Характеристика структурного подразделения
В отделе определяется потребность в сырье и материалах, оборудование, топливе, устанавливаются наиболее рациональные формы снабжения, обеспечивается завоз материальных ресурсов.
В функции отдела сбыта входит: обеспечение коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции, подготовка и заключение договоров с покупателями, составление планов поставок продукции в соответствии с заказами.
Транспортный отдел является самостоятельным структурным подразделением, подчиняется непосредственно коммерческому директору. В его функции входят: разработка планов-графиков транспортных перевозок, контроль за своевременным выполнением планов поставок тары, планов погрузочно-разгрузочных работ.
Таблица 7
Уровни управления
|
Уровень
|
Функциональный |
Линейный
|
1. |
- |
Генеральный директор |
2. |
Технический, финансово-экономический, коммерческий директор, директор по строительству |
Инженер по строительству |
3. |
Зав. лабораторией, юрисконсульт, начальник службы безопасности, отдел кадров |
Микробиолог, инженер-химик по пиву, инженер-химик по зерну, инженер-химик по мин.воде, начальник отдела охраны, старший инспектор ОК. |
4. |
Зав. хозяйством, администратор АБК, секретарь-референт, зав. здравпунктом. |
Хоз. группа, фельдшер. |
5. |
Старшие (ведущие) |
Старшие мастера. |
6. |
Отдел охраны, инспектор ОК. |
Мастера-бригадиры. |
7. |
Младшие специалисты |
Бригадиры, звеньевые. |
Итак, анализируя организационную структуру ОАО Амур-Пиво можно выделить ее положительные моменты, ее простота и надменность, отсутствие бюрократической цепочки, так как основные специалисты подчинятся генеральному директору.
Возможным недостатком является столь детальное и полное отражение более низких уровней управления. В складывающихся условиях в конкурентной борьбе может победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливает свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого за счет взаимодействия подразделений организации друг с другом.
Характеристика структурного подразделения
Для характеристики структурного подразделения выделим отдел финансово-экономического директора.
Основная цель деятельности - финансово-экономическая деятельность предприятия, которая включает также работу бухгалтерии по различным отраслям деятельности.
Финансово-экономический отдел непосредственно в лице финансово-экономического директора подчиняется напрямую генеральному директору.
Финансово-экономическому директору подчиняется: архивариус, начальник отдела экономики, главный бухгалтер. В свою очередь начальнику отдела экономики подчиняется: экономист по производству и ценным бумагам, экономист по труду; главному бухгалтеру: аудитор-методист, финансист, бухгалтер по банковским операциям, бухгалтер по расчетам и зарплате, бухгалтер материального стола, бухгалтер розничной торговли, бухгалтер по реализации, бухгалтер по производству, бухгалтер-кассир. Численный состав подразделения составляет 15 человек.
Анализ функций управления структурного подразделения
Таблица
Классификатор основных функций управления
Код
|
Функции управления |
Комплексы задач |
01 |
Управления стратегией развития |
1. Прогнозирование
2. Определение целей
3. Выбор стратегии
4. Разработка программы
5. Составление бюджета
6. Разработка политики и процедур |
02 |
Организация системы и процессов управления |
1. Разработка организационной структуры
2. Передача полномочий
3. Определение и создание благоприятных отношений |
03 |
Управление персоналом |
1. Разработка процесса предприятия решений
2. Определение коммуникаций
3. Подбор кадров
4. Обучение персонала |
Основными вопросами, решаемыми финансово-экономическим отделом являются:
¦о получении кредита под строительство (1);
¦об инвестировании средств в реконструкцию предприятия (2);
¦о вложении денег в ценные бумаги (3);
¦о расчете с банком за полученный кредит (4).
Представим в виде схемы распределение функциональных обязанностей:
Рис. 7. Распределение функциональных обязанностей
На примере финансово-экономического директора построим рациональную схему выполнения функциональных обязанностей с учетом перераспределения функций внутри структурного подразделения:
Условные обозначения:
+,- вычислительные и расчетные операции;
Д подготовка документации;
С участие в совещаниях с совещательных голосом;
П подписание документов;
? -непосредственное исполнение операции;
И инструктаж, консультации, помощь в исполнении операций.
