d9e5a92d

Агропромышленный комплекс как специфический объект

Учет отмеченной и другой стратегической информации вместе
с анализом внутреннего экономического потенциала необходимая предпосылка для выявления стратегических проблем и выбора базовой и функциональных стратегий.
Еще большую ценность имеет информация, полученная на втором этапе стратегического планирования долгосрочного прогнозирования будущего состояния и возможностей для расширенного воспроизводства экономического потенциала объекта планирования. Прогнозирование, вместе с первым этапом стратегического планирования целесообразно рассматривать как его подготовительную стадию.

Все остальные этапы представляют основную стадию процесса стратегического планирования.
В то же время прогнозы будущих условий функционирования той или другой системы в настоящее время нередко (особенно в зарубежной литературе) ассоциируются или отождествляются
со стратегическим планированием.
Фактически прогнозирование является лишь входным элементом в непосредственный процесс стратегического планирования. Непосредственным продуктом данного процесса является ценная стратегическая информация, обеспечивающая основную стадию стратегического планирования.

Учитывая это и особую важность прогнозирования для регионального стратегического планирования в целом исследованию прогнозирования отведен целый раздел нашего диссертационного исследования.
На третьем этапе планирования разрабатываются альтернативные стратегии объекта планирования и производится выбор базовой
и функциональных стратегий. Выбор стратегий является ключевым моментом стратегического планирования, так как условия реализации целей и миссии объекта планирования подвергаются существенным непрерывным изменениям.

Разрабатываемые альтернативные стратегии анализируются, сравнительно оцениваются с точки зрения пригодности для достижения целей стратегического объекта планирования. В условиях современного экономического кризиса в России для национального хозяйственного кризиса не может быть альтернативы базовой долгосрочной стратегии выход из экономического кризиса на путь развития.

Эта стратегия должна быть заложена в федеральной комплексной целевой программе социально-экономического развития на ближайшие пять или десять лет, а также в федеральных стратегических программах и индивидуальных планах.
В региональных и корпоративных стратегических планах в зависимости от состояния их потенциала, а также от характера изменений во внешней для них среды базовая стратегия может быть разной. При выборе в качестве базовой стратегии выхода на путь экономического роста данные структуры экономики в зависимости от обстоятельств могут использовать следующие вероятные стратегические альтернативы:

  • интенсификация рыночных отношений путем активизации процесса проникновения на рынок, развития того или другого рынка, географической экспансии и т.д.;
  • расширение участия в федеральных и региональных стратегических программах, проектах, государственных заказах;
  • рациональная диверсификация или смена предпринимательской деятельности;
  • расширение внешнеэкономической деятельности и т.д.

При выборе стратегии стабилизации регионы и корпоративные структуры ставят перед собой две цели: краткосрочную остановить падение экономики: объема производства и продаж, уровня рентабельности и других показателей; конечную подготовить процесс оживления экономики, осуществляя переструктуризацию объекта планирования, его материально-технической базы, стратегических ресурсов.
Переход из фазы глубокого кризиса к депрессии осуществляется за счет всемерной экономии, перехода на инновационное предпринимательство, реконструкции активной части основных производственных фондов, увеличения объема выпускаемой продукции, перехода на новые виды деятельности и т.д.
Отдельным структурным подразделениям народного хозяйства еще какое-то время придется придерживаться стратегии выживания, в связи с их состоянием на грани банкротства. Их цель обеспечить за короткое время переход к стратегии депрессии и стабилизации.
Базовые стратегии планирования могут реализоваться лишь
в органической взаимосвязи с системой функциональных стратегий, к основным из которых следует отнести следующие: маркетинга, финансовая, производственная, инновационная, организационная, ценовая, социальная, экологическая и др.
На четвертом этапе разрабатываются целевые стратегические программы, проекты и планы. Государство, разрабатывая программы, отдает приоритет долговременной стратегии воздействия на социально-экономическое развитие народного хозяйства. Прежде всего, оно разрабатывает комплексную программу стабилизации


и развития экономики России на ближайшие пять лет. Аналогичную программу на 5-10 лет необходимо иметь и регионам. В переходный период необходимы целевые программы по таким ключевым проблемам как: приватизация, регулирование и поддержка предпринимательства, развитие научно-технического прогресса
и инновационного развития экономики, ее реструктуризации и т.д. Конечно, все стратегические программы и планы по каждому объекту планирования в рамках народнохозяйственного комплекса должны быть увязаны между собой непосредственно или опосредованно в целостной системе государственного регулирования экономики.

