способность анализировать текущую ситуацию, планировать и
реализовывать необходимые меры, быть лидером в организации и проявлять
уважение к человеческой личности. Широта мышления и знание бизнеса
являются критическими для менеджеров функциональных служб. Линейные
же руководители должны хорошо знать продукцию. Потребителей, рынок и
тенденции его развития, стратегию ценообразования, обстоятельства
конкуренции. Но, прежде всего необходимо предвидеть запросы и
потребности потребителей.
работы с людьми, включая потребности в новой квалификации, оценивать трудовые ресурсы и намечать пути их развития. В деятельности менеджера весьма важен и такой фактор - способность самого менеджера учиться и профессионально расти, быть восприимчивым к новым идеям, концепциям, ситуациям.
Конечно, вышеизложенные требования должны стать основанием для формирования содержания учебных планов и программ, а также обучения кадров управленческого персонала. Видимо не требуется доказательств тому, что удовлетворить требования, предъявляемые к руководителю по знаниям и умениям в процессе первичного обучения в ВУЗе, не представляется возможным.
А потому должна быть принята более правильная организация подготовки профессионалов руководителей по схеме последипломного обучения в течение 1-2-х лет.
Именно по такому методу строится подготовка профессиональных управляющих за рубежом. Накопленный опыт работы факультетов повышения квалификации и учебных центров при университете в США, Германии, Японии и других странах, позволил им сформировать учебные планы, позволяющие успешно решать поставленную задачу.
Проиллюстрируем вышеизложенное примером деятельности конкретного учебного заведения США - Гарвардской школы бизнеса14.
Двухлетняя программа подготовки специалистов делового администрирования высшего и среднего уровней управления, представленная таблицей 3.215, предусматривает значительную часть учебного времени на изучение общеуправленческих функций (планирование, организация, контроль), а также управления основными функциональными подразделениями (производством, финансами, сбытом продукции). Теория и научные методы управления с практической отработкой реальных ситуаций являются основой курсов по функциям управления. Весьма заметное место в
Высшая школа делового администрирования Гарвардского университета, основанная в 1908 г. с задачей' повышения квалификации и послеуниверситетская подготовка управляющих высшего и среднего звена. 15 Зарубежные центры по подготовке управляющих.
Сборник под ред В.Н. Гурмантеевой - М., 1995.
учебном процессе занимает количественные методы анализа И проработки
управленческих решении.
Таблица 3.2 Учебная программа Гарвардской школы бизнеса
Название курса | Темы занятий | Название курса | Темы занятий |
I семестр | II се местр | ||
Учет и контроль | Применение количественной | Лабораторные | Практическое применение знаний, |
выполнения | информации о деятельности всей | занятия по | полученных в курсе Поведение |
планов | фирмы и ее подразделений, | поведению в | членов организацию) , организация |
бухгалтерский учет, планирование | группе | группы для участия в деловой игре - | |
потоков фондов, определение | распределение должностей, | ||
результатов деятельности фирмы, | определение структуры связей, | ||
роль бухгалтерский и других | ответственности и т д | ||
информационных систем в принятии | Проблемы теории | Структура ответственности и власти, | |
управленческих решений, построение | организации | коммуникации оценка работников, | |
и применение систем контроля | подбор, продвижение и обучение | ||
работников | |||
Экономико- | Системный подход к принятию | ||
математические | решений Прогнозирование, | Рыночно | Социально-экономические и |
методы в | статистические методы анализ риска, | сбытовая | технические факторы |
управлении | бюджетирование и распределение | деятельность | определяющие спрос, |
ресурсов Учет неэкономических | (маркетинг) | приспособление к рыночным | |
факторов в экономическом анализе | условиям, стимулирование сбыта, | ||
вопросы ценообразования, | |||
Поведение | Мотивация, преодоление | внедрение и сбыт новой продукции | |
членов | сопротивления к переменам, | ||
организации | межличностные и межгрупповые | Финансовая | Внешнее и внутреннее |
конфликты, отношения между | деятельность | финансирование, распределение | |
начальником и подчиненным | финансовых фондов предприятия | ||
Влияние внешних | Изменения в демографии, культуре, | Управление | Проектирование и управление |
факторов на | политике, технике, количественные и | производственны | производственными системами |
планирование | качественные изменения в экономике, | ми системами | определение целей, структуры, |
структура власти, связь с | планирование, контроль над | ||
государственными органами, | эксплуатационными расходами, | ||
деятельность компании за рубежом | потоки информации и материалов, | ||
оценка деятельности системы | |||
Письменный | Анализ и принятие решений по | ||
анализ ситуаций | различным хозяйственным проблемам | Письменный | Анализ и принятие решений по |
анализ ситуации | различным хозяйственным | ||
проблемам | |||
III семестр | |||
Деловая политика | Функции и ответственность | Деловая игра | Разработка стратегии и курсов |
! | руководства предприятия, разработка | действий компаний в заданных | |
целей, определение характера | условиях, проигрывание решений на | ||
организации, (продолжение курса IV | ЭВМ | ||
