d9e5a92d

Барлиани И. - Менеджмент, Методические указания

Сибирская Государственная Геодезическая Академия

Введение

Радикальная перестройка системы управления экономикой -- одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера выполняемых управляющими работ. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений.

Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно - технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы.

Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в потенциале ресурсов и по существу предопределяющим ее цели. Высокие требования предъявляются к профессионализму управленческого персонала.
Все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Управленческая работа также имеет много общих характеристик.

Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации, контроля и координации, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.
Задача этой методической разработки - дать студентам теоретические и практические навыки по основам управленческой деятельности; понимание необходимости рассматривать организацию как единое целое с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей при принятии и реализации управленческих решений; рассмотреть влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации и показать зависимость эффективного управления от роли руководителя и его личных качеств; сделать студента наиболее эффективным менеджером на любом уровне организации, помогая ему понять факторы, влияющие на принятие действительно эффективных решений. Среди активных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры. Деловая игра - это воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления.
Деловые игры в отличие от других методов обучения позволяют наиболее полно воспроизводить деятельность руководителей и специалистов, выявить проблемы и причины появления, разрабатывать и оценивать варианты решения проблем, принимать решение и определять механизм его реализации. Это дает возможность рассматривать проблему не вообще, а как конкретную, вытекающую из хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Рассмотрим некоторые методические советы при проведении деловой игры.
На первом этапе следует ознакомиться с целью игры и необходимой исходной информацией. Студенты самостоятельно выбирают определенную проблему или конкретную ситуацию и по желанию формируют команды таким образом, чтобы это была творческая группа.
Второй этап - эта самостоятельная работа студентов в командах. Здесь активно используется практический опыт каждого участника, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения.

При коллективном обсуждении в командах необходимо, чтобы свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник. Коллективное обсуждение проблемы позволяет выявить разные подходы к решению одной и той же проблемы или задачи. Очень важно использование принципа консенсуса, т.е. единогласное принятие общих решений, но не путем голосования, а на основе предварительного согласия.

Однако это не означает, что кто-либо из участников и в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение в общей группе со своей точкой зрения.
Третий этап - это дискуссия в группе. Каждая команда докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы.

Участники других команд выступают в качестве оппонентов, задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку предоставленного проекта.


Возможны случаи, когда участники не формируются в команды, а распределяются по определенным ролям. В этих играх для решения проблемы прежде всего определяется состав действующих лиц и устанавливаются их задачи.

Дискуссия идет с учетом определенных ролей.
Ход проведения ролевых деловых игр практически не отличается от рассмотренных ранее. Разница в том, что в первом случае выступают представитель команды, а во втором - участник деловой игры действует в рамках ролевой должности. В методические указания включены деловые игры, задания и контрольные вопросы, позволяющие проверить знания, полученные в процессе изучения курса Менеджмент. На практических занятиях, проходящих в форме деловой игры, ее участники должны приобрести необходимые знания и практические навыки:

  • по постановке стратегических и оперативных целей работы организации;
  • выработке управленческих решений и оценки влияния факторов внешней и внутренней среды на реализацию этих решений;
  • освоению и отработки навыков коллективного генерирования идей, делового общения при выработке групповых решений; */ выработки навыков построения организационной структуры управления предприятием;
  • выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность и оценки готовности занять должность руководителя.

Программа курса Менеджмент

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Цели курса Менеджмент. Объект, предмет и метод изучения. Структура, логика и содержание курса.

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
Эволюция менеджмента.
Условия и предпосылки возникновений менеджмента: управление и организации до 1900 года, этапы возникновения науки об управлении, систематизированный взгляд на управление. Подходы на основе выделения различных школ: школа научного управления, административная школа в управлении, школа человеческих отношений, поведенческие науки; процессный, системный и ситуационный подходы.

Особенности российского менеджмента.
Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда.

Факторы прямого и косвенного воздействия.
Системы менеджмента.
Функции менеджмента: организация, планирование, мотивация, контроль, координация. Организационные структуры: иерархические и органические.
Связующие процессы: процесс коммуникации и эффективность управления, элементы и этапы процесса коммуникаций; межличностные коммуникации. Цели организации, структура целей, классификация целей и разделение труда, ситуационный подход к системе целеполагания, управление по целям.

Природа процесса принятия решения, организационные решения, подходы к принятию решений, этапы рационального решения проблем; факторы, влияющие на процесс принятия решений.
Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.
Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала: взаимодействие человека и организации, вхождение человека в организацию, ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации, адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения. Личность менеджера: характер труда и требования к профессиональной компетенции.
Групповая динамика и руководство.
Группы и их значимость: формальные и неформальные группы, развитие неформальных организаций и их характеристики, управление неформальной организацией, участие трудящихся в управлении. Методы формального и неформального управления.

