Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения.
В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых
рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на
воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума
и др.
В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что
- курс валюты был строго фиксирован;
- собственником средств производства, земельной собственности, крупной
недвижимости было государство;
- предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в
пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
-имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах
цены не выражались в отечественной валюте;
- валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться
только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной
экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
Известно определение: финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы.
Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений - итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически.
В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность. По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части - и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной системой.
Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.
Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами.
В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т.д.
Структура финансовой системы - это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы)
1) государственный бюджет;
2) местные финансы;
3) специальные внебюджетные фонды;
4) финансы государственных корпораций.
Считается, что финансовая система РФ включает:
1) государственную бюджетную систему;
2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд
Такие представления рассмотрены в одном из следующих параграфов этой главы.
Известно утверждение, что каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
По аналогии с обобщающим понятием субъектов фондового рынка - инвестиционный институт - введем понятие финансовый институт.
Финансовый институт - любой из субъектов финансовых отношений, являющийся подсистемой (или элементом) финансовой системы, при реализации соответствующей функции финансовой системы. На множестве финансовых институтов может быть установлена иерархия, соответствующая иерархии: государство - местные финансы - финансы предприятий.
Вместе с тем, при установлении иерархии могут быть использованы и иные подходы, например, срочность, важность подлежащих решению задач.
Следует заметить, что финансовая система страны является одной из быстро развивающихся, подвергающихся реформированию. Наименования важнейших элементов финансовой системы страны и их полномочия довольно часто изменяются.
В настоящее время наблюдается некоторое пересечение полномочий и задач финансовых институтов, что может быть и бывает источником ролевых конфликтов в финансовой системе. Например, известны дискуссии по распределению функций и сфер ответственности при аттестации специалистов и лицензировании юридических лиц в части их работы на рынке ценных бумаг и т.д.
Поэтому функции элементов перераспределяются в соответствии с текущим этапом развития финансовых рынков и новыми задачами реформирования экономики. Представляется полезным дальнейшее перераспределение функций элементов финансовой системы и с учетом разделения задач финансовых целеполагания, маркетинга, менеджмента.
Распределение функций между финансовыми институтами высшего уровня иерархии современной России может быть следующим:
Администрация Президента РФ - целеполагание финансовой политики: построение дерева финансовых целей для территорий и отраслей, определение допустимых и возможных источников финансовых ресурсов; разработка Указов и законодательных инициатив в области финансов;
Совет Федераций - построение и согласование дерева целей, маркетинг и согласование финансовых инструментов, принятие законов, утверждающих выбор финансовых инструментов и ограничений на их использование, утверждение бюджета;
Государственная Дума РФ - маркетинг и согласование финансовых инструментов государства, разработка и принятие законов, утверждение бюджета;
Министерство финансов РФ - финансовый менеджмент. Оно состоит из управлений, имеющих свои специфические подфункции. Так бюджетное управление составляет проект федерального бюджета.
Кроме того оно включает отраслевые управления народного хозяйства (обороны и оборонной промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, охраны природы, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и др.); контрольно-ревизионное управление и др.
Казначейство РФ - обеспечивает кассовое исполнение бюджета;
Центральный банк РФ - обеспечивает макроэкономическое регулирование денежного обращения, чем влияет на состояние финансовой системы; является агентом Правительства РФ по размещению внутреннего долга, регулирует деятельность коммерческих банков на финансовых рынках;
Счетная палата - обеспечивает мониторинг и аудит исполнения бюджета;
Налоговая инспекция - обеспечивает правильность и контроль сбора налогов;
Таможенный комитет - обеспечивает сбор таможенных пошлин, соблюдение правил ввоза на территорию РФ ценных бумаг и их бланков;
Государственный комитет по управлению имуществом - является номинальным держателем государственных пакетов акций и осуществляет управление ими от имени государства;
Федеральная комиссия по предупреждению несостоятельности И банкротства - осуществляет процедуры продажи и санации предприятий-банкротов;
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - ответственна за разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг, разработку и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, обеспечивает аттестацию персонала, выдачу лицензий на деятельность на фондовом рынке и др.;
Антимонопольный комитет - ограничивает и контролирует вделки с крупными пакетами (35%) акций.
Представляется, что изложенное выше свидетельствует об актуальности разработки формальных методов проектирования финансовой системы и ее подсистем. Базой для такого проектирования могут быть типовые представления сложных систем.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей.
Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.1
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.
После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п.
2 Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.3
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 1998 год были названы:
рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 2 процента;
прекращение спада сельскохозяйственного производства; создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по сравнению с фактическим уровнем 1997 года не более чем на 1 процент;
снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и
повышение уровня собираемости налогов;
выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;
завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных не менее чем на 500 тысяч человек;
повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 1997 г. объемов капитальных вложений.4
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 1998 г. Федеральный бюджет на 1998 г. был утвержден по расходам в сумме 499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367 548,0 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 2 840 млрд. рублей и уровня инфляции 5,7 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год был установлен в сумме 132397,2 млн. рублей (4,7 % ВВП).
На покрытие дефицита бюджета было решено направить поступления из источников внутреннего финансирования в общей сумме 105830,2 млн. рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, и внешнего финансирования в общей сумме 26 567,0 млн. рублей. Бюджет развития РФ был утвержден в сумме 16 380,4 млн. рублей.5
Доходы федерального бюджета РФ на 1998 г. (выдержка):6
Виды доходов | Сумма, млн. руб. |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 306 975,7 |
в том числе: Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Лицензионные сборы |
48 140,6 141 270,2 78 700,4 1 924,6 400,0 |
Платежи за пользование природными ресурсами Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи Прочие налоги, пошлины и сборы |
8 448,4 27091,5 1 000,0 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 28493,3 |
в том числе: Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности |
5 334,7 8125,5 |
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего | 32 079,0 |
Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ О федеральном бюджете на 1998 год).
Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
В доходы федерального бюджета на 1998 год включаются средства следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда развития Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной энергии, Фонда развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета РФ на 1998 г.7 (выдержка)
Виды расходов | Сумма, тыс. руб. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | 12085733,7 |
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ | 4 453 949,8 |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 14496983,9 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 81 765 000,0 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | 41 616615,1 |
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | 11 157881,0 |
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО | 27 438 327,2 |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО | 12017785,6 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ | 2 929 835,8 |
ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА | 1 521 357,0 |
РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ | 100000,0 |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | 8474217,5 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 17253152,7 |
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ | 3567818,2 |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 2011 997,9 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 9424731,8 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 35066011,2 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА | 124135 443,0 |
ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ | 6 732 765,0 |
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ | 51 703 792,0 |
УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИИ | 1 921 700,0 |
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ | 771 538,0 |
ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА | 3 670 357,0 |
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ | 6450741,8 |
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ | 32 078 999,9 |
9 Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ О федеральном бюджете на 1998 год установлено что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);
НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;