В таком случае можно добиться эффективного использования консолидированного национального капитала в интересах государства и личных интересах всех членов общества.
На пятом этапе важно, прежде всего, определить приоритетные (стратегические) направления социально-экономического развития объекта планирования и с учетом этого перераспределить стратегические ресурсы. Затем разработать систему мероприятий и методов для реализации стратегических программ, проектов и планов.
На пятом этапе важно с помощью стратегического менеджмента предусмотреть организацию постоянного управления процессом реализации стратегических планов, увязывая ее с тактическим планированием. Управление стратегическим планированием требует разработки стратегии менеджмента. Важными моментами данным управлением являются:

  • механизм стимулирования всех субъектов планирования;
  • создание соответствующего организационного климата
    и формирование культуры планирования;
  • умение и стремление руководителей объекта планирования адаптироваться к изменениям в будущем и убеждать всех сотрудников в их неизбежности;
  • ориентация управления на достижение стратегических целей и задач.

Шестой этап этап непрерывного контроля за ходом и результатом стратегического планирования. К его основным элементам относятся следующие:

  1. Цель назначение и ожидаемые результаты системы стратегического планирования.
  2. Входы данные внутренней отчетности и информация
    о внешнем окружении, позволяющие прогнозировать угрозы и благоприятные возможности для объекта планирования.
  3. Выходы информация о целях, программах, распределении ресурсов;
  4. Последовательность описание алгоритма преобразования входов в выходы;
  5. Ресурсы текущее состояние вовлеченности ресурсов, используемых для разработки стратегий;
  6. Цепи обратной связи информация для оценки стратегий
    и эффективности планирования и для их корректировки по необходимости;
  7. Стандарты те эталоны, с которыми сопоставляется процесс планирования и его результаты;
  8. Организационная инфраструктура та структура, которая организует разработку и критическую оценку системы планирования13.

Для системы, контроля используются следующие ориентиры - пороговые значения результатов стратегического планирования:

  • увеличение доли продаж на соответствующих рынках или их сегментах;
  • степень проникновения на новый рынок;
  • определенные финансово-экономические цели и результаты;
  • соответствие определенным внешним условиям;
  • степень инновационности воспроизводства, дающего возможность осуществить технологический и другой инновационный прорыв;
  • способность отвечать на действия конкурентов;
  • степень снижения риска и использования риск-менеджмента для получения предпринимательского дохода.

Стратегическое планирование имеет свои формы. Эти формы можно классифицировать по различным классификационным признакам.
По временному горизонту выделяют среднесрочное и долгосрочное стратегическое планирование. В условиях переходного периода в масштабах национального регионального хозяйственного комплексов целесообразно использовать долгосрочное стратегическое планирование с разбивкой его по временным интервалам.
Само понятие долгосрочного стратегического планирования относительно. В зарубежной литературе обосновывается период долгосрочного планирования 3-5 лет.

Очевидно, его можно принять за ориентир и нам. Однако при этом нужно учитывать частоту стратегических изменений к условиям переходного периода, степень их предвидения и другие обстоятельства.
По масштабам уровня стратегического планирования целесообразно выделять следующие его формы: народнохозяйственное, отраслевое, региональное, корпоративное и другие.
По принципиальным подходам к планированию мы предлагаем выделить такие важные формы как адаптационное и гибкое стратегическое планирование.
Наиболее эффективной, отвечающей условиям сущности стратегического планирования является гибкое планирование.
Учитывая проблему нашего исследования, мы не ставим задачи раскрыть содержание всех форм планирования. Наша основная цель раскрытие теоретико-методологических аспектов специфики стратегического планирования агропромышленного производства.

Агропромышленный комплекскак специфический объект стратегического планирования


Уже накануне переходного периода многими учеными аграрниками была осознана необходимость коренной перестройки планирования в аграрной сфере по следующим направлениям.

