d9e5a92d

Основные виды предпринимательского риска

Для того чтобы более полно использовать творческий потенциал коллектива, необходимо:

  • безоговорочная поддержка руководством инновационных идей. Ценностные установки руководителей во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;


всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими нетривиальные идеи;

  • высокое качество постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблема штурмуется с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает большая вариантность решений. Поэтому инновационные Структуры усиливает циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками. Во время мозговой атаки соблюдается непременное условие: никто не имеет права подвергать критике высказанные точки зрения. Свобода мнений и выдвижение идей должна быть гарантирована Системой, поощряющей многообразие и несхожесть идей;
  • применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы внедрения инновации и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности;
  • использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности, и, кроме того, множество мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство фирмы поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста.

Вопросы:

  1. Достаточно ли предложенного в задании, чтобы вы как менеджер шли в ногу
    со временем?
  2. Какие ещё управленческие инновации целесообразно использовать в фирме,
    чтобы добиться высоких результатов?

Задание 24
Работа менеджера с кадрами, считают специалисты, заключается в том,
чтобы:

  • выражать заинтересованность менеджера в ознакомлении с мнениями и оценками сотрудников фирмы;
  • создать обстановку, в которой работники могут безбоязненно высказывать свое мнение;
  • улучшать внутрифирменные коммуникации;
  • выявлять проблемные области и направлять усилия на разрешение конфликтов;
  • оперативно обновлять информацию и актуализировать базы данных по труду;
  • оценивать эффективность и действенность корпоративной политики;
  • способствовать улучшению атмосферы кооперации и сотрудничества;
  • определять направление совершенствования организации труда и управления;
  • вовлекать персонал в решение корпоративных задач и поддерживать чувство ответственности за экономический успех фирмы.

Вопросы:

  1. Как вы полагаете, все ли основные направления деятельности кадрового менеджмента здесь обозначены или что-то упущено (последнее конкретизировать)?
  2. Применительно к российской практике на какие особенности и обстоятельства
    следует делать упор в управлении человеческими ресурсами компании?

Задание 25
В одном из российских банков в целях совершенствования работы с клиентами было подготовлено совещание руководящего состава, на котором было преложено обсудить следующие вопросы:
1. Нужен ли в банке меморандум, который определяет долгосрочные цели банка
направленные на обеспечение клиентов качественными услугами? Существует ли положение о том, что банк хочет дать клиентам?
2. В положении, касающемся ориентированном на клиентов целей, являются ли
эти цели четко определенными или же это лишь лозунги?
3. Существует ли в банке практика проверки удовлетворенности клиентов его
продуктами или услугами?
4. Нужен ли банку механизм сбора мнений клиентов по поводу того, как, на их
взгляд, можно улучшить качество услуг банка?
5. Используются ли пожелания клиентов для определенных изменений в произ-
водственных процессах?
6. Целесообразна ли разработка вместе с бухгалтерией путей изменения, во сколь-
ко обходится банку низкое качество услуг (потерянные клиенты, потраченное зря время, низкий моральный дух сотрудников)?
7. Сколь важно проводить тренинги для персонала по обучению работе с клиен-
тами для того, чтобы помочь сотрудникам лучше работать с клиентами?
8. Обладают ли руководители банка достаточными знаниями и навыками, чтобы


оказывать поддержку сотрудникам, работающим напрямую с клиентами, в оказании высококлассных услуг?
9. При приеме на работу новых сотрудников, сообщается ли им, что одним из не-
пременных условий успешной работы в банке является качественное обслуживание клиентов? И как этого добиваются?
10. Достаточно ли развиты в банке технологии (компьютерные и коммуникацион-
ные системы) для того, чтобы обеспечить быстрое и эффективное обслуживание клиентов?
11. Сколько эффективно поощряются сотрудники за отличное обслуживание кли-
ентов?
Вопросы:
1. Если бы подготовка совещания была поручена вам, какие вопросы из програм-
мы показались бы излишними (и почему) и какие проблемы вы добавили бы в повестку дня?
2. Если бы вы были генеральным менеджером в банке, сочли бы вы проведение
такого совещания эффективным и необходимым?
3. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы все положительные высказыва-
ния на совещании были бы замечены, обобщены и воплощены в практику? Задание 26 Главное в финансовом менеджменте - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками её финансирования, как внешними, так и внутрифирменными, а управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте. Поток финансовых ресурсов составляют следующие денежные средства:

  • полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • приобретённые на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получение кредитов;
  • возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;
  • инвестированные и реинвестированные в производственно-хозяйственную деятельность фирмы;
  • направленные на уплату налоговых платежей.

