d9e5a92d

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ ТОЛЬКО ЭВОЛЮЦИЕЙ?

Весьма вероятно, что именно так и произойдет.
Однако рассмотренный процесс, независимо от того, будь он ручной, механизированный или автоматизированный, направлен на то, чтобы решить проблему выплаты заработной платы работникам за их труд. Но и само предприятие совершенно не то, каким оно было прежде.

Это высокомеханизированное предприятие, на котором выпуск продукции контролируется с помощью управляющей вычислительной машины с центральным процессором-устройством обработки данных. Это означает, что для измерения труда работников и для выполнения его оценки могут быть найдены весьма хитроумные способы. Отпадает необходимость в ведении сомнительных записей с использованием бумаги и чернил, которые затем должны посылаться в контору; следует заниматься только лишь табулированием данных с использованием перфокарт-носителей информации, характеризующихся более высокой точностью записи.

Нет более необходимости в бесхитростных схемах, взятых для того, чтобы заранее предусмотреть возможность возникновения тех или иных ситуаций.
Тогда, чем же является бухгалтерия при таких обстоятельствах? Ока не имеет права на существование.

В то же время в вопросе об автоматизации работы конторы существует небольшой камень преткновения. Причина, почему ее работа может быть автоматизирована, заключается в том, что она выполняет на предприятии определенную служебную функцию.

И эта функция, забывающая, что она является служанкой, а не чем-то, производящим материальные ценности, занимается своим развитием в направлении автоматизации - цель, которую она будет стремиться достигнуть всеми правдами и неправдами.
Между тем, если исходить из нужд предприятия, производственники имеют достаточное количество своих собственных проблем, которые могут решаться с привлечением управляющей вычислительной машины. В то же время они заинтересованы в том, чтобы функции бухгалтерии выполнялись так же, как и прежде. Отсюда возникает проблема, каким образом следует разрезать длинную тонкую болванку из раскаленного металла на заготовки, которые можно было бы в последующем обработать. Потребитель настаивает, чтобы длина этих заготовок находилась в пределах от 3,5 до 6..м.

Теперь вес металлической болванки, используемой в этом технологическом процессе, известен только лишь приблизительно и имеются остатки, которые обязательно получатся за счет отрезания обоих концов длинной болванки, получившейся после проката. Следовательно, работник, занимающийся резкой металла, имеет небольшой выбор, поскольку ему надлежит нарезать заготовки определенной длины и надеяться при этом, что получившиеся при отрезании чушки не слишком длинны. Эти чушки могут составлять значительную часть от общей длины болванки. На практике средняя цифра потерь достигает 16%.

Это очень большая величина, предполагающая ежегодные потери во много сотен тысяч рублей. Дело заключается в том, что цена металлических отходов низка и предприятие несет ущерб на дополнительную сумму, обусловленную потерями металла в процессе обработки.
Резание должно осуществляться быстро, пока металл еще раскаленный, и в этот момент совершенно нет времени, чтобы измерять полную длину болванки, и еще меньше, чтобы рассчитывать, как можно ее разрезать наилучшим образом. Однако использование электронных методов измерения и автоматизация резки наверняка позволят полностью исключить эти потери. Электронная вычислительная машина сама осуществит выбор рациональной длины заготовок с тем, чтобы при необходимости извлечь все преимущество из наличия полуметрового допуска.

Но следует учитывать возникающие в этом случае определенные затруднения. Некоторые потребители не указывают диапазона допустимых длин заготовок, задавая точный размер.

В подобных случаях осуществление автоматизации процесса резки не оказывает никакой помощи и производство по- прежнему терпит убытки. Если же приходится удовлетворять оба вида заявок, то очень может быть, что применение вычислительно?) машины позволит вдвое уменьшить предыдущие потери, но в среднем 8% металла будут по-прежнему теряться.

Экономия достаточно большая, чтобы позволить себе заплатить за, вычислительную машину.
Однако в то время, как это происходит, имеются . работники в отделе сбыта, беспокоящиеся о выполнении обещаний, данных различным потребителям. Очень возможно, что эти люди также попытаются использовать возможности, предоставляемые им вычислительной машиной на пути прогресса в планировании заказов.
Сбыт продукции выглядит как их личная прерогатива. Никто на предприятии не имеет права делать что-либо с квотой заказов, и более того, сбыт продукции определяется скорее всего собственным прогрессом, достигнутым в вопросах ручной регистрации данных, механизации, автоматизации. Производственники рассуждают весьма здраво - они не хотят ничего делать с книгой заказов, и она их не касается.