  1. Переориентация централизованного планирования на стратегические решения;
  2. Демократизация планирования на базе сочетания государственных коллективных и личных интересов;
  3. Нацеленность на удовлетворение потребительского спроса
    и обеспечение процесса расширенного воспроизводства;
  4. Планирование должно быть органически связано со всей системой рыночных отношений.

В то же время отмечалось отсутствие теоретико-методологических разработок: концепции долгосрочного планирования применительно к рыночным отношениям; границ и функций централизованного планирования; регионального сочетания территориального и отраслевого планирования; системы договорных отношений; стратегии ценообразования; разрешения противоречий между отраслевым и территориальным управлением; связей между планированием и социально-экономическим развитием; организации процесса планирования.
Была также осознана необходимость: сочетания централизованного и индикативного планирования, индикативности и директивности при всех формах планирования; определения в процессе планирования стратегии социально-экономического развития; укрепления взаимосвязи долгосрочного прогнозирования и планирования; выбора приоритетов; иметь в планировании целевые программы; при региональном планировании - усиления взаимосвязи отраслевого, территориального и программно-целевого планирования; определения приоритетности отраслей и функциональных комплексов.
Были попытки использования этих методологических подходов к территориальному обоснованию новой системы планирования агропромышленного производства на региональном уровне.
Из анализа экономической литературы предреформенного периода можно сделать вывод: уже в то время отдельными учеными по существу была осознана необходимость стратегического планирования социально-экономического развития как национального, так и регионального агропромышленного комплексов. Элементы стратегического планирования просматривались в предложениях АН СССР к разработке Продовольственной программы СССР
на 1981-1985 годы и на период до 1990 года. Приходится только сожалеть о том, что вместо того, чтобы опираясь на разработки отечественных и зарубежных ученых уже в начале переходного периода разработать новую парадигму планирования в аграрной сфере, в ней целенаправленно разрушена система планирования на основе мифа о несовместимости плана и рынка.
До настоящего времени государственный аппарат Федерального уровня не готов понять острой необходимости разработки концепции стратегического планирования агропромышленного производства. В то же время в ряде регионов эта необходимость осознана.

Более того, в них создается организационная структура, способная обеспечить процесс стратегического планирования, внедряются его отдельные элементы в хозяйственную практику, ведется соответствующая исследовательская работа, примером которой является данная работа.
Для организации стратегического планирования агропромышленного производства важно не только знать его экономическую сущность, но и содержание. Исключительную значимость имеет
и его специфика, обусловленная особенностями объекта планирования регионального агропромышленного комплекса.
В настоящее время нет единства в толковании понятия регион. Мы поддерживаем точку зрения ученых, которые обосновывают вывод о том, что сущностный статус данного понятия обуславливается не столько размерами территории, численности населения и масштабами хозяйствования.

Ключевой характерной чертой региона является сложившееся единство, целостность отмеченных компонентов, которая определяет его энергопотенциал. В связи с этим понятие региональное стратегическое планирование правомерно в рамках национальной экономики, к крупным регионам, которые были выделены при экономическом районировании территории СССР, к территориям субъектов Российской Федерации,
к территориальным образованиям в рамках границ субъекта РФ,
в которых сложилось единство, специфическая целостность территории, населения и хозяйства.
Региональное стратегическое планирование как ключевая функция регионального стратегического менеджмента в переходный период является в то же время основным механизмом эффективного использования и развития энергопотенциала региона.
В каждом регионе имеются региональные функциональные комплексы, которые играют определяющую роль в обеспечении его жизнедеятельности. К таким комплексам относится, прежде всего, региональный агропромышленный комплекс (РАПК).
Его приоритетность определяется, прежде всего, тем, что его эффективное функционирование подчинено удовлетворению первичных потребностей населения обеспечению сбалансированного по всем компонентам питания, товарами народного потребления, производимыми из сельскохозяйственного сырья. И этот фактор является одним из ключевых в актуализации необходимости стратегического планирования агропромышленного производства.
АПК специфический объект стратегического планирования по всем компонентам. Специфичны: окружающая его среда, стратегические ресурсы, средства производства, процесс воспроизводства, все компоненты содержания планирования.

