Купить Тестостерон Ципионат как пролонгированную форму Тестостерона для проведения ГЗТ.         d9e5a92d

Четыре очерка из области народного хозяйства.


  • определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

  • Первая методологическая особенность исторической школы Германии позволяет раскрыть несостоятельность одной из центральных методических позиций классиков, согласно которой в экономической науке приоритетное значение имеют якобы главным образом экономические законы, факторы и категории и их действие объявляется универсальным и неотвратимым во все времена и для всех народов (государств), Ведь немецкие авторы, говоря словами Н.Д.Кондратьева, «опираются на факт многообразия и динамичности исторической жизни и отсюда отрицают возможность абстрактных законов политической экономии вообще и законов экономического развития в частности», и их заслугой, на его взгляд, является обоснованная аргументация «в пользу относительности законов хозяйственной жизни» и попытка «дать конкретные эмпирические законы развития хозяйства»6.
    Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный характер политической экономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от многообразных факторов неэкономического (надстроечного) свойства, включая «человеческий фактор», т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды. Причем в числе последних чаще всего ими упоминаются: национальные особенности и традиции; своеобразие исторического развития нации, ее менталитет; историческая случайность; географические условия страны;
    особенности национальной культуры, психологии, религии и др. В связи со второй методологической особенностью исторической школы необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и наоборот. Немецкие авторы этой каузальной парадигме классиков противопоставили функциональную, и в их трудах значение в процессе эволюции хозяйственной жизни экономических и неэкономических факторов рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности.
    Правда, ими нередко делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факторов, что их же позиция обернулась практическим насаждением в германском общественном мнении конца XIX начала XX в. идей о будто бы уникальном «немецком национальном духе», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д. К примеру, согласно предубеждениям М.Вебера, в его книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) речь идет даже об исключительно важной роли в создании цивилизованного общества одного из течений протестантской религии кальвинизма.
    Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков историзм проявляет себя, прежде всего, через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.
    В этой связи Н.Д.Кондратьев, например, пишет, что именно предшественнику исторической школы - Ф.Листу принадлежит «первая по времени попытка, если не считать еще более ранних зачатков, дать схему эволюции хозяйственных ступеней народов», в соответствии с которой «человечество последовательно проходит пять ступеней: а) период дикости, б) пастушеский, в) земледельческий, г) земледельческо-промышленный и д) земледельческо-промышленно-торговый период»7. И, сравнивая данную схему еще с одной, он уточняет: «Представитель собственно исторической школы Б.Гильдебранд дал иную схему, в основу которой было положено различие в состоянии обмена. Он различал: натуральное, денежное и кредитное хозяйство»8.


    Благодаря неклассоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономической науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих исследований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по многим актуальным социально-экономическим проблемам.
    Одновременно следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигнутых в ту пору научных основ экономической теории так и не позволила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политической экономии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIXXX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концепции американских институционалистов, о чем будет идти речь в рамках нижеследующей тематики учебника.

    Вопросы и задания для контроля

    1. Какие предпосылки обусловили зарождение исторической школы Германии? Что предопределило подобного рода название этого направления экономической мысли?
    2. Назовите общие и отличительные положения в трудах предшественников немецкой исторической школы А.Мюллера и Ф.Листа.
    3. Насколько правомерна позиция В.Рошера о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов»?
    4. Сформулируйте сущность методологических особенностей исторической школы Германии.
    5. Сравните аргументацию взглядов па предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.

    Список рекомендуемой литературы

    Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. Ч. 1. СПб., 1907; Ч. 2. Пг., 1923.
    Бюхер К. Четыре очерка из области народного хозяйства. СПб., 1898.
    Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
    Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923.
    Гильдебранд Б. Историческое обозрение политико-экономических систем. СПб., 1861.
    Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб., I860.
    Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
    Зомбарт В. Современный капитализм. В 2-хт. М., 19031905.
    Зомбарт В. Экономические и социальные вопросы в современном обществе. СПб., 1905.
    Кондратьев Н.Д. Избр. сом. М.: Экономика, 1993.
    Левита Р.Я. История экономических учений. М.: Catallaxy, при участии ЗАО «КноРус», 1998.
    ДистФ. Национальная система политической экономии. СПб., 1891.
    Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Бита-Пресс, 1996.
    Рошер В. Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода. СПб., 1891.
    Рошер В. Начала народного хозяйства. Т. 1. М.: тип. В.Грачева и К, 1860.
    Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
    Шмоллер Г. Борьба классов и классовое господство. М.: Карчагип, 1906.
    Шмоллер Г. Наука о народном хозяйстве, ее предмет и метод. М., 1897.






















    Часть третья
    МАРЖИНАЛИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    Интересные статьи



    Содержание раздела