d9e5a92d

Средний класс как сообщество профессионалов

Подтверждением этого служат некоторые работы А.И. Пригожина (16), Н.И. Лапина (17), Н.М. Козерова, С.И.

Эпштейна, О.Н. Жеманова (18).
Часть ученых пыталась совместить положения исторического материализма и научного коммунизма с некоторыми, особым образом интерпретированными поло-жениями западных управленческих концепций. На основе такого подхода работали В.Г. Афанасьев (19), П.Н. Лебедев, Г.Х.Попов, Ю.А.Тихомиров (20), В.Г.

Подмарков (21), Г.С. Яковлев. В течение 60-70-х гг. ситуацию в теории управления и организации, а также ряде смежных дисциплин можно характеризовать так: недолгий взлет в середине 60-х, когда предпринимались попытки совместить элементы западного менеджмента и советские традиции управления, сменился в начале 70-х периодом стагнации, когда продолжали выходить критические работы, посвященные западным управленческим теориям, но при этом незавершенность косыгинских реформ не позволила внедрить современные методы управления в практику. Управленческое образование вышло из состояния полного застоя, и началось движение в сторону его экстенсивного расширения через сеть ИПК и партийных школ, в то же время сильные технократические традиции не позволили легитимировать профессию менеджера как самостоятельную специальность в вузах.
Бизнес-образование и профессия менеджера в постсоветской России:
опыт социологической проблематизации

Средний класс как сообщество профессионалов


Современное индустриальное общество капиталистического типа имеет несколько главных характеристик в политическом, социальном, культурном аспектах. Наиболее ярко идеологию такого общества заявляет средний класс, который стал результатом развития правового государства и индустрии. В России в настоящий период четко проявляются попытки отыскать основу для создания среднего класса среди обломков советской классовой системы и стремление актуализировать риторику среднего класса. Одним из путей формирования среднего класса на сегодня является открытие возможностей для появления "новых профессионалов", которые, с одной стороны, будут восприимчивы к прагматическим ценностям рыночного хозяйства, а с другой стороны, смогут создать и поддерживать собственную политическую и хозяйственную идеологию, а также стать силой, которая де факто аккумулирует в своих руках властные ресурсы во всех сферах общественной и частной деятельности.

Идеал "российского среднего класса" является удобным идеологическим орудием в руках российских правящих элит. Однако, по заключению многих социологов, "сформировать средний класс в ходе российских реформ не удалось" (22).

В то же время, представляется интересным проанализировать, насколько реально в России рождение мощного среднего класса, состоящего из профессионалов рыночного типа.
Наряду с другими социальными группами (23) в средний класс обычно включают менеджеров и управленцев разного уровня, которых называют профессионалами, но при этом обоснованность такого определения может вызывать сомнения: реально ли появление среднего класса из профессионалов, занятых в различных сферах деятельности. Следует также оценить вероятность появления в России профессионалов, реального только при определенных условиях, среди которых не последнее место занимает достаточно развитая система образования.

В данной части исследования, таким образом, даются общие определения среднего класса, прослеживаются источники его формирования как класса профессионалов, оценивается возможность появления профессионалов-менеджеров в современной России, анализируется бизнес-образование как наиболее значимый источник пополнения корпуса профессиональных менеджеров.
Социально-сословная структура общества в конце прошлого столетия в Америке впервые достигла такого состояния, когда социокультурная родственность некоторых срединных сословий стала настолько очевидной, что и родовое понятие, объединяющее их, возникло вполне естественно и логично. Понятие "middle class" тогда описывало количественно немногочисленную группу высоко квалифицированных профессионалов, репрезентирующих высоко доходные, престижные и, главное, перспективные занятия.

Принадлежность к "middle class" необязательно требовала наличия значительной частной собственности, но непременно предполагала высокий образовательный ценз и ощутимо высокий на общем фоне трудящихся масс уровень индивидуальных доходов (24). Образование-и-Доход, пожалуй, вплоть до настоящего времени так и остались главными характеристиками американского "среднего класса".
В начале ХХ столетия понятие "middle class" было экспортировано на евро-пейский континент. Европейский "middle class" от американского ничем принципи-ально не отличается, за исключением, пожалуй, более сложной истории своего рож-дения.

