Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам: широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных покупателей, качеству продуктов, ценообразованию. Отрасль может содержать как одну стратегическую группу с идентичными стратегическими подходами к рынку, так и иметь в своем составе несколько стратегических групп.
Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:
1.Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов и т.д.).
2. Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).
3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.
4. Вокруг каждой стратегической группы рисуются окружности, диаметр которых пропорционален доле этой группы в общем объеме продаж отрасли.
Таким образом, строится двумерная карта стратегической группировки отрасли.
Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их действиях.
Что делают, и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.
Ситуация в отрасли изменяется, потому что силы, действующие ней, заставляют входящие в отрасль компании (конкуренты, потребители или поставщики) изменять свои действия. Движущие силы в отрасли это основные причины, приводящие к изменению условий конкуренции и ситуации в целом.
Анализ движущих сил включает в себя два этапа:
1.Определение самих движущих сил.
2.Определение степени их влияния на отрасль.
К наиболее часто встречающимся движущим силам можно отнести:
?Изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли.
?Изменения в составе потребителей и способах использования товара.
?Внедрение новых продуктов.
?Технологические изменения.
?Изменения в системе маркетинга.
?Выход на рынок или уход с него крупных фирм.
?Распространение ноу-хау.
?Возрастающая глобализация отрасли.
?Изменение структуры затрат и производительности.
?Переход потребительских предпочтений от дифференцированных к стандартным товарам (или наоборот).
?Влияние изменений в законодательстве и в политике правительства.
?Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни.
?Уменьшение влияния факторов неопределенности и риска.
Значение анализ движущих сил состоит в разделении главных причин, приведших к изменениям в отрасли, и несущественных. Обычно к числу движущих относят не более трех или четырех выделенных факторов.
Анализ движущих сил имеет практическое значение при разработке стратегии. Во-первых, движущие силы показывают менеджерам, какие внешние силы будут оказывать наибольшее влияние на деятельность компании в ближайшие два-три года. Во-вторых, управляющие должны установить размеры и последствия влияния каждой из них.
В-третьих, разработчики стратегии должны приспособить ее к действию движущих сил.
Ключевые факторы успеха это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха.
Определение ключевых факторов успеха фирмы является важнейшей аналитической задачей. Часто фирмы могут достичь значительного конкурентного преимущества, опираясь при реализации своей стратегии на ключевые факторы успеха и обеспечивая себе преимущество перед конкурентами именно по этим факторам.
Даже среди этих трех четырех КФУ обычно только один или два имеют более важное значение.
Фирмы, которые имеют лишь туманное представление о том, какие факторы являются действительно решающими для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе, вряд ли смогут разработать стратегию, ведущую к победе.
В данном разделе анализа необходимо ответить на вопрос является ли отрасль привлекательной и каковы ее перспективы по обеспечению высокого уровня прибыльности (выше среднего уровня в других отраслях)?
В том случае, если делается вывод о высокой привлекательности отрасли, применяется агрессивная стратегия для создания прочной конкурентной позиции.
Если отрасль сравнительно малопривлекательна, то:
?Компании, не относящиеся к данной отрасли и рассматривающие вопрос о присоединении к ней, могут решить его отрицательно и начать поиск других возможностей.
?Слабые компании могут слиться с конкурентами или быть поглощены последними.
?Сильные компании могут ограничить дальнейшие инвестиции и ориентироваться на стратегии снижения затрат или на инновационные стратегии для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности. Иногда отрасль, в целом непривлекательная, может оказаться привлекательной для имеющей хорошие позиции фирмы, обладающей необходимыми ресурсами и мастерством для того, чтобы отобрать бизнес у более слабых конкурентов.
1.Оценка эффективности действующей стратегии.
2.SWOT-анализ.
3.Анализ конкурентоспособности цен и издержек компании. Концепция цепочки ценностей.
4.Оценка конкурентной позиции компании.
Отраслевой и конкурентный анализ касался внешнего окружения компании. Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении. Он должен ответить на следующие вопросы:
?как хорошо работает используемая ныне стратегия?
?что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами?
?может ли компания конкурировать по стоимости?
?насколько сильны конкурентные позиции компании?
?какие стратегические действия создают лицо компании?
Чтобы ответить на перечисленные вопросы, специалисты используют следующие аналитические инструменты:
?SWOT-анализ,
?анализ цепочки ценностей,
?анализ издержек,
?оценку конкурентоспособности.
Проанализируем действующую стратегию фирмы в следующей последовательности.
Во-первых, следует понять, какой же стратегии придерживается компания:
?лидерства за счет низких издержек,
?дифференциации продукции,
?фокусировки на узких группах потребителей или маркетинговых нишах.
Во-вторых, важной характеристикой конкурентной обстановки в отрасли является степень вертикальной интеграции и географический масштаб рынка. Следует исследовать функциональные стратегии в производстве, маркетинге, финансах, применении рабочей силы.