Концепция регионального стратегического планирования агропромышленного производства разрабатывается с учетом данной специфики.
Региональный АПК сложная интегрированная социально-экономическая система. Она включает в себя фермерские хозяйства, коллективные и другие ассоативные агроформирования разного уровня интеграции, разных форм собственности и хозяйствования, разобщенные территориально, имеющие многообразные, сложные потребности, интересы и т.д.

При разработке концепции регионального стратегического планирования важно выдержать системный подход к будущему функционированию и развитию такой сложной социально-экономической системы.
В процессе разгосударствления аграрной экономики с возрастанием роли: предпринимательства как стратегического фактора, инновационности воспроизводства, изменчивости и уровня непредсказуемости изменений внешней среды, сложности проблем развития сельского социума и т.д., исключительную роль приобретает человеческий фактор. Все это обуславливает приоритетность социально ориентированных целей стратегии развития регионов. Региональное стратегическое планирование является эффективным элементом стратегического управления, обеспечивающего ориентацию целенаправленного функционирования АПК как единого социально целого организма самостоятельных, самоуправляемых его частей
на основе согласования интересов всех его субъектов, равноправия всех форм собственности и хозяйствования, эффективной системы социальной защиты всех слоев и групп населения.
АПК это также сложная биотехнологическая система. В центральном его звене сельском хозяйстве, в качестве определяющих выступают средства производства естественного происхождения: земля, растительные и животные организмы, свет, тепло и т.д., имеющие естественный цикл и естественные законы развития.
В процессе воспроизводства переплетаются социально-экономи-ческие и естественные процессы, которые при сложном взаимодействии друг с другом, предопределяют конечные результаты воспроизводства. Это требует гибкого стратегического планирования, учитывающего взаимодействие экономических, социальных и естественных законов.
Особенно необходимо максимально учитывать аритмичность функционирования природно-климатических факторов производства. Аграрная сфера, особенно в российских природно-климатических условиях, является одной из самых рисковых сфер предпринимательской деятельности.

В системе рисков особую роль играют природно-метеорологические риски. Они представляют потенциальную угрозу потерь активов, прибыли, доходов и т.д. В связи с этим стратегическое планирование в АПК является ключевой функцией стратегического риск менеджмента, позволяющего погашать, предупреждать, уменьшать уровень их неблагоприятного воздействия
на процесс и результаты воспроизводства, использовать шансы
для получения высокого уровня предпринимательского дохода.
Стратегическое планирование в АПК органически присуще этому комплексу, так как является механизмом обеспечения синхронности взаимодействия субъектов воспроизводства в АПК с природой, функционированием биосистем; управления всей системой рисков.
В региональном хозяйственном комплексе АПК все его элементы последовательно взаимосвязаны между собой. Каждая его сфера и отрасль выполняют определенные функции фазы в едином процессе агропромышленного воспроизводства. В связи с этим каждое последующее звено АПК выступает потребителем результатов или продуктов предыдущего звена, объемы и структуры которых должны соответствовать друг другу. Причем значимость рационального функционирования каждого последующего звена АПК возрастает.

Ибо только при рациональном функционировании каждого последующего звена не только обеспечивается достижение его высоких результатов, но и сохранение результатов деятельности предыдущего звена. Вот почему стратегическое планирование обеспечивает устойчивый ориентир всего воспроизводства, деятельности субъектов каждого функционального звена АПК на максимизацию реализации конечных целей воспроизводства в каждой отрасли сферы АПК ради производства конечного продукта АПК
в необходимых масштабах при общественно необходимых затратах на его воспроизводство.
Специфика АПК как объекта стратегического планирования обусловлена и относительно более низким уровнем развития производительных сил в данном секторе экономики. Еще в дореформенный период в сельском хозяйстве и АПК в целом был более низкий уровень развития материально-технической базы по сравнению
с другими функциональными комплексами, что проявлялось в следующих показателях: более высоком уровне физического труда;
в более низком уровне фондовооруженности, энерговооруженности, качестве средств производства; более низком уровне образования и квалификации работников АПК. Этот факт хорошо известен и неоднократно отражен в экономической литературе. Также хорошо известно, что в годы трансформации экономики нанесен такой ущерб материальной базе АПК, который поставил ее на грань необратимого разрушения.