В результате вычислительная машина предприятия остается удовлетворенной с экономией в 8%, в то время как можно было бы обеспечить экономию в 16%.
Это вообще-то утомительно. Во всех этих историях люди имеют вполне достаточно причин для беспокойства при попытках автоматизировать процессы, за которые они всегда являются ответственными, не предаваясь особым размышлениям о других процессах, протекающих в человеческом обществе. Можно заметить следующее.

Это действительно случается и происходит везде вокруг нас, хотя необязательно случается все одновременно. Тем не менее все эти элементы описанной сложной ситуации уже наблюдались в реальной действительности н кажется, что в промышленности существует мощная тенденция двигаться в этом направлении.
Необходимо учитывать уроки этой истории. Людям свойственно ошибаться не только в процессе переосмысливания проблем, лежа щих в основе процессов, которые они автоматизируют. Они ошибаются также при переосмысливании структуры, которая лежит в основе проблем.

Ибо, как уже было доказано, встречающиеся структуры существуют вне времени и пространства, они необязательно являются самыми подходящими структурами для реального мира. Конечно, используются также стратегии переосмысливания, которые лежат в основе процесса переосмысливания структур.

И они в свою очередь зависят от целей производства. Сколько же времени прошли с тех пор, как кто-то действительно задумался об этом?

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ ТОЛЬКО ЭВОЛЮЦИЕЙ?

Пожалуй, предприятия характеризуются тенденцией к самовлюбленности. Посмотрите, как мы развиваемся, -говорят они. - Мы уже автоматизировали процесс составления платежных ведомо стай или процесс организации очереди, или заполнение книги заказов.

Это само по себе можно рассматривать как тормоз в процессе переосмысливания. Тем не менее, это - худшее, что может быть Администрация стремится обнаружить, что автоматизация - это еще не все, что могло бы быть. Потери, которые вообще-то можно понести из-за вычислительной машины, окупаются ею самой, однако в настоящее время люди ловят себя на мысли, а нужно ли держать в уме данные о стоимости перепрограммирования на машине, необходимо ли стремиться к тому, чтобы добиваться изменения в структуре начисления заработной платы.

Вычислительная машина, установленная в отделе продажи, сама себя окупила, однако емкость запоминающего устройства вычислительной машины была ограничена и правление фирмы постановило приобрести более крупную модель, не дожидаясь, пока будут полностью компенсированы все расходы, понесенные в связи с приобретением уже используемой модели. Ясно, что от этого никто не богатеет.
Из всего этого самым наихудшим представляется то обстоятельство, что второстепенные ответвления административного аппарата почувствовали заинтересованность в сохранении своей индивидуальности, и отвергать выдвигаемую ими аргументацию в защиту своей точки зрения становится все более тяжело. Ибо процесс автоматизации существующей ситуации некоторым образом укрепляет барьеры, которые разделяют один отдел от другого. Нетрудно видеть, почему должно происходить именно так.

Принятая теория управления основывается на пожелании, в соответствии с которым вся ответственность за деятельность отдельных направлений должна возлагаться автоматически на руководителя, пользующегося абсолютной властью. Вот почему бухгалтер решает, каким образом автоматизировать работу бухгалтерии и составление платежной ведомости, а инженер - каким образом автоматизировать работу предприятия, и т. д. Эти выводы звучат весьма разумно, поскольку наверняка эти люди представляют то, о чем они говорят.
Затруднение заключается в следующем. Все они являются единственными людьми, которые провели свою жизнь, познавая собствен. но, почему вещи должны быть такими, какими они есть. Поэтом) они являются самыми неподходящими личностями, чтобы рассматривать, каким .образом необходимо изменять ситуацию.

И тогда великая новая техника автоматизации не имеет способов выражения своего потенциала и администрация совершенно не в состояние понять, каким образом следует ее использовать.
В то же время целесообразно говорить о параллельном выполнении работ при деятельности по усовершенствованию. Результатом всего этого должно стать постоянное изучение возможностей, представляющих интерес с точки зрения автоматизации процессов, и это связано со знанием существа предмета, исходя из чего старая администрация должна производить соответствующий выбор. Часто люди действуют следующим образом. Они объявляют, что автоматизация процессов связана с необходимостью решения чисто технических проблем, что под силу лишь специалистам-инженерам по электронике и экспертам по вопросам обработки данных.

