d9e5a92d

Намерение и вторичные выгоды


Именно поэтому, курильщик может какое-то время крепиться, например, ради здоровья, но потом опять закуривает… Упражнение Намерение и вторичные выгоды В парах: Клиент, Оператор.
Клиент выбирает вариант поведения, который его не устраивает и который вы хотите изменить. Например: переедание, регулярные опоздания, любовь к компьютерным играм.
Оператор помогает определить для данного поведения:

  • намерение;
  • вторичные выгоды.

Для каждой вторичной выгоды найдите не менее 3-х новых вариантов поведения, при помощи которых можно эту вторичную выгоду удовлетворить.
Задача Оператора внимательно отслеживать невербалику Клиента, проверять точность его ответов.
Проблемное поведение: много ем по вечерам.
Намерение: сытость.
Вторичные выгоды: удовольствие, расслабление.
Новые варианты поведения:
сытость:

  • более плотно поесть на обеде;
  • вечером съесть яблоко или апельсин;
  • выпить стакан минеральной воды.

получение удовольствия:

  • посмотреть телевизор;
  • почитать книгу;
  • сделать несколько гимнастических упражнений.

расслабление:

  • почитать книгу;
  • принять ванну;
  • попросить мужа сделать массаж.

15 мин.
- Мы не смогли определить намерение курения. Нашли несколько вторичных выгод, а намерение не смогли.
Разделение на намерение и вторичные выгоды довольно условно. Намерение – это то, ради чего человек это делает. А вторичная выгода – что попутно он от этого поведения получает. Чаще всего намерение курения – доступ к определённым ресурсным состояниям: расслаблению, спокойствию и т.д.

А всё остальное – это вторичные выгоды. Это во-первых.
Во-вторых, при работе с навязчивостями различия между намерением и вторичными выгодами не столь принципиально.

  • Хотя, например, в других случаях это различие будет крайне важно.

Здесь вы можете просто работать в формате: - Какие потребности ты удовлетворяешь при помощи этого поведения?
В-третьих, бывает так: то, ради чего он начал курить, уже не важно, намерение сменилось. Многие подростки начинают курить для самоутверждения. Через некоторое время эта потребность может стать уже не важной, но курению уже нашли кучу других применений.
Техника Взмах Взмах – вполне универсальная техника, но лучше всего он работает с изменением нежелательного автоматического поведения. К этому типу можно отнести и нежелательное навязчивое поведение. Например: курение, переедание, грызение ногтей, постоянно раздражаюсь при разговоре с мужем.
Ключ. Взмах - очень эффективная и быстрая техника, но требует выполнения ряда условий. Для его использования нужно знать элемент опыта, которые обязательно присутствуют в проблемном поведении. Причём не важно, в голове он находится, или снаружи. Единственное разумное требование к этим элементам опыта – это то, чтобы они находились в самом начале.

Чтобы на них навесить новую стратегию.
Это как с дорогой. Предположим, есть дорога в город Васюки. Довольно хорошее шоссе.

Вот только проходит оно мимо какого-то химкамбината, который выделяет вокруг себя всяческую гадость, от которой портится машина и здоровье. Хотелось бы этот комбинат объехать. Понятно, что поворот на объездную дорогу должен быть до него.

Потому что после уже смысла не имеет.
То есть для Взмаха требуется определить, что обязательно присутствует в опыте Клиента (либо внутреннем, либо внешнем) до того, как он вляпается, то есть начнётся нежелательное поведение. Например, если это курение – нам нужно найти момент до того, как человек вставит сигарету в рот и подожжёт её (с этого момента, собственно, и начинается проблемное поведение).

  • Это даже в языке: сначала закуривание, а потом курение. Вы хоть раз слышали, чтобы человек хотел бросить закуривать?

Ведь процесс закуривания довольно большой: сначала человек узнаёт о том, что пора курить, потом он достаёт сигарету, потом подносит её ко рту, потом поджигает… Вот нам подойдёт всё, что от момента узнавания (включительно) до момента поджигания. Что же выбрать?
Первый вариант – попытаться найти, что проблемное поведение запускает (это называют триггером). Каким образом человек узнаёт, что ему пора бояться, раздражаться, курить, переедать или волноваться? Понятно, что триггер обязательно будет стоять до вляпывания. Например:


Триггер – это то, что запускает процесс. Как человек узнаёт, о том, что пора начать беспокоиться, раздражаться, курить, переедать. Например:
- Я прихожу домой, захожу на кухню, и у меня в голове образ Большого Пирожного. Меня к нему тянет и так и хочется откусить.
Триггер – образ Большого Пирожного.
- Когда я вижу начальника, я вспоминаю ситуацию, когда он меня отчитывает, и чувствую себя униженным.
Триггер – образ ситуации, где он меня отчитывает.
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?
Или в более пассивном варианте:
- Что тебя заставляет делать это?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа (или звука), который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;
  • переедание – образ руки с вилкой;
  • раздражение – образ разъярённого лица начальника;
  • агрессия – характерные обвиняющие интонации в голосе.

