Результат чувства неудовольствия
В действительности сила потребности в
половом акте у мужчин с одинаково выраженной мужественностью всегда
различна, точно так же, как, по-видимому, и у женщин с одинаковым
содержанием Ж. Среди мужчин играют роль здесь совершенно другие основания,
которые мне удалось отчасти открыть.
Их подробное исследование будет сделано
мной в другом сочинении. Итак, вопреки многим ходячим воззрениям, на
пылкости полового влечения вовсе не основано различие полов. Такое различие
можно найти в применении к мужчине и женщине двух аналитических моментов,
выдвинутых Альбертом Моллем из понятия полового влечения: влечение к
детумесценции и контректации.
Первое - результат чувства неудовольствия,
вызванного большим скоплением зрелых половых клеток, второе есть потребность
в прикосновении к телу индивидуума, в котором видят свое половое дополнение.
Только М обладает влечением и к детумесценции, и к контректации, тогда как у
Ж стремление к детумесценции совершенно отсутствует.
Это ясно из того, что в
половом акте не Ж отдает нечто М, а наоборот: Ж удерживает, как свои, так и
мужские-выделения. В анатомическом строении это выражено тем, что у мужчины
половые органы выделены на теле и потому они не имеют форму сосуда.
По
крайней мере, в этом морфологическом факте можно найти намек на
мужественность детумесцентного влечения, не связывая с этим, конечно,
никаких натурфилософских выводов. Следующий факт доказывает отсутствие у Ж
влечения к детумесценции: большинство людей, имеющих более 2/3 М, без
исключения предавались в юности, на долгое или короткое время, онанизму -
пороку, которому среди женщин предаются лишь самые мужественные. Ж
совершенно чужд онанизм.
Я знаю, что положение встретит резкие возражения.
Впрочем, все кажущиеся противоречия будут сейчас вполне выяснены.
Прежде всего нуждается в описании влечение Ж к контректации. Оно играет
у женщины громадную и единственную роль.
Однако нельзя сказать, чтобы это
влечение было более сильно у одного пола, чем у другого. В понятии
контректационного влечения не заключается активность в прикосновении, а
только потребность прикосновения с другим человеком, причем вовсе не
принимается во внимание, кто именно прикасается и какая часть тела
испытывает прикосновение с другой, безразлично какой частью.
Смешение двух
явлений: интенсивности желания с желанием активным основано на том факте,
что М во всем животном царстве по отношению к Ж, так же, как и всякий
микрокосм животной или растительной семенной нити по отношению к яйцевой
клетке, играет ищущую, наступающую роль. Тут легко ошибиться, допустив, что
наступательное действие при достижении цели и желание достичь этой цели
закономерно вытекают одно из другого и составляют постоянную пропорцию, что
самая потребность отсутствует там, где нет ясных двигательных стремлений к
ее удовлетворению.
Таким образом, влечение к контректации приписали
исключительно мужчине, отказав в нем женщине. Понятно, однако, что внутри
самого контректационного влечения встречаются различия.
В дальнейшем
изложении будет ясно указано, что М в половом отношении, обладает
потребностью наступать (в прямом и переносном смысле), Ж - стать объектом
наступления, но конечно, из этого не следует, что женская потребность, в
силу своей пассивности, меньше мужской - активной. Это разграничение полезно
при частных спорах, постоянно поднимающих вопрос о том, какой пол испытывает
большее половое влечение.
То, что считали у женщины онанизмом, происходит от другой причины, а не
от влечения к детумесценции. Ж обладает, здесь мы высказываем первое
действительное различие ее от М - гораздо большею половой возбудимостью, чем
М. Ее физиологическая возбудимость (не чувствительность) гораздо сильнее в
половой сфере. Факт легкой половой возбудимости у женщины проявляется или в
желании полового возбуждения, или в особенном, раздражительном, ей самой
непонятном, а потому и беспокойном, жгучем страхе перед тем возбуждением,
которое вызывает прикосновение.
Желание полового возбуждения является также
действительным указанием легкой возбудимости. Желание это не принадлежит к
числу тех, которым судьбой, имеющей место в природе человека, положено
никогда не исполниться, напротив, оно означает легкость и наклонность всего
организма переходить в состояние полового возбуждения, которое женщина
жаждет усилить и по возможности продлить, тогда как у мужчины оно находит
естественный конец в детумесценции, вызванной контректацией. Следовательно
то, что выдавалось за онанизм женщины, не есть, подобно такому же акту у
мужчины, стремление прекратить состояние половой возбужденности, а в гораздо
большей степени этой попытки - вызвать возбуждение, повысить его и продлить.