Однако каждый, кто прислушивается к общим положениям о сущности неделимости в жизнедеятельных системах, изложенным в этой книге, наверняка поймет, что автоматизация обеспечивает появление благоприятной возможности создать цельное управление. Мы стали уж очень хорошо разбираться в деле организации работы предприятия, разделенного на отдельные части, функционирующие таким образом, как если бы это было цельное предприятие.
Вспомните призыв к переосмысливанию целей предприятия и затем стратегий, в соответствии с которыми преобразуются эти цели. После этого должны быть разработаны структуры, соответствующие представлениям этих стратегий, и указаны проблемы, применительно к которым использование подобных структур окажется целесообразным.

Только поступив подобным образом, мы достигнем понимания процессов, связанных с решением проблем, и можем с уверенностью сказать, является ли автоматизация ответом на поставленный вопрос. Каким же образом, организатор, мысля вполне земными категориями, должен подходить к решению этой гигантской задачи, предлагая идеи, которые он уже полностью израсходовал на обеспечение нормальной деятельности производства?
Ответ сводится к тому, что требуется ориентироваться на рациональные идеи, правильные по существу. Мы уже рассмотрели ряд положений, связанных с наукой управления, которая хорошо адаптируется благодаря исследованию операций и кибернетике, чтобы можно было, попытаться приступить к выполнению этого единственного управления.

Модель компании и ее деятельности необходима, и мы уже видели, каким образом это может быть вообще-то сделано. В действительности нецелесообразно говорить о предпочтительности полной автоматизации. Если для проведения анализа природы предприятия и его деятельности используется наука управления, то наверняка придется столкнуться с необходимостью рассмотрения вопросов о целях, стратегиях и всем остальном.

И вполне естественно будет очень хорошо известно, что автоматизация отдельных процессов сможет улучшить деятельность предприятия.
Поэтому автоматизация должна случайно наткнуться на установившийся процесс современного управления. Это -единственная проблема, отличающаяся от всех остальных, встречающихся в обычных случаях.
Многие примеры могут быть приведены из-за неразберихи, которую мы сами же устраиваем. К несчастью, люди, которые должны бы знать об этом лучше других, иногда придерживаются линии наименьшего сопротивления. Поэтому и случается, что одно из наиболее значительных предприятий мира, занимающееся производством вычислительных машин, рекламирует свои машины, помещая рекламные объявления, например, следующего характера: Вам не придется заниматься повторной разработкой конструкций процедур или изменять содержание ваших сообщений, накладных или других документов. Лица, помещающие подобные объявления, поступают неблагоразумно.

При таком подходе можно добиться получения лишь кратковременной выгоды, но при рассмотрении деятельности за длительный период времени эти поборники автоматизации понесут ущерб из-за указанных ими же целей. То же самое можно сказать относительно тех, кто смотрит на попытки приложения автоматизации с излишним пессимизмом. Они не только несут уже перечисленные здесь потери; они способствуют возникновению социальной проблемы, которая в действительности является результатом этого недостатка предвидения. Если цель автоматизации рассматривается совершенно ошибочно как средство замещения людей машинами, то вполне естественно, что подобный подход приведет к возникновению крупных проблем из-за человеческого пустословия.

Однако эти проблемы здесь не обсуждаются, поскольку они надуманны. Задача, которая должна решаться, заключается в том, чтобы добиваться увеличения национального продукта, не делая людей безработными.

При соответствующем привлечении науки управления данная задача может быть решена.

СО ВРЕМЕНЕМ МЫ ОБУЧИМ ДАЖЕ КОНСЕРВАТОРОВ

Прежде чем закончить обсуждение, справедливо заметить, что целая совокупность приведенных здесь аргументов приложима как к другим видам производства, так и к деятельности самого руководства. Возьмем любой пример и попытаемся его аргументировать.
Обратимся к области, которая в большинстве государств является заботой общественного сектора - обеспечение общим обслуживанием, если иметь в виду, например, путешествия. Здесь мы опять встречаемся с ошибками из-за изолированности, совершенными отдельным предприятием, но воспроизведенными в большом масштабе. Система транспортировки не является согласованной, она не рассматривается как единая сеть. Обычный автомобильный транспорт конкурирует с железными дорогами и воздушным транспортом самым беспорядочным образом, и все стоит огромных денег для страны.

