d9e5a92d

Организация стратегического планирования

Итак, базовой стратегией в стратегическом долгосрочном планировании функционирования регионов, производящих основную долю продовольственных товаров в России является выход из кризиса в стадию стабилизации и развития. Причем, плановый период необходимо разбить на три этапа:

  1. Прекращение спада в отраслях материального производства АПК, падения реальных доходов населения региона. Этот период должен быть по возможности сокращен до минимума.
  2. Этап переструктуризации аграрной экономики с целью перехода в фазу оживления и экономического роста и развития: формирование рационального сочетания форм собственности и хозяйствования; технологическая реструктуризация с целью перевода материально-технической базы региональной экономики на инновационный тип воспроизводства; переструктуризация экономической основы процесса производства на предпринимательский тип; ориентация этого процесса воспроизводства на получение предпринимательского дохода, то есть добавочной прибыли на инновационной основе. В этот период необходимо обеспечить диффузию инноваций во все моменты процесса воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление, освоение инновационного маркетинга и менеджмента и т.д.
    В этот период обеспечивается рост реальных доходов населения.
  3. Переход в стадию оживления и экономического роста. В этот период обеспечивается рост объема и эффективности производства конечного продукта регионального АПК, повышение реальных доходов населения, занятого в сфере АПК до уровня предреформенного периода15.

Крупные корпоративные структуры регионального АПК,
как правило, при стратегическом планировании избирают такую же базовую стратегию. Другие структуры, в зависимости от состояния их экономического потенциала и изменений внешней среды избирают стратегию стабилизации, или оживления, в крайнем случае стратегию выживания в зависимости от отмеченных в первой главе обстоятельств.
Во взаимосвязи с базовой стратегией разрабатываются функциональные стратегии: производственная, финансовая, маркетинговая, инновационная, социальная, ценообразования и т.д.
В условиях рыночных отношений, при всей значимости каждой из отмеченных функциональных стратегий, особым приоритетом обладает стратегия маркетинга. Стратегический маркетинг имеет потенциал и функциональные возможности для ориентации и систематизации стратегического управления и его ключевой функции стратегического планирования.

Стратегическое маркетинговое планирование важнейший компонент в системе стратегического планирования в региональном АПК.
Приоритет маркетинговой стратегии обусловлен следующими обстоятельствами:

  • стратегический маркетинг - механизм обеспечения устойчивой конкурентоспособности регионального АПК в будущем;
  • стратегический маркетинг механизм согласования: интересов, стратегических целей регионального АПК в целом и его структурных подразделений, интересов региона с интересами Федерального центра в решении продовольственной проблемы страны;
  • стратегический маркетинг важнейший инструмент целенаправленного обеспечения системности антикризисных мероприятий по выводу регионального АПК в фазу экономического роста и развития.

По существу, стратегия маркетинга является детализацией базовой стратегии регионального АПК. Все стратегии маркетинга необходимо использовать в разном сочетании в зависимости от изменений: рыночной конъюнктуры, стратегических факторов и возможностей регионального АПК и его формирований.
При формировании и реализации стратегии маркетинга в сфере регионального необходимо системно увязать все элементы производства и сбыта продукции. На стадии производства главная проблема заключается в определении: какую продукцию для кого производить с учетом стратегии ценообразования. На стадии распределения необходимо построить ее рациональную сеть с использованием различных дистрибуторных центров, оптовых и розничных рынков и фирм.

При этом руководствуются критерием минимизации транспортных издержек и издержек обращения, роста объема продаж, обеспечения выхода на новые сегменты рынка и т.д.
На стадии реализации обеспечивается продвижение товара на рынок с помощью рекламы, организации торговых мест и т.п.
Общим принципом выбора стратегии маркетинга в региональных АПК в сложившейся ситуации добиваться концентрации стратегических ресурсов на тех товарах, стратегических хозяйственных подразделениях региона, которые обладают благоприятными, уникальными конкурентными возможностями в увеличении объемов продаж и получении прибыли выше среднего уровня в регионе.
На четвертом этапе регионального стратегического планирования разрабатываются стратегические целевые программы и проекты и система стратегических планов. В большинстве регионов набор целевых программ определен и имеется определенная практика их составления. Например, в Курской области разработана и реализуется Комплексная программа социально-экономического развития Курской области на 1997-2005 годы. В ее структуре содержится целевая программа Стабилизации и развития агропромышленного комплекса.



