d9e5a92d

Анализ логических связей, построение модели

способность анализировать текущую ситуацию, планировать и
реализовывать необходимые меры, быть лидером в организации и проявлять
уважение к человеческой личности. Широта мышления и знание бизнеса
являются критическими для менеджеров функциональных служб. Линейные
же руководители должны хорошо знать продукцию. Потребителей, рынок и
тенденции его развития, стратегию ценообразования, обстоятельства
конкуренции. Но, прежде всего необходимо предвидеть запросы и
потребности потребителей.

  • Ключевые качества современного руководителя - быть способным
    слушать и слышать, воодушевлять работников и развивать доверие среди
    членов группы, уметь планировать так, чтобы цель была ясно
    сформулирована, пути достижения цели тесно увязаны, динамика прогресса
    четко отслеживалась, сочетать специализацию и знание генеральной
    стратегии, учитывать изменения, проявлять лидерство в противовес
    администрированию, делегировать ответственность и увлекать работников
    своей энергией в достижении целей. Несомненно, важны оперативное
    улавливание новых технологий и организационных новшеств, выявление
    резервов качества, наличие доверия со стороны подчиненных и реализм, учет
    действий конкурентов.
  • Эффективный менеджер должен знать требования своего
    хозяйственного отделения, переводить эти требования на практический язык


работы с людьми, включая потребности в новой квалификации, оценивать трудовые ресурсы и намечать пути их развития. В деятельности менеджера весьма важен и такой фактор - способность самого менеджера учиться и профессионально расти, быть восприимчивым к новым идеям, концепциям, ситуациям. Конечно, вышеизложенные требования должны стать основанием для формирования содержания учебных планов и программ, а также обучения кадров управленческого персонала. Видимо не требуется доказательств тому, что удовлетворить требования, предъявляемые к руководителю по знаниям и умениям в процессе первичного обучения в ВУЗе, не представляется возможным.

А потому должна быть принята более правильная организация подготовки профессионалов руководителей по схеме последипломного обучения в течение 1-2-х лет.
Именно по такому методу строится подготовка профессиональных управляющих за рубежом. Накопленный опыт работы факультетов повышения квалификации и учебных центров при университете в США, Германии, Японии и других странах, позволил им сформировать учебные планы, позволяющие успешно решать поставленную задачу.
Проиллюстрируем вышеизложенное примером деятельности конкретного учебного заведения США - Гарвардской школы бизнеса14.
Двухлетняя программа подготовки специалистов делового администрирования высшего и среднего уровней управления, представленная таблицей 3.215, предусматривает значительную часть учебного времени на изучение общеуправленческих функций (планирование, организация, контроль), а также управления основными функциональными подразделениями (производством, финансами, сбытом продукции). Теория и научные методы управления с практической отработкой реальных ситуаций являются основой курсов по функциям управления. Весьма заметное место в
Высшая школа делового администрирования Гарвардского университета, основанная в 1908 г. с задачей' повышения квалификации и послеуниверситетская подготовка управляющих высшего и среднего звена. 15 Зарубежные центры по подготовке управляющих.

Сборник под ред В.Н. Гурмантеевой - М., 1995. учебном процессе занимает количественные методы анализа И проработки управленческих решении.
Таблица 3.2 Учебная программа Гарвардской школы бизнеса

Название курса Темы занятий Название курса Темы занятий
I семестр II се местр
Учет и контроль Применение количественной Лабораторные Практическое применение знаний,
выполнения информации о деятельности всей занятия по полученных в курсе Поведение
планов фирмы и ее подразделений, поведению в членов организацию) , организация
бухгалтерский учет, планирование группе группы для участия в деловой игре -
потоков фондов, определение распределение должностей,
результатов деятельности фирмы, определение структуры связей,
роль бухгалтерский и других ответственности и т д
информационных систем в принятии Проблемы теории Структура ответственности и власти,
управленческих решений, построение организации коммуникации оценка работников,
и применение систем контроля подбор, продвижение и обучение
работников
Экономико- Системный подход к принятию
математические решений Прогнозирование, Рыночно Социально-экономические и
методы в статистические методы анализ риска, сбытовая технические факторы
управлении бюджетирование и распределение деятельность определяющие спрос,
ресурсов Учет неэкономических (маркетинг) приспособление к рыночным
факторов в экономическом анализе условиям, стимулирование сбыта,
вопросы ценообразования,
Поведение Мотивация, преодоление внедрение и сбыт новой продукции
членов сопротивления к переменам,
организации межличностные и межгрупповые Финансовая Внешнее и внутреннее
конфликты, отношения между деятельность финансирование, распределение
начальником и подчиненным финансовых фондов предприятия
Влияние внешних Изменения в демографии, культуре, Управление Проектирование и управление
факторов на политике, технике, количественные и производственны производственными системами
планирование качественные изменения в экономике, ми системами определение целей, структуры,
структура власти, связь с планирование, контроль над
государственными органами, эксплуатационными расходами,
деятельность компании за рубежом потоки информации и материалов,
оценка деятельности системы
Письменный Анализ и принятие решений по
анализ ситуаций различным хозяйственным проблемам Письменный Анализ и принятие решений по
анализ ситуации различным хозяйственным
проблемам
III семестр
Деловая политика Функции и ответственность Деловая игра Разработка стратегии и курсов
! руководства предприятия, разработка действий компаний в заданных
целей, определение характера условиях, проигрывание решений на
организации, (продолжение курса IV ЭВМ
семестре)
Спец курсы 5 курсов по теме специализации IV семестр
(место предприятия в системе Деловая политика Разработка целей и задач
экономики, внутренние и внешние II предприятия, мобилизация ресурсов
факторы, автоматизация производства для достижения целей в условиях
и управления и др ) рыночной конкуренции и при
неблагоприятных обстоятельствах
Исследовательски Проведение самостоятельного
И проект исследования и подготовка
письменного доклада по одной из
тем, рассмотренных в курсе
Деловая политика
Спец курсы 4 курса по теме специализации
(Рыночные структуры, конкуренция,
объединения предприятий,
законодательство и др )
<

