Рассмотрим общие для управления качеством и общего менеджмента характерные особенности каждого из четырех этапов.
I. Менеджмент, ориентированный на предписание. Характерен для начала промышленного производства.
Цель предпринимательской деятельности соответствие продукции своему функциональному назначению и установленным на нее требованиям.
II. Менеджмент, ориентированный на объект. Подходы менеджмента на этом этапе направлены на удовлетворение конкретного заказчика.
Требования заказчика шире, чем обязательные требования законодательств. К требованиям заказчика могут относиться специфические требования, которые не являются общепринятыми. Такие требования оговариваются контрактом.
В управлении используются методы предупреждения ошибок и дефектов наряду с методами их устранения. Акцент сделан на управлении маркетингом, изучении и удовлетворении потребительского спроса.
III. Менеджмент, ориентированный на улучшение.
Подходы менеджмента на этом этапе направлены на удовлетворение потребностей непосредственных потребителей продукции. Требования непосредственных потребителей шире,
Таблица 4 Развитие общего менеджмента |
||||||||||||||
|
Развитие управления качеством | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/center> |
В развитии управления качеством можно выделить ряд этапов: от проверки произведенного товара до системы всеобщего управления качеством. Первые подходы управления качеством были сформулированы, как уже отмечалось, в системе научного управления производством в конце XIX начале XX века.
Каждое последующее десятилетие было связано с достижениями науки и техники, изменениями в сфере производства товаров и услуг. Изменяющиеся требования к качеству и производственные условия стимулировали и направляли развитие управления качеством.
Рассмотрим основные этапы развития методов управления качеством и побуждающие к этому причины (табл. 6).
19001920 гг. Индустриальная революция и начало конвейерного производства. В целях отбраковки дефектной продукции возникла необходимость контроля выпускаемых изделий. Контроль выполнял ответственный по смене старший рабочий.
Примерно во время Первой мировой войны появилась новая профессиональная группа контролеры. В это же время контролеры стали организовываться в отдельную производственную единицу отдел контроля.
19201940 гг. Развитие производства и увеличение объемов работ по контролю.
На протяжении 2030-х годов на производствах повсеместно формировались отделы контроля. Развивались и усовершенствовались приборы и методы контроля.
Контроль продукции стал самостоятельной и неотъемлемой частью производства.
1940-1950 гг. В годы Второй мировой войны объемы производства промышленной продукции возросли, что обусловливалось в основном военными нуждами. Существенно повысились требования к качеству выпускаемых изделий. На предприятиях, выпускающих военную продукцию, появились первые сборники требований по обеспечению качества.
Количество вовлекаемых в производство людей сокращалось в связи с нуждами армии, поэтому получили широкое развитие статистические методы контроля. Была разработана методическая, техническая и математическая база статистических методов.
Статистические методы контроля широко применялись как в гражданской, так и в военной промышленности.
19501960 гг. Ускорение научно-технического прогресса, усложнение выпускаемой продукции, увеличение риска функциональных неисправностей продукции.
На стадии проектирования больше внимания стало уделяться сохранению стабильности требуемых потребительских характеристик продукции с течением времени в заданных условиях эксплуатации. В связи с этим начали развиваться способы повышения надежности и формироваться системы проектирования надежности.
Появляются понятия "проектирование качества" и "временные характеристики качества". Первоначально эта деятельность сосредотачивалась в сфере производства приборов, предназначенных для военных и космических целей. В дальнейшем методы проектирования и обеспечения надежности стали применяться для многих других видов продукции.
В 1950 г. были организованы первые курсы по управлению качеством для высшего руководства японских промышленных предприятий. В 1951 г. в Японии утвердили Премию Деминга и Практическую премию Деминга за достижения в области качества.
В 1959 г. телевидение Японии открывает цикл еженедельных передач по управлению качеством.
19601970 гг. Коренное изменение способов транспортировки товара.
В связи с этим значительно увеличиваются объемы международной торговли. Новые рыночные условия предусматривали создание единых требований к качеству производственных процессов и продукции.
Стало недостаточным только контролировать качество разработки и конечный результат. Возникла необходимость планировать качество на всех этапах производства.
Система, которая в это время получила широкое распространение, называется "Всеобщий контролъ качества" или "Всеобщий внутрифирменный контролъ качества". В начале 60-х годов выходят первые сборники требований по обеспечению качества для предприятий машиностроительной отрасли. В 1962 г. в Японии возникло движение кружков качества.
Появилось первое ежемесячное издание "Контроль качества для рабочих".
19701980 гг. Возрастание роли охраны труда и безопасности эксплуатации продукции.
Развивается система юридической ответственности за качество продукции, охватывающая перечень обязанностей, возложенных на производителя, дистрибьютора, посредника, продавца и других лиц относительно компенсации убытков потребителю (как материальных, так и моральных), полученных вследствие приобретения некачественных товаров или услуг. В некоторых случаях компенсационные убытки производителя (особенно в США) могут достигать весьма значительных размеров, что дополнительно стимулирует производителя развивать систему контроля качества. В середине 70-х годов Япония завоевывает большую часть мировых рынков. Началось построение систем качества на промышленных предприятиях.
В 1979 г. в Великобритании появился первый национальный стандарт обеспечения качества.
19801990 гг. Лавинообразное развитие интереса к управлению качеством во всем мире. Опыт Японии показал, что прибыль компании, ее позиции на рынке стабильны настолько, насколько стабильно высок уровень качества ее продукции.
Повсеместно изучается, развивается и внедряется управление качеством.
Аспекты качества продукции стали везде определяться интересами потребителей и общества в целом. В 80-е годы во всех промышленно развитых странах были созданы национальные программы стимулирования деятельности в области качества, поддерживаемые государством (в том числе создание национальных институтов качества).
Процесс построения систем качества распространился на все сферы, включая сервисное обслуживание и предоставление услуг. В 1987 г. международной организацией по стандартизации были приняты международные стандарты управления и обеспечения качества ISO серии 9000.
Начался процесс сертификации систем качества.
19901999 гг. Широкое распространение систем качества по идеологии международных стандартов в области управления качеством ISO серии 9000.
Международные стандарты ISO серии 9000 приняты в 80 странах мира. Практически все ведущие предприятия и организации имеют сертифицированную систему качества. По мнению экспертов, конку-
Этапы развития методов управления качеством | |||||||||||||||||||||||||||
|
Стандарты разрабатываются и используются в связи с тем, что соответствующие круги общества (изготовители, потребители, торговля) сталкиваются с проблемами, требующими общих решений. Стандарты базируются на общепризнанных результатах науки, техники и опыта.
Стандарт это документ, изданный и утвержденный официальным органом для постоянного использования, содержащий руководства, правила или характеристики, направленные на обеспечение оптимальных результатов.
Приведем классификацию стандартов в соответствии с уровнями стандартизации.
Стандартизация (разработка, утверждение, принятие и издание стандартов) проводится на следующих уровнях:
- компании (стандарт предприятия);
- группы компаний (стандарт концерна);
- министерства (отраслевой стандарт);
- национальном (например, национальный стандарт Украины ДСТУ);
- региональном (например, европейский стандарт EN);
- межгосударственном (например, в рамках СНГ);
- международном (международный стандарт ISO).
Стандартизация на уровне компаний, групп компаний распространяется только на продукцию, выпускаемую на конкретном предприятии или группе предприятий. Предприятие разрабатывает стандарт с определенной целью:
- установить и декларировать повышенные требования по сравнению с требованиями, принятыми у конкурентов;
- регламентировать внутренние требования, рационализировать процессы и операции;
- обеспечить гарантии потребителям.
Национальные и отраслевые стандарты. Национальные стандарты разрабатываются национальными органами по стандартизации (в Украине Госстандартом), отраслевые соответствующими министерствами и ведомствами.
Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или необходимости установить требования, превышающие или дополняющие требования национальных стандартов. Стандартизация на национальном и отраслевом уровнях преследует такие цели:
- обеспечить потребности общества в развитии за счет принятия единых требований на основе последних достижений науки и техники;
- обеспечить защиту здоровья и жизни потребителей, охрану окружающей среды, а также защиту отечественного товаропроизводителя;
- устранить технические барьеры в торговле за счет принятия международных требований.
Международные и региональные стандарты принимаются соответственно международными и региональными организациями по стандартизации. Международная стандартизация направлена на облегчение торговых и производственных отношений в мире, что особенно актуально при становлении глобальных международных рынков, таких как Единый Европейский, Северо-Американский, Азиатско-Тихоокеанский. Региональная стандартизация направлена на защиту интересов отдельного региона.
В частности, стандартизация в Европе (региональная стандартизация) предназначена для обеспечения потребностей Единого Европейского рынка.
В рамках государства применяются только национальные стандарты. Международный или региональный стандарт не обязателен к включению в национальный сборник стандартов.
Каждая страна решает вопрос о принятии международного или регионального стандарта в качестве национального.
Гармонизированный стандарт это национальный стандарт, который соответствует стандарту, разработанному международной или региональной организацией по стандартизации.
Различают стандарты обязательного и добровольного использования.
Стандарты обязательного использования содержат обязательные требования, регламентированные законом. От соблюдения предпринимателями обязательных требований стандартов зависят здоровье и безопасность потребителей, безопасность труда в процессе производства, охрана окружающей среды, совместимость продукции. Кроме того, требования обязательных стандартов защищают потребителей от продукции низкого качества в тех случаях, когда на рынке нет конкурирующих предложений.
Обязательные требования стандартов подлежат безусловному выполнению органами исполнительной государственной власти, всеми предприятиями, их объединениями, учреждениями, организациями и гражданами субъектами предпринимательской деятельности, на деятельность которых распространяется действие стандартов.
К обязательным требованиям относятся:
- требования, которые обеспечивают безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды;
- требования, которые обеспечивают совместимость и взаимозаменяемость продукции, и требования к методам измерения этих показателей;
- требования техники безопасности и гигиены труда в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами;
- метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и единство измерений;
- положения, которые обеспечивают техническое единство во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Стандарты добровольного использования содержат требования рекомендательного характера. Заявление о соблюдении производителем продукции стандартов добровольного использования применяется для достижения следующих целей:
- усиления доверия к качеству продукции и расширения рынка сбыта;
- устранения конкуренции со стороны производителей, которые используют стандарты с более низкими требованиями;
- поддержки имиджа фирмы, обеспечения рекламы и увеличения объема продаж.
Если производитель решил выпускать продукцию (оказывать услуги) в соответствии с требованиями стандарта добровольного использования, то после декларированного заявления стандарты добровольного использования становятся обязательными к применению. Требование применять стандарты добровольного использования может быть оговорено контрактом.
Отклонения от оговоренных контрактом требований стандартов ведут к разрыву контрактных взаимоотношений, потере репутации на рынке. Таким образом, рекомендованные требования стандартов подлежат безусловному выполнению в таких случаях:
- если производитель (поставщик) продукции сделал заявление о соответствии продукции этим стандартам;
- если эти требования включены в договоры на разработку, изготовление и поставку продукции;
- если это предусмотрено действующими актами законодательства.
Вопросами разработки, принятия и издания международных стандартов занимаются международные организации по стандартизации. Существуют две равноправные международные организации по стандартизации, различающиеся областями деятельности:
- ISO (International Standard Organization) Международная организация по стандартизации;
- IEC (International Electrotechnical Commission) Международная электротехническая комиссия.
Международная электротехническая комиссия (IEC) была создана в 1906 г. в Лондоне на конференции представителей 13 стран. Прообразом ISO является Международная федерация национальных ассоциаций по стандартизации, созданная в 1926 г. Федерация была преобразована в комитет по координации стандартов при ООН в 1944 г., а затем в 1946 г. в ISO.
Международная электротехническая комиссия присоединилась к ISO на автономных правах, сохраняя независимость в финансовых и организационных вопросах и сотрудничая на добровольных началах.