Предметом исследования являются основные свойства темперамента, особенности мотивации и профессиональной направленности этих лиц.
В нашем исследовании были использованы 5 психологических методик. Приводим краткое описание этих методик.
1.Методика ОСТ для диагностики основных свойств темперамента.
Цель: Методика предназначается для изучения ряда свойств темперамента, имеющих презентацию в поведении человека. Опросник включает в себя 105 вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и контрольную шкалу (9 вопросов).
Обработка результатов. С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:
2.Опросник Ю.М.Орлова для определения уровня потребности достижения.
Потребности в достижениях - это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации деятельности, соревнование с самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, к переживанию успехов любой значимой или незначимой ситуации, стремление при включении в деятельность закончить ее.
Потребность в достижениях связана с уровнем притязания: после успеха уровень притязаний повышается, а после неудачи остается на прежнем уровне.
Цель: Оценка потребности в достижении.
Интерпретация результатов:
Менее 9 баллов - низкая потребность в достижениях.
10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях.
Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.
3.Опросник Ю.М.Орлова для попределения уровня потребности в общении.
Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками.
Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия. Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению.
Цель: Определение уровня потребности в общении.
Интерпретация результатов:
Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.
14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении.
20 баллов и выше - высокая потребность в общении.
4.Методика Ориентировочная анкета для определения профессиональной направленности личности.
Одной из важнейших характеристик человека является направленность - устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., что в конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросов: выбор профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от наличных ситуаций. В одном и том же виде деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив, в разных видах деятельности человек может находить для себя привлекательными сходные аспекты.
Профессиональная направленность отражает устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности (конкретной профессии), сколько к тому, какие основные потребности в ней могут быть удовлетворены.
Цель: Изучение основной жизненной ориентации испытуемого как показателя направленности личности.
Интерпретация результатов: Чем больше набрано баллов по одному из видов направленности, по сравнению с другими, тем более доминирующей она является.
Направленность на себя создается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой человек видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязяния вне зависимости от интересов других.
Инструкция к исследованию была следующей: В нашем учебно-методическом центре в настоящее время проводится психологическое исследование слушателей с целью совершенствования их подготовки. Просим Вас принять участие в этом исследовании.
Все, без исключения слушатели, дали согласие на участие в исследовании, проявили ответственность и заинтересованность в результатах.
3.1. Результаты диагностики основных свойств темперамента
В таблице 1 представлены средние значения показателей основных свойств темперамента у исследованных слушателей Учебно-методического центра.
Таблица 1
Усредненные значения основных свойств темперамента испытуемых
Шкалы методики ОСТ | Эр | Сэр | П | СП | Т | СТ | Эм | Сэм |
Среднее значение | 7,8 | 7,9 | 10,1 | 4,2 | 9,6 | 6,7 | 5,6 | 5,5 |
Название шкалы | Низкие значения | Среднее значение | Высокие значения | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Эр | 3 | 9,7 | 14 | 45,1 | 14 | 45,1 |
Сэр | 4 | 12,9 | 9 | 29 | 18 | 58,1 |
П | 5 | 16,1 | 12 | 38,7 | 14 | 45,1 |
СП | 20 | 64,5 | 9 | 29 | 2 | 6,4 |
Т | 0 | 10 | 32,2 | 21 | 67,8 | |
СТ | 7 | 22,6 | 15 | 48,3 | 9 | 29 |
Эм | 11 | 35,5 | 9 | 29 | 8 | 25,8 |
Низкая Сэр обнаружена у четырех человек. Показатели пластичности у 45% лиц были высокими, у 38,7% - средними. Низкая пластичность выявлена у пяти человек. Высокие значения социальной пластичности (СП) (умение переключаться в социальном взаимодействии) обнаружены только у двух человек. У 29% СП находилась в пределах средних значений, у 64,5% - на низком уровне.
Этот результат нам представляется достаточно плохим, так как по роду своей деятельности работнику охранного предприятия не редко приходится держать под контролем большое число людей или вступать во взаимодействие с множеством лиц. В этом случае, низкая СП может препятствовать успешному выполнению профессиональных задач.
Диагностика темпа показала, что у всех испытуемых его значение находится на среднем или высоком уровне. В тоже время, значения по шкале СТ имели нормальное распределение (наиболее частыми были средние показатели).
По шкале Эмоциональности примерно с одинаковой частотой встречались низкие, средние и высокие показатели. Стоит обратить внимание, на то, что высокие значения Эмоциональности, обнаруженные у восьми человек, не являются профессионально значимым качеством для охранника.
Высокая СЭм была обнаружена у семи человек. Это также не является благоприятным результатом.
Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя.
По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.
Анализ низких, средних, высоких значений свойств темперамента позволил выявить отдельных слушателей, которые по каким-то качествам не соответствуют требованиям профессии. К таким качествам мы относим: низкую Эр, низкую П, высокую Эм и высокую СЭм.
По-видимому этим слушателям должна быть предложена программа индивидуальной работы по развитию своей профессиональной культуры.
В таблице 3 представлена частота низких, средних и высоких значений потребности достижения и общения у исследованных слушателей Учебно-методического центра.
Таблица 3.
Частота низких, средних и высоких значений потребности в достижении и в общении у слушателей курсов
Показатели | Низкая | Средняя | Высокая |
Потребность в достижении | 0 | 61,1% (11) | 38,9% (7) |
Потребность в общении | 5,6% (1) | 16,7% (3) | 77,8 (14) |
Можно сделать вывод, что после окончания курсов потребность в достижении, в связи с необходимостью делать карьеру, у них будет расти. Вместе с тем, благоприятным является факт, что ни в одном случае не было выявлено низкой потребности в достижении и только у одного человека обнаружена низкая потребность в общении.
Изучение основной жизненной ориентации слушателей центра, как важного показателя направленности их личности показало следующее. У 55,6% слушателей обнаружено как ведущее - направленность на себя. Как известно, такая ориентация создается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу.
Поэтому в работе такой человек видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, вне зависимости от интересов других. У 39,8% испытуемых ведущей была направленность на взаимодействие.
В этом случае поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. И только у одного человека ведущей оказалась направленность на задачу или деловая направленность.
Именно такой человек способен добиться наибольшей продуктивности в работе на основе эффективного взаимодействия.
Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности идеального охранника направленность на задачу у них не сформирована.
По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.
Выявление уровня нервно-психической адаптации и риска дезадаптации в стрессе показало, что высокий уровень нервно-психической устойчивости определен у 44,4% слушателей. Средний уровень - у 22,2%, низкий уровень у 33,3%.
Таким образом, треть испытуемых, которые приняли участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и действовать адекватно и собранно.
Для таких людей работа в охранном предприятии может явиться угрозой для психического здоровья.
Таким образом, не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.
В ы в о д ы