Ресурсы, качество и эффективность управления.
Руководство: власть и личное влияние; баланс власти; формы власти и влияния; практическое использование влияния. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность; обзор теорий лидерства; поведенческий подход к лидерству; стили руководства; ситуационные подходы к эффективному лидерству; адаптивное руководство.
Управление конфликтами: природа конфликта в организации, типы конфликта, причины конфликта, уровни конфликта; модель процесса конфликта; методы управления конфликтной ситуацией.
Система информационного обеспечения управления: информационная среда управления, требования к управленческой информации.
Инновационный потенциал менеджмента: классификация инновационных процессов; инновационные цели, идеи проекты, программы; управление инновационными процессами; инновационный потенциал и инновационный климат; роли специалистов в инновационной деятельности; профессионализация менеджмента.

Деловые игры

Деловая игра 1. Постановка целей функционирования предприятия. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на управление по целям
Цель деловой игры

  1. Приобретение ее участникам! необходимых знаний и практических навыков по постановке стратегических и оперативных целей работы организации.
  2. Выработка управленческих решений по достижению поставленных целей.
  3. Создание у участников игры ориентации на изменение целей, стоящих
    перед предприятием, за счет влияния факторов внешней и внутренней среды организации.

Исходные теоретические положения
В рамках управления особое место занимает менеджмент посредством постановки целей. Здесь речь идет о процессе, при котором руководитель и сотрудники вместе:

  • определяют задачи фирмы;
  • уточняют ответственность, т.е. ожидаемые результаты;
  • используют результаты для руководства компанией и для оценки вклада каждого сотрудника в плоды ее деятельности.

Сначала руководство фирмы формирует стратегические цели. Далее, на каждом более низком уровне, эти цели наполняются подцелями и установленными сроками исполнения.

Периодически обсуждаются: нужна ли корректировка курса, реалистично ли сформулированы цели.
Наиболее продуктивен данный метод, когда сотрудники: знают, что от них ожидают; согласны взять на себя обязательства по достижению поставленных целей.
Цели призваны удовлетворять следующим требованиям:

  • быть конкурентными;
  • быть обозримыми;
  • быть реалистичными.

К внутренней среде организации относятся: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качества работ, в том числе НИОКР и т.д. К факторам внешней среды предприятия относятся: поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, трудовые ресурсы и др. Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации: состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, культурная и политическая обстановка, уровни цен и инфляции, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика. Важнейшие функциональные подсистемы организации:

  • маркетинг;
  • производство;
  • научно-исследовательские разработки (инновации);
  • финансы;
  • персонал;
  • менеджмент.

Методические указания


Группа разбивается на команды по 6-7 человек в каждой, в зависимости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями принимается общее коллективное решение, в соответствии с заданием, приведенным ниже.
Задание

  1. Выбрать тип организации и сформировать ее миссию.
  2. Исходя из формулировки миссии определить цели, стоящие перед
    функциональными подсистемами организации.

3. Выработать решения по достижению поставленных целей каждой
функциональной подсистемой.
4.Определить зависимость достижения поставленных целей от перечисленных факторов, которые окажут максимальное воздействие на достижение поставленных целей в современных российских условиях.

  1. Определить систему контроля выполнения управленческих решений
    по достижению поставленных целей.
  2. Составить отчет.

Исходные данные Организация: Государственное предприятие любой отрасли (опытно - конструкторское
бюро и т.п.); -Торгово-посредническая фирма;
Фирма, производящая мебель; Ювелирно-художественная фирма; Малое предприятие по производству ТНП.
-Предприятие, оказывающее услуги населению.

Деловая игра 2 Алгоритм решения управленческих проблем

Цеди игры

  1. Разработка алгоритма решения управленческих проблем.
  2. Приобретение практики в коллективной выработке решений.

Исходные теоретические положения
Как известно, искусство руководителя состоит в том, чтобы вовремя оценивать проблемы и намечать путь к их решению. Не даром говорят: Кто не предвидит проблем, тот не управляет.
Необходимо создание своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), т. е. последовательности умственных действий руководителя, приводящих к решению проблем организационно-управленческой деятельности. Создание АРУП облегчит руководителям нахождение эффективного управленческого решения, сократит поле поиска решений.
Предлагаемая деловая игра позволит ее участникам определить логически обоснованную последовательность действий хозяйственных руководителей при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоить технологию групповой работы, выделить ситуационного лидера, убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.
Методические указания
Сейчас вам предлагается выполнить на практике решение проблемы, которые необходимо представить в виде алгоритма, т.е. определенной последовательности умственных действий. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке участника игры.
Задание

  1. Из 18 действий, обозначенных в бланке играющего, нужно последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами, начиная с 1 до 18. Занести
    результаты в гр. Индивидуальная оценка. Каждый игрок принимает решение
    самостоятельно, без каких либо консультаций с остальными игроками. На все вопросы может отвечать только руководитель игры.
  2. Все игроки разбиваются на команды по 5-7 человек в зависимости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное мнение относительно АРУП. Команды не должны обмениваться мнениями. Решение задачи обозначается поднятием руки. Результаты решениязаносятся в гр. Групповая оценка.
  3. Представитель команды, докладывая групповое решение, имеет право
    защищать его логическими доводами.