Таблица 8
Анализ распределения функций
Функции управления
|
Подфункции управления |
Финансово-экономический директор |
1. Планирование |
¦прогнозирование
¦определение целей
¦выбор стратегии
¦разработка программы
¦составление бюджета
¦разработка политики и процедур |
+,- Д ?
С
С
+,- СП
+,- СДП
СП |
2. Организация |
¦разработка организационной структуры
¦передача полномочий
¦определение и создание благоприятных отношений |
ДС
-
С?
|
3. Управление |
¦разработка принятия решений
¦определение коммуникаций
¦подбор кадров
¦обучение персонала |
С
С
С
И |
Оценка уровня организации системы управления структурным подразделением:
1. Коэффициент качества выполнения управленческих функций
1.
2. Коэффициент использования технических средств управления при выполнении функции
К 1 = Тф / Тр = 723 / 744 = 0,97
3. Коэффициент организации рабочих мест исполнителей функции
К 2 = Км.п. / Ко = 1,6
4. Коэффициент регламентации функций управления
К 3 = Кр / Ко = 0,26
5. . Коэффициент дублирования функций управления
К 4 = Кд / Ко = 0,4
6. Коэффициент ритмичности аппарата управления
Кр.у. = 1 П1 / П2 = 1 6 / 9 = 0,4
7. Коэффициент охвата функций управления автоматизацией
Кфа = Nза / Nа = 2,3
8. Коэффициент, характеризующий степень полноты реализации принимаемых решений
К с.р.= К1 / К2 = 1
Показатели выполнения должностных обязанностей.
9. Коэффициент выполнения должностных обязанностей
К в.д.о. = Qф / Qз = 1
10. Коэффициенты оперативности работы
Ко.р. = Qс / Qф = 0,7
11. Коэффициент качества выполнения должностных обязанностей
Кк =1 Р / Qф = 1 1 / 7 = 0,9
12. Общий коэффициент трудовой дисциплинированности
К т. д. =
Таблица 9
Показатели уровня организации
Показатели
|
Значения |
1 |
2 |
1. Тф суммарное фактическое время использования технических средств управления в год, час |
2ч5м * 248 = 43400 мин |
Продолжение таблицы 9
1 |
2 |
2. Тр суммарное расчетное время использования технических средств в год, час |
2ч * 248 = 44640 мин |
3. Км.п. количество рабочих мест, отвечающих современным требованиям |
9 |
4. Ко общее количество рабочих мест |
15 |
5. Кр количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией |
4 |
6. Ко общее количество функций (процедур) |
5 |
7. Кд количество функций (процедур), дублируемых подразделениями аппарата управления, излишних функций |
2 |
8. П1 количество зафиксированных задержек выполнения управленческих функций (процедур) за анализируемый период |
6 |
9. П2 количество своевременно выполненных функций (процедур) |
9 |
10. Nа количество задач управления, которые могут быть автоматизированы |
4 |
11. Nза количество задач управления решаемых автоматизированным способом фактически |
9 |
12. К1 количество решений своевременно реализованных на предприятии за определенный период |
5 |
13. К2 общее количество решений, намеченных для реализации за тот же период |
5 |
14. Qф число фактически выполненных работ |
7 |
15. Qз число запланированных работ |
7 |
16. Qс число выполненных в срок |
5 |
Окончание таблицы 9
17. Qф - // - |
7 |
18. Р число рекламаций (жалоб), неверные работы |
1 |
Схема функциональных взаимосвязей подразделения
Таблица 10
Наименование функций подразделения
|
Функциональные подразделения и должностные лица |
Ген. директор |
Директор по строительству |
Экономический отдел |
Бухгалтерия |
Решения по экономическим вопросам:
-финансирование строительства |
Р |
П |
О |
С |
-инвестиции в ценные бумаги |
С |
- |
Р |
П |
-расчеты с кредиторами |
С |
- |
Р |
Р |
О отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение и подготавливает окончательный документ;
П представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
Р принимает решения, утверждает, подписывает документ;
С согласовывает подготовительный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций.
