В отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать.
Следует помнить, что этика - это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Еще в 1912 г. Российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:
1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного
ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение
к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в
делах.
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан
в поте лица трудится на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить
только при опоре на частную собственность.
7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель.
Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели.
Служение двум господам противоестественно. В стремлении достичь заветной
цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные
ценности.
Мораль и этика зарождающегося в России бизнеса находят отражение в документах разрабатываемых некоторыми Российскими фирмами. Имеются примеры разработки кодексов внутреннего поведения сотрудников фирм. Из опубликованных материалов наиболее известным является Кодекс Российской товарно-сырьевой биржи Моральные требования, предъявляемые к брокерам РТСБ.
Эти требования обязательны для всех служащих биржи и брокерских контор. Документ формулирует требования, предъявляемые к бизнесменам не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.
В литературе приводятся заповеди делового человека, при разработке которых был использован Кодекс. Прежде всего необходимо отметить, что следуя этим заповедям деловой человек обязан руководствоваться правилом: оценивая методы и политику в области бизнеса, подумай, согласуется ли все это с понятиями правды и справедливости?
Итак, остановимся на интерпретации заповедей делового человека и убедимся, что они должны быть основой деловых отношений в бизнесе.
Заповедь первая. УВАЖАЙ ВЛАСТЬ, ибо во всем должен быть порядок. В условиях успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти.
Это значит - уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения.
Заповедь вторая. БУДЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия. Чтобы быть
целеустремленным, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант.
Заповедь третья. БУДЬ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ.
НЕ РАЗДЕЛЯЙ СЛОВО И ДЕЛО, Бизнесмен должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Кроме того, известно, что эффективность делового общения определяется также тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова.
Речь делового человека не должна быть непонятна и, тем более, груба.
Заповедь четвертая. УДЕЛЯЙ ВРЕМЯ ОТДЫХУ И РАЗМЫШЛЯЙ О СВОЕЙ ЖИЗНИ, ибо отдых - необходимое условие для творческой и эффективной работы.
Заповедь пятая. ОКАЗЫВАЙ УВАЖЕНИЕ СТАРШИМ, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом.
Заповедь шестая. УВАЖАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Заповедь седьмая. БУДЬ ПОСТОЯНЕН В СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И В БРАКЕ, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья - это залог процветания бизнесмена и его компании
Заповедь восьмая. ПРАВИЛЬНО РАССЧИТЫВАЙ СВОИ СРЕДСТВА, ибо отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: S оптимальное использование средств и ресурсов; S мудрое руководство людьми.
Заповедь девятая. БУДЬ ЧЕСТЕН И ПРАВДИВ, ибо хорошая репутация - это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.
Заповедь десятая. УВАЖАЙ ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
Вопросы:
какие из них вы считали бы целесообразным применить к своей будущей фирме?
Задание 10
Между менеджерами предприятия и покупателями его продукции существует взаимодействие, характер которого представлен в схеме:
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ | ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ |
Товар Цена Методы распространения Стимулирование сбыта |
Экономические Научно-технические Политические Культурные |
Ф | |
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК СОЗНАНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ | |
Характеристи ки покупателя |
Процесс принятие решение покупателем |
Ф | |
ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ | |
Выбор: товара марки дилера времени покупки объекта покупки |
Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. При необходимости принимаются решения по исправлению положения. Процесс контроля за выполнением планов включает следующие этапы:
Вопросы:
1. Какова, по вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в бизнесе?
Задание 12
Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе достигается за счет объединения усилий группы людей или коллективов при решении проблем. Если такая кооперация обеспечивает эффект мультипликации, то возникают дополнительные выгоды, которые невозможно получить поодиночке. Для этого необходимо выполнять определенные требования по вопросам кооперации:
9. Каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и соблюдение сроков.
10.В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к
данной работе.
11.Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы
(бюджет, предписания, сроки и т. п.). 12.Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и
соответственно обоснованны.
Вопросы:
Задание 13
В помощь молодым менеджерам в США Управлением по делам мелкого бизнеса была выпущена брошюра, подготовленная группой бывших менеджеров и предпринимателей.
Если вы хотите стать менеджером, постарайтесь объективно ответить да или нет на вопросы анкеты, взятой из этой брошюры.
Самоанализ
Ваши занятия и опыт
Оценка результатов
Если на большую часть вопросов вы ответили да, то путь к вершинам менеджмента для вас открыт.
Задание 14
Известный американский специалист по менеджменту Питер Друкер, анализируя работу менеджеров, определил их основные неудачи:
Основные неудачи в работе менеджеров
(по Питеру Друкеру)
Стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела, сотрудникам
Стремление к внешним атрибутам, символам власти (дом кабинет, автомобиль)
Забота о собственной карьере, положении в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других
Сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.
Пути их
устранения
Оцените мнение П. Друкера:
Задание 15
Множество конфликтных ситуаций удалось бы избежать, если бы оплата труда удовлетворяла, как работодателя, так и работника.
В бывшем СССР декларировался принцип справедливости и равенства заработной платы, поэтому уровень оплаты труда руководителей находился практически на уровне оплаты труда квалифицированного рабочего, а порой был ниже его.
Психология работников на отечественных предприятиях в этом вопросе с началом рыночных преобразований мало изменилась.