Вопросы:
1. В чём вы видите главное в работе менеджера фирмы в области управления её
денежными потоками?
2. Что, по вашему мнению, и почему служит основным источником пополнения
денежных ресурсов фирмы?
3. Какова роль налоговых платежей в потоке финансовых ресурсов российской
фирмы?
Задание 27
Любой бизнес - дело рискованное. Риск - это вероятность возникновения убытков или неполучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Усиление риска, по сути, - оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная плата за нее. По мере развития рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция.

Чтобы выжить в этих условиях, нужно решиться на внедрение технических новшеств и смелые, нетривиальные поступки, а это усиливает риск. Приходится смириться с неизбежностью риска и научиться прогнозировать события, оценивать риск, не переходить за допустимые его пределы. Выделяют следующие основные виды предпринимательского риска: Производственный риск связан с выпуском продукции, товаров, с осуществлением любых видов услуг и производственной деятельности. Наиболее важные причины производственного риска - возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и других затрат, уплата завышенных отчислений и налогов и т.д.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров, производственных или закупленных предпринимателем. Причины коммерческого риска - снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск - возникает в сфере взаимодействия предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего соотношением заемных средств к собственным: чем выше это соотношение, тем в большей степени предприятие зависит от кредиторов и тем выше финансовый риск, так как прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.
Вопросы:

  1. Какие риски имеют превалирующее значение в российской деловой практике?
  2. Какие риски, имеющие место в России не укладываются в систему приведен
    ных ранее рисков?

Задание 28
Кризис- это особое состояние, перелом в развитии фирмы, которые определяются внутренними и внешними объективными и субъективными факторами. Причинами кризиса могут быть финансово-экономическое положение в стране (инфляция, безработица, неплатежи, сокращение инвестиций, экономическая политика государства), обострение конкуренции, непрофессиональное управление фирмой, природные и общественно-политические катаклизмы.

Кризис может рассматриваться как объективно обусловленная стадия жизненного цикла деятельности фирмы, когда застой и спад диктуют необходимость ее обновления, модернизацию и реконструкцию.
В условиях кризиса необходимо специфическое антикризисное управление, характеризуемое определенными подходами и приемами. Сущность анти- кризисного управления составляют радикальные перемены в деятельности фирмы. Управление кризисом, как правило, требует быстрых и решительных перемен. Антикризисное управление призвано предупреждать и смягчать кризисы, обеспечивать выживание фирмы в условиях кризиса, и ликвидировать потери при выходе из кризиса. Ключевыми проблемами антикризисного управления являются диагностика и прогнозирование кризисов, вхождение и выход из кризиса, ликвидация их последствий.

Решающую роль в антикризисном управлении играют стратегии менеджмента.
Стратегия антикризисного управления может быть следующей:
Кризис предотвращается
~ Ситуация Признаки причин кризиса
Возможность разрастания кризиса
Реакция на кризисную ситуацию
Ликвидация последствий кризиса Выход из кризиса
Вхождение в кризис
Кризис происходит
- Стратегия должна соответствовать типу кризиса. К основным типам кризиса относятся кризисы дефицита ресурсов, сбыта продукции, неплатежей и др.

Кризис может быть комплексным, что характерно в настоящее время для России.
Предлагаются следующие вводные данные для разработки стратегии антикризисного управления:

  1. Анализ управленческой ситуации.
  2. Уменьшение доли фирмы на рынке.
  3. Низкий уровень прибыли.
  4. Уменьшение спроса на продукцию фирмы.
  5. Устаревшая продукция.
  6. Проблема с качеством и надежностью продукции.
  7. Высокая задолженность перед банком и поставщиками.
  8. Недовольство покупателей.
  9. Низкая платежеспособность покупателей.
  10. Недостаток оборотных средств.
  11. Устаревшие методы производства и продажи.
  12. Высокая текучесть кадров.
  13. Раздутый громоздкий административный аппарат.
  14. Нерегулярные выплаты зарплаты.
  15. Отсутствие гибкого управления.


