-зависимость российской экономики от нефтегазовой и других сырьевых отраслей, остающихся главной движущей силой экономического роста;
-стагнация производства в условиях ограниченной конкурентоспособности отечественной промышленности и отсутствия серьезной конкуренции на российском рынке: устаревшее оборудование; стабильно низкие производственно-технологические характеристики российской промышленности; снижение производительности труда на фоне увеличения доли сырьевой экспортной составляющей. Многие важные сегменты внутреннего российского рынка уже потеряны российской промышленностью, причем, их число постоянно растет;
-тяжелая ситуация в фискальной и денежной сферах: недостаточная капитализация и высокий риск ликвидности в корпоративном секторе; зависимость коммерческих банков от олигархических корпоративных образований; проблема субсидирования и кредитования убыточных предприятий; стабильно низкая эффективность капиталовложений из-за несовершенства системы управления
инвестициями;
-низкое качество корпоративного управления: отсутствие национальной деловой культуры, корпоративной этики, социальной ответственности; коррумпированность и борьба за корпоративный контроль различных участников корпоративных отношений; низкая квалификация управленческих кадров.
Наличие указанных проблем существенно осложняет развитие корпоративного сектора в России. В условиях усиления конкуренции, особенно со стороны зарубежных компаний, реорганизация сложившейся системы формирования и организации деятельности корпоративных образований в России является необходимым условием осуществления перехода от выживания к полноценному развитию. Создание крупных, промышленных корпоративных образований, ориентированных в своей деятельности на внешний рынок, представляется не только экономически, но и политически важной задачей улучшения структуры российского производства, развития технологической базы и совершенствования системы корпоративного управления.
Переход крупнейших российских компаний в статус международных создаст принципиально новую экономическую, юридическую и имиджевую атмосферу, которая поможет повысить уровень доверия и инвестиционную привлекательность российских корпоративных образований. Налаживание глобальных международных корпоративных связей послужит каналом поступления знаний, технологий и практического опыта в местную экономику.
Основные понятия
Кодекс корпоративного поведения
Система корпоративного управления
Функциональные и обеспечивающие подсистемы корпоративного управления
Модели корпоративного управления
Корпоративные рейтинги
1. В чем, на Ваш взгляд, причина невостребованности Кодекса корпоративного поведения в России?
2. Перечислите уровни системы корпоративного управления в России.
3. Охарактеризуйте общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России.
4. Назовите основные модели корпоративного управления характерные для России?
5. Насколько велика необходимость использования корпоративных рейтингов в России?
6. Какие организации занимаются составлением корпоративных рейтингов? Кем и где используются результаты оценок?
7. Какие проблемы, на Ваш взгляд, оказывают основное дестимулирующее влияние на развитие корпоративного сектора в России?
1.О естественных монополиях : ФЗ от 17.08.1995 г. 147-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.
Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
2.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : Закон РСФСР от 22.03.1991 г. 948-I //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004. Версия _5.5.d Сетевая
многопользовательская.
3.О предприятиях и предпринимательской деятельности : Закон РСФСР от 25.12.1990 г. 445-1 //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.
Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
4.О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ : ФЗ от 02.08.1997 г. 123-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004. Версия _5.5.d Сетевая
многопользовательская.
5.О финансово-промышленных группах : ФЗ от 30.11.1995 г. 190-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.
Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
6.Об акционерных обществах : ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004. Версия _5.5.d Сетевая
многопользовательская.
7.Об иностранных инвестициях в РСФСР : Закон РСФСР от 4.07.1991 г. 1545-I //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.
Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
8.Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп.
М. : ИВЦ Маркетинг, 1999.
9.Акофф Р. Планирование будущего корпорации /Р. Акофф.
М. : Прогресс, 1985.
10.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия /И. Ансофф.
СПб : Питер, 1999.
11.Антонов Г. Д. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России /Г. Д. Антонов, О. П. Иванова //Менеджмент в России и за рубежом.
2001. 5.
12.Беляева И. Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт /И. Ю. Беляева.
М. : Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
13.Блинов А. О. Управление предпринимательской деятельностью /А. О. Блинов, Я. М. Кестер.
М. : Образовательная академия Континент , 2003.
