котором было два бутона.

Один бутон - наверху куста, он был покрупнее, а второй - помельче - на одной из боковых веточек. Девочка, которая жила в доме, называла эти два бутона мамой и дочкой, так они были похожи.
Ах, да, я вам еще не рассказывала про девочку. Звали ее Сандра, ей было уже 5 лет, и все кругом восхищались ее красотой, длинными волосами, стройной фигуркой. Жила она со своими родителями и забавным пушистым щенком по имени Черныш. Черныш был еще совсем маленьким, веселым и ласковым. Его только совсем недавно забрали от его мамы - большой мохнатой собаки и его родного братика, который почему-то был гораздо крупнее и смелее Черныша.

Но Сандра выбрала себе именно этого щенка. Может быть, в чем-то он напоминал ее саму…
Дело в том, что у всех у них - и у Сандры, и у Черныша, и у двух нераспустившихся розочек на кусте - был один общий секрет: они были трусишками.
Розы думали: мы не настолько красивые, никто не оценит нас, а только будут смеяться. Мы не достойны распуститься и смело смотреть в лицо солнцу.
Щенок думал: люди держат собак, чтобы они охраняли дом, а я слишком мал и слаб для этого. Пусть этим занимается мой брат - он крупнее и сильнее, у него получается звонкий лай, и все вокруг говорят: "Что за прекрасный сторожевой пес растет у вас!". Но зато, когда хозяевам нужно кого-то погладить, потискать и поиграть, - я тут как тут. Я очень нужен хозяевам таким - нежным и ласковым.

Я не могу подвергать свою жизнь опасности или становиться слишком независимым.
Сандра думала: мир такой большой и неизвестный, и я еще недостаточно умна, чтобы разобраться в нем. На речке много интересного, но в ней можно утонуть; дорога за воротами дома - такая манящая, но там можно заблудиться или встретить кого-то опасного. Сандру очень пугали эти фантазии, и чем больше она об этом думала, тем больше ей хотелось быть рядом с мамой и папой и никуда от них не отходить.
Но у них часто были какие-то свои взрослые дела, и Сандре больше приходилось бывать со своей няней. Это была очень добрая женщина, она часто играла с Сандрой, читала интересные книжки. Рядом с ней девочка чувствовала себя в полной безопасности и очень доверяла ей.
И вот однажды няня повела Сандру на берег реки. Когда они добрались до места, няня поставила на траву корзину с фруктами, расстелила одеяло и села читать газету. Сандра осмотрелась вокруг. Солнышко ярко освещало речку и огоньки пестрых цветов в траве. Ей захотелось побегать и порезвиться, и она радостно помчалась догонять бабочку.

Все было так здорово и весело! Но вдруг она резко развернулась и быстро пошла на то место, где расположилась няня.
- Что случилось, девочка моя?, - ласково спросила та.
- Я испугалась, - тихо сказала Сандра, немного помолчав.
- Чего же?, - удивилась няня.
Сандра показала рукой на расположившихся неподалеку людей, которые только что пришли на речку. Няня посмотрела в их сторону - это была семья с двумя детьми. Один мальчик, постарше, выглядел лет на восемь, а девочка была похожа на ровесницу Сандры.
- Но что же в них опасного? Это просто люди, которые тоже пришли сюда отдохнуть.
- Я не знаю, - грустно сказала Сандра, - но мне кажется, что люди могут плохо обо мне подумать… Если они увидят, что я здесь без родителей, они решат: вероятно, она такая плохая девочка, что мама с папой выгнали ее из дома за скверное поведение, или они сами такие плохие родители, что не смотрят за своей дочерью. А еще я не знаю, что мне нужно говорить и делать рядом с малознакомыми людьми.
- Не много ли всяких страшилок? А впрочем, многие дети чувствуют то же самое, что и ты, - сказала няня.
- Правда?, - удивилась Сандра, - а я-то думала, что я одна такая…
- Но ведь тебе хочется пообщаться с этими незнакомыми детьми?, - спросила няня.
- Да, но я не знаю, с чего начать.



Содержание раздела