  1. Перечень чрезвычайных мер.
  2. Выход на новые рынки.
  3. Осуществление упреждающих кризис времен.
  4. Увеличение доли фирмы на рынке по конкурентоспособным видам товаров.
  5. Изучение опыта конкурента.
  6. Привлечение помощи консультантов.
  7. отказ от нерентабельных видов продукции.
  8. Ликвидация непрофильных видов деятельности.
  9. Переобучение персонала.
  10. Наем персонала.
  11. Увольнение персонала.
  12. Формирование команды единомышленников.
  13. Сокращение аппарата.
  14. Предоставление работникам большей свободы общения и принятия решения.
  15. Установление жесткой дисциплины.
  16. Ужесточение контроля за расходами, дисциплиной.
  17. Сокращение запасов.
  18. Сокращение издержек производства и обращения.
  19. Организация маркетинговых исследований.
  20. Стимулирование сбыта продукции.
  21. Проведение рекламных компаний.
  22. Формирование благоприятного имиджа фирмы.
  23. Отказ от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
  24. Усиление централизации управления.
  25. Децентрализация управления.
  26. Обращение к правительству за помощью.
  27. Сокращение экономического пространства- частичное закрытие предприятия.
  28. Переизбрание Совета директоров.
  29. Объединение с другими фирмами.
  30. Разводнение уставного капитала - дополнительный выпуск акций.
  31. Смена президента фирмы.
  32. Привлечение новых крупных инвесторов.
  33. Продажа акций работникам.
  34. Диверсификация производства.
  35. Кружки качества.
  36. Быстрая реакция на жалобы покупателей.
  37. Заботы об обслуживании потребителей (какая именно?)
  38. Изменение стиля руководства (в каком именно?)
  39. Изменение стиля руководства (в каком направлении?)
  1. Реорганизация структуры управления (в чем состоит?)
  2. Введение гибкой системы стимулирования работников. Участие в прибыли.
  3. Поощрение предприимчивости.
  4. Разработка бизнес-плана.
  5. Участие работников в управлении.
  6. Объявление банкротства.


Исходя из перечня вводных данных, характерных для промышленно-торговой фирмы, определить:

  • Признаки кризисной ситуации;
  • Причины возникновения кризисной ситуации;
  • Меры, позволяющие предотвратить разрастание кризисной ситуации;
  • Меры по управлению кризисом на стадии вхождения в кризис;
  • Меры по управлению кризисом на стадии выхода из кризиса;
  • Меры по ликвидации последствий кризиса.

Задание 29
К источникам финансового оздоровления и развития предприятий относятся:
Активный .маркетинг
Финансовая политика Инвестиционная политика Ассортиментная политика
Кадровая политика и управление персоналом
Внешняя деловая сеть
Интеграция с зарубежными партнерами
Внутренний экономический механизм
Организационная структура управления
Информационные сети и коммуникации
Имущественная политика
Инновационная политика
Техническая политика
Формирование предпринимательской среды Программа реформирования и оздоровления Формирование собственника Команда
Внутрифирменная культура Система управления
Стратегия Механизм саморазвития
Вопросы:
Какие источники финансового оздоровления фирмы из приведенных имеют, по вашему мнению, приоритетное значение?

  1. В чем вы наблюдаете взаимосвязь и взаимозависимость предложенных источников?
  2. Какие источники финансового благополучия компании можно было бы еще
    привести?

Задание 30
Ниже приводится сравнительная оценка конкурентоспособности фирмы:
Фактор конкурентоспособности Товар
Качество
Технико-экономические показатели
Престиж торговой марки
Упаковка
Уровень послепродажного обслуживания
Гарантийный срок
Уникальность
Многовариантность использования
Надежность
Защищенность патентами
информации
А
Главный конкурент Каналы сбыта Формы сбыта S прямая доставка;
S торговые представители;
^ предприятия - производители;
^ оптовые посредники;
S комиссионеры и маклеры;
S дилеры. Степень охвата рынка Размещение складских помещений Система транспортировки Система контроля запасов
Цена
Продажная
Процент скидки с цены
Сроки платежа
Условия предоставления кредита
Условия финансирования покупки
Продвижение товара на рынок Реклама:
S для потребителей;
S для торговых посредников. Индивидуальная продажа:
S стимулирование потребителей;
S демонстрационная торговля;
S показ образцов товара;
S подготовка персонала сбытовых служб Продвижение товара по каналам сбыта Телевизионный маркетинг Продажа товаров через средства массовой информации
Вопросы:

  1. Какие показатели из приведённых выше играют, на ваш взгляд, главную
    роль?
  2. Какие показатели, по вашему мнению, можно было бы использовать дополнительно для получения более точной картины конкурентного положения
    конкретной фирмы?