Поэтому при стратегическом планировании необходимо всесторонне опираться на стратегию восстановления, эффективного использования и качественного преобразования материально-технической базы АПК. Так производство тракторов
в годы трансформации аграрной сферы сократилось более чем
в 10 раз, сельскохозяйственных машин к тракторам от 33 до 90 раз, зерноуборочных комбайнов в 29 раз.
Уже было отмечено, что региональный АПК это интегрированная социально-экономическая система. Уровень интеграции АПК и в дореформенной аграрной экономике был невысоким. Субъектом, выполняющим функцию интеграции, вернее координации, выступало государство.

Государство и тогда неэффективно выполняло свои функции. И это проявлялось в многочисленных диспропорциях.

Во-первых, если в структуре конечного продукта АПК России удельный вес сельского хозяйства занимал 50%, третьей сферы 33-39%, то в США соответственно 10% и 75%.
Такая диспропорциональность явилась одной из основных причин того, что в развитых странах из одного и того же объема сельскохозяйственного сырья производилось конечного продукта АПК
в 3 раза больше, чем в России.
Диспропорции были между: производством тракторов и шлейфом сельскохозяйственных машин, между наличием поголовья животных и производством кормов; между масштабом посевных площадей и трудовыми, материально-техническими ресурсами, способными обеспечить в обусловленное агротехникой сроки их посева, обработки, уборки, между активной и пассивной частью основных производственных фондов и т.д. и т.п.
В годы трансформации все эти диспропорции усилились, произошел процесс дезинтеграции между регионами АПК, между функциональными сферами регионального АПК, между производственными, финансовыми, торговыми структурами, обеспечивающими целостность и единство процесса воспроизводства.
Региональное стратегическое планирование может выполнить функцию целенаправленного восстановления и развития процесса интеграции как внутри регионального АПК, так и развития интегральных связей в рамках национального АПК.
Специфика стратегического планирования социально-экономического планирования АПК обусловлена также и спецификой рыночных отношений в этом комплексе, объективными возможностями рынка оперативно саморегулировать процесс воспроизводства продовольственных товаров.
Нетрудно обосновать, что рынок не может сформировать механизма оперативного саморегулирования процесса воспроизводства продовольственных товаров. В других функциональных комплексах экономики надежность текущего саморегулирования воспроизводства обеспечивается потому, что существует высокий уровень эластичности между динамикой доходов потребителей и спросом на товары, между динамикой цены и спросом на товары. Как правило, с повышением доходов населения спрос на товары (при прочих неизменных условиях) повышается также как и с понижением цен на товары. Высок уровень эластичности между динамикой цены и предложением товаров.

При высокой эластичности функции саморегулирования пропорциональности рынок выполняет.
По отношению к воспроизводству продовольственных товаров рынок не может выполнить своих конструктивных функций оперативно и эффективно в связи с низким уровнем эластичности между динамикой вышеотмеченных компонентов. Так рост доходов населения, также как и снижение цен не вызывает адекватного повышения платежеспособного спроса на продовольственные товары.
Если население достигло уровня питания по всем компонентам,
по научно-обоснованным медицинским нормам, то ему нет необходимости увеличивать спрос на продукты питания ни при увеличении доходов, ни при снижении цен на продовольственные товары. При сложившихся в России условиях население, как ни странно,
не может адекватно реагировать на повышение своих доходов и снижение цены на продовольственные товары повышением спроса.
Население России по возможностям потребления продуктов питания делится на три группы:

  1. Элита по потреблению. Может потреблять по научно обоснованным нормам по всем компонентам продукты питания.
    При повышении доходов у этого слоя населения и снижении цен на продовольственные товары не будет никакой реакции на динамику спроса.
  2. Группа населения, не имеющая возможности обеспечить прожиточный минимум. При сложившихся условиях этот слой населения возрастает. Повышение номинальных доходов населения
    у этой группы, как правило, идет на уровне инфляции. Поэтом,
    как правило, этот слой населения также не может адекватно прореагировать на снижение цен на продовольственные товары.


Содержание раздела