В программе записано: Решение задач по выходу из состояния кризиса предусматривается на основе реализации конкретных программ, входя как в Федеральные целевые программы, так и в региональные. К стратегическим из них отнесены программы Стабилизации и развития агропромышленного комплекса Плодородие, Сахар, Мясо и Молоко.
В комплексной программе выделены этапы ее реализации: преодоления кризиса (1997-1998 гг.), стабилизации (1999-2000 гг.), развития (2001-2005 гг.), которые относятся и к реализации программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса
и остальных целевых программ.
Какой вывод можно сделать относительно этого опыта. Конечно, весь комплекс этих программ содержит недостатки принципиального характера, которые порождены в основном не ошибками субъекта Российской Федерации при их разработке, а другими причинами.

Данные программы являются составными компонентами соответствующих Федеральных целевых программ. Мы сознательно использовали принципиальные подходы, которые были реализованы при составлении Федеральных программ. И это вполне объяснимо.

Во-первых, для их реализации планировалось выделение определенных инвестиций из Федерального центра. Во-вторых, намечалось изменение аграрной политики, так как АПК официально был поставлен в разряд первостепенных, а следовательно, ему предполагалась определенная поддержка, обеспечивающая систему льгот при налогообложении, кредитовании.
В-третьих, Федеральные целевые программы, обеспечивающие достижение определенных рубежей, не были обоснованы соответствующими качественными прогнозами.
В-четвертых, при разработке данных программ сказалась инерция директивно-централизованного планирования. Как уже было отмечено, между стратегическим и долгосрочным планированием, наряду с их общими чертами есть принципиальные различия.
При директивно-централизованном планировании все параметры внешней среды, по существу, определялись государством. Теперь субъектом Российской Федерации приходится адаптироваться к нестабильной непредсказуемой внешней среде.

Непредсказуем сам формируемый стихийный рынок. В условиях отсутствия аграрной политики само государство является катализатором непредвиденных обстоятельств, представляющих угрозу для функционирования региональных АПК.

При составлении отмеченных Федеральных программ не были преодолены недостатки, которые были отмечены при оценке первого опыта разработки плана развития Н.Д.Кондратьевым16. Он отмечал: в план необходимо вводить лишь те параметры, которые обоснованы.

Планы без обоснования лишены реальности. Они могут принести больший вред, чем их отсутствие. Далее он обоснованно советовал категорически отказаться
от количественного выражения тех элементов планирования, предвидеть которые в качественной форме при данных условиях и при данном уровне знания, мы не можем. В этих случаях необходимо ограничиться тенденциями изменений соответствующих явлений. Но в то же время это не означает отказ от количественных показателей при планировании.

Например, можно количественно выразить динамику посевных площадей поголовья животных и т.д.
И опять же нужно учитывать, что стратегическое планирование ценно предвидением и обоснованием качественных изменений
в будущем. Классическим примером обоснования подходов к разработке стратегического плана развития регионального АПК и соответствующих программ мы находим в докладе Н.Д.Кондратьева Основы перспективного плана развития сельского и лесного хозяйства на пленарном заседании Президиума Госплана СССР
в 1925 году. Многие положения этого доклада можно брать за основу сегодня, корректируя на современные условия.
Отмеченные недостатки Федеральных программ, которые регион вынужден повторить в своих соответствующих программах, отказ государства от финансирования им же принятых целевых программ, ухудшение внешней среды, во многом обусловленное деструктивной аграрной политикой государства и другие обстоятельства, привели к тому, что в первый этап реализации целевых программ не было достигнуто тех количественных показателей, которые были определены для АПК Курской области. Аналогичная ситуация с реализацией данных показателей в подавляющем большинстве регионов России.
Следует подчеркнуть, что опыта разработки стратегических планов социально-экономического развития региональных АПК в России нет. Поэтому разработку их по всем параметрам целесообразно начать с корпоративных структур регионального АПК, определяющих его будущее. По мере готовности субъектов управления и стратегического планирования в регионах комплексные стратегические планы будут разрабатываться в отдельных региональных АПК. В региональном АПК Курской области готовятся к этапу внедрения стратегического планирования агропромышленного производства.

