d9e5a92d

Организация производственного диспетчирования

При составлении плана развития предприятия определяются суммы расходов . необходимые для выполнения мероприятий, а также источники их финансирования. Все предлагаемые к внедрению технические и организационные мероприятия должны быть экономически обоснованы, что должно быть подтверждено расчетом экономической эффективности.

Организация производственного диспетчирования на машиностроительном предприятии


Составление производственных программ и календарных планов-графиков является первым этапом оперативно-производственного планирования. Вторй этап ОПП-диспетчирование, суть которого состоит в организации выполнения производственных программ всеми подразделениями предприятия ( корпусами, цехами, участками, складами) и оперативном руководстве ходом производства. Диспетчирование представляет собой централизованный контроль и непрерывное оперативное руководство текущим ходом производства в масштабе всего предприятия и отдельных его структурных подразделений. Основная его задача обеспечить выполнение прграммы выпуска высококачественной продукции, не допуская простоев оборудования и разсогласованности действий работников предприятия и , как следствие, сбоя ритма выполнения работ.

Таким образом , работа диспетчира носит предупредительный характер. Она направлена на заблаговременное выявление и своевременное устранение отклонений от плановых показателей (планов-графиков, текущих заданий) в работе производственных подразделений .
Для рационального и эффективного диспетчирования необходимо:

  1. Базироваться на обоснованых производственных программах, заданиях, обьективных и реальных расчетах.
  2. Оперативно учитывать обьективную информацию о фактическом состоянии дел на каждом рабочем месте , на каждом участке и цехе.
  3. Оснащать диспетчерские службы надежными техническими средствами, обеспечивающими оперативность получения, обработки и передачи информации.
  4. Наделить диспетчера необходимыми и достаточными правами по текущему регулированию хода производства.
  5. Регулярно, не реже одного раза в неделю, проводить анализ работы диспетчера, выявлять упущения и недороботки, принимать на уровне главного менеджера управленческие решения, направленные на оперативное устранение недостатков и совершенствование работы диспетчерской службы.

При отсутствии указанных условий диспетчирование может свестись к простой регистрации нарушений при отсутствии механизма устранения причин, нарушающих планы-графики и вызывающих штурмовщину в работе.
Методы и содержание оперативного контроля и регулирования хода производства зависит от типа производжства. В массовом производстве диспетчерский контроль направлен на прроверку соблюдения установленного ритма работы.

Уделяется значительное внимание контролю заделов и запасов, особенно , страховых. В условиях серийного производства главными обьектами контроля являются сроки запуска и выпуска партий заготовок, деталей , узлов и состояние состояние складских запасов и степень комплектной обеспченности работы сборочных участков и цехов. Основными путями решения поставленных задач являются: маневрирование запасами и заделами; кооперирование отдельных предметных участков с одинаковым оборудованием; Ускоренное продвижение отстающих партий деталей.

В условиях единичного производства объектом контроля за ходом производства являются сроки выполнения важнейших работ по отдельным заказам.
При любом типе производства объектами контроля остаются выпуск предусмотренный планом продукции и обеспечение производства всем необходимым. Наряду с основным производством диспетчерская служба координирует работу вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств, связанных с основным производством.
Диспетчерская служба, обычно, имеет трехуровневое строение: производственно-диспетчерский отдел (ПДО), производственно-диспетчерское бюро цеха (ПДБ), плановик участка.
ПДО возглавляет начальник производства, который одновременно является главным диспетчером предприятия. Ему подчинены дежурные сменные диспетчеры, у которых могут быть помощникиоператоры.
Оперативный контроль за ходом производства осуществляется по следующим направлениям:
-выполнением номенклатурного плана и выпуском продукции;
-состоянием запасов и заделов на межцеховых складах, соблюдением сроков межцеховых передач узлов, деталей и заготовок;
-оперативной подготовкой производства ( изготовлением инструмента и техн. оснастки , ремонтом оборудования, поставкой сырья и материалов, комплектующих изделий;
-за работой отстающих участков и цехов.
Важнейшей формой оперативного контроля являются общезаводские диспетчерские совещания, которые проводятся ежедневно в установленное время , один раз в десять дней непосредственно директор предприяития проводит такие совещания. Совещания проводят без отрыва диспетчеров от своих рабочих мест с применением современных средств диспетчерской связи. В работе совещаний принимают участие нач. цехов . отделов , служб,ПДБ. Ведущие инженеры ПДБ.