p>

Значительно усилено внимание социальным аспектам управления. Поведение человека в организации изучается в процессе проведения всех видов занятий посредством участия слушателей и студентов в деловых играх, в отработке специальных заданий.

Уже в первом семестре большая часть занятий проводится в дискуссиях и обсуждениях вопросов проработки и принятия управленческий решений, использования количественной информации для учета и контроля деятельности фирмы, разрешения конфликтов и способов стимулирования труда и т.д. Анализ обозначенных дисциплин и их содержания, представленного в таблице фрагмента учебного плана, даст реальное представление о сути профессиональной подготовке специалиста сферы управления.
Еще более наглядное представление о содержании базовой подготовки профессиональных кадров, являющихся основой формирования организационных структур механизма управления организации, даст фрагмент учебного плана и программ двухлетнего обучения английской Манчестерской школы бизнеса, представленной таблицей 3.3.
Линейные уравнения и диаграммы; матрицы и детерминанты; прогрессии и ряды; нелинейные уравнения; дифференцирование; частные производные и коэффициенты Лагранжа; интегрирование; некоторые частные виды расчетов; линейное программирование
Связь теории вероятности и статистики; множества и зависимости; комбинации и перестановки; дискретное и непрерывное вероятностное распределение; оценка и проверка значимости; корреляционный и регрессионный анализ; анализ временных рядов; дисперсия; статистическая теория принятия решений
Связь экономики, бухгалтерского дела и исследования операций; теория потребительского спроса; требования рынка и равновесие рынка; рынки с твердыми и гибкими ценами; постоянные и переменные затраты; предпочтительные затраты; рыночная структура и связи
Определение национального дохода; различные теории определения уровня занятости, дохода, потребления и цен; модели роста; банковская система; рынок капитала и учетная ставка; государственная экономическая политика; международная торговля
Значение бухгалтерского учета; типы финансовых отчетов; платежная ведомость; отчеты о дохода, ассигнованиях и состоянии фондов; оценка поступлений; анализ и расшифровка финансовых отчетов
Понятия роль, личность и социальная структура; социальное равновесие и социальная ответственность; социальные системы и контроль со стороны общества; теория малых групп; проблемы социологических обследований
Личные качества; исполнительная и творческая деятельность; суть процессов восприятия; развитие интеллектуальных способностей и приобретение навыков; личность и влияние со стороны общества
Некоторые аспекты системы трудовых отношений в промышленности Англии; коллективные договоры; структура тред-юнионов; заключение контрактов при приеме на работу и рынок рабочей силы; взаимоотношения между правительством и предпринимателями; социальные и профессиональные объединения; семья и передача культурного наследия; культурный обмен и влияние общества на развитие культуры
// и Ш семестры