В сельскохозяйственных регионах России необходимо создать Центры методического обеспечения стратегического планирования АПК.
В структуре стратегического планирования важным элементом является определение стратегических направлений обеспечения устойчивости воспроизводства в региональном АПК. К разработке данного компонента стратегического планирования в Курской области как в целом ряде других регионов России в целом готовы.
В сложившихся условиях необходимо выделить четыре стратегических направления.
Первое разработка и реализация сбалансированного по всем компонентам системы интенсификации агропромышленного производства, максимально-адаптированной к территориальной биосистеме и природно-климатическим условиям региона. Это самое малозатратное направление планируемого обеспечения устойчивости воспроизводства.

Сохранение биосистемы в то же время важнейший компонент экологической стратегии.
Введение в оборот такой системы предполагает всесторонний учет в хозяйствовании:

  • почвенных природно-климатических и других экологических факторов при выборе структуры, технологии и материально-технической базы производства продовольствия;
  • необходимости постепенного освоения ландшафтной системы ведения производства путем создания и поддержания рациональной архитектуры аграрного ландшафта, то есть соотношения между пашней, естественными угодьями, лесными насаждениями и т.д.;
  • необходимости использования гибких технологий выращивания сельскохозяйственных растений: сочетания глубокой безотвальной и отвальной пахоты во влажные годы с минимальной обработкой почвы во время засух, использования наиболее экономичных способов полива и внесения удобрений и т.д.
    Это позволяет сократить потери более чем на 50% азотных и калийных, на 70-80% - фосфорных удобрений, более 60% потерь поливной воды;
  • необходимости более полного использования потенциала устойчивости и энергии разнообразия произрастающих естественных растений при создании новых сортов и видов сельскохозяйственных растений, устойчивых к нерегулируемым экстремальным условиям;
  • необходимости обеспечения оптимального удельного веса пропашных культур в севообороте, что требует сегодня их сокращения, увеличения объема в пашне занятых паров перевода части пашни (особенно высоко эрозированной и малоплодородной) в естественные кормовые угодья, восстановления травопольной системы. Эти мероприятия позволят: начать процесс восстановления плодородия почвы, сократить потребность в технике, необходимой для обработки почвы, в азотных удобрениях и других дорогих ресурсах и т.д.;
  • необходимости освоения интегрированной защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней, сорняков путем гибкого сочетания соответствующих технологий их выращивания, селекции, биологических и микробиологических средств и методов. Все отмеченное позволяет сократить потери урожая на 30-40%;
  • необходимости обеспечения мер поддержки государством по восстановлению и развитию племенного дела, в том числе и созданию высокопродуктивных, устойчивых к природным условиям региона пород животных, обладающих высоким коэффициентом усвоения кормов.

В стране и регионах есть необходимый научный потенциал, способный создать научное обеспечение освоения адаптивной к региональным биосистемам и их проиродно-климатическим и метеорологическим условиям системы ведения хозяйства. В Курской области выдержан ориентир на использование элементов такой системы на практике.
Второе стратегическое направление в обеспечении перехода АПК создание условий для адаптации товаропроизводителей данного комплекса к рыночным отношениям. С этой целью федеральным и региональным властным структурам всей системой форм, методов и рычагов государственного регулирования
и поддержки региональных АПК необходимо ориентировать его предпринимательские структуры на производство конкурентоспособных продовольственных и других товаров на местном, региональном, национальном и международном аграрных рынках. С этой целью связана и система мер, направленных на подавление и предотвращение монопольного поведения соответствующих структур, окружающих сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В Курской области такая система стратегического маркетинга разработана. В Областной агропромышленной корпорации отдел маркетинга и продовольственных рынков использует многие элементы стратегического маркетинга на практике.
Третьим приоритетным направлением обеспечения устойчивого воспроизводства в региональном АПК является создание условий для восстановления материально-технической базы, ориентированной на эффективное использование природно-климатического и рыночного потенциалов. Основные моменты данного направления нами уже раскрыты.
И, наконец, одним из ключевых направлений планомерного обеспечения условий для устойчивого развития регионального АПК является реализация системы взаимосвязанных между собой форм и методов государственного регулирования и поддержки.
Основные элементы этой системы в экономической литературе раскрыты. Подчеркнем: при реализации этого направления важно отработать механизм взаимодействия между соответствующими
Федеральными региональными властными структурами.
Отмеченные ранее системы ведения хозяйства, формирование которых является приоритетным направлением, обеспечивающим реализацию базовой и функциональных стратегий в системе стратегического планирования, конкретизируются в системе ведения сельского хозяйства, методология разработки и освоения которой отражена в нашем совместном труде17.
Специфика 5-7 этапов регионального стратегического планирования определяется спецификой предыдущих этапов, принципиальные моменты которых уже отмечены нами, с одной стороны.
С другой стороны, они уже освещены в экономической литературе. В настоящее время важнее раскрыть концептуальные основы организации регионального стратегического планирования агропромышленного производства.

Организация стратегического планированияв региональном агропромышленном комплексе


Как уже отмечено, стратегическое планирование в региональном АПК феномен новый в России. В мире стратегическое планирование используется более сорока лет.

Однако основоположники теории стратегического планирования вынуждены отметить: отсутствие эффективной системы стратегического планирования18. Концепция стратегического планирования разработана для корпораций, занятых в промышленности в условиях развитых рыночных отношений. В нашей стране, обладающей большим опытом долгосрочного планирования, имеется большой научный задел в этом плане, который можно использовать при формировании системы организации стратегического планирования. Определенный опыт отечественной организации долгосрочного планирования имеется в региональных АПК. В этом плане особенно ценны работы ученых, вышедших накануне трансформации аграрного сектора экономики, написанные на основе обобщения опыта проводимых экспериментов по коренному изменению планирования в региональном АПК19
Используя конструктивные компоненты имеющегося опыта стратегического планирования, в том числе и организации этого процесса, необходимо учитывать следующие моменты:

  • специфику стратегического планирования в региональном АПК в условиях переходного периода и глубокого трансформационного кризиса в национальной экономике России;
  • опыт, имеющийся в России это опыт монопольно-директивно-централизованного планирования, следовательно, использовать можно лишь отдельные его компоненты;
  • стратегическое планирование при всей взаимосвязи с долгосрочным принципиально от него отличается. Определенный отечественный опыт использования различных элементов стратегического планирования, в том числе и его организации имеется лишь в отдельных крупных корпорациях, например в вертикально интегрированных нефтяных компаниях России. Элементы стратегического планирования используются и в региональных АПК.

Совершенно очевидно, что осуществление стратегического планирования агропромышленного производства в регионах
не может быть без концепции организации этого процесса.
Поскольку данные концепции взаимосвязаны, последнюю необходимо рассматривать как органический компонент первой.
У каждого ученого экономиста есть интуитивные представления об организации, имеется комплекс наук, изучающих организацию в различных сферах, отраслях, производствах и т.д. В управлении под термином организация понимают группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей20. Если трансформировать данное определение (при всей его спорности) в контексте стратегического планирования можно дать следующее определение: организация стратегического планирования это целенаправленная система деятельности группы людей, обеспечивающей процесс координации составления
и реализации стратегических планов.
Концепция организации стратегического планирования в региональном АПК может быть результатом научно-исследо-вательской работы соответствующих научно-исследовательских коллективов на основе обобщения конструктивной практики.
Учитывая отсутствие такого опыта в сфере АПК мы можем на данном этапе исследования раскрыть лишь методологические и методические подходы к формированию организации стратегического планирования агропромышленного производства, используя соответствующие разработки зарубежных и отечественных ученых,
в которых анализируется соответствующий опыт в промышленных корпорациях. При этом мы учитываем и специфику стратегического планирования в региональном АПК.
Первую задачу, которую необходимо решить при организации стратегического планирования это определение субъектов данного процесса подразделений, групп людей, их персональный состав, которые должны осуществлять процесс стратегического планирования в региональном АПК. На
первый взгляд, кажется вполне логичным и российский опыт ориентирует на это, прийти к выводу, что процесс стратегического планирования осуществляют плановые отделы структурных подразделений АПК. В них сосредотачиваются группы людей, для который основной специализацией является планирование, то есть плановики.

