d9e5a92d

Уважай право частной собственности

В отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать.

Следует помнить, что этика - это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Еще в 1912 г. Российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:
1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного
ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение
к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в
делах. 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан
в поте лица трудится на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить
только при опоре на частную собственность.

  1. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со
    стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявить себя с лучшей
    стороны.
  2. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Единожды солгавший, кто тебе поверит. Успех в деле во многом за
    висит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  3. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда
    оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель.
Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели.
Служение двум господам противоестественно. В стремлении достичь заветной
цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные
ценности.
Мораль и этика зарождающегося в России бизнеса находят отражение в документах разрабатываемых некоторыми Российскими фирмами. Имеются примеры разработки кодексов внутреннего поведения сотрудников фирм. Из опубликованных материалов наиболее известным является Кодекс Российской товарно-сырьевой биржи Моральные требования, предъявляемые к брокерам РТСБ.

Эти требования обязательны для всех служащих биржи и брокерских контор. Документ формулирует требования, предъявляемые к бизнесменам не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.
В литературе приводятся заповеди делового человека, при разработке которых был использован Кодекс. Прежде всего необходимо отметить, что следуя этим заповедям деловой человек обязан руководствоваться правилом: оценивая методы и политику в области бизнеса, подумай, согласуется ли все это с понятиями правды и справедливости?
Итак, остановимся на интерпретации заповедей делового человека и убедимся, что они должны быть основой деловых отношений в бизнесе.
Заповедь первая. УВАЖАЙ ВЛАСТЬ, ибо во всем должен быть порядок. В условиях успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти.

Это значит - уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения.
Заповедь вторая. БУДЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия. Чтобы быть целеустремленным, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Заповедь третья. БУДЬ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ.

НЕ РАЗДЕЛЯЙ СЛОВО И ДЕЛО, Бизнесмен должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Кроме того, известно, что эффективность делового общения определяется также тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова.

Речь делового человека не должна быть непонятна и, тем более, груба.
Заповедь четвертая. УДЕЛЯЙ ВРЕМЯ ОТДЫХУ И РАЗМЫШЛЯЙ О СВОЕЙ ЖИЗНИ, ибо отдых - необходимое условие для творческой и эффективной работы.
Заповедь пятая. ОКАЗЫВАЙ УВАЖЕНИЕ СТАРШИМ, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом.
Заповедь шестая. УВАЖАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Заповедь седьмая. БУДЬ ПОСТОЯНЕН В СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И В БРАКЕ, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья - это залог процветания бизнесмена и его компании
Заповедь восьмая. ПРАВИЛЬНО РАССЧИТЫВАЙ СВОИ СРЕДСТВА, ибо отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: S оптимальное использование средств и ресурсов; S мудрое руководство людьми.
Заповедь девятая. БУДЬ ЧЕСТЕН И ПРАВДИВ, ибо хорошая репутация - это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.


Заповедь десятая. УВАЖАЙ ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
Вопросы:

  1. Что из приведенных принципов 1912 г. в полной мере сохранило свою актуальность и в настоящее время, а что отошло на второй план?
  2. Какие новые принципы бизнеса должны быть внедрены в практику предпринимательской деятельности в России сегодня?
  3. Какие принципы бизнеса считаются сегодня приоритетными?
  4. Сравните принципы делового человека, разработанные в 1912 г., и заповеди
    настоящего времени.
  5. Объясните причины появления новых заповедей.
  6. Раскройте сущность рассматриваемых норм поведения, их влияние на успеш
    ность деятельности бизнесмена или фирмы.
  7. Проанализируйте предложенные принципы и заповеди и определите:

какие из них вы считали бы целесообразным применить к своей будущей фирме?

  • что вы могли бы добавить?
  • в какой мере вы выполняете в своей работе и жизни рассмотренные этические нормы?


Задание 10
Между менеджерами предприятия и покупателями его продукции существует взаимодействие, характер которого представлен в схеме:

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ
Товар Цена Методы распространения
Стимулирование сбыта
Экономические Научно-технические Политические
Культурные
Ф
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК СОЗНАНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ
Характеристи ки покупателя Процесс принятие
решение покупателем
Ф
ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ
Выбор:
товара марки дилера времени покупки объекта покупки

1. 2.
Вопросы:
Все ли временные контакты менеджмента и потребителей продукции (услуг) предприятия учтены в данной схеме? Что, по вашему мнению, здесь необходимо дополнить? Задание 11 Сейчас особое значение имеет контроль за выполнением планов предприятия. Его цель - убедиться в достижении намеченных результатов (запланированных показателей).

Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. При необходимости принимаются решения по исправлению положения. Процесс контроля за выполнением планов включает следующие этапы:

  1. ЭТАП: Установление контрольных показателей. Чего мы хотим достичь?
  2. ЭТАП: Уточнение показателей рыночной деятельности. Что происходит?
  3. ЭТАП: Анализ проделанной работы. Почему так происходит?
  4. ЭТАП: Последующие корректирующие действия. Что нужно сделать
    для исправления положения?


Вопросы:
1. Какова, по вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в бизнесе?

  1. Какие особенности в организации контроля за деятельностью предприятия в
    целом и за деятельность его составных звеньев характерны для российской
    практики?
  2. Какие этапы и элементы контроля, по вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного хозяйственного результата работы
    фирмы?

Задание 12
Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе достигается за счет объединения усилий группы людей или коллективов при решении проблем. Если такая кооперация обеспечивает эффект мультипликации, то возникают дополнительные выгоды, которые невозможно получить поодиночке. Для этого необходимо выполнять определенные требования по вопросам кооперации:

  1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам.
  2. Партнерам по возможности должны быть знакомы задачи друг друга.
  3. При работе должны царить хорошее взаимопонимание и свободный обмен ин
    формацией.
  4. Никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо быть готовым
    пойти на компромисс и изменить свое решение в пользу другого, обещающего
    успех для всех.
  5. Необходимы правила игры, которых все должны придерживаться.
  6. Сильные стороны партнеров важнее для совместного дела, чем их слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые - нейтрализовать.
  7. Вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно было сразу
    же передать ее всем тем, кого она непосредственно касается.
  8. Мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет других
    участников.

9. Каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и соблюдение сроков.
10.В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к
данной работе. 11.Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы (бюджет, предписания, сроки и т. п.). 12.Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и
соответственно обоснованны.
Вопросы:

  1. Со всеми ли требованиями, обозначенными выше, вы согласны? Если с чем-
    то не согласны - аргументируйте.
  2. Какие еще требования, предпосылки необходимы, чтобы конечный результат совместного труда был бы максимальном?
  3. Какую менеджер должен провести организационную подготовку для совместной работы сотрудников, чтобы гарантировать успех?

Задание 13
В помощь молодым менеджерам в США Управлением по делам мелкого бизнеса была выпущена брошюра, подготовленная группой бывших менеджеров и предпринимателей.
Если вы хотите стать менеджером, постарайтесь объективно ответить да или нет на вопросы анкеты, взятой из этой брошюры.
Самоанализ

  1. Лидер ли вы по натуре?
  2. Любите ли вы сами принимать решения?
  3. Обращаются ли к вам другие за советом при принятии решений?
  4. Нравится ли вам конкуренция?
  5. Есть ли у вас сила воли и самодисциплина?
  6. Планируете ли вы наперед?
  7. Любите ли вы иметь дело с людьми?
  8. Умеете ли вы с ними ладить?
  9. Осознаете ли вы, что, открыв собственное дело, вы, возможно, должны будете работать по 12 - 14 часов в день, шесть дней в неделю, а может быть и
    по воскресеньям и праздникам?
  10. Хватит ли у вас физических сил выдержать такую нагрузку и график работы?
  11. Достаточно ли у вас душевных сил, чтобы выдержать такое напряжение?
  12. Готовы ли вы если потребуется временно снизить свой жизненный стандарт пока ваше предприятие не окрепнет?
  13. Готова ли ваша семья разделить с вами эти трудности?
  14. Готовы ли вы лишиться своих сбережений?

Ваши занятия и опыт

  1. Какие основные знания вам нужны для успешного ведения дела?
  2. Обладаете ли вы этими знаниями?


  1. При найме сотрудников сможете ли вы определить, соответствуют ли способности кандидатов тем должностям, на которые вы их нанимаете?
  2. Приходилось ли вам когда-либо занимать руководящие должности?
  3. Работали ли вы когда-либо в деле, подобном тому, которое вы собираетесь
    открыть?
  4. Обучались ли вы бизнесу в школе?
  5. Если окажется, что у вас нет основных знаний, необходимых для вашего дела, будете ли вы готовы осуществление своих планов до приобретения требуемых знаний?


Оценка результатов
Если на большую часть вопросов вы ответили да, то путь к вершинам менеджмента для вас открыт. Задание 14 Известный американский специалист по менеджменту Питер Друкер, анализируя работу менеджеров, определил их основные неудачи:
Основные неудачи в работе менеджеров (по Питеру Друкеру)
Стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела, сотрудникам
Стремление к внешним атрибутам, символам власти (дом кабинет, автомобиль)
Забота о собственной карьере, положении в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других
Сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.
Пути их
устранения Оцените мнение П. Друкера:

  1. Постарайтесь найти пути ликвидации этих неудач и сформируйте их на правой стороне страницы.
  2. Проанализируйте свои предложения и определите наиболее важные из них.
  3. Насколько реально их осуществление в условиях России, какие трудности
    могут встретиться у российских менеджеров, как их преодолеть?