9.Информационная система структурного подразделения
Таблица 11
Документооборот руководителя структурного подразделения
Функции руководителя |
Получает документацию |
Разрабатывает документацию |
Представляет документацию |
Примечания |
1. Разработка плановых заданий |
|
Х |
|
|
2. Контроль финансово-экономической отчетности |
Х |
|
|
|
3. Документация по вложению и привлечению инвестиций |
|
Х |
|
|
4. Документация о прибылях и убытках |
Х |
|
Х |
|
5. документация по налоговым отчислениям |
|
|
Х |
|
6. Прочие документы |
Х |
Х |
Х |
По необхо-димос-ти |
Уровень делопроизводства определяется по формуле:
К о.д.= (К1 + К2 + К3) / 3=(0,85 + 0,85 + 1) / 3 = 0,9
Уровень оперативности работы с документами:
К1 = Д1 / Д2 = 12 / 14 = 0,85
Д1 количество входящих документов и других источников информации, своевременно и правильно переданных для исполнения;
Д2 общее количество входящих документов и других источников информации.
Уровень оперативности размножения документов
К2 = Д3 / Д4 = 17 / 20 = 0,85
Д3 - количество документов и других источников информации, своевременно размноженных;
Д4 - общее количество документов и других источников информации, представленных для размножения;
Уровень оперативности работы с письмами:
К3 = Д5 / Д6 = 21 / 21 = 1
Д5 количество писем, своевременно дошедших до адресата;
Д6 общее количество оперативных писем.
На основании анализа документооборота, можно сделать вывод о высоком уровне делопроизводства в структурном подразделении.
Основными дублирующимися функциями по разработке типовых документов, касающихся руководителя структурного подразделения сравнительно немного. Однако во избежания рутинной работы, есть необходимость по внедрению типовых бланков основных распоряжений, приказов и запросов.
Также возможно оформление прочих, проходящих документов минуя руководителя, не касающихся его компетенции.
Регламенты управления
Таблица 12
п/п |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
2 |
3 |
1. |
Общая часть |
1. Финансово-экономическая деятельность, деятельность бухгалтерии. |
|
|
2. Финансовому экономическому директору подчиняется: архивариус; начальник отдела экономики; главный бухгалтер.
Начальнику отдела экономики подчиняется: экономист по производству и ценным бумагам, экономист по труду.
Главному бухгалтеру подчиняется: аудитор-методист, финансист, бухгалтер по банковским операциям, бухгалтер по расчетам зарплаты, бухгалтер материального стола, бухгалтер розничной торговли, бухгалтер по реализации, бухгалтер по производству, бухгалтер-кассир.
Архивариус - организует хранение и обеспечивает сохранности документальных материалов поступивших в архив.
Экономист - выполняет научно-воспитательную работу при проведении исследований или разработок в соответствии с методическими нормами и программами.
Бухгалтер-экономист осуществляет учет денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах розничных операций. |
Продолжение таблицы 12
|
|
3. Порядок создания, реорганизации подразделения и ликвидации, устанавливается в соответствии с Уставом ОАО Амур-Пиво. |
|
|
4. Численно-профессиональный состав подразделения составляет 15 человек, в свою очередь соответствует штатному расписанию. |
|
|
5. Финансово-экономический директор напрямую подчиняется генеральному директору.