Анализ логических связей, построение модели


Сбор и обработка данных; источники и типы информации; теории, проблемы и методы обработки данных
Анализ данных и нахождение полезной информации, надежность информации, риск и неопределенность
Обработка данных для принятия оптимальных управленческих решений Распределение информации
Управляющие системы, бюджетный и другие формы контроля, динамическая модель, приемы моделирования Связь стратегии и^етодов управления корпорациями в условиях научно-технической
Информация управление
Анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия
Управление рыиочно-сбытовой деятельностью
Бухгалтерский учет и финансы
Управление производством
Управление кадрами
Исследование операций
Управление научными исследованиями и разработками
Продолжение^
революции
Стратегия корпорации, проведение исследований для определения стратегии, объема
исследований, экономических целей, диверсификации производства
Организация бизнеса и теории принятия решений, планирование и составление
бюджета, управление организацией, размещение ресурсов
Новейшие теории организации, социальная психология, управленческие модели, поведение групп и принятие решений, внедрение нововведений в организацию Стратегия фирмы в отношении производства и сбыта
Необходимость и сущность анализа окружающей обстановки, предприятие как
подсистема более крупной системы, проблемы адаптации организации к окружающей
среде
Культурная и социальная системы, социально-культурные модели и их применение при
решении некоторых проблем предприятия; разработка кадровой политики и структуры
организации
Экономическая система; рост государственного сектора и проблемы управления
частными и государственными секторами; государственная экономическая политика;
валютные и бюджетные меры; основные плановые показатели и прямой контроль;
анализ затрат и издержек; методика прогнозирования и планирования; социальная
политика и меры, регламентирующие отношения между предпринимателем и
трудящимися
Законодательная система, правовое положение компании и их ответственность перед
акционерами, ограничения и контроль деятельности монополий, закон о контрактах
Технический прогресс и его влияние на процветание общества, структура
капиталовложений в научные исследования и разработки, прогнозирование
технического прогресса, стратегия в условиях научно-технического прогресса
Специальные предметы 1-го года обучения (по выбору слушателей)
Организация сбытовой функции, начиная с анализа поведения потребителя и заканчивая разработкой плана сбытовой деятельности; принципы, лежащие в основе организации снабжения и сбыта; связь сбытовой деятельности со стратегией корпорации; принятие решений по выработке стратегии в отношении рынка; модели рынка
Теория и оценка дохода, бухгалтерский учет при изменении уровня цен, управление капиталом, меры ликвидации, калькуляция цен; международные финансы, рынки капитала в разных странах, частные капиталовложения за границей, отчет о зарубежных операциях
Системы производства; организация производства; планирование и контроль производства; концепции и методика прогнозирования, календарного планирования и определения объемов производства; методы изучения организации труда; анализ производственных затрат; метод критического пути и ПЕРТ
Методика решения организационных проблем; конфликтные ситуации; стимулирование работников; планирование и использование рабочей силы; повышение квалификации рабочих кадров; управление технической перестройкой производства
Теория принятия решений, математическое программирование, контроль запасов, сетевой анализ, теория очередей, составление бюджета
Цели научных исследований и разработок и их связь с планами корпорации, критерии
оценки эффективности научных исследований; социально-психологические аспекты
планирования научно-исследовательской деятельности, стимулирование роста
производительности труда ученых, управление группами специалистов; организация
научных исследований и разработок и связь с другими функциональными областями;
проблемы внедрения достижений научно-технического прогресса, преодоление
сопротивления нововведениям; экономические и социальные последствия научно-
технического прогресса; национальные интересы и интересы корпорации
Продолжение Отношения администрации с профсоюзами в английской промышленности Индустриальная динамика
Применение
моделей для
принятия
решений в
рыночно-
сбытовой
деятельности
Специфические черты английской системы трудовых отношений в промышленности и их отражение в кадровой политике фирмы, текущие и перспективные проблемы, включая изменения в структуре занятости и связанные с этим вопросы взаимоотношений с профсоюзами, заключение коллективных договоров, национальная политика цен и доходов
Принципы построения модели для изучения промышленных систем, взаимодействующих друг с другом и с окружением, модели, применяемые при изучении динамики научных исследований и разработок Упражнения на построение моделей, предшествующие работе над проектом
Разработка и построение моделей, используемых для сбора информации и принятия деловых решений, анализ рыночной ситуации
Социальная психология Управление финансами
Информация и количественные методы в управлении
Стратегия корпораций и методика принятия решений в условиях научно-технической революции
Анализ деловой обстановки
Эффективность работы в группах, модели руководства, стимулирование индивидуума, принятие управленческих решений, индивидуальный и групповой конфликты, специфика обучения взрослых
Управление финансами, контроль за наличными средствами, управление капиталовложениями, прибыль и политика дивидендов, составление бюджета, финансирование международных предприятий, лондонский и другие рынки капитала
2 и год обучения
Статистические методы контроля, метод выборки, контроль качества,
экспериментальное конструирование, дисперсионный анализ
Использование и применение некоторых приемов и методов науки управления,
включая контроль над промышленн о-производственным и запасами, линейное и
динамическое программирование, прогнозирование
Анализ и совершенствование моделей инвестирования, методы программирования
Проблемы поиска информации, системы управленческой информации, экономика
информационных систем
Теоретическая основа и методика разработки стратегии корпорации
Принятие решений в условиях научно технического прогресса
Организационная перестройка под влиянием требований научно-технического
прогресса
Проблемы взаимоотношений корпораций с внешним миром
Динамический анализ Модели и методы прогнозирования деятельности организаций с
учетом возможностей расширения и внедрения нововведений Влияние на организацию
экономического развития страны, научно-технического прогресса, правительственных
постановлений в области экономики
Сравнительный анализ Сопоставление различных систем и подсистем, в которых
функционирует бгонес, определение спроса на продукцию фирмы и формирование
рабочих кадров
Анализ международной деловой обстановки Взаимодействие национальных систем,
национальный и международный контроль, столкновение интересов, необходимость
развития международной торговли и инвестирования
Анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, взаимоотношения
корпораций с правительством и местными властями
Показанная направленность фундаментальной подготовки, естественно, не отражает полной истины затронутого вопроса о том, что есть профессиональный управляющий.
Вместе с тем, не подлежит сомнению вывод о том, что содержание последипломного обучения, способное обеспечить базовую основу знаний и умений менеджера для его успешной деятельности, должно определяться с учетом имеющегося положительного опыта, в т.ч. и упомянутого выше
К сожалению, в российской практике подготовки профессиональных управляющих не возобладало мнение о необходимости фундаментального подхода в плане более широкого внедрения достаточно серьезного последипломного образования подобно американскому или английскому. Существующие формы центров и курсов с длительностью в 2-6 месяцев не решают главной задачи: не дают менеджеру фундаментального управленческого образования, которое позволяло бы ему быть действительно профессионалом в сфере управления.
Обучение в ВУЗе в рамках специальности, подобной 061100 -Менеджер организации, как это показано выше, является лишь незначительной частью поддержки выпускника как будущего руководителя низшего звена управления.

Реализация власти в процессе эффективного управления


Рассматривая процессы организации и управления, нельзя обойтись без применения термина власть в его различных формах. Можно утверждать, что управление невозможно без власти.

Но нельзя, однако, сводить власть к управлению.
Многие исследователи определяют власть как влияние, а влияние рассматривают как любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Представляется, что подобное определение власти слишком абстрактно и нуждается в уточнении и конкретизации. Власть это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей.

Воздействие есть необходимое условие управления, ибо оно отражает потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива, с одной стороны, и способность и желание руководителя организовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого, с другой. Власть и управление - это два взаимодополняющих понятия, переплетающихся, но отнюдь нетождественных. Не может быть управления без реальной власти, как не может быть и власти, не подкрепленной умелым управлением.

Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу и устойчивость в эффективности воздействия.
Власть позволяет менеджеру направлять действия и поведение подчиненных в русло интересов организации (например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие конфликты и т.п.).
Итак, власть в общем случае является необходимым условием деятельности организации.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - это власть должности, обусловленная официальным статусом лица в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объемом ресурсов, которые данное лицо может использовать по своему усмотрению.
Реальная власть - это власть влияния, авторитета, зависящая от роли человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы добровольно подчиняться данному лицу, либо степенью зависимости его самого от окружающих. Если понимать власть как возможность влияния и наличие некой зависимости, то можно утверждать, что властью обладают не только менеджер, но и его подчиненные и коллеги, поскольку они тоже могут влиять на него соответствующим образом. Менеджер в определенном смысле всегда зависит от своих подчиненных, как и от коллег. Действительно, подчиненные имеют определенную власть на руководителем, поскольку последний зависит от них в таких вопросах, как получение необходимой для принятия решений информации, установление неформальных контактов с работниками других подразделений, чье содействие необходимо руководителю, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять свои задания.
Использование руководителем власти в одностороннем порядке может вызвать у подчиненных желание продемонстрировать собственную власть на него, что может привести к возникновению конфликтной ситуации между руководителем и подчиненным, а значит, снижению эффективности деятельности организации.
В связи с этим опытный менеджер всегда поддерживает разумный баланс власти - достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувство незащищенности и, как следствие, сопротивляемости и непокорности.
Управление, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, зависит от объема и характера власти, которые раскрываются с помощью такой категории, как управляемость. Управляемость - это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стоны менеджера или системы управления в целом.
Реакция, вызванная, например, принятым управленческим решением, в зависимости от условий, формы, способа воздействия и индивидуальных особенностей личности может быть различной:

  • бездействие, противодействие (скрытое или явное), формальное
    действие (без инициативы, сосредоточение усилий и т.д.);
  • восприимчивое, инициативное действие, энтузиазм (стремление
    выполнять задание в срок и качественно).


В связи с этим нельзя забывать о таком факторе повышения управляемости, а значит, и изменения характера власти, каким является партнерство.



Содержание раздела