Все указания главного диспетчера фиксируются в в протоколе совещания. Контроль за их выполнением одна из важнейших обязанностей ПДО.
Дежурный диспетчер ведет журнал, в котором фиксируются распоряжения вышестоящих руководителей со сроками выполнения заданий в течение суток. Здесь же отражаются взаимные притензии цехов и подразделений, разрешение которых требует участия диспетчера предприятия.
Распоряжения, имеющие сроки выполнения больше суток, заносятся диспетчером в контрольную карточку, в которой указывается кем и кому отдано распоряжение, сродержание и сроки выполнения. Завершает записи результат исполнения.

Карточка ставится в картотеку контрольных сроков выполнения.
Наряду с регулированием текущей работы по выполнению сменно-суточных заданий важным элементом работы диспетчерской службы является профилактика возможных перебоев в выпуске продукции, так называемое перспективное диспетчирование, которое выполняется ведущим инженером ПДО.
ПДБ цеха через сменного диспетчера осуществляет оперативный контроль за:

  • выполнением номенклатурного плана участками и цехом в целом;
  • своевременной подачей в цех и на участки заготовок, плуфабрикатов, деталей , узлов, материалов и т. п.;
  • оперативной подготовкой производства и обеспечением рабочих мест всем необходимым;
  • работой внутрицехового транспорта и грузчиков.

ПДБ ежедневно преставляет в ПДО предприятия рапорт о выполнении производственной прогрваммы за сутки, а также регулярно докладывает сменному диспетчеру предприятия о выполнении заданий.
Контроль на участках производят старшие и сменные мастера, а также плановики.
Эффективность работы диспетчерских служб зависит от их технического оснащения (коммуникаций), к которым относятся: средства связи (телефон, телефакс, мобильник, диспетчерский коммутатор); устройства передачи на расстояние графических изображений и текста; устройства дистанционного наблюдения, административно-производственная сигнализация (пейджер, радиотелефон); устройства дистанционного автоматического учета и контроля. Технологические процессы, инструмент, технологическая оснастка, приборы и оборудование, применяемые на машиностроительных предприятиях
Машиностроительные и приборостроительные предприятия отличаются применением для изготовления продукции огромного количества технологических процессов, инструмента, приборов, технологической оснастки и оборудования, что значительно усложняет управление такими предприятиями. Очевидно, для оптимизации функционирования машино-и приборостроительным предприятием необходимо строго обосновывать обьем производства и количество работающих на нем. С одной стороны, для применения высокоэффективных технологических процессов и оборудования желательно, чтобы обьемы производства были максимальны, но с точки зрения его управляемости оно должно иметь оптимальную численность работников. Практика показала, что к оптимальным машиностроительным и приборостроительным предприятиям следует отнести организации с числом работающих 3000-8000чел.

Следовательно, принципы специализации и кооперирования машиностроительных предприятий уже определены оптимальностью их величины. Сложившаяся производственная структура многих машиностроительных предприятий , которая включает практически весь набор технологических процессов (заготовительное, литейное, кузнечное, сварочное, прессовое, термическое, химико-термическое, обрабатывающее, сборочное производства плюс полный комплект вспомогательных и обслуживающих цехов), и гигантские размеры (20000-35000 работающих МАЗ, МТЗ, Гомсельмаш и др.) не соответствует современным требованиям менеджмента.

Очевидно, вновь создаваемые предприятия должны иметь высокую степень специализации и , прежде всего, технологической. Назрела острая потребность в организации и создания литейных, прокатных, кузнечных, калибровочных, прессовых, сварочных сборочных и др. предприятий, которые были бы укомплектованы высококвалифицированным персоналом, вооружены прогрессивными технологическими процессами, оснащены современным высокоэффективными оборудованием, инструментом и технологической оснасткой . Образовательный, профессиональный уровень управленческих и инженерно-технических работников таких специализированных предприятий, их практический опыт позволил бы разрабатывать, осваивать и оперативно внедрять самые прогрессивные технологические процессы, что заметно бы сказалось на повышении качества выпускаемой продукции и снижении ее себестоимости.

Каждое такое специализированное предприятие может представлять собой научно-производственный центр, где концетрировалась бы научная, инженерная, патентная, нормативно-правовая, организационно-экономическая, рекламно-информационная, программная база данных, относящаяся к конкретному профилю деятельности организации. Создание таких специализированных научно-производственных центров позволит в относительно короткие сроки сформировать высокопрофессиональный корпус специалистов, способный оперативно решать самые сложные производственные задачи.
Новизна и уровень применяемых на предприятии технологических процессов во многом определяет конкурентоспособность как производимых изделия, так и самого предприятия. Не случайно при определении организационно-технического уровня предприятия (ОТУП) весомость технических факторов устанавливают в пределах 0,5-0,7, т.е. прогрессивность внедреных на предприятии технических решений в среднем на 60% определяет успешность функционирования организации при условии, что и управленческо-экономические решения также будут прогрессивными.
Технологические процессы на предприятии могут быть реализованы в двух вариантах:
а) новый технологический процесс обеспечен прогрессивными, новейшими и совершенными видами инструмента, технологической оснастки, приборов и оборудования;
б) новый технологический процесс базируется на преимущественно относительно старом оборудовании с использованием некоторых новых элементов инструмента, технологической оснастки и приборов.
Первый вариант является более эффективным, но требует значительных капиталовложений, которые окупятся значительно больший отрезок времени, чем второй вариант. Он может быть рекомендован при проектировании и запуске нового производства.

Второй вариант чаще всего приемлим при текущем совершенствовании действующего производства. По эффективности второй вариант может близко стоять рядом с первым, но никогда он не может сравниться с ним при относительно длительном периоде эксплуатации.
Инструмент, применяемый в машино-и приборостроительной промышленности, как известно, подразделяется на: технологический (рабочий), мерительный и поддерживающий. В свою очередь каждый из них может быть специальным, специализированым и универсальным.

Выбирается инструмент в зависимости от конкретной выполняемой операции, типа производства и применяемого оборудования. В частности, при массовом изготовлении листовых штамповок, годовая программа которых исчисляется в миллионах штук, целесообразно применять специальный инструмент, при серийном типе производства-универсальные или универсально-сборные штампы.
Технологическое оборудование может быть: универсальным, специализированным и специальным, выполнено в виде автомата, полуавтомата, автоматической или полуавтоматической линии, автоматического обрабатывающего центра с системой ЧПУ, робототизированного комплекса или модуля, гибкого производственного комплекса, механизированного станка или установки с ручным обслуживанием (управлением и выполнением некоторых основных и вспомогательных операций). Методика выбора технологического оборудования базируется на глубоком знании основных тенденций в развитии промышленного оборудования, результатах изучения технологических возможностей и качественных показателей альтернативных вариантов, расчетов окупаемости.

В индивидуальном и мелкосерийном производствах предпочтение отдается универсальному и дешевому оборудованию, в массовом- специальному с высокой степенью автоматизации выполнения основных и вспомогательных операций.
Весьма многообразен применяемый на предприятии инструмент и технологической оснастки (штампы, прессформы, литейные модели и формыи и т.д.). Качество выполняемых операций ТП, а также производительность труда во многом определяется состоянием и степенью прогрессивности инструмента и технологической оснастки. Если обрабатывающий инструмент имеет низкую стойкость, то это влечет за собой изменение параметров обработки и большие временные потери на наладку (регулирование) системы станок-инструмент-заготовка, дополнительно теряется производительность за счет увеличения количества измерительных операций, не считая потерь, связанных с остановкой и заменой обрабатывающего инструмента.

Еще большие потери наблюдаются при использовании в качестве инструмента штампов, которые находятся в более жесткой связи в системе пресс-штамп-заготовка, замена штампа на прессе и его наладка требует значительных трудозатрат.
Все большее значение на машино-и приборостроительных предприятиях приобретает приборное оснащение, надежность и точность показаний которых является неприменным условиям успешного проведения ТП. В производстве необходимо регистрировать температуру обработки, давление, влажность, состав воздушной среды, скорость перемещения, усилие, расход веществ и их свойства, твердость, геометрические размеры, шероховатость поверхности и многое другое, которое строго необходимо выдерживать в определенном диапозоне для достижения высокого качества проведения технологического процесса.
Инструменты, технологическую оснастку и приборы изготавливают специализированные предприятия, где применяются передовые достижения науки и техники. Высокое качество этих изделий также обусловливается высокой квалификацией, практическими навыками и опытом работников.

Изготовление инструмента и технологической оснастки не на специализированных предприятиях чаще всего приводит к недостаточно высоким качественным и технико-экономическим показателям, что, к сожалению, нередко наблюдается в нашей промышленности.
В последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в создании и внедрении гибких производственных систем (ГПС), которые созданы благодаря достижениям микроэлектроники, микропроцессорной управляющей техники, робототехники-одного из основных элементов гибких автоматизированных систем. Роботы выполняют следующие операции: захват и ориентация заготовки в пространстве, транспортировка и установка ее в рабочей зоне, манипулирование, установка инструмента, сортировка заготовок или деталей по размеру, физико-механическим свойствам, качеству поверхности, отклонениям по форме, удаление из рабочей зоны изделия и отходов, выполнение контрольных, наладочно-ремонтных и установочных операций и т. п. Все это позволило резко расширить технологические возможности и эффективность производства и перейти к т. н. безлюдному производству. Оборудование с ЧПУ в 2-3 раза повышают эффективность за счет ликвидации операций контроля и согласования работы отдельных узлов и агрегатов, сокращения времени смены и наладки инструмента, ликвидации работы оператора с чертежом обрабатываемого изделия (ЧПУ работает с электронной информацией).

Станки с ЧПУ и ГПС позволяют получить значительный экономический эффект за счет: повышения качества выполняемых работ; увеличения производительности; ускорения и передачи и обработки информации; устранения диспропорции между возможностями человека и машины; централизованного оперативного управления производственным процессом.

Менеджмент механизации и автоматизациитехнологических процессов и управления предприятием

Механизация и автоматизация технологических процессов на машино- и приборостроительных предприятиях является обьективно необходимым элементом развития, так как позволяет существенно повысить качество и производительность труда на любом участке производственного процесса. Кроме того механизация и автоматизация позволяет значительно улучшить условия работы и повысить безопасность труда.

Актуальность механизации и автоматизации не менее важное значение имеет при реализации управленческой, инженерно-технической деятельности персонала предприятия. Технические и программные средства стали обязательным атрибутом управленческой деятельности. Динамичность развития науки и техники, рынка, технологических процессов; создание новых инструментов, приборов и оборудования; необходимость обработки огромного массива информации, непрерывное повышение уровня специализации и расширение кооперативных связей, углубление интеграции предприятий; значительное сокращение сроков исполнения управленческих решений и ужесточение контроля их реализации являются обьективными предпосылками углубления и расширения комлексной автоматизации производственного процесса.
Безусловно, комплексная автоматизация должна прежде всего реализовываться при разработке новых и совершенствовании уже применяемых технологических процессов, так как они являются основой прогресса производства. Эта проблема относительно легко решается при массовом типе производства. Сегодня нет технически неразрещенных вопросов в создании автоматов, полуавтоматов, атоматических линий, устройств атоматической подачи заготовок в зону обработки, автоматического измерения и регулирования параметров обработки, автоматического удаления обработанных изделий и отходов из рабочей зоны и т. д. Для обоснования целесообразности применения средств автоматизации необходимы технические и социально-экономические расчеты (устройства должны быть окупаемы за установленное время).

В индивидуальном и мелкосерийном производстве проблема автоматизации технологических процессов решается очень сложно, часто из чисто экономических соображений от автоматизации приходиться отказаться и использовать простейшие устройства механизации, но с созданием гибких производственных систем (ГПС) в некоторых случаях целесообразно автоматизацию применять и в индивидуальном производстве.
ГПС позволяют увеличить в среднем коэффициент использования оборудования на 30%, уменьшить его простой на 40%, снизить стоимость единицы продукции на 10%, уменьшить потребность в персонале на 30%, обеспечить поточное изготовление единичных партий изделий, поступающих в случайном порядке при номенклатуре до нескольких десятков единиц. Наибольшее распространение ГПС получили в механообработке.

Здесь сформировалась типичная структура- модули, обьединяемые в линии или участки с помощью транспортно-складских систем. Применение ГПС в механообработке позволяет снизить: число единиц технологического оборудования на 50-70 %; число обслуживающего персонала максимально на 80 %; производственные площади на 60 %; производственные расходы на 55 %; удельные расходы на зарплату рабочим на 20 %; накладные расходы и расходы на вспомогательнвые работы на 80 %; время обработки на 50-70 %; время наладки на 90 %. В ГПС механообработки фокусирующим компонентом является обрабатывающий центр, а для сборочных операций большее значение имеют промышленные роботы, обеспечивающие универсальность и гибкость сборочного оборудования. Так как в этом случае необходимо применение средств с достаточно высоким уровнем машинного интеллекта, то это несколько усложняет ГПС.

Задачи по созданию и внедрению ГПС в сборочном производстве достаточно сложны. При этом разработка процессов проектирования и изготовления продукции должна быть ориентирована на применение высокопроизводительных материало- и энергосберегающих технологий, новых конструкционных материалов, повышающих надежность, экономичность и долговечность изделий, на использование методов групповой организации производства.
Внедрение ГПС требует привлечения новых нетипичных для традиционного производства специалистов: технологов-программистов, электронщиков, операторов и наладчиков станков с ЧПУ, а также существенного повышения квалификационных требований к имеющимся специалистам. Таким образом, хотя внедрение ГПС позволдяет сократить число работающих на единицу выпускаемой продукции, требуемая сумма квалификаций и спектр профессиональных специализаций персонала возрастает.
При создании комплексной системы автоматизации управления предприятием должны быть решены следующие основные задачи:
-создание или оптимизация единой системы планирования деятельности предприятия;
-оптимизация внутренней учетной политики предприятия ;
-поддержка принятия управленческих решений на всех уровнях на основе совершенствования сбора и обрабтки различных видов информации.
Таким образом, для реализации комплексной системы автоматизации ситемы управления предприятием необходимо сфрмировать комплексную информационную систему (КИС). Примерный перечень задач, которые должна решать КИС на различных уровнях управления предприятием следующий.
Руководство предприятия:
-обеспечение достоверной информации о финансовом состоянии предприятия и прогнозе на будущее;
-обеспечение контроля сверху донизу за работой предприятия;
-обеспечение четкой координации работ и ресурсов;
-оперативная информация по возможным отклонениям от плановых показателей, выявление конкретного лица допустившего ошибку;
-формирование полной картины себестоимости изготавливаемых изделий;
-данные об уплате предприятием налогов.
Управление производством:
-полный контроль за выполнением производственных заказов;
-данные о состоянии производственных мощностей;
-контроль за технологической дисциплиной;
-ведение документов для сопровождения производственных заказов;
-определение фактической себестоимости производственных заказов.
Службы маркетинга и рекламы:
-контроль за продвижением новых товаров на рынок;
-анализ рынка сбыта с целью его расширения;
-работа с существующими и потенциальными заказчиками;
-ведение статистики продаж;
-информационная поддержка политики цен искидок;
-использование базы данных писем рассылки;
-контроль за выполнением поставок заказчику в требуемые сроки при сбережении затрат на транспортировку.
Служба сбыта и снабжения:
-ведение базы данных товаров, продукции и услуг;
-планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;
-оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;
-ведение контрактов.
Службы складского учета:
-управление многозвенной структурой складов;
-оперативный поиск товара (продукции) по складам;
-оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;
-управление поступлениями с учетом контроля качества;
-инветаризация.
Финансово-бухгалтерские службы:
-полный контроль за движением средств;
-реализация необходимой учетной политики;
-оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженности;
-контроль за выполнением договоров, смет и планов;
-контроль за финансовой дисциплиной;
-отслеживание товарно-материальных потоков;
-оперативное получение набора документов финансовой отчетности;
-налоговое и бюджетное планирование.
Создание комплексной системы управления-сложный, длительный и дорогосоящий процесс, требующий:
-изменения управленческих технологий и решений в связи с новыми возможностями обработки и обмена информацией;
-развертывания и поддержки современных программно-технических средств;
-настройки программных систем на всю совокупность информации, взаимосвязей, управленческих механизмов, алгоритмов обработки данных, отражающих специфику предприятия;



Содержание раздела