Задание 15
Множество конфликтных ситуаций удалось бы избежать, если бы оплата труда удовлетворяла, как работодателя, так и работника.
В бывшем СССР декларировался принцип справедливости и равенства заработной платы, поэтому уровень оплаты труда руководителей находился практически на уровне оплаты труда квалифицированного рабочего, а порой был ниже его. Психология работников на отечественных предприятиях в этом вопросе с началом рыночных преобразований мало изменилась. В 1992 году в газете Известия опубликовано открытое письмо рабочих Горь-ковского автомобильного завода (ГАЗ), которые обвиняли руководителей предприятия в необоснованном получении высокой зарплаты (в 3-5 раз превышающей оплату труда рабочих).
Следует отметить, что именно ГАЗ первым из автомобильных заводов в России сумел успешно адаптироваться к непростым рыночным условиям. В этом, конечно же, есть заслуга менеджеров завода.

На предприятии выпускается пользующаяся спросом продукция, в странах ближнего зарубежья создаются совместные предприятия, где собираются автомобили с маркой ГАЗ.
В странах с развитой рыночной экономикой картина обратная. Менеджерам (особенно высшего уровня) заработная плата может быть назначена в 1030 раз больше по сравнению с рабочими. Примером может служить система оплаты труда на немецкой фирме Гумбольд:

л/п Должность Месячная зарплата, тыс. марок
Председатель правления фирмы (менеджер)
Члены правления
Начальники отделов
Инженеры (со стажем работы)
Инженеры (после окончания ВУЗа)
Рабочие

Считается, что менеджеры (прежде всего высшего уровня) несут персональную ответственность за разработку стратегии фирмы на рынках, результаты производственной и финансово-экономической деятельности фирмы и т.п. Вопросы:
1. Какую модель оплаты труда (социалистическую или капиталистическую) вы разделяете? Объясните свой выбор.
. Согласны ли вы с тем, что менеджер в силу характера выполняемых им функций организатора и управляющего, должен получать заработную плату существенно большую, чем его подчиненные?
3.
Следует ли в России постепенно отказаться от социалистического принципа оплаты труда?
4. Предложите варианты решения этой важной проблемы. Задание 16 Важную роль в работе менеджера играет его способность к созданию в коллективе корпоративной культуры - своеобразному образу мыслей (мировоззрению), который объединяет сотрудников при решении деловых и общечеловеческих проблем.
Корпоративная культура базируется прежде всего на создании необходимых
условий для реализации потребностей человека. Основными принципами корпоративной культуры являются:

  • развитие личной инициативы;
  • всемирное стимулирование ответственности за выполняемое дело;
  • уважение к человеку как личности;

Среди разнообразных путей создания корпоративной культуры такие, как:

  • поддержка и поощрение существования в коллективе различных точек зрения на те или иные проблемы;
  • высокий уровень человеческих отношений, стремление к коллективному решению задач;
  • получение сотрудниками части полномочий своего руководителя, что способствует повышению ответственности за выполняемую работу;
  • нестандартный образ мышления, который часто представляет собой источник нововведений в различных сферах деятельности.

Однако в реальной деятельности по управлению коллективом менеджер сталкивается с наличием ряда объективных обстоятельств, ограничивающих его возможности по созданию корпоративной культуры. К ним можно отнести:

  1. Наличие в коллективе сотрудников, отличающихся творческим потенциалом и работоспособностью, которые формируют особую шкалу личных ценностей, слабо вписывающуюся в корпоративную культуру.
  2. Врожденные приоритеты психологии индивидуума, которые (в порядке
    убывания) можно определить так:

А) личное; Б) групповое; В) общественное.
Вопросы:

  1. Каков должен быть комплекс действий менеджера по созданию корпоративной культуры в возглавляемом им коллективе в условиях отмеченных
    ранее объективных ограничений?
  2. Есть ли особенности корпоративной культуры в России? Если да, то подберите соответствующие примеры.

Задание 17
Этикет бизнесмена включает как минимум:

  • правила представления и знакомства;
  • порядок проведения деловых переговоров и контактов;
  • соблюдение общепринятых требований к внешнему облику, речи, манерам, умению одеваться и т.д.
  • порядок оформления служебных документов.

Вопросы:

  1. Какова, по вашему мнению, роль этикета в современном бизнесе?
  2. Что, помимо отмеченного выше, может относиться к понятию этикет бизнесмена?
  3. Какие особенности этикета характерны для российских практики и менталитета?

Задание 18
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
Вопросы:

  1. Какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочти
    тельным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее
    решать ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
  2. В чем вы видите преимущества неформального управления по сравнению с
    директивным?

Задание 19
Проанализируйте деятельность нескольких американских компаний.
Пример 1. Фирма Дженерал электрик наряду с другой продукцией выпускает электротехнические шкафы для предприятий. Стандартный производственный цикл изготовления этого изделия занимал три недели.