В 1992 году в газете Известия опубликовано открытое письмо рабочих Горь-ковского автомобильного завода (ГАЗ), которые обвиняли руководителей предприятия в необоснованном получении высокой зарплаты (в 3-5 раз превышающей оплату труда рабочих).
Следует отметить, что именно ГАЗ первым из автомобильных заводов в России сумел успешно адаптироваться к непростым рыночным условиям. В этом, конечно же, есть заслуга менеджеров завода.
На предприятии выпускается пользующаяся спросом продукция, в странах ближнего зарубежья создаются совместные предприятия, где собираются автомобили с маркой ГАЗ.
В странах с развитой рыночной экономикой картина обратная. Менеджерам (особенно высшего уровня) заработная плата может быть назначена в 1030 раз больше по сравнению с рабочими. Примером может служить система оплаты труда на немецкой фирме Гумбольд:
л/п | Должность | Месячная зарплата, тыс. марок |
Председатель правления фирмы (менеджер) | ||
Члены правления | ||
Начальники отделов | ||
Инженеры (со стажем работы) | ||
Инженеры (после окончания ВУЗа) | ||
Рабочие |
Среди разнообразных путей создания корпоративной культуры такие, как:
Однако в реальной деятельности по управлению коллективом менеджер сталкивается с наличием ряда объективных обстоятельств, ограничивающих его возможности по созданию корпоративной культуры. К ним можно отнести:
А) личное; Б) групповое; В) общественное.
Вопросы:
Задание 17
Этикет бизнесмена включает как минимум:
Вопросы:
Задание 18
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
Вопросы:
Задание 19
Проанализируйте деятельность нескольких американских компаний.
Пример 1. Фирма Дженерал электрик наряду с другой продукцией выпускает электротехнические шкафы для предприятий. Стандартный производственный цикл изготовления этого изделия занимал три недели.
В связи с усилением конкуренции руководство компании приняло меры по совершенствованию организации производства.
Производство шкафов было сосредоточено на одном заводе (ранее продукция выпускалась на шести предприятиях компании). Большая часть деталей была сделана взаимозаменяемой.
Был сокращен штат заводских инженеров, а труд оставшихся был максимально автоматизирован. Для повышения оперативности в цехах уволили всех мастеров и контроллеров качества, сократив число управленческих уровней между рабочими и менеджером с трех до одного.
Функции организации производства на рабочих местах, контроля качества продукции, дисциплины труда были делегированы рабочим, которых объединили в бригады по 20 человек. Результат: эффективность производства возросла на 20%, производственные расходы снизились на 30%, сроки выполнения заказов сократились до 30 дней.
Пример 2. Фирма АТТ производит средства связи. Процесс производства изделия в фирме осуществлялся на нескольких последовательных этапах: конструкторский отдел передавал свою работу производственникам, те в свою очередь - в
отдел маркетинга для реализации изделия на рынке, в результате на разработку новой модели телефонного аппарата уходило два года. Руководством компании была поставлена задача интенсифицировать разработку и изготовление продукции.
Для этого были созданы группы, включающая от шести до двенадцати человек каждая, в том числе проектировщиков, производственников и специалистов по сбыту, которым предоставили право брать на себя ответственность за решение комплекса задач (конструкция, дизайн, технологичность, стоимость изделия).
Пример 3. Корпорация Моторолла занимается изготовлением средств связи. Одним из видов продукции является электронный наручный бипер, подающий звуковой сигнал его владельцу и показывающий на дисплее номер телефона. Корпорация спроектировала и построила автоматизированный завод по изготовлению биперов за 1,5 года вместо обычных трех. Основой успешной работы было установление точных сроков выполнения работ и жесткого контроля за их соблюдением.
Раньше корпорация приступала к выпуску биперов через три недели после получения заказа. Сейчас автоматизированный завод может изготовить и отправить бипер всего через два часа после того, как поступает заказ.
Вопросы:
Задание 20
Сложилось мнение, что новые организационные структуры многое изменяют в работе менеджеров. К таким изменениям относятся:
рии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других
уровней; приходится существенно перестраивать взаимосвязи между представителями
высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающими в различ-
ных подразделениях фирмы.
Вопросы:
Какие еще, кроме приведенных ранее, изменения в деятельности менедже-
ров характерны для последнего времени?
Считаете ли вы, что подобные изменения органично связаны с современны-
ми достижениями в экономике, науке, технике, управлении, или это вызвано
какими-то другими причинами (указать какими)?
Задание 21
Предлагается следующая схема работы менеджера с персоналом фирмы:
анализ перспектив развития предприятия
Стратегия
анализ социально-экономической ситуации в стране
разработка квалификационной
структуры
подсистема оценки персонала
Формирование кадровой политики разработка системы работы с кадрами
разработка системы оплаты труда и
стимулирования
подсистема
обучение, переподготовка
и
повышение квалификации
подсистема
отбор, продвижение
и руководство
Повседневная работа с персоналом - планирование;
- организация;
- принятие решений;
- мотивация;
-лидерство.
Вопросы:
Задание 22
Анализ показывает, что применительно к российской практике к
типичным ошибкам в кадровой политике предприятия относят отсутствие:
Вопросы:
Задание 23