Должностные обязанности выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия. |
|
|
6. Определяется положениями должностной инструкции, распоряжениями утвержденными генеральным директором. |
2. |
Функции и задачи |
1. Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии финансового развития |
|
|
2. Исследование финансового потенциала предприятия и перспективных резервов |
|
|
3. Организация финансового обслуживания предприятия |
|
|
4. Своевременная подготовка и заключение финансовой отчетности |
3. |
Права |
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (планов, отчетов, справок), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела |
|
|
2. Приостанавливать действия распоряжений и указаний руководителей цехов, отделов и служб, противоречащих законодательствам, инструкциям и положениям по финансовым вопросам |
Окончание таблицы 12
|
|
3. Проводить обследование подразделений предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела |
|
|
4. Прочие вопросы, входящие в компетенцию отдела, определяемых Положением об отделе |
4. |
Ответствен-ность |
Все работники подразделения несут дифференцированную ответственность - основной вид ответственности (административный) в соответствии с Гражданским кодексом РФ (включая уголовную ответственность), КЗоТ РФ, Устав предприятия (статьи Ответственность) |
5. |
Поощрения |
1. Экономически обоснованное увеличение и разумное применение прибыли. Оформление отчетности без задержки, в установленные сроки и ранее. |
|
|
2. Премии (100% и более) от заработной платы. Торжественные награждения грамотами, занесение благодарности в трудовую книжку |
Таблица 13
Элементы должностной инструкции
|
Элементы должностной инструкции |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Заголовок |
Финансово-экономический директор финансово-экономического отдела |
Продолжение таблицы 13
1 |
2 |
3 |
2 |
Основные положения |
Выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана, формирование и распределение доходов и накоплений и т. д.
Законодательные и нормативные правовые акты, руководящие и методические материалы по организации финансовой работы и т. д.
Высшее профессиональное образование (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по финансовой работе не менее трех лет
Порядок занятия, освобождения и замещения должности оговаривается Положением о предприятии и его отделах
Режимы труда и отдыха, 8-часовой рабочий день, 1 час перерыв на обед, отпуск и дополнительный отпуск в соответствии с коллективным договором
Форма оплаты труда: оклад + премия, (формы индивидуального поощрения) |
3 |
Должностные обязанности |
1.Определяет размеры доходов и расходов
2.Участвует в подготовке планов производства
3.Составляет проекты планов по прибыли от реализации выпускаемой продукции.
4.Анализирует исполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности.
5.Осуществляет контроль за выполнением финансовых показателей, кассовая дисциплина, расчеты с поставщиками (заказчиками), отчисления в бюджет, соблюдение режима экономии |
1 |
2 |
3 |
4. |
Права |
Оформляет проводку извещений банка; утверждение нормативов оборотных средств; взыскание просрочки оплаты счетов платежных требований.
Контролирует финансово-экономические вопросы, дает распоряжения экономисту и главному бухгалтеру. |
5. |
Ответственность |
Положение ответственности состоит в должностной инструкции (административная и далее в установленном законом порядке). Формируется об ответственности составления финансовых отчетов, а также решений в рамках своей компетенции |
6 |
Основные взаимосвязи |
Сверху генеральный директор, снизу начальник отдела экономики, главный бухгалтер |
7 |
Дополнения и изменения |
- / - |
Оценить уровень организации системы управления структурным подразделением
Уровень организации системы управления:
Косу =
Полученный коэффициент характеризует уровень организации системы управления по общему итогу как хороший, однако его незначительное отклонение, говорит о недоработках в некоторых областях управления организационной структуры и уровня информационного управления. Также эти отклонения характеризуют и недостатки в общей системе управления предприятием.
Построение системы управления на предприятии представляет собой итерационный процесс, то есть процесс нескольких приближений с анализом обратных связей для достижения поставленных целей с нужной точностью. Следует более внимательное отношение уделять результатам формирования рациональной организационно-штатной структуры и организационной структуры управления разрабатывается состав и содержание документов управления и организационно-техническая система управления ее структуры.
В состав документов управления следует включать:
-Положения по структурным подразделениям,
-Положения по регламентации основных, наиболее важных видов деятельности предприятия, отдельных функций или операций,
-Планирующие документы,
-Типовые документы оперативного управления - сводки, формы отчетности, заявки и т. д.,
-Должностные инструкции.
Организационно-техническая структура.
Последующие этапы разработки системы управления связаны с технической реализацией организационных решений.
Алгоритм разработки организационно-технической структуры системы управления.
Применение данного алгоритма позволяет повысить эффективность управления, так как не выделяет каждый этап отдельно, а показывает их рациональное взаимодействие и координация.