В связи с усилением конкуренции руководство компании приняло меры по совершенствованию организации производства.
Производство шкафов было сосредоточено на одном заводе (ранее продукция выпускалась на шести предприятиях компании). Большая часть деталей была сделана взаимозаменяемой.

Был сокращен штат заводских инженеров, а труд оставшихся был максимально автоматизирован. Для повышения оперативности в цехах уволили всех мастеров и контроллеров качества, сократив число управленческих уровней между рабочими и менеджером с трех до одного.
Функции организации производства на рабочих местах, контроля качества продукции, дисциплины труда были делегированы рабочим, которых объединили в бригады по 20 человек. Результат: эффективность производства возросла на 20%, производственные расходы снизились на 30%, сроки выполнения заказов сократились до 30 дней.
Пример 2. Фирма АТТ производит средства связи. Процесс производства изделия в фирме осуществлялся на нескольких последовательных этапах: конструкторский отдел передавал свою работу производственникам, те в свою очередь - в отдел маркетинга для реализации изделия на рынке, в результате на разработку новой модели телефонного аппарата уходило два года. Руководством компании была поставлена задача интенсифицировать разработку и изготовление продукции. Для этого были созданы группы, включающая от шести до двенадцати человек каждая, в том числе проектировщиков, производственников и специалистов по сбыту, которым предоставили право брать на себя ответственность за решение комплекса задач (конструкция, дизайн, технологичность, стоимость изделия).
Пример 3. Корпорация Моторолла занимается изготовлением средств связи. Одним из видов продукции является электронный наручный бипер, подающий звуковой сигнал его владельцу и показывающий на дисплее номер телефона. Корпорация спроектировала и построила автоматизированный завод по изготовлению биперов за 1,5 года вместо обычных трех. Основой успешной работы было установление точных сроков выполнения работ и жесткого контроля за их соблюдением.

Раньше корпорация приступала к выпуску биперов через три недели после получения заказа. Сейчас автоматизированный завод может изготовить и отправить бипер всего через два часа после того, как поступает заказ.
Вопросы:

  1. Что общего в организации и управлении производством трех американских
    компаний?
  2. В чем вы видите основную причину их эффективной деятельности?
  3. Возможно ли использование американского опыта работы в современной
    России?

Задание 20
Сложилось мнение, что новые организационные структуры многое изменяют в работе менеджеров. К таким изменениям относятся:

  • решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам. Представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов;
  • так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки (уточнения) целей;
  • в связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сцена-

рии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других
уровней; приходится существенно перестраивать взаимосвязи между представителями
высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающими в различ-
ных подразделениях фирмы.
Вопросы:
Какие еще, кроме приведенных ранее, изменения в деятельности менедже-
ров характерны для последнего времени?
Считаете ли вы, что подобные изменения органично связаны с современны-
ми достижениями в экономике, науке, технике, управлении, или это вызвано
какими-то другими причинами (указать какими)?
Задание 21
Предлагается следующая схема работы менеджера с персоналом фирмы:
анализ перспектив развития предприятия
Стратегия
анализ социально-экономической ситуации в стране
разработка квалификационной структуры
подсистема оценки персонала
Формирование кадровой политики разработка системы работы с кадрами
разработка системы оплаты труда и
стимулирования
подсистема обучение, переподготовка
и
повышение квалификации
подсистема
отбор, продвижение
и руководство Повседневная работа с персоналом - планирование; - организация;
- принятие решений;
- мотивация;
-лидерство.
Вопросы:

  1. В чем вы видите взаимозависимость и взаимообусловленность различных со
    ставных частей данной схемы ?
  2. Какие элементы схемы по их значимости играют первую скрипку в действиях менеджера?
  3. Соответствует ли представленная схема задачам, стоящим сегодня перед системой управления человеческими ресурсами?


Задание 22 Анализ показывает, что применительно к российской практике к
типичным ошибкам в кадровой политике предприятия относят отсутствие:

  • процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием (работник с момента найма обычно ощущает себя оторванным от коллектива);
  • планирование карьеры, лишающее работника перспективы;
  • должной информированности, в результате чего работник мало отождествляет себя с интересами фирмы;
  • чувства ответственности, замораживающие инициативу работника;
  • коммуникаций, позволяющих работнику высказывать свои претензии, соображения и получать удовлетворяющие его ответы;
  • продвижения по службе, что делает невыгодным для работника качественное проявление себя в труде.

Вопросы:

  1. Как вы полагаете, какие еще типичные ошибки и недоработки характерны для
    практики управления человеческими ресурсами применительно к сегодняшней
    России?
  2. Какие нововведения в управлении персоналом могли бы внедрить вы, если бы
    были назначены менеджером по кадрам российской фирмы?

Задание 23



Содержание раздела