d9e5a92d

Местные бюджеты

лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;
подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;
платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст.

14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях)10 превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.

В конце 1994 г. собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков - 11,9%, сельских районов - 11,8%, сельских поселений - 5,8%. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня.

Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый
уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации, следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете - на 1998 год это:


Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
Государственный фонд борьбы с преступностью;
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность.

Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 850 О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.
Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ


Государственный кредит - это часть государственных финансов. Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Гарантом государство является тогда, когда оно берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения научно-технического прогресса, поддержания социально безопасного уровня занятости в народном хозяйстве.
В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса.

Кредиторы государства, которые имеют свободные денежные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.
В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных монополий на международных рынках.
В качестве подсистемы государственной финансовой системы кредит обеспечивает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Как экономическая категория государственный кредит является пересечением двух видов денежных отношений - финансов (узкая трактовка) и кредита, поэтому ему присущи их свойства.
Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной значимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.).

Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени.
Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.
Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.
Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.
При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:
1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;
2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем ,
у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;
3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.
Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:
1) кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);
2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
3) страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым поощряя экспорт);
4) выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);
5) выдавая кредиты на развитие значимых социально производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);
6) закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);
7) выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, связанные условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.
Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной может быть государственная гарантия.
Пример. Рассмотрим в качестве примера сценарий общеэкономического регулирующего воздействия гипотетического государственного кредита при размещении внутреннего займа с целью безинфляционного покрытия дефицита бюджета.

Государство размещает внутренний займ под высокие проценты, сопровождая заем освобождением от налогообложения доходов от размещенных в займе денежных средств. При этом сразу уменьшаются поступления от налогов.

Одновременно из-за уменьшения предложения на рынке межбанковских кредитов процентная ставка по кредитам возрастает.
Это, как отмечалось, может приводить к экономической нецелесообразности специализации на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства. Из-за нехватки финансовых ресурсов может происходить снижение объемов производства, что в свою очередь приводит к уменьшению налогооблагаемой базы, доходная часть бюджета, уменьшается, возрастает дефицит бюджета.

Дефицит бюджета требует новых займов и т.д.
Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финансовых ресурсов от одних общественных классов к другим. Это связано с тем, что налоговое бремя, связанное с обслуживанием внутреннего долга, несут все. Доход же от кредитования государственных расходов в виде процентов поступает только той части юридических лиц и населения, которая является кредитором государства.

Это может препятствовать развитию мелкого и среднего бизнеса, созданию среднего класса - гаранта западных демократий и одновременно способствует возрастанию социальной напряженности в государстве.
Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.
Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:
1) по месту размещения: внутренние и внешние;
2) по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;
3) по возможности реализации: рыночные (свободно покупаются и продаются) и нерыночные;
4) в мировой практике по сроку погашения выделяют: краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 25 лет). Сейчас в России осуществляется переход от обращения государственных ценных бумаг со сроком погашения 3 и 6 месяцев к государственным ценным бумагам со сроком погашения не менее одного года;
5) по наличию заклада: закладные (например, под государственные пакеты акций) и беззакладные;
6) по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;
7) по характеру получаемого дохода: с твердым доходом и с плавающим доходом, объявляемым заемщиком-государством в зависимости от политических, общеэкономических, финансовых обстоятельств;
8) по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового;
9) по виду погашения: с единовременным погашением или с возможностью погашения по частям. Необходимо заметить, что наблюдается тенденция к конвергенции (взаимопроникновению) категории государственного займа и государственного траста.

Так, выпуск государственных и муниципальных облигаций с плавающей процентной ставкой без указания в проспекте эмиссии конкретного целевого назначения займа (что необходимо делать в третьем разделе проспекта эмиссии ценных бумаг) фактически является формой комбинированных финансовых отношений заем - траст (доверительное управление).
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.
Управление государственным кредитом в широком смысле - это формирование одного из элементов финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Оно должно соответствовать целям и критериям и является частью государственной финансовой политики.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
Задачей финансового целеполагания на рынке государственных ценных бумаг может быть оценка влияния займа на экономическую и социальную ситуацию в стране, определение конкретных целей и сроков займа, а также тех категорий населения и юридических лиц, которые будут кредиторами или заемщиками (получателями займа), минимизация долга для заемщика и др.
К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг могут быть отнесены:
- оценка емкости различных сегментов рынка;
- определение привлекательных для инвесторов и выгодных государству условий размещения ценных бумаг;
- оценка возможности достижения поставленных перед эмиссией целей и определение наиболее выгодных (оптимальных) для государства условий размещения ценных бумаг;

  • позиционирование (определение выигрышных отличий одной ценной бумаги от другой) для государства и инвесторов;
  • установление перечня жестких правовых ограничений на возможные действия мошенников, хакеров (при электронных операциях к ценными бумагами), недобросовестных приобретателей ценных бумаг и других злоумышленников;

- проведение маркетинговых мысленных и рыночных экспериментов по размещению пробных эмиссий новых ценных бумаг и другое.
Задачи управления государственным кредитом включают:
- поддержание баланса между кредиторами и государством, государством и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения, которых затрагивает конкретная акция государственного кредита;
- организацию размещения ценных бумаг и выплат дивидендов;
- мониторинг рынка и недопущение существенного превышения предложения над спросом на рынке государственных ценных бумаг;
- регулирование колебания курсов государственных ценных бумаг;
- минимизацию стоимости технического обслуживания долга;
- мотивирование и управление персоналом, обслуживающим государственный кредит;
- экономическое и административное управление, мотивирование активности дилеров по размещению этих бумаг и др.
В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

Фонды страхования


Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой фонд создается в форме резерва материальных или денежных средств.

Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между человеком и природой. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.
В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные формы страхового фонда:
централизованный страховой (резервный) фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;
фонд самострахования создается в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом.
В сельскохозяйственном производстве через механизм самострахования образуются семенные, продовольственные, фуражные и другие натуральные фонды, предназначенные для покрытия различных убытков и частичного возмещения ущерба от стихийных бедствий.
Для свободных предпринимателей, коммерческих структур объективно возникает потребность в создании фонда риска для осуществления деятельности в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры. Предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты несут имущественную ответственность по всем обязательствам и в соответствии с Законом О предприятии и предпринимательской деятельности, Положением Об акционерных обществах обязаны создавать страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков в размере не менее 15% Уставного фонда. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление производственных срывов
и финансовых потерь. С позиций экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда должны
находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций,
финансовых обязательств и т.д.);
страховой фонд страховщика создается непосредственно за
счет страховых взносов участников страхового процесса страхователей: предприятий, учреждений, организаций и отдельных
граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с правилами и условиями договора страхования).
Страховой фонд страховщика отличается значительной мобильностью, так как позволяет достигать высокой эффективности В
использования средств методом раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.
Для выполнения принятых страховых обязательств страховщик образует из полученных страховых взносов необходимые для
предстоящих выплат страховые резервы. Страховщик возлагает на себя большую ответственность за выполнение условий договора страхования, он должен гарантировать своевременное возмещение ущерба страхователю, а тот в свою очередь должен быть уверен в надежности, платежеспособности страховщика.

Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций возможно лишь при наличии у страховой организации определенных резервных фондов.
В основе функционирования страховых фондов лежат следующие принципы: комплектность, многообразие организационных форм, учет экономических интересов всех участников страхового процесса. Через механизм формирования страховых фондов появляются дополнительные стимулы к накоплению денежного капитала, расширению страховых операций, созданию эффективного рынка страховых услуг.

Особенности финансов хозяйствующих субъектов.


Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы. Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.
Представляется возможным назвать финансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.
В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравнянные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).
Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.



Содержание раздела