Кроме прибыли от реализации, фирма Импрод получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2000г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.
Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 1999г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2000г. по сравнению с 1999г.
В сравнении с 1998г., в 1999г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 1998г. по 2000г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 мІ торговой площади. Так производительность труда в 2000г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 1999г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 мІ торговой площади в 2000г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 1999г. на 1,67 тыс. руб.).
Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.
3.1. Анализ формирования прибыли
Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли в современных условиях хозяйствования. Авторский коллектив под руководством Г.Б.
Поляка дает наиболее полную, собирательную оценку значимости прибыли: Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.8Действительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономические рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно выжить любому