Если вы нашли обязательно присутствующий кусочек опыта (триггер, образ), его можно будет использовать как ключ – тот элемент, к которому будем цеплять новою стратегию. Ту точку, где с шоссе на Васюки можно свернуть на объездную дорогу вокруг химкамбината.
После того, как нашлось место, где можно повернуть (ключ), надо ещё эту самую объездную дорогу построить. Но чем хорош Взмах – он вам предлагает не просто объездную дорогу, а целую строительную бригаду с техникой, которая под ваш заказ быстренько построит новый путь, удовлетворяющий всем вашим потребностям. И практически бесплатно.

Не хотите ехать через болото – пожалте вам дорога через горы. В дождь не хотите через горы – пожалте через долину.
Я-образ. Роль этой самой строительной бригады во Взмахе выполняет образ желательного состояния, Я-образ. Вы представляете себя в желаемом состоянии, всего светящегося, здорового, бодрого, уверенного в себе и т.д. и наделяете его вдобавок способностью строить любые дороги, ведущие к г.Васюки. То есть наделяете его умением:

  • удовлетворять все те потребности, которые раньше удовлетворялись при помощи проблемного поведения;
  • удовлетворять все потребности, которым мешало проблемное поведение;
  • способность быть гибким – придумывать новые варианты поведения.

Естественно, для этого предварительно нужно определить намерение и вторичные выгоды проблемного поведения, а также то, что даст желательное состояние (намерение и вторичные выгоды желательного состояния).
Ещё очень важно, чтобы этот Я-образ был для вас привлекательным. Для этого его делают ярким, красочным, убирают фон и т.д.
Взмах же очень хитрая техника – он не создаёт нового поведения, он задаёт направление движения и предоставляет ресурсы для этого. Про ресурсы понятно – это все те умения, способности и состояния, которые вы внесли в Я-образ. Этот же Я-образ служит мотивацией движения в его сторону.

Но для этого его нужно сделать максимально привлекательным – обычно для этого он должен быть ярким, большим, на размытом фоне и т.д. Просто для большинства людей эти субмодальности (яркость образа, размер, соотношение фигура-фон) и будут наиболее важными для кодирования хочется мне этого или нет.

  • Понятно, что если у вас привлекательный образ – тёмный, маленький и размытый, то вам Я-образ тоже надо сделать тёмным, маленьким и размытым. Правда, я в своей практике такого не встречал…

Замена Осталась совсем чуть-чуть: объяснить своему бессознательному, что вот в этой точке необходимо повернуть на новую дорогу.
Для этого нам нужно сделать связку - замечаю ключ, и включается новая стратегия. Во Взмахе это делается так, например: есть визуальный образ ключа, я на него смотрю, потом резко заменяю на Я образ, смотрю на Я-образ, всё стираю. Потом всё повторяется по-новой: ключ – Я-образ – отвлечение.

И так раз 5-7. Здесь очень важно сделать смену ключ - Я-образ максимально быстрой.

  • Процессы в нашем бессознательном идут с очень большой скоростью, и если что-то делать медленно, оно просто не связывает между собой эти события. Это знаете как если бы вы задали человеку вопрос: - Как дела?. Он в ответ молчит. Но через три дня вдруг подходит к вам и говорит: - Нормально!

Итак, как можно организовать процесс переключения:
- Представьте себе слайд-проектор, в который можно поместить два слайда. И их можно быстро перещёлкивать. Вот один слайд – это руки с сигаретой (ключ), а второй – образ Успешного Пети (Я-образ). Что ты делаешь: включаешь слайд-проектор, смотришь на образ руки с сигаретой, щёлкаешь, смотришь на Успешного Петю, выключаешь слайд-проектор.

Потом повторяешь сначала. Это всё тебе нужно будет сделать семь раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, можешь относительно долго смотреть на образ Успешного Пети, но щелчок должен быть максимально быстрым.

Старайся с каждым разом сделать его всё быстрее и быстрее. Начали.
- Представь себе образ шоколадки (ключ).



Содержание раздела