Контрольные вопросы

  1. Сущность менеджмента.
  2. Менеджмент и управление.
  3. Система управления.
  4. Определение организации,
  5. Составные части управления.
  6. Принципы менеджмента.
  7. Менеджер. Качества современного менеджера.
  8. Исторические предпосылки менеджмента.
  9. Историческая эволюция управления.
  10. Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ.
  11. Формирование школы научного менеджмента.
  12. Административная (классическая) школа.
  13. Принципы управления (по А. Файолю).
  14. Школа человеческих отношений.
  15. Бихевиористская (поведенческая) школа.
  16. Количественная школа.
  17. Процессный подход, его сущность.
  18. Процесс управления как взаимосвязь функций управления.
  19. Системный подход.
  20. Организация как открытая система.
  21. Ситуационный подход.
  22. Формальные и неформальные организации.
  23. Внутренняя среда организации.
  24. Взаимосвязь внутренних переменных.
  25. Внешняя среда организации.
  26. Характеристики внешней среды.
  27. Взаимосвязь факторов внешней среды.
  28. Составляющие успеха организации.
  29. Социальная ответственность и этика менеджмента.
  30. Сущность, функции и выгоды планирования.
  31. Разработка целей организации.
  32. Характеристика целей организации.
  33. Оценка и анализ внешней и внутренней среды.
  34. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
  35. Выбор стратегии.
  36. Планирование реализации стратегии и ее оценка.


  1. Тактика, политика, процедуры, правила.
  2. Контроль за выполнением стратегии.
  3. Оценка стратегического плана.
  4. Делегирование, ответственность и полномочия.
  5. Эффективное распределение полномочий.
  6. Сущность мотивации.
  7. Содержательные теории мотивации.
  8. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу.
  9. Теория К. Альдерфера.
  10. Теория двух факторов Ф. Герцберга.
  11. Процессуальные теории мотивации.
  12. Теория ожидания.
  13. Теория справедливости.
  14. Комплексная процессуальная теория мотивации (модель Портера-Лоулера).
  15. Применимость мотивационных теорий в практике управления.
  16. Сущность и необходимость контроля.
  17. Предварительный контроль.
  18. Текущий контроль.
  19. Системы обратной связи.
  20. Заключительный контроль.
  21. Процесс контроля.
  22. Поведенческие аспекты контроля.
  23. Эффективность контроля и его характеристика.
  24. Сущность и виды коммуникаций.
  25. Процесс коммуникации.
  26. Элементы и этапы коммуникации.
  27. Межличностные коммуникации.
  28. Преодоление преград в межличностных коммуникациях.
  29. Искусство общения.
  30. Способы повышения отдачи межличностных коммуникаций.
  31. Организационные коммуникации.
  32. Преодоление преград в организационных коммуникациях.
  33. Процесс принятия решений, его этапы и виды.
  34. Рациональные решения.
  35. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
  36. Взаимосвязь решений.
  37. Модели принятия решений.
  38. Сущность и типы моделей.
  39. Обзор моделей принятия решений.
  40. Методы принятия решений.
  41. Методы прогнозирования.
  1. Управление неформальной организацией.
  2. Причины возникновения неформальных организаций.
  3. Характеристики неформальных организаций.
  4. Пути повышения эффективности групп.
  5. Лидерство, его сущность и стили.
  6. Конфликтные ситуации.
  7. Сущность конфликта, его причины.
  8. Типы конфликтов.
  9. Процесс управления конфликтом.
  10. Методы управления конфликтной ситуацией.
  11. Управление изменениями.
  12. Процесс успешного управления организационными изменениями.

Список рекомендуемой литературы

  1. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.:
    Дело, 1998.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гарда-
    рика, 1998.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организа
    ция, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 1996.
  4. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Специальная литература, 1999.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада Лтд., 1996.
  6. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др.,Основы менеджмента. - М.: Центр, 1997.
  7. Минаев А.С., Агеева Н.Г., Байдюк И.Ф. Основы теории менеджмента. - М.:
    Центр, 1997.
  8. Сергеев П.В. Менеджмент: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 1999.
  9. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. М.: Финансы и стати
    стика, 1998.
  10. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский под
    ходы. - М., 1984.
  11. Обер-Крие Дж. Управление предприятием (классика менеджмента). Калуга:
    Сирин, 1997.
  12. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В
    деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное посо
    бие. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  13. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
  14. Версан В.Г. Интеграция управления качествам продукции. Новые возмож
    ности. -М.: Из - во стандартов, 1994.
  15. Герчикова И.Н. Менеджмент. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  16. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основопо
    ложников менеджмента и управленческой практики. - М.: Дело, 1998.
  17. Кохно П.А., Миклюков Б.А., Комаров О.Е. Менеджмент. -М.: Финансы и
    статистика, 1993.
  18. Менеджмент организации. Учебное пособие/Под ред. д.э.н. Б.П. Румянце
    вой, д.э.н., проф. Н.А. Саломатина.-М.: Инфра-М, 1995.
  19. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр,
    тестов по курсам Менеджмент, Маркетинг. -М.: Финансы и статистика,
    1998.
  20. Уткин Э.А. Управление Фирмой. - М.; Акалис, 1996.
  21. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М.: АО Бизнес - школа, Ин
    тел - синтез, 1997.


Содержание раздела