14.Блэк Б. Комментарий федерального закона об акционерных обществах : рукопись: ч. 1. /Б. Блэк, Р. Крэкман, А. Тарасова.
М. , 1997.
15.Бурков В.Н. Модели и методы управления организационными системами /В. Н. Бурков, В. А. Ириков.
М. : Наука, 1994.
16.Владимирова И. Г. Организационные структуры управления компаниями /И. Г. Владимирова //Менеджмент в России и за рубежом.
1998. 5.
17.Вольский А. И. Основные направления деятельности РСПП на современном этапе /А. И. Вольский //Наука и промышленность России.
2002. 5 (61).
18.Гвишиани Д. М. Организация и управление /Д. М. Гвишиани.
М. : Наука, 1972.
19.Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: конспект лекций /Г. Я. Гольштейн.
Таганрог : ТРТУ, 1995.
20.Дерябина М. А. Корпоративное управление в переходной экономике /М. А. Дерябина //Общественные науки и современность.
2001. 5.
21.Долгопятова Т. Г. Реструктуризация собственности и контроля в промышленности /Т. Г. Долгопятова //Предпринимательство в России. 1995.
34.
22.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда /Э. Дюркгейм.
М. : Канон, 1996.
23.Кашанина Т. В. Корпоративное право /Т. В. Кашанина.
М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
24.Келлер Т. Концепции холдинга: Организационные структуры и управление : пер. с нем. /под ред. Ю. П. Руднева, Р. М. Гринева.
Обнинск : Государственный центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства Российской федерации по атомной энергии, 1996.
25.Кодекс корпоративного поведения. /ФКЦБ [Электрон. ресурс]. М. , апр.
2002. Режим доступа: http://www.rid.ru
26.Корпорации: Теоретические и прикладные аспекты. М. : Московская высшая языковая школа, 1999.
27.Коршунова Е. А. Корпорация и корпоративная солидарность: традиции, подходы, российская действительность /Е. А. Коршунова //Экономическая социология : 3б.
2002. 1.
28.Коул Д. Г. Организационные модели и структуры: Современное управление. Энциклопедический справочник : 2 /Д.
Г. Коул. М. : Издатцентр,1997.
29.Кукура С. П. Теория корпоративного управления /С. П. Кукура.
М. : ЗАО Издательство Экономика, 2004.
30.Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации : учебное пособие. /Дж.
К. Лафта. М. : Русская деловая литература, 1999.
31.Леонтьев Р. Г. Теория и практика менеджмента : учебное пособие : 6. Организация корпораций /Р. Г. Леонтьев.
Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2000.
32.Ляпина С. Слияния и поглощения признак развитой рыночной экономики /С. Ляпина //Рынок ценных бумаг.
1998. 8.
33.Макарова Г. Л. Организация финансово-промышленных групп /Г. Л. Макарова.
М. : ЗАО Финстатинформ, 1998.
34.Масютин С. А. Механизмы корпоративного управления : научная монография /С. А. Масютин.
М. :ЗАО Финстатинформ, 2002.
35.Международный менеджмент /под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля.
СПб. : Питер, 2000.
36.Мескон М. Основы менеджмента : пер. с англ. /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.
М. : Дело,1992.
37.Методические рекомендации по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ : утв. распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30.04.2003 г. 03849/р.
38.Мировая экономика : учебник /под ред. А. С. Булатова.
М. : ЮРИСТ, 2001.
39.Основы менеджмента : учебное пособие для ВУЗов /под ред. А. А. Радугина.
М. : М-ЦЕНТР, 1997.
40.Радыгин А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России /А. Радыгин //Вопросы экономики.
1999. 6.
41.Радыгин А. Отчет по гранту US AID . Анализ проблем и рекомендации по защите прав акционеров (инвесторов) /А. Радыгин, Г. Мальгинов.
М. : Институт экономики переходного периода, март 1999.
42.Семёнушкин Н. К. К классификации форм государственной поддержки малого предпринимательства /Н. К. Семенушкин //Российский экономический журнал.
2000. 1112.
43.Сонькин Н. Б. Корпорации: Теоретические и прикладные аспекты /Н. Б. Сонькин.
М. : Московская высшая языковая школа, 1999.
44.Спивак В. А. Корпоративная культура /В. А. Спивак.
СПб. : Питер, 2001.
45.Стратегическое планирование : учебник /под ред. Э. А. Уткина.
М. : Тандем, 1998.
46.Страхова Л. П. Корпоративные образования в современной экономике /Л. П. Страхова, А. Е. Бартенев //Менеджмент в России и за рубежом.
2000. 6.
47.Теория Фирмы /под ред. В. П. Гальперина.
СПб. : Экономическая школа, 1995.
48.Тренев В. Н. Реформирование и реструктуризация предприятий /В. Н. Тренев, В. А. Ириков, С. В. Ильдеменов, С. В. Леонтьев, В. Г. Балашов.
М. :ПРИОР,1998.
49.Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация /О. И. Уильямсон.
СПб. : Лениздат,1996.
50.Управление организацией: учебник /под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.
М. :ИНФРА-М,1998.
51.Уткин Э. А. История менеджмента /Э. А. Уткин.
М. : Тандем: ЭКМОС, 1997.
52.Фавро О. Экономика организаций /О. Фавро //Вопросы экономики.
2000. 5.
53.Фомичев А. Н. Административный менеджмент : учебное пособие /А. Н. Фомичев.
М. : Дашков и Ко,2003.
54.Эскандиров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике /М. А. Эскандиров.
М. : Республика, 1999.
55.Annual reports on Russian economy. Trends and prospects.
Moscow : Institute for the Economy in Transition, 1992 1999.
56.Bohm A. Economic Transition Report 1996 /A. Bohm. Ljubljana : CEEPN, ed.
1997.
57.Boyko M. Privatizing Russia /M. Boyko, A. Shleifer, R. Vishny.
Cambridge MA : The MIT Press, 1995.
58.Local Currency Rating Criteria Update: The Importance of Country Risk for Corporate and Infrastructure Sectors: Ratings Direct /Кредитно-аналитическая система Standard Poor’s [Электрон. ресурс]. 06.11.2002. Режим доступа: http://www.sandp.ru
59.Merriam Webster’s Collegiate Dictionary Date [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.m-w.com/cgi-bin/dictionary
60.Mueller-Stewens Mergers Acquisitions. Markttendenz und Beraterprofile /Mueller-Stewens, G. Spickers, J. Deiss.
Stuttgart, 1999.
61.Radygin A. Ownership and control of the Russian Industry. Conference on Corporate Governance in Russia [Электрон. ресурс]. Moscow, May 31 June 2, 1999 Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/peru/governance/in.russia/radygin.pdf
62.Radygin A. Privatisation in Russia: Hard Choice, First Results, New Targets /A. Radygin.
London : CRCE The Jarvis Print Group, 1996.
63.Radygin A. Securities Markets Development and its Relationship to Corporate Governance in Russia /A. Radygin.
Paris, OECD : DAFFE/MC/EW (96) 25, 1996.
64.Williamson O. E. Managerial Discretion and the Theory of the Firm /O. E. Williamson //American Economic Review /Vol.53.
1963.
Фактор | Влияние |
Прямое воздействие | |
Поставщики | - взаимосвязанность и взаимное влияние факторов (изменение одного в определенной степени влияет на изменение другого; однако совершенствование одной переменной не обязательно вызовет улучшение другой, влияние может быть и отрицательное); - высокий уровень изменчивости каждого фактора (есть корпоративные образования, внешняя среда которых особенно подвижна); - неопределенность внешней среды (чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективное решение) |
Потребители | |
Конкуренты | |
Кредиторы и инвесторы | |
Партнеры (посредники, торговые компании, дилеры) |
|
Органы государственного и общественного регулирования |
|
Нормативно-правовая база | |
Косвенное воздействие | |
Макроэкономические | - темпы изменения ВВП; - объем и динамика промышленного производства и инвестиций; - объем статей бюджета и его исполнение; - уровень инфляции; - уровень роста мировых рыночных цен на производимую продукцию; - курс рубля относительно других валютам (динамика валютного курса); - международные корпоративные связи (интернационализация) |
Физико-географические, демографические, экологические | - территориальная расположение (концентрация) производства; - географическое разделение труда |
политические | - позиция органов власти по отношению к корпоративному сектору; - группы интересов и лоббисты; - фактор политической стабильности; - государственная политика (антидемпинговая, антимонопольная); -национальное законодательство (стимулирующее, дестимулирующее); - налоговое окружение (налоги, акцизы, экспортные пошлины); -использование таможенно-тарифных регуляторов (ограничение или стимулирование экспорта, продажа части экспортной выручки); - расчеты с бюджетом; - взаимоотношения с международными организациями |
Социально-культурные | - установки, жизненные ценности, традиции; - вкусы и предпочтения потребителей; - социальная защищенность работников, степень соц. напряженности; - культурный уровень и возможность его повышения; - образовательный уровень и возможность его повышения; - этика корпоративного поведения (кодекс корпоративного поведения) |
Ресурсные | - наличие необходимых ресурсов (информационных, трудовых, сырья и т.п.), их доля в себестоимости; - степень развития средств коммуникации и связи |
Технологические | - уровень развития науки и техники |
Финансово-кредитные | - общее финансовое состояние предприятий; - динамика и структура инвестиций; - возможность получения кредитов; - уровень ставки рефинансирования (ставки банковского кредитования; - выпуск корпоративных ценных бумаг (изменение цен акций); - динамика индексов фондовой активности; - общее состояние и конъюнктура фондовых рынков |
Налоговые | - уровень налоговой нагрузки; - наличие налоговых льгот у корпораций |
Отраслевые | - конъюнктура мирового и внутреннего рынка (взаимоотношения с поставщиками, партнерами, потребителями, конкурентами); - модель рынка и ценовая политика (спрос и предложение); - структура производства |
Фактор | Характеристика | Влияние |
Основные | ||
Структура | - организационная структура организации и управления; - иерархия управления внутри компании - система разделение труда; - объем управления (сфера контроля руководителя); - направления интеграции (вертикальная, горизонтальная) |
- в совокупности факторы рассматриваются как социотехнические подсистемы; - взаимосвязанное и взаимное влияние факторов, изменение одного в определенной степени влияет на изменение другого |
Цели, задачи | - методы и принципы корпоративного управления; - стратегическое управление; - цели подразделений |
|
Технология | - технический и технологический уровень производства; - количество звеньев производственно-технологического цикла; - стандартизация, механизация, автоматизация |
|
Персонал | - способности персонала; - уровень квалификации рабочей силы; - корпоративная культура (потребности, ожидания, ценности работников) |
|
Дополнительные | ||
Производственный потенциал и эффективность работы исходного звена: объемы запасов полезных ископаемых, объем производства основных видов продукции, услуг (начиная от исходного продукта, включая промежуточные производства и заканчивая готовой продукцией) | - оказывают влияние на стоимость активов корпорации, величину денежных потоков, уровень затрат и размер доходов | |
Долгосрочные финансовые вложения: - в дочерние и зависимые предприятия и доля участия в них; - в производственный процесс: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение дочерних предприятий |
- являются основными приносящими доход активами и оказывают влияние на объем производства, долю рынка, величину доходов; - сокращают текущие денежные потоки, но являются фактором роста будущих доходов |
|
Рыночная стоимость нематериальных активов в виде лицензий, патентов | - оказывают влияние на рыночную стоимость долгосрочных финансовых вложений и денежные потоки корпорации | |
Величина внутрикорпоративных и трансфертных цен | ||
Размер пакета акций и совокупность прав, возникающих у акционера | - владение контрольным пакетом дает исключительные права | |
Дивидендная политика и взаимоотношения эмитента с мелкими инвесторами |
- влияют на стоимость миноритарных пакетов акций |
Характеристика среды | Мотивы интеграции | Тип интеграции |
1 | 2 | 3 |
Макроэкономика | ||
Глобализация экономики | - стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков; - получение синергетического эффекта за счет роста рыночной мощи (мотив монополии) |
Все |
Наличие избыточных ресурсов |
- возможность использования избыточных ресурсов, комбинирование взаимодополняемых ресурсов | Все |
Наличие свободных денежных средств |
- спекулятивные цели, мотив приобретения предприятия с целью продажи по частям; - стремление взять под контроль финансовые потоки, текущие прибыли, увеличить добавленную стоимость |
Все |
Слабость позиции руководства в регионе, отрасли |
- стремление повысить политический вес руководства, личные мотивы менеджеров | Все |
Неэффективность управления |
- повышение качества управления, устранение неэффективности | Все |
Экономические условия | ||
Инфляция, неплатежи, сокращение бюджетного финансирования |
- возможность снизить потребности в оборотных средствах, перейти на внутренние взаиморасчеты | Все |
Инвестиционный кризис | - потребность в капитале | Все |
Институциональная среда | ||
Рост трансакционных издержек |
- необходимость восстановления разрушенных связей, надежда на согласованность действий при производственной кооперации, стремление к стабильности связей; - возможность опосредовано воздействовать на партнеров; - защита от монополизма поставщиков, потребность в управляющем воздействии организационных структур, сокращение трансакционных издержек и других затрат |
Вертикальная
Диагональная |
Разрушение хозяйственных связей, трудность поиска партнеров и формирования стабильной и эффективной системы контрактов с поставщиками, посредниками |
- сокращение трансакционных издержек и производственных затрат | Арьергардная |
Конъюнктура | ||
Наличие и рост Конкуренции |
- синергетический эффект от роста рыночной мощи (мотив монополии); - стремление к взаимодополняемости в сфере НИОКР - стремление получить стратегические преимущества в сбыте или снабжении; - стремление к повышению значимости, росту статуса перед инвесторами, партнерами, улучшение делового имиджа; - стремление к разделу сфер влияния; - возможность консолидации инвестиционных ресурсов; - увеличение доли рынка, снижение затрат на разработку, производство и продвижение товара |
Горизонтальная
Все Вертикальная Все Все Все Горизонтальная |
1 | 2 | 3 |
Колебание спроса, предложения |
- возможность проведения гибкой ассортиментной политики в соответствии с колебаниями и изменениями спроса; - стремление к стабильности в условиях меняющихся рынков |
Горизонтальная
Вертикальная |
Рост спроса | - стремление завоевать большую долю рынка, надежды на текущие прибыли | Горизонтальная |
Конкуренция по сырьевой базе | - закрепление сырьевых источников | Вертикальная |
Рост цен на сырье, материалы, комплектующие, рекламу, товаропродвижение | - экономия, обусловленная масштабами деятельности | Вертикальная Горизонтальная |
Сближение принципиально разных секторов экономики | - диверсификация деятельности; - возможность увеличить прибыль за счет расширения сегментов рынка |
Вертикальная Диагональная |
Риски (падение спроса, роста цен) | - снижение рисков нереализации продукции или непоставок сырья; - диверсификация производства |
Вертикальная Диагональная |
Неопределенность внешней среды |
- стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков | Горизонтальная |
Отраслевая структура | ||
Сильная концентрация производства и монополизация |
- реструктуризация промышленности | Все |
Значимость отрасли для государства, особая роль для бюджета платежей отрасли |
- получение платежей в бюджет; - контроль государства за деятельностью предприятий, сохранение управляемости жизненно важными отраслями; - предотвращение распада уникальных производственно-технологических комплексов |
Все |
Неконкурентоспособность отраслей, депрессивное состояние отдельных секторов экономики |
- стремление усилить рыночную мощь; - защитная реакция микроуровня |
Все |
Региональная экономика | ||
Регионализация экономики, региональная автономия |
- стремление сохранить региональные отраслевые комплексы и обеспечить выживаемость предприятий региона | Все |
Отсутствие или неполнота и низкое качество информации |
- сокращение трансакционных издержек | Все |
Неблагоприятные условия ведения бизнеса | ||
Наличие значительной налоговой нагрузки и (или) ее рост | - стремление снизить налоговое бремя | Все |
Высокая стоимость вывоза избыточных фондов | - комбинирование взаимодополняющих ресурсов; - возможность использования избыточных фондов |
Все |
Угроза банкротства, кризиса |
- стремление обеспечить стабильность, выживаемость, предотвратить кризис | Все |
Высокая значимость хороших отношений с органами власти, прочные позиции бюрократического аппарата | - стремление укрепить связи с федеральными, местными органами власти (надежда на обеспечение отстаивания интересов в государственных инстанциях, легально использовать механизмы совершенствования имущественных отношений) | Все |