Следует учитывать, что автоматизация управления предприятием будет зависеть от организационной структуры управления, так и организационная структура управления будет зависеть от характера, объема, содержания, задач (функций) управления.
Заключение
Целью курсовой работы был анализ системы управления предприятием и пути ее совершенствования.
В ходе работы был изучен теоретический вопрос организационные структуры управлением предприятием в условиях рыночной экономики.
Данный вопрос сегодня в рыночных условиях приобретает особую значимость в связи с множеством переменных воздействующих на бизнес, требующим от менеджмента предприятия создания адекватных условиям и собственным ресурсам организационных структур предприятия.
В то время как задача претворения в жизнь стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, менеджменту предстоит тщательно продумать организационный аспект. В данной работе организационный аспект рассматривался с точки зрения структуры.
Организационная структура - это целостная система специально разработанная таким образом, чтоб работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиваться поставленной цели.
Организации можно классифицировать по трем основным типам оргструктуры: линейно - функциональная; дивизиональная, матричная. Приведение структуры в соответствие с изменяющимися условиями является одной из важнейших задач управления. Организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что они необходимы и эффективны. Взаимосвязь стратегии и структуры лежит в основе всех реорганизаций. При осуществлении реорганизации необходимо использовать системный и комплексный подход.
Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование.
Предметом исследования данной работы была система управления ОАО Амур - пиво. Данное предприятие является лидером по производству и реализации пива на рынке Хабаровского края.
Менеджмент предприятия определил миссию Амур - пива следующим образом: обеспечение конкурентоспособности продукции европейского качества. Обеспечение населения высококачественным доступным по цене продуктом на основе использования современных технологий и особенностей дальневосточных ингредиентов.
Предприятие находится на этапе зрелости, имеет функциональную структуру управления, рост производства и реализации продукции в 2,3 раза (99 - 97г.), рост доли рынка на 7%.
В ОАО Амур - пиво имеется тенденция роста числа сотрудников (237 чел.), основное увеличение происходит за счет вспомогательного персонала. Растет число сотрудников с высшим образованием, происходит омоложение персонала, основной кадровый состав представлен работниками до 40 лет, имеющих стаж работы до 10 лет.
Организационная структура обладает следующими преимуществами: простота, разделение труда, четкая иерархия, минимальная степень бюрократизма.
Коэффициент эффективности системы управления находится в диапазоне средний - высокий. Коэффициент уровня организации системы управления характеризует систему по общему итогу как хорошая.
В целях совершенствования системы управления предприятия целесообразно
- разработать корпоративную стратегию управления персоналом;
- детально разработать систему координации и взаимодействия служб и подразделений предприятия с позиции маркетинга как системы управления предприятием в рыночных условиях.
Библиографический список
1.Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Высшая школа, 1989. 256 с.
2.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1996. 374 с.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998. 528 с.
4.Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1998. 189 с.
5.Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1997. 763 с.
6.Грачев М.В. Капиталистическое управление. М.: Экономика, 1991. 264 с.
7.Грачев М.В. Суперкадры. М.: Финансы и статистика, 1993. 378 с.
8.Как добиться успеха / Под. ред. И.П. Хруцкого. М.: Республика, 1992. 480 с.
9.Козлова О.В. Основы научного управления производством. М.: Высшая школа, 1980. 522 с.
10.Комаров М.А. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998. 351 с.
11.Котлер Ф. Управление маркетингом М.: Финансы и статистика, 1990. 745 с.
12.Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.: Дело ЛТД, 1993. 375 с.
13.Курс для высшего управленческого персонала / Под ред. Терещенко А.В. М.: Высшая школа, 1970. 673 с.
14.Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1999. 336 с.
15.Семь нот менеджмента. М.: ЗАО Журнал Эксперт, 1998. 424 с.
16.Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. М.: Высшая школа, 1991. 253 с.
17.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
18.Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. - М.: ИНФРА-М, 1992. 454 с.
19.Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. 443 с.
20.Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. 338 с.
21.Шамхалов Ф. Американский менеджмент. М.: Наука, 1993. 345 с.
22.Шекшня С.В.Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 1996. 305 с.
Содержание раздела