Между тем усилия ученых, прилагаемые к вопросу организации подобной деятельности, растрачиваются по мелочам на улучшение и, возможно, автоматизацию процессов, которые, может быть, никогда не должны предприниматься. Здесь нет ничего похожего на науку управления.
Если перейти к рассмотрению вопроса о самим руководстве, то здесь ситуация еще более плохая. Однажды автору этой книги пришлось быть ответственным за эффективное использование специализированных курсов, предназначавшихся для повышения квалификации и рассчитанных на восьминедельный срок обучения.

В процессе работы было решено, что необходим критерий, ориентируясь на который можно было бы исключить кандидатов, достигших нормы, на которую рассчитывались курсы. В то же время попытка ввода критерия с целью помочь в решении вопроса о том, какие же кандидаты слишком отстали в развитии, чтобы извлечь пользу от курсов, увенчалась успехом только лишь после кровавых битв.

Нет человека, которого нельзя было бы обучить,- раздавались крики либералов. Это не вызывает сомнений, однако в мире руководителей-практиков каждый наверняка должен знать, что существуют люди, которые не поддаются эффективному обучению за эти восемь недель, отведенных на решение данной задачи.
Весьма странно, каким образом практики с возложенной на них ответственностью за управление деятельностью часто исключали те или иные варианты, оказываясь в очень невыгодном положении.
Специалист по вопросам управления, которого практик будет называть лишенным практического чутья, пытается оценивать соответствующие ресурсы прежде, чем изыскивать способы их оптимального размещения для удовлетворения нужных целей. Поэтому служба здоровья должна иметь достаточное количество докторов, а служба образования - достаточное количество учителей. Если же не хватает ни тех, ни других (как это имеет место в сегодняшней Великобритании), то руководство должно организовывать два вида курсов.

При этом либо можно улучшить плату и усло вия и благодаря этому привлечь большее количество преподавательского состава, либо необходимо использовать современные способы, предлагающие, скажем, автоматизацию процесса обучения, чтобы ' попытаться реализовать те преимущества, которые они предоставляют. А это свидетельствует о привлечении исследования операций к решению вопросов организации общей практики, например, независимо от того, выглядит ли это вмешательством в понимание доктором Гиппократом своих пациентов или же нет.
Может быть, лучше принять рецепт, не свойственный человеку, от вычислительной машины, чем умирать из-за беспомощности медицины. Может быть, лучше быть обученным арифметике наподобие домашней хозяйки по телевидению лучшим педагогом с мировым именем, чем проводить бездарно свое время за спиной аудитории из сорока студентов, наблюдающих за некомпетентным преподавателем.

Без сомнения, исследование операций может предложить средства диагностики и процедуру лечения для целого ряда небольших расстройств, -не вызывая необходимости прибегать к услугам квалифицированных специалистов-медиков. Несомненно, кибернетика может помочь сконструировать обучающие машины, обеспечивающие гораздо .более полный контроль за успеваемостью учащихся и контакт с ними, чем безответный телевизионный экран.
Если сказать, что проблемы подобного рода могут быть успешно решены с привлечением научных способов, то это не означает, что мы призываем обратиться равным образом к мистицизму другого вида, создавая тем самым как бы некоторую конкуренцию. Наука-это не какое-то магическое слово, и ученые - не полубоги.

С другой стороны, наука хранит систематизированные знания чело вечества о вселенной и научный метод позволяет добавить опыт человечества при попытка ?* выработать рациональный подход к решению проблем. Следует ли думать о преувеличении роли случая, целесообразно ли запродавать большее количество товара, чем имеется в наличности, для того чтобы проповедовать со всей страстностью чью-то команду о том, что действительно сложные проблемы заслуживают профессионального рассмотрения?
1 Под словом организатор здесь и далее мы подразумеваем человека, чья главная задача - правильно организовать управление производством. На современных предприятиях руководитель и организатор - как правило, одно и то же лицо-управляющий, заведующий, директор и т. п. (П р и м. р е д.)



Содержание раздела