семестре) | |||
Спец курсы | 5 курсов по теме специализации | IV семестр | |
(место предприятия в системе | Деловая политика | Разработка целей и задач | |
экономики, внутренние и внешние | II | предприятия, мобилизация ресурсов | |
факторы, автоматизация производства | для достижения целей в условиях | ||
и управления и др ) | рыночной конкуренции и при | ||
неблагоприятных обстоятельствах | |||
Исследовательски | Проведение самостоятельного | ||
И проект | исследования и подготовка | ||
письменного доклада по одной из | |||
тем, рассмотренных в курсе | |||
Деловая политика | |||
Спец курсы | 4 курса по теме специализации | ||
(Рыночные структуры, конкуренция, | |||
объединения предприятий, | |||
законодательство и др ) |
Уже в первом семестре большая часть занятий проводится в дискуссиях и обсуждениях вопросов проработки и принятия управленческий решений, использования количественной информации для учета и контроля деятельности фирмы, разрешения конфликтов и способов стимулирования труда и т.д.
Анализ обозначенных дисциплин и их содержания, представленного в таблице фрагмента учебного плана, даст реальное представление о сути профессиональной подготовке специалиста сферы управления.
Еще более наглядное представление о содержании базовой подготовки профессиональных кадров, являющихся основой формирования организационных структур механизма управления организации, даст фрагмент учебного плана и программ двухлетнего обучения английской Манчестерской школы бизнеса, представленной таблицей 3.3.
Линейные уравнения и диаграммы; матрицы и детерминанты; прогрессии и ряды; нелинейные уравнения; дифференцирование; частные производные и коэффициенты Лагранжа; интегрирование; некоторые частные виды расчетов; линейное программирование
Связь теории вероятности и статистики; множества и зависимости; комбинации и перестановки; дискретное и непрерывное вероятностное распределение; оценка и проверка значимости; корреляционный и регрессионный анализ; анализ временных рядов; дисперсия; статистическая теория принятия решений
Связь экономики, бухгалтерского дела и исследования операций; теория потребительского спроса; требования рынка и равновесие рынка; рынки с твердыми и гибкими ценами; постоянные и переменные затраты; предпочтительные затраты; рыночная структура и связи
Определение национального дохода; различные теории определения уровня занятости, дохода, потребления и цен; модели роста; банковская система; рынок капитала и учетная ставка; государственная экономическая политика; международная торговля
Значение бухгалтерского учета; типы финансовых отчетов; платежная ведомость; отчеты о дохода, ассигнованиях и состоянии фондов; оценка поступлений; анализ и расшифровка финансовых отчетов
Понятия роль, личность и социальная структура; социальное равновесие и социальная ответственность; социальные системы и контроль со стороны общества; теория малых групп; проблемы социологических обследований
Личные качества; исполнительная и творческая деятельность; суть процессов восприятия; развитие интеллектуальных способностей и приобретение навыков; личность и влияние со стороны общества
Некоторые аспекты системы трудовых отношений в промышленности Англии; коллективные договоры; структура тред-юнионов; заключение контрактов при приеме на работу и рынок рабочей силы; взаимоотношения между правительством и предпринимателями; социальные и профессиональные объединения; семья и передача культурного наследия; культурный обмен и влияние общества на развитие культуры
// и Ш семестры
Сбор и обработка данных; источники и типы информации; теории, проблемы и методы обработки данных
Анализ данных и нахождение полезной информации, надежность информации, риск и неопределенность
Обработка данных для принятия оптимальных управленческих решений Распределение информации
Управляющие системы, бюджетный и другие формы контроля, динамическая модель, приемы моделирования Связь стратегии и^етодов управления корпорациями в условиях научно-технической
Информация управление
Анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия
Управление рыиочно-сбытовой деятельностью
Бухгалтерский учет и финансы
Управление производством
Управление кадрами
Исследование операций
Управление научными исследованиями и разработками
Продолжение^
революции
Стратегия корпорации, проведение исследований для определения стратегии, объема
исследований, экономических целей, диверсификации производства
Организация бизнеса и теории принятия решений, планирование и составление
бюджета, управление организацией, размещение ресурсов
Новейшие теории организации, социальная психология, управленческие модели, поведение групп и принятие решений, внедрение нововведений в организацию Стратегия фирмы в отношении производства и сбыта
Необходимость и сущность анализа окружающей обстановки, предприятие как
подсистема более крупной системы, проблемы адаптации организации к окружающей
среде
Культурная и социальная системы, социально-культурные модели и их применение при
решении некоторых проблем предприятия; разработка кадровой политики и структуры
организации
Экономическая система; рост государственного сектора и проблемы управления
частными и государственными секторами; государственная экономическая политика;
валютные и бюджетные меры; основные плановые показатели и прямой контроль;
анализ затрат и издержек; методика прогнозирования и планирования; социальная
политика и меры, регламентирующие отношения между предпринимателем и