Из страха женщины перед половым возбуждением, анализ которого ставит
психологии женщины нелегкую, скорее труднейшую задачу, можно также с
уверенностью заключить о слабости женщины в этом отношении.
Состояние полового возбуждения обозначает у женщины только высший
подъем всего ее существования.
Последнее определяется у нее исключительно
половым чувством.
Ж расцветает только в половой жизни, в сфере полового акта
и размножения, в отношениях к мужу и ребенку. Ее существование вполне
заполняется этими вещами, тогда как М не исключительно сексуален.
Здесь-то
именно и заложена действительная разница, которую пытались найти в различной
интенсивности полового влечения. Нужно остерегаться от смешения пылкости
полового желания и силы полового аффекта с той широтой, с которой половые
желания и заботы выполняются мужчиной и женщиной.
Только более широкое
распространение половой сферы на весь человеческий организм у Ж образует
важное специфическое различие между двумя половыми крайностями.
Итак, в то время как Ж совершенно заполнена половой жизнью, М знает еще
много других вещей: борьбу и игру, дружеское общество и пирушки, спорт и
науку, обыденные занятия и политику, религию и искусство. Я не говорю о том,
было ли когда-нибудь иначе - это касается нас меньше всего. Тут наблюдается
то же, что и в еврейском вопросе.
Говорят: евреи-де сделались только теперь
такими, какими мы их знаем, а раньше когда-то были другими. Возможно, только
этого мы не знаем. Кто доверяет подобному историческому развитию, пусть в
это верит.
Ничего нельзя доказать там, где одно историческое предание
опровергается другим, противоположным. Для нас имеет значение вопрос: каковы
женщины теперь? Если мы натолкнемся на явления, которые никак нельзя
признать привитыми какому-нибудь существу извне, то мы вправе признать, что
оно и всегда было таким. Теперь вполне можно принять за истину следующее: Ж,
не принимая во внимание одно кажущееся исключение (гл. XII), занимается
внеполовыми вещами только для любимого-мужчины или для том, чтобы приобрести
его любовь Интерес к самой вещи у нее совершенно отсутствует.
Бывает что
женщина изучает латинский язык, но только лишь для того, чтобы поддержать
или наставить своего сына, посещающего гимназию. Но ведь склонность к
какой-нибудь вещи и интерес к ней, талантливое и легкое ее усвоение,
пропорциональны друг к другу.
У кого нет мускулов, у того не может быть и
склонности к сопротивлению. Только тот, у кого есть талант к математике,
берется за ее изучение.
Итак, по-видимому, самый талант встречается у
настоящей женщины редко и бывает мало интенсивен (хотя это не так важно:
ведь и в противном случае ее половые свойства были бы слишком сильны, чтобы
допустить другие серьезные занятия). Вот почему у женщины не достает условий
к образованию интересных комбинаций, которые не создают у мужчины
индивидуальности, но все же его выделяют.
Сообразно с этим, только исключительно женственные мужчины всегда
ухаживают за женщинами и находят интерес только в любовных интрижках и
половых связях. Впрочем, этим утверждением вовсе не разрешается проблема
Дон-Жуана, даже серьезно не затрагивается.
Ж только сексуальна, М тоже сексуален и еще кое-что сверх того.
Это
особенно ясно обнаруживается в том совершенно различном способе, с каким
мужчина и женщина переживают наступление периода половой зрелости. У мужчины
это время всегда носит характер кризиса: он чувствует, что какое-то новое
для него начало овладело его существом, нечто такое, что присоединяется
помимо его воли к его прежним мыслям и чувствам. Эта физиологическая
эрекция, над которой воля не имеет власти.
Поэтому первая эрекция ощущается
всяким мужчиной, как нечто загадочное и беспокойное. Многие мужчины всю
жизнь помнят с большой точностью обстоятельства, впервые ее вызвавшие.
Женщина, напротив, совершенно легко вступает в период половой зрелости, она
чувствует, как ее существование повышается, как бесконечно увеличивается ее
собственное значение.
У мужчины, пока он мальчик, вовсе нет потребности в
половой зрелости, женщина же, будучи девочкой, ждет от этого времени всего.
Симптомы наступления половой зрелости у мужчины сопровождаются неприятным,
враждебным и беспокойным чувством, а женщина следит с величайшей
напряженностью, с лихорадочным, нетерпеливым ожиданием за своим телесным
Содержание раздела