Дополнительно следует проанализировать последние действия компании, которые интегрируются в стратегию фирмы и могут обеспечить частные конкурентные преимущества и/или улучшить конкурентную позицию.
Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения:
?увеличивается или уменьшается размер рынка, контролируемого фирмой,
?растет или нет объем прибыли, получаемой фирмой, и насколько она велика в сравнении с соперниками,
?каковы тенденции чистой прибыли фирмы и скорости возврата инвестиций,
?какой рост объема продаж фирмы, быстрее или медленнее, чем на рынке в целом.
?каков размер кредитов, используемых фирмой,
?какова репутация фирмы в глазах потребителей, ее имидж,
?является ли компания лидером в технологии, инновациях, качестве, обслуживании потребителей.
Естественно, лучшей стратегией является та, которая не требует радикальных изменений. В том случае, если настоящее положение компании является слабым, ее стратегия должна быть подвергнута критическому анализу.
Неустойчивое положение компании обычно является свидетельством либо слабой стратегии, либо ее плохой реализации, либо того и другого вместе.
Оценку внутренней среды фирмы ее силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализ. Он ориентирован на то, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).
SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. В таблице представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.
Таблица. 3
Факторы, учитываемые в SWOT-анализе
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): | Потенциальные внутренние слабости(W): |
Четко проявляемая компетентность | Потеря некоторых аспектов компетентности |
Адекватные финансовые источники | Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги |
Высокое искусство конкурентной борьбы | Рыночное искусство ниже среднего |
Хорошее понимание потребителей | Отсутствие анализа информации о потребителях |
Признанный рыночный лидер | Слабый участник рынка |
Четко сформулированная стратегия | Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации |
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество | Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами |
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности | Устаревшие технология и оборудование |
Проверенное надежное управление | Потеря глубины и гибкости управления |
Надежная сеть распределения | Слабая сеть распределения |
Высокое искусство НИОКР | Слабые позиции в НИОКР |
Наиболее эффективная в отрасли реклама | Слабая политика продвижения |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): | Потенциальные внешние угрозы (Т): |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей, | Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов |
Расширение диапазона возможных товаров | Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей |
Благодушие конкурентов | Ожесточение конкуренции |
Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки | Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости |
Благоприятный сдвиг в курсах валют | Неблагоприятный сдвиг в курсах валют |
Большая доступность ресурсов | Усиление требований поставщиков |
Ослабление ограничивающего законодательства | Законодательное регулирование цены |
Ослабление нестабильности бизнеса | Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса |
Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.
?какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании - ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию.
Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам.
Важнейшим инструментом стратегического анализа издержек является цепочка ценностей. Данное понятие было введено М.Портером.
В контексте конкуренции М.Портер определяет стоимость как сумму, которую покупатель согласен уплатить за то, что ему поставляют.
Цепочка ценности показывает добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и кончая производством готового изделия.
Имеется три главных области в цепочке ценностей, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм:
?область снабжения,
?каналы распределения,
?собственно внутренняя деятельность компании.
Исследуя процесс шагом, можно установить, где фирма конкурентоспособна, а где уязвима. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.
Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:
?добиваться более благоприятных цен у поставщиков,
?работать с поставщиками с целью снижения их издержек,
?предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,
?попытаться использовать более дешевые заменители,
?найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,
?попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.
В случае если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:
?использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,
?изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции
?попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.
Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:
?ревизия внутренних статей бюджета;
?попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;
?исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;
?инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;
?рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;
?модификация продукции с целью снижения ее стоимости;
?балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частях цепи.
Анализ цепочки ценностей мощный управленческий инструмент для определения того, какие виды деятельности в цепочке потенциально имеют конкурентное преимущество.
Чтобы реально оценить конкурентные возможности компании, от менеджеров требуется выполнить действия:
?Составить цепочку ценностей для фирмы.
?Изучить связи между различными участками внутри цепочки, а также связи с поставщиками и потребителями.
?Выявить те виды деятельности, которые являются определяющими для удовлетворения потребности потребителя и успеха на рынке;
?Провести соответствующую сравнительную оценку издержек компании и сравнить структуру издержек с конкурентами (определить, какие виды деятельности являются главными, а какие эффективнее осуществляются другими фирмами).
Систематическая оценка конкурентной позиции фирмы насколько она сильна или слаба по сравнению с ближайшими конкурентами необходимый этап в анализе состояния фирмы.
Здесь для оценки ситуации требуются ответы на целый ряд вопросов:
?Укрепится или будет ослаблена конкурентная позиция компании при сохранении применяемой в настоящее время стратегии?
?Какое положение занимает компания по основным ключевым факторам успеха по сравнению с конкурентами?
?Имеет ли компания (если имеет, то почему) конкурентное преимущество или находится в неблагоприятном, с этой точки зрения, положении?
Количественные оценки конкурентной силы показывают слабые и сильные позиции компании, а также позволяют точно оценить возможности фирмы по защите своих рыночных позиций.
Конкурентная стратегия компании, как правило, базируется на использовании сильных в конкурентном отношении сторон и поддержке слабых.
Кроме того, те области, которые для компании являются сильными сторонами, а для конкурентов слабыми, являются лучшей базой для наступательных инициатив.
Часть 1.
1.Три основных типа стратегии конкуренции.
2.Стратегия низких издержек производства..
3.Преимущество производителя с низкими издержками производства.
4.Когда стратегия низких издержек наиболее эффективна.
5.Уязвимые стороны позиции производителя с низкими издержками.
Любая стратегия бизнеса, чтобы быть успешной, должна опираться на достигнутое компанией конкурентное преимущество. Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее позиция характеризуется более выгодным положением относительно соперников в конкурентной борьбе и привлечением покупателей.
Существует множество различных конкурентных преимуществ:
1.преимущество товаров более высокого качества,
2.предоставление покупателям более широкого круга услуг,
3.сбыт товаров по относительно низким ценам,
4.более выгодное географическое положение,
5.производство товаров, не имеющих равноценных аналогов,
6.производство более надежных и долговечных продуктов,
7.предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены).
Какую бы стратегию не избрала компания, если она стремится добиться конкурентного преимущества, то должна привлечь внимание потребителей к своей продукции, предоставляя большую ценность, чем того ожидает покупатель.
Дополнительная ценность создается одним из двух способов:
?либо предоставлением покупателям качественно выполненной продукции по более низким ценам,
?либо предоставлением продукции более качественной, чем следует из оценок покупателей даже с учетом премиальной наценки.
Настоящая тема посвящена тому, как компания может завоевать и сохранить конкурентное преимущество. Сначала рассматриваются основные типы стратегий конкуренции и как они выводят на позиции рыночного преимущества.
Стратегия конкуренции представляет собой набор специфических шагов и подходов, которые фирма предпринимает или собирается предпринять с целью ведения успешной конкурентной борьбы в данной отрасли. Или то же, но более простыми словами, стратегия конкуренции фирмы показывает, каким образом руководство компании пытается смягчить удары конкурентов и тем самым, выстоять против разрушительного действия пяти сил конкуренции.
В зависимости от сложившейся ситуации, стратегия может носить преимущественно оборонительный или преимущественно наступательный характер.
Компании всего мира имеют на вооружении поистине фантастически проработанные все мыслимые и немыслимые способы завоевания рыночного преимущества. В этом смысле, существует столько стратегий конкуренции, сколько конкурирующих фирм. Однако, отбрасывая все нюансы, можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:
1. Стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия лидерства по издержкам).
2. Поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации).
3. Фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокусирования, или ниши).
Побудительным мотивом иметь самые низкие в отрасли издержки производства является наличие на рынке большого числа чувствительных к цене покупателей.
Идея состоит в завоевании устойчивого преимущества над конкурентами в области издержек производства и использовании его в качестве основы для демпинга цен и увеличения доли рынка, либо получения более высокой нормы прибыли при продаже товаров по сложившимся рыночным ценам. Преимущество в области издержек производства может вылиться в более высокую рентабельность производства только тогда, когда оно не расточается на подрезание цены конкурентов с целью соответствующего увеличения объема продаж.
Завоевание ведущей позиции в области издержек производства означает превращение задачи снижения затрат в лейтмотив генеральной стратегии фирмы - хотя это вовсе не умаляет значения других факторов успеха.
Чтобы обладать преимуществом в области издержек производства, фирма должна достичь самого низкого уровня суммарных издержек производства. Существует два основных способа завоевания конкурентного преимущества в этой области:
?целенаправленная работа по снижению затрат и увеличению эффективности производства;
?пересмотр полной структуры затрат и отказ от наиболее дорогостоящих и наименее эффективных технологических операций.
Оба подхода следует осуществлять одновременно. Как правило, производителя с низкими издержками производства стараются использовать любую представившуюся возможность снижения затрат. Их деятельность вписывается в рамки особой административной культуры: спартанское оборудование, скудные чаевые, невысокие премии управляющим, нетерпимость к отходам, тщательный просмотр бюджета организации, внедрение системы широкого участия служащих в деле снижения издержек производства.
Но, даже будучи крайне бережливыми, в расходовании средств, компании этого типа не скупятся на вложение капитала в ресурсосберегающие технологии.
Фирма, претендующая на роль производителя с низкими издержками производства, должна тщательно проанализировать каждый этап приращения затрат.
Затем ей следует использовать все полученные знания о причинах увеличения затрат и творчески подойти к поискам путей их снижения. Везде, где это возможно, следует отказаться от производственных операций, выполнение которых приводит к резкому увеличению затрат.
В результате осуществления подобного рода мероприятий компания может достичь громадных успехов в снижении издержек производства.
Место производителя с низкими издержками производства в отрасли сулит защиту от действия пяти сил конкуренции: