d9e5a92d

Различия и тактика должностной власти

Деловая игра 8. Различия и тактика должностной власти


Цели игры

  1. Исследовать основы власти по различным должностям.
  2. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти.

Исходные теоретические положения
Влияние ~ это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Власть - это возможность влиять на поведение других, В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. Зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую - основная причина трудностей, которую испытывает руководящий персонал.
В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Это можно выразить формулой баланса власти: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.
Методические указания Игра проводится в пять этапов.
Этап 1. Индивидуально проранжировать должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях, начиная с 1 и до 15.
Этап 2. Которая из должностей, перечисленных выше, должна иметь наиболее сильные: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения. Написать объяснения тому, почему вы выбрали каждую из должностей, как наиболее подходящую для этой категории.
Этап 3. Отобрать наименее властные должности из своего ранжированного списка и подготовить краткий перечень источников власти и влияния (через политику в организации), которые могли бы быть использованы для усиления власти в данной должности.
Этап 4. Преподаватель создает малые группы от 4 до 8 студентов для обсуждения результатов в предыдущих трех этапах упражнения.
Этап 5. Подвести итоги обсуждения и его результатов в малых группах. Деловая игра обладает сильным игровым моментом, так как имеет дело с призрачным значением власти.

Концепция двусмысленности оборачивается значительным разбросом мнений в ранжировании студентами должностей с точки зрения их властности.
Задание
1. Проранжировать должности, перечисленные в исходных данных.

  1. Дать обоснование выбора должностей, занимающих первые три наиболее
    сильные: право на власть, власть вознаграждения, власть принуждения.
  2. Перечислить источники власти и влияния, которые могли бы быть использованы для усиления власти наименее властных должностей из списка.
  3. Обсудить результаты в малой группе.
  4. Составить отчет, который должен содержать ранжированный список, обоснования и список, принятый в группе.


Исходные данные
Список должностей: I

  • медсестра в больнице;
  • ректор в крупном университете;
  • генеральный директор в известной фирме;
  • техник по медприборам в больнице,
  • специалист отдела кадров в известной фирме;
  • профессор в крупном университете;
  • оператор ПЭВМ в известной фирме;
  • бухгалтер в больнице;
  • региональный менеджер по продажам в известной фирме;
  • ученый в компании высоких технологий;
  • милиционер;
  • морской прапорщик;
  • надомный ремесленник;
  • секретарь генерального директора в известной фирме;
  • депутат Совета Федерации.

Деловая игра 9. Разрешение конфликтной ситуации в группе


Цели игры

  1. Изучить методы разрешения конфликтов.
  2. Показать как действует механизм сотрудничества для разрешения конфликта в
    группе.

Исходные теоретические положения
Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Существуют структурные и межличностные стили разрешения конфликтных ситуаций.

К структурным относятся: разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений. К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся: уклонение, сглаживание, при- нуждение, компромисс и решение проблемы. Решение проблемы - это признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый со всех сторон.

Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуацией. Методические указания
Преподаватель разбивает учебную группу на две части так, чтобы каждая из малых групп имела достаточно устойчивое мнение о другой малой группе, мешающее им нередко прийти к взаимопониманию в решении общих проблем. Каждая малая группа выбирает своего лидера. Процедура разрешения конфликта состоит из следующих этапов:


Этап 1. Группы должны письменно подготовить:

  • перечень А1, в котором они указывают какими они видят себя;
  • перечень А2, в котором выражают свое отношение к другой малой группе;
  • перечень Б своих предсказаний о том, что другая малая группа напишет о них, т.е. что мы думаем о том, как они думают о нас.

Этап 2, Группы собираются вместе, зачитывают перечень А и перечень Б. Результаты не обсуждаются.
Этап 3. Малые группы обсуждают все то, что они услышали и готовят перечень В, т.е. перечень проблем, на который должно быть обращено первостепенное внимание в обеих группах. В процессе обсуждения в малых группах будет обнаружено, что большинство спорных моментов проясняется за счет простого обмена информацией на предыдущем этапе.

Сократится также перечень А, где останется только относящееся к самой проблеме.
Этап 4. Малые группы встречаются вместе и сравнивают свои перечни В, которые содержат проблемы, требующие первостепенного внимания в обеих группах. Обсуждая вопросы они составляют один перечень Г, включающий только приоритетные для двух малых групп проблемы.

Этим и определяется уровень, с которого упражнение может повториться с этапа 2, и перечень Г подвергнется той же процедуре обработки.
Этап 5. Обсуждение с учебной группой в полном составе плана действий по разрешению проблем перечня Г.
Задание
\. Составить перечни А, Б, В и Г.
2. После обсуждения составить отчет, в котором должны содержаться все вышеперечисленные перечни и выводы по преодолению конфликтной ситуации между малыми группами. Индивидуальные зачетные задания Задание 1
Современным специалистам нужны следующие качества:

  • наличие глубоких макроэкономических знаний;
  • детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах; '
  • стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной;
  • свободная ориентация совокупности рыночных отношений, в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость,ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.

Вопросы:

  1. Какими дополнительными качествами надо обладать современному
    специалисту, чтобы он был на высоте положения?
  2. Какие особые качества необходимы специалисту в России ?

Задание 2
Главная задача менеджера - максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем все большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.
В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес - только делать деньги.

Они обосновывают свою позицию тем, что социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению ее конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям.
Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.
Вопросы:

  1. Чью позицию вы разделяете и почему?
  2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?
  3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?


^ 4. В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом:

  • в масштабах фирмы
  • в масштабах региона, страны?

Задание 3
Несмотря на большой потенциал российского рынка, иностранные предприниматели очень осторожны в том, что касается развития бизнеса в нашей стране. Среди многих недостатков, характерных для российского рынка, отмечается либо полное отсутствие, либо невысокая квалификация российских менеджеров.
Пребывание же западных менеджеров (профессионалов организации и управления) обходится иностранным компаниям, работающим в России, очень дорого. Кроме того, присутствие иностранных специалистов в совместных предприятиях часто ведет к конфликтным ситуациям между ними и российским персоналом, считающим что у первых несопоставимо более высокий уровень оплаты труда.
На этом фоне необычно выглядят результаты анализа деятельности нескольких десятков совместных предприятий в России, выполненного сотрудниками Гарвардской школы бизнеса в США. Кратко суть их выводов сводится к следующему:
Достоинства Представление о том, что в СССР не было эффективного менеджмента неверно
В современной России много талантливых и опытных менеджеров
В России имеются широкие возможности для предпринимательства
Российские менеджеры придают вопросам качества продукции такое же значение, как и на Западе
Трудности, с которыми сталкиваются российские менеджеры (нестабильность, инфля-ция и т.д.), можно обратить в преимущества
Недостатки
Российские менеджеры неправильно понимают связь между властью и ответственностью (стремятся к большой власти малой ответственности)
Объективные трудности в работе российских менеджеров:
постоянное изменение законодательной базы;
сложности обеспечение предприятий ресурсами;
ограниченная конвертируемость валюты Вопросы:

  1. Согласны ли вы с оценкой состояния российского менеджмента, которую
    дали американские специалисты?
  2. Не свидетельствует ли их позиции о недостаточном знании особенностей
    проблем организации и управления менеджеров?
  3. Как динамично, по вашему мнению, меняются объективные условия для ра
    боты российских менеджеров?

4. Кто в настоящее время предпочтительнее на должности руководителя российского промышленного предприятия, крупной оптовой фирмы, банка: опытный, иностранный или российский менеджер? Объясните свой выбор.
Задание 4
В 1932 г. Была основана японская кампания Мацусита Электрик Индастри-ал Ко, Лтд, являющаяся одним из мировых лидеров в производстве электротехники и электроники. В России,* как и в других странах известны торговые марки этой компании:Техникс и Панасоник.
Основатель компании Комоскэ Мацусита сформулировал цель основных положений менеджмента:

  • не хитря, будь честным;
  • будь хозяином на своем месте;
  • не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои знания;
  • относитесь с уважением и вниманием к окружающим;
  • все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
  • с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь - мы все берем у
    общества в долг;
  • не уставай задавать себе вопрос: На кого я работаю? Ответ только один - на
    общество.

Вопросы:

  1. В чем заключается социальная направленность менеджмента?
  2. Каким образом можно разумно совмещать в менеджменте частное и общественное начало?
  3. Попытайтесь продолжить формулировку основных положений менеджмента
    Комоскэ Мацусита доведя их число до десяти.

Задание 5
Рецептов, как преуспеть в бизнесе, предлагается много. Одна из систем мероприятий предлагается далее.

Проанализируйте ее.

  1. Определение специфических перспектив организации, исходя из потребностей
    общества.
  2. Определение специфических потребностей людей в организации. Таковыми
    обычно являются самоуважение, признание и возможность независимо мыс
    лить и действовать; эти сведения основываются на продолжительных наблюдениях, проводившихся на протяжении последних десяти лет.
  3. Формирование команды для работы, акцентируя ее внимание на процесс планирования, цель которого - определить, где организация хочет оказаться через
    пять лет.
  4. Определение стратегической цели, анализ внешних условий, выявление своих
    сильных и слабых сторон и создание предпосылок для достижения цели. Таким


образом получается зафиксированное на бумаге руководство к действию, или письменный план действия.

  1. Определение этапов достижения целей, отдельных лиц, и групп, постановки
    ключевых задач на предстоящие пять лет.
  2. Определение целей на четвертом, третьем, втором и первом годах работы.
  3. Если планируемые достижения, следующего года не соответствуют сегодняшним реалиям, организация должна заново установить, что можно сделать на
    следующий год, и пересмотреть план вплоть до пятого года, отыскивая компромиссные решения на каждом из этапов, i
  4. Необходимо определить стратегию для достижения поставленных целей. Каждому члену организации должна быть предоставлена возможность внести свой
    вклад в выработку этой стратегии.
  5. Этот план или проект представляют в высшее звено управления или в группу,
    которой подотчетно руководство. Очень важно до начала выполнения задания
    согласовать цели и средства их достижения.

10.После того, как общий пятилетний план и стратегия согласованы, начинается их исполнение.
11.Создаются детальные планы мероприятий и действий, при этом особое внимание уделяется разбивке каждого ключевого участка; на определенных работников возлагается ответственность за завершение того или иного этапа и четко очерчивается круг обязанностей.
12.Необходимо установить порядок отчетности и выделять успехи и неудачи, чтобы можно было проследить за выполнением каждого этапа работ, от отдельного мероприятия до долгосрочной программы,
13.Все работники должны иметь возможность сигнализировать об отклонении от плана, требующем немедленных действий для возвращения на заданный курс.
14.Должна быть разработана система внутренних и внешних вознаграждений, которые поддержат организацию на ее пути к поставленной цели.
Вопросы:

  1. В чем предлагаемая схема соответствует условиям современной российской
    экономики; в чем она ей чужда?
  2. Что, по вашему мнению, следовало бы добавить в перечень действий чтобы
    сделать их более эффективными?
  3. В какой мере, если бы вы были менеджер, вы приняли предлагаемую систему за основу?

Задание 6
Как лучше работать с партнером, клиентом? Этот вопрос стоит перед каждым менеджером. Здесь можно использовать следующие подходы:
1. Создать доверительную атмосферу при переговорах.

  1. Попросить партнера более подробно рассказать о проблеме. Это будет способствовать более четкому определению позиций сторон.
  2. Помочь партнеру глубже вникнуть в ситуацию, делая по ходу беседы краткие, запоминающиеся обобщения - заключения.
  3. Ориентировать партнера к творческим рассуждениям, что бы проблема получила более разностороннее освещение.
  4. Убедить партнера, что откладывать решение сложившейся ситуации невыгодно, это позволит определить реальность намерений партнера о сотрудничестве с вами. I
  5. Изложить собственное решение проблемы, но наряду с другими возможны
    ми. Тогда партнер выберет решение самостоятельно, но скорее всего предложенное вами.


Вопросы:

  1. Какой из отмеченных подходов, на ваш взгляд, наиболее эффективен?
  2. Какие подходы в деловых переговорах, способствующие их успеху, вы мог
    ли бы еще предложить?

Задание 7
В российской экономической литературе излагается мнение о том, что имеется пять базовых направлений в работе менеджера какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и развития организации.
Во-первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет конкретные задачи и пути их решения для достижения целей.
Во-вторых, менеджер организует фирму как систему на их выполнение. Он анализирует виды деятельности, решения, необходимые для достижения целей.

Затем выявляет проблемы, ставит задачи, группирует проблемы и задачи и поручает конкретным сотрудникам их выполнение.
В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию труда и коммуникации внутри фирмы. Он составляет команду из людей, ответственных за определенные работы, делая это с помощью различных приемов, путем кадровых решений ( об оплате труда, назначениях, повышениях и др.), а также множества решений, повышающих качество труда и жизни сотрудников.

При этом осуществляются постоянные связи менеджера с подчиненными, начальниками, коллегами.
В-четвертых, менеджер создает систему контроля. Он определяет единицы измерения, фиксируя показатели, сориентированные на работу всей организации и в то же время на работу конкретного сотрудника.

Он анализирует и оценивает достигнутые результаты, сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам. В-пятых, менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая условия, способствующие продвижению по служебной лестнице членов организации. Вопросы:

  1. Все ли главные аспекты многообразной деятельности современного менеджера здесь учтены?
  2. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика действий
    менеджера стала более полной?
  3. Какие направления в работе менеджера являются приоритетными?
  4. Какие особенности в деятельности менеджера в российских условиях вы хотели бы отметить? Чем эти особенности обусловлены?

Задание 8
Существуют задачи, в которых приводится ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия справедливость и этика в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности.
Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.
1, Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру.

Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще
фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать новый кон
тракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новы
ми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до
сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки
попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между
курением и онкологическими заболеваниями.
Каково будет ваше решение? Подпишете вы новый контракт или нет?

Почему?
2. Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую
технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно - пылесос. Пылесос по-
прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-
настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи
Усовершенствованная новинка на упаковке и в рекламе средств массовой ин
формации повысит значительно сбыт такого товара. Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет?

Почему? 3. Вы - менеджер на фирме, производящей программные продукты
для ПЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым
человеком), которая(ый) недавно была (был) управляющей(им) на фирме-
конкуренте. По какой-то причине она(он) уволена(ен) и, теперь держит обиду на
эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или
можете взять ее (его) на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее
(его) на работу. Обида так сильна, что она (он) с удовольствием расскажет обо
всех планах конкурента.
Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?
4. Вы - менеджер из крупной компании по продаже автомобилей.
Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего
на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разво
ду, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В
недалеком прошлом это был один из самых опытных и результативных продавцов
вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как
скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж
теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать вы
данную этому дилеру торговую привилегию и заменить его.
Как вы поступите? Почему?
5. Вы - менеджер по производству на фирме, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но которое окажет большое
влияние на сбыт. Например, в холодильниках NO FROST теперь можно хранить
продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания.
На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента будет офис для
гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об
этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто.
Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера,
чтобы узнать о нововведении.
Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?
6. Вы - главный менеджер известной фирмы, и изо всех сил стараетесь
добиться заключения выгодного контракта на большую сумму продаж с одной
компанией. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу,
но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всего передаст заказ
именно вам.
Как поступите вы? Почему? 7. Вы - менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос
потребителей о спросе на товар конкурента. Для этого вы должны провести опрос
якобы от лица несуществующего Институт маркетинга и конъюнктуры рынка. Сделаете ли вы такой опрос? Почему?
8. Вы - менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации
значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на
работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых
важных клиентов фирмы.
Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?
9. Вы - менеджер туристской фирмы. К вам пришла женщина, же
лающая отдохнуть в Греции. У вас же есть горячий тур на Мертвое море в Израиль.

У женщины явные проблемы с давлением, одышка. Вы знаете, что гипертоникам на Мертвое море ехать противопоказано.
Как вы поступите?
10. Вы - менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волоса
ми. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист
по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что
шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного
эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увеличится объем продаж.
Что вы предпримите? Почему?
Задание 9
В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений с целью повышения культуры в организациях.



Содержание раздела