трудящимися
Законодательная система, правовое положение компании и их ответственность перед
акционерами, ограничения и контроль деятельности монополий, закон о контрактах
Технический прогресс и его влияние на процветание общества, структура
капиталовложений в научные исследования и разработки, прогнозирование
технического прогресса, стратегия в условиях научно-технического прогресса
Специальные предметы 1-го года обучения (по выбору слушателей)
Организация сбытовой функции, начиная с анализа поведения потребителя и заканчивая разработкой плана сбытовой деятельности; принципы, лежащие в основе организации снабжения и сбыта; связь сбытовой деятельности со стратегией корпорации; принятие решений по выработке стратегии в отношении рынка; модели рынка
Теория и оценка дохода, бухгалтерский учет при изменении уровня цен, управление капиталом, меры ликвидации, калькуляция цен; международные финансы, рынки капитала в разных странах, частные капиталовложения за границей, отчет о зарубежных операциях
Системы производства; организация производства; планирование и контроль производства; концепции и методика прогнозирования, календарного планирования и определения объемов производства; методы изучения организации труда; анализ производственных затрат; метод критического пути и ПЕРТ
Методика решения организационных проблем; конфликтные ситуации; стимулирование работников; планирование и использование рабочей силы; повышение квалификации рабочих кадров; управление технической перестройкой производства
Теория принятия решений, математическое программирование, контроль запасов, сетевой анализ, теория очередей, составление бюджета
Цели научных исследований и разработок и их связь с планами корпорации, критерии
оценки эффективности научных исследований; социально-психологические аспекты
планирования научно-исследовательской деятельности, стимулирование роста
производительности труда ученых, управление группами специалистов; организация
научных исследований и разработок и связь с другими функциональными областями;
проблемы внедрения достижений научно-технического прогресса, преодоление
сопротивления нововведениям; экономические и социальные последствия научно-
технического прогресса; национальные интересы и интересы корпорации
Продолжение
Отношения администрации с профсоюзами в английской промышленности
Индустриальная динамика
Применение
моделей для
принятия
решений в
рыночно-
сбытовой
деятельности
Специфические черты английской системы трудовых отношений в промышленности и их отражение в кадровой политике фирмы, текущие и перспективные проблемы, включая изменения в структуре занятости и связанные с этим вопросы взаимоотношений с профсоюзами, заключение коллективных договоров, национальная политика цен и доходов
Принципы построения модели для изучения промышленных систем, взаимодействующих друг с другом и с окружением, модели, применяемые при изучении динамики научных исследований и разработок Упражнения на построение моделей, предшествующие работе над проектом
Разработка и построение моделей, используемых для сбора информации и принятия деловых решений, анализ рыночной ситуации
Социальная психология
Управление финансами
Информация и количественные методы в управлении
Стратегия корпораций и методика принятия решений в условиях научно-технической революции
Анализ деловой обстановки
Эффективность работы в группах, модели руководства, стимулирование индивидуума, принятие управленческих решений, индивидуальный и групповой конфликты, специфика обучения взрослых
Управление финансами, контроль за наличными средствами, управление капиталовложениями, прибыль и политика дивидендов, составление бюджета, финансирование международных предприятий, лондонский и другие рынки капитала
2 и год обучения
Статистические методы контроля, метод выборки, контроль качества,
экспериментальное конструирование, дисперсионный анализ
Использование и применение некоторых приемов и методов науки управления,
включая контроль над промышленн о-производственным и запасами, линейное и
динамическое программирование, прогнозирование
Анализ и совершенствование моделей инвестирования, методы программирования
Проблемы поиска информации, системы управленческой информации, экономика
информационных систем
Теоретическая основа и методика разработки стратегии корпорации
Принятие решений в условиях научно технического прогресса
Организационная перестройка под влиянием требований научно-технического
прогресса
Проблемы взаимоотношений корпораций с внешним миром
Динамический анализ Модели и методы прогнозирования деятельности организаций с
учетом возможностей расширения и внедрения нововведений Влияние на организацию
экономического развития страны, научно-технического прогресса, правительственных
постановлений в области экономики
Сравнительный анализ Сопоставление различных систем и подсистем, в которых
функционирует бгонес, определение спроса на продукцию фирмы и формирование
рабочих кадров
Анализ международной деловой обстановки Взаимодействие национальных систем,
национальный и международный контроль, столкновение интересов, необходимость
развития международной торговли и инвестирования
Анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, взаимоотношения
корпораций с правительством и местными властями
Показанная направленность фундаментальной подготовки, естественно, не отражает полной истины затронутого вопроса о том, что есть профессиональный управляющий.
