Аудиальные субмодальности.
Положение |
Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас? Откуда этот звук исходит? |
Высота |
Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий? |
Громкость |
Какова громкость этого? Звук громкий или тихий? Обычно соответствует размеру и яркости в В канале. И работает приблизительно так же. К стати, в большинстве случаев внутренняя громкость являлась критической субмодальностью аудиального внимания. |
Моно/стерео |
Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас? Обычно соответствует объемно / плоско в В канале. |
Монотонность |
Это монотонный звук или скорее мелодия? |
Темп |
Это быстро или медленно? |
Ритм |
Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони. |
Длительность |
Это непрерывное или прерывистое? |
Кинестетические субмодальности.
Качество |
Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение... |
Интенсивность |
Насколько сильно это ощущение? |
Положение |
Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого? |
Движение |
Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами? |
Направление |
Откуда это движение стартует? Каково направление его движения? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его? |
Скорость |
Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение? |
Размер |
Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)? |
Регулирование интенсивности переживаний. В наших проблемах есть как бы, две части. То, что нам мешает и то, что мы просто не умеем делать. Если вы с детства ходили в кандалах, тогда то, что вам мешает бегать - это кандалы . Но если вы их скинете совершенно не обязательно, что вы немедленно сможете бежать. Вам еще надо будет научиться этому.
Так вот. Очень часто неприятные воспоминания - это те кандалы, которые нам мешают бегать. Поэтому давайте научимся от них избавляться, если они нам не нужны. Мы будем сейчас работать двумя способами.
С изображением и звуком. Я предлагаю вам попробовать оба и выбрать тот, который для вас будет работать лучше. А теперь разбейтесь на пары. Один из вас будет Учеником, а второй Инструктором. Он будет говорить первому, что делать.
Исходя из инструкции, которую я вам сейчас дам. Попробуйте так. Один работает со звуком, а второй с картинкой.
Но если у кого-то не получается, попробуйте поработать вместо звука с изображением, и наоборот.
1. Выбор ситуации. Выбрать неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно, что бы она была связана с разговором. Если с образами, тогда это не важно.
Главное картинка.
2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком. Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук.
А возможно это у вас получиться само собой.
2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением. Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью.
Посмотрите, что влияет сильнее, с ним и работайте.
3. Изменение оценки ситуации. После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро.
При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью...
4. Проверка. Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает - звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. ( Она отдвигается, становится более размытой и тому подобное). Если нет - попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости.
Если не получиться, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком.
А теперь надо попробовать объяснить бессознательному то, что мы от него хотим. Для этого проделайте пункты 1-4 еще с 2-3 ситуациями.
6. Проверка работоспособности. А теперь попробуйте вспомнить любую неприятную ситуацию. Если она сама измениться в сторону уменьшения интенсивности переживаний, то все работает. В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее.
Для некоторых, главное в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других - основное - это звук, что ему говорят. Тогда ему лучше и работать с ним.
Обычно, у таких людей, одновременно с уменьшением звука, картинка, тоже, либо отдаляется, либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п.