Как порождение "рациональной" цивилизации, "средний класс" видел себя в зеркале прагматических ценностей и материалистических критериев самооценки.
Стабильный, константный набор этих ценностей в истории западного "среднего класса" обнаружить вряд ли удастся. И даже такой показатель, как частная собственность (как, впрочем, и доход), не только никогда не был главным и структурообразующим, но и, более того, по мере исторической эволюции "среднего класса" все больше маргинализировался. Схожая участь постигла и другой критерий "среднего класса" профессионализм.

И если уже в исходный период формирования "среднего класса" не обнаруживается строгого кадастра профессий, отвечающих критериям среднеклассовости, то чем ближе к сегодняшнему времени, тем более аморфной и всеобъемлющей становится профессиональная составляющая доктрины "среднего класса" (25).
И все же сегодня нельзя отрицать, что профессия становится ключевым стратифицирующим фактором, который в западных индустриальных обществах позво-ляет достаточно четко выделить социальные группы и классы. Многочисленные социологические исследования в индустриальных странах еще полвека назад показали (и подтверждают это сейчас), что основой статусной идентификации в современном обществе является профессия.

При этом ранжирование профессий осуществляется представителями разных профессиональных слоев достаточно согласованно. Профессия рассматривается обычно как достигаемая статусная позиция, что соответствует принципам открытого общества и свободно текущей мобильности. Профессиональный статус может складываться из двух моментов: полученного образования с его символическими оценками интеллектуальности и потенциальных возможностей (способностей) дипломами, и собственно профессионализма как совокупности навыков, умений, технологий, решения специальных проблем профессиональной репутации (26). Профессии претендуют также на широкий юридический, нравственный и интеллектуальный мандаты.

Профессионалы не ограничиваются тем, что, получив доступ в узкий круг избранных профессий, индивидуально используют предоставленную им лицензию на совершение действий, запрещенных другим, но и коллективно осмеливаются указывать обществу, что для него полезно и правильно в той или иной обширной и важной стороне жизни. Более того, они даже устанавливают критерии, в плане которых полагается думать о ней.(27)
По мнению Т. Парсонса, профессиональный комплекс уходит корнями в античную древность и Средние века, особенно там, где речь идет о деятельности священнослужителей, юристов и медиков. Новый этап начался, когда во главу угла в конце ХIX в. была поставлена научная компетентность сначала в юриспруденции и в "научной медицине", а затем во многих отраслях инженерного дела и прикладных наук, равно как и в областях социально-поведенческого цикла. Требуемой для профессиональной деятельности компетентности, как правило, достигают только с помощью продвинутого формального образования, которое сосредоточено сегодня в академических условиях.

Современный университет поэтому стал замковым камнем профессиональной арки. В трактовке Парсонса, профессия в самом чистом виде это академическая профессия, профессия поиска и передачи знаний. Она окружена кольцом профессий, посвященных приложению знаний к задачам общественного порядка (право), здоровья (медицина), эффективности государственных и частных организаций (администрация), эффективного использования ресурсов вне социальной среды (технология) и т.д.(28)
Т. Парсонс выделяет несколько характерных черт современной профессии:
- формальная техническая подготовка, особенно включающая интеллектуальную компоненту, в рамках образовательных институтов, которые сертифицируют качество и компетентность;

  • демонстрируемые умения в прагматическом применении полученной формальной подготовки;
  • институциональные механизмы, которые гарантируют, что данная компетентность и умения будут использованы социально значимым способом.

Социология характеризуется целом рядом исследований, посвященных кри-териальному определению профессии в индустриальном обществе.
В начале 1970-х гг. возникла концепция расположения профессий или "ситуса". Ситус это категория, включающая индивидов или позиции, которые можно расположить на одном уровне с другими категориями, причем данные категории будут оцениваться одинаково.

Так, в работе Морриса и Мерфи (29) выделяется 10 категорий ситусов: юридическая власть, финансы и кредит, производство, транспорт, добыча ископаемых, строительство и ремонт, коммерция, эстетика и развлечения, образования и исследования, здравоохранение и социальная защита.
Ситус не определяет конкретные профессии, а скорее разбивает сферы деятельности по различным направлениям в зависимости от содержания занятий. Особенность менеджмента как особого рода занятий заключается в том, что менеджмент одинаково мощно представлен во всех 10 категориях ситусов, предложенных Моррисом и Мерфи, а поэтому у менеджеров могут возникнуть проблемы с закреплением за собой профессионального статуса.
Барбер выделяет четыре необходимых характеристики профессии:

  • высокий уровень обобщенного и систематического знания;
    - первичная ориентация на интересы сообщества, а не на индивидуальную выгоду;
    - высокая саморегуляция через интернализацию этического кода, которая осуществляется в процессе профессиональной социализации, а также через добровольные ассоциации, организованные и управляемые специалистами данной профессии;
    - система поощрений (материальных и моральных), которая выступает символом профессиональных достижений, является целью (результатом) сама по себе, а не средством достижения индивидуальных корыстных целей".

  • Гринвуд (30) выделяет пять элементов, которые могут рассматриваться как модель профессии. Согласно его интерпретации, все профессии строятся на систематизированной теории, обладают властью, определяют санкции для своего сообще-ства и налагают их, имеют свой этический код и культуру.
    Особенно подробно критериальное конструирование профессии выполнил Рональд М. Павалко (31), который дал следующие сугубо "профессиональные" характеристики:
    1. Теоретическое обоснование интеллектуальной практики. Работа профессионала основывается на систематической теории и эзотерическом, абстрактном знании.
    2. Значимость на фоне обще социальных ценностей. Если вид деятельности имеет непосредственное отношение к отправлению или поддержанию центральных ценностей общества, то он может быть отнесен к профессиям.
    3. Период подготовки или профессиональной социализации. Внутри этого периода могут быть выделены четыре подкатегории: А продолжительность необходимой подготовки; Б степень специализированности этой подготовки; В уровень ее абстрактности и символичности; Г погруженность профессионального обучения в "профессиональную субкультуру". Субкультура состоит из определенной сети ценностей, норм и концепций профессиональной роли, а также специфических знаний и умений.

4. Мотивация. В данном контексте мотивация означает степень актуализации в профессиональной группе идеала служения клиенту и обществу в целом.
5. Автономия или самоконтроль в группе. Автономия означает степень свободы профессиональной группы в регулировке ее рабочей деятельности. Во-первых, профессиональные группы стремятся контролировать деятельность своих членов.

Они постоянно уточняют границы их профессиональной компетентности и осуществляют контроль доступа в профессию. Индивиды, которые находятся в профессии, отрицают необходимость и возможность контроля со стороны тех, кто находится вне профессии.

Только профессионал способен оценить качество работы профессионала. Чем успешнее профессия в реализации своих запросов на автономию, тем больше монополии и контроля за правом осуществления той или иной профессиональной деятельности она имеет.
6. Профессиональная лояльность включает в себя чувства и эмоции, которые люди испытывают к своей профессии. Индивиды, расположенные на профессиональном конце континуума, рассматривают свою профессию как "призвание, дарованное свыше", профессионалы облечены определенной "миссией".

На другой части континуума у работников отсутствует призвание, и им не свойственно длительное пребывание в той или иной сфере занятости.
7. Принадлежность к профессиональному сообществу. Профессионалов часто объединяет схожесть биографии, наличие определенной культуры, ценностей и норм.

Функция последних заключается в усилении чувства идентичности и осуществлении контроля поведения членов профессии.
В.Гуд (32) выделяет следующие черты профессионального сообщества:

  • члены профессионального сообщества связаны чувством схожей идентичности;
    - пребывание в профессии часто становится пожизненным или очень продолжительным;
    - члены сообщества имеют общие ценности;

  • - ролевые ожидания по отношению к членам сообщества согласованы и сходны для всех членов профессиональной группы;
  • существует специализированный язык, который только отчасти понимают "непосвященные";
    - сообщество имеет власть над своими членами;
    - рамки, в которые заключено сообщество, четко очерчены, хотя и носят символический характер;
  • - сообщество способно к воспроизводству через передачу "профессионального кода" от одного поколения профессионалов к другому.

8. Этический код. То, что группа разрабатывает собственный код этики, говорит о ее отношении к профессии.

Подобный код может быть или не быть документально зафиксированным.
Обзор лишь некоторых характеристик профессии показывает, что в основе любой профессии лежит специализированное формальное образование с последующим получением диплома как мандата, подтверждающего профессиональный статус.



Содержание раздела