В таком случае в соответствующих структурах регионального АПК достаточно создать соответствующие отделы или центры прогнозирования и стратегического планирования, которые координируют плановую работу соответствующих отделов или центров нижестоящих структур регионального АПК (районных).
В то же время данные отделы или центры координируют работы соответствующих отделов организационных структур регионального, например, областного уровня.
В каждом районе схема координации плановой деятельности является аналогичной соответствующей схеме на областном уровне. Плановые центры районных организационных структур АПК осуществляют координацию деятельности плановых отделов предприятий и их объединений (по вертикали) и соответствующих отделов организационной структуры по горизонтали.
В большинстве регионов эта схема организации процесса планирования осложняется тем, что организационно-правовые формы хозяйственной деятельности принадлежат к различным формам собственности.
В Курской области формируется система интегрированных организационных форм хозяйствования в АПК в масштабе области
в форме акционерных обществ с контрольным пакетом региональных властных структур. Разработка данных форм велась под руководством автора на основе тех результатов, которые получены
в ходе данного исследования. К основным организационным формам АПК Курской области относятся следующие: областная и входящие в ее состав в качестве дочерних АО районные корпорации, создаваемые в форме холдингов; областные агропромышленные специализированные компании также в форме АО с государственным капиталом областных властных структур: Курскптица, Курскмолоко, Курскмясо, Курскяблоко.
Эта система всесторонне теоретически, методологически и методически обоснована и отражена в целом ряде монографий, методических разработок и других работах автора.
Данная система направлена на реализацию следующих стратегических целей:

  • сформировать единую систему управления и регулирования процессом воспроизводства с использованием стратегических элементов, форм и рычагов организационно-экономического механизма: прогнозирования, планирования, стимулирования, организации, координации, контроля и т.д.; цен, налогов, кредита, прибыли и т.п.;
  • обеспечить систематизированное целенаправленное получение, распределение и рациональное использование финансовых, материальных и других средств на производство планируемого объема конечной продукции регионального АПК;
  • добиться заинтересованности всех хозяйствующих субъектов регионального АПК в конечных результатах агропромышленного воспроизводства;
  • осуществить постепенный переход на инновационный предпринимательский тип расширенного воспроизводства в АПК региона на основе разработки и эффективного использования новых технологий производства, реализации, переработки сельскохозяйственного сырья;
  • систематизировать товарные потоки в органической взаимосвязи с денежными потоками, исключая излишних посредников, паразитирующих на теле товаропроизводителей регионального АПК;
  • создать эффективный региональный инфраструктурный комплекс на принципах рыночного обслуживания, являющихся органичным компонентом АПК региона;
  • сформировать эффективную конкурентную среду, преодолеть монопольное поведение предпринимательских структур I и II сфер регионального АПК по отношению к товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции;
  • повысить эффективность использования промышленного
    и денежного капитала и рабочей силы регионального АПК;
  • обеспечить более глубокую переработку сельскохозяйственного сырья и отходов производства;
  • сократить трансакционные издержки;
  • постепенно сформировать в рамках регионального АПК эффективную систему стратегического планирования и стратегического маркетинга в целом.

С формальной точки зрения, нетрудно создать систему взаимосвязанных плановых органов в данной организационной структуре АПК Курской области. Однако, это только с точки зрения формального подхода. Для создания эффективной системы организации стратегического планирования необходимо решить ряд трудных вопросов, не имеющих однозначного решения.

В советское время плановые органы, занимались как текущим, так и долгосрочным планированием.



Содержание раздела