Вместе с тем, не подлежит сомнению вывод о том, что содержание последипломного обучения, способное обеспечить базовую основу знаний и умений менеджера для его успешной деятельности, должно определяться с учетом имеющегося положительного опыта, в т.ч. и упомянутого выше
К сожалению, в российской практике подготовки профессиональных управляющих не возобладало мнение о необходимости фундаментального подхода в плане более широкого внедрения достаточно серьезного последипломного образования подобно американскому или английскому. Существующие формы центров и курсов с длительностью в 2-6 месяцев не решают главной задачи: не дают менеджеру фундаментального управленческого образования, которое позволяло бы ему быть действительно профессионалом в сфере управления.
Обучение в ВУЗе в рамках специальности, подобной 061100 -Менеджер организации, как это показано выше, является лишь незначительной частью поддержки выпускника как будущего руководителя низшего звена управления.
Рассматривая процессы организации и управления, нельзя обойтись без применения термина власть в его различных формах. Можно утверждать, что управление невозможно без власти.
Но нельзя, однако, сводить власть к управлению.
Многие исследователи определяют власть как влияние, а влияние рассматривают как любое поведение индивида, которое вносит изменения в
поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Представляется, что подобное определение власти слишком абстрактно и нуждается в уточнении и конкретизации. Власть это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей.
Воздействие есть необходимое условие управления, ибо оно отражает потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива, с одной стороны, и способность и желание руководителя организовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого, с другой. Власть и управление - это два взаимодополняющих понятия, переплетающихся, но отнюдь нетождественных. Не может быть управления без реальной власти, как не может быть и власти, не подкрепленной умелым управлением.
Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу и устойчивость в эффективности воздействия.
Власть позволяет менеджеру направлять действия и поведение подчиненных в русло интересов организации (например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие конфликты и т.п.).
Итак, власть в общем случае является необходимым условием деятельности организации.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - это власть должности, обусловленная официальным статусом лица в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объемом ресурсов, которые данное лицо может использовать по своему усмотрению.
Реальная власть - это власть влияния, авторитета, зависящая от роли человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы добровольно подчиняться данному лицу, либо степенью зависимости его самого от окружающих.
Если понимать власть как возможность влияния и наличие некой зависимости, то можно утверждать, что властью обладают не только менеджер, но и его подчиненные и коллеги, поскольку они тоже могут влиять на него соответствующим образом. Менеджер в определенном смысле всегда зависит от своих подчиненных, как и от коллег.
Действительно, подчиненные имеют определенную власть на руководителем, поскольку последний зависит от них в таких вопросах, как получение необходимой для принятия решений информации, установление неформальных контактов с работниками других подразделений, чье содействие необходимо руководителю, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять свои задания.
Использование руководителем власти в одностороннем порядке может вызвать у подчиненных желание продемонстрировать собственную власть на него, что может привести к возникновению конфликтной ситуации между руководителем и подчиненным, а значит, снижению эффективности деятельности организации.
В связи с этим опытный менеджер всегда поддерживает разумный баланс власти - достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувство незащищенности и, как следствие, сопротивляемости и непокорности.
Управление, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, зависит от объема и характера власти, которые раскрываются с помощью такой категории, как управляемость. Управляемость - это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стоны менеджера или системы управления в целом.
Реакция, вызванная, например, принятым управленческим решением, в зависимости от условий, формы, способа воздействия и индивидуальных особенностей личности может быть различной:
В связи с этим нельзя забывать о таком факторе повышения управляемости, а значит, и изменения характера власти, каким является партнерство.