Бланк участника игры
Наименование действий (этапов) принятия управленческого решения Индивидуальная оценка Групповая оценка Эталон Индивидуальная ошибка Групповая ошибка Отклонение индивидуальной
ошибки от групповой
Построение проблемы
Документальное построение задач
Определение разрешимости проблемы
Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого
Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме \
Оформление решения
Разработка вариантов решения проблем
Определение существования проблемы
Оценка новизны проблемы
Контроль за выполнением решения
И Выбор решения
Оценка вариантов решения
Организация выполнения решения
Постановка задачи ис-юлнителям
Выбор критерия оценки вариантов решения
Установление взаимосвязи с другими проблемами
Формулирование проблемы
Определение причин возникновения проблемы
Сумма ошибок
Время работы

  1. Руководитель игры фиксирует время принятия решений как индивидуальных, так и групповых.
  2. После объявления руководителем игры эталонной последовательности
    действий, заполняется гр. Эталон и рассчитываются и заполняются оставшиеся
    колонки таблицы.
  3. В отчет входит заполненный бланк участника игры.

Деловая игра 3. Разработка структуры управления организацией


Цели игры

  1. Освоение распределения функций по подсистемам организации.
  2. Выработка навыков построения организационной структуры управления
    предприятием.
  3. Закрепление знаний по теории управления организацией.

Исходные теоретические положения
Объектом анализа является организация, состоящая из следующих функциональных подразделений: маркетинг, производство (цеха), материально-техническое снабжение, технический контроль и обслуживание оборудования, научная подготовка производства, организация труда и заработной платы, планово-экономическое, менеджмент, информационно-вычислительный центр (ИВЦ), юридическое, технической безопасности.
Методические указания
Условия формирования структурных подразделений
Необходимость формирования структурного подразделения должна быть всесторонне обоснована. При этом важнейшим критерием является численный и квалификационный состав работников данного подразделения и характер выполняемой работы.

Выбор той или иной структурной единицы должен производиться в зависимости от численности ее работников, объема сложности фактически выполняемой работы, а также от объема внешних связей.
Основным структурным подразделением в аппарате управления предприятий является отдел. Поэтому прежде всего следует учитывать те организационные условия, при которых целесообразно создание отдела, и лишь затем устанавливать его внутреннюю структуру.

Одним из таких условий является минимальная численность его работников, требуемая для выполнения необходимого объема работ. Так, для отдела минимальная численность (как правило) составляет 10 человек, для бюро - 7. При меньшей численности работников самостоятельные структурные подразделения не создаются, а рекомендуется назначать старших и специалистов. Задание
\. Исходя из среднегодового фонда времени 1 работающего, определить число должностей в каждом функциональном подразделении. Составить таблицу.

Подразделение (название) Функция Объём работы,
час.
Количество человек


2. По полученным табличным данным разработать структуру управления предприятием, предварительно выбрав ее тип. 3. Составить отчет.
Исходные данные 1.Функции организации

Функция Объем работ в часах по вариантам
Определение потребности населения в производстве продукции и услугах предприятия
Разработка и спецификация параметров новой продукции
Освоение рынка
Распределение и доставка продукции потребителям
Контроль за изменением вкуса и спроса потребителей
Сбор и обработка информации о товаре
Рекламирование фирмы и её продукции
Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
Приемка товаров, сырья, материалов
Превращение входных ресурсов в конечный продукт
И Контроль качества, упаковки, технического обслуживания оборудования
Размещение готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара
Поиск новых видов продукции и ус-
пуг взамен устаревших

Функция Объем работ в часах по вариантам
Введение новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия
Найм и увольнение работников
Обучение и продвижение работников предприятия
Организация оплаты труда на предприятии
Планирование деятельности предприятия гЗОО
Составление бюджета предприятия
Составление бюджета по подразделениям предприятия
Составление балансовых отчётов работы предприятия
Контроль за движением и использованием ресурсов
Анализ проблем деятельности предприятия
разработка целей управления подразделениями
Составление планов достижения поставленных целей
Оценка результатов работы руководителей подразделений
Координация работы предприятия
Определения круга полномочий и
обязанностей руководителей
Разработка стратегии функционирования предприятия
Контроль за достижением поставлен-ных целей
Информационное обеспечение предприятия
Юридические консультации
Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда на предприятии


2. Среднегодовой фонд времени одного работающего 1840 часов.

Деловая игра 4. Разработка управленческих решений мето дом коллективного генерирования идей

Цель игру
Практическое освоение и отработка навыков коллективного генерирования идей (мозговой атаки), делового общения при выработке групповых решений.
Исходные теоретические положения
Метод мозговой атаки основан на гипотезе, что среди множества идей, высказанных, экспертами на совещании по специально разработанной программе, можно найти несколько рациональных. Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают эффективного результата и требуется получить набор возможных вариантов решения вопроса, расширить круг факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения.
Эффективность мозговой атаки зависит от соблюдения следующих правил:

  1. Во время обсуждения никто не может претендовать на особую роль и
    привилегию, даже автор блестящей идеи.
  2. Запрещены любые взаимные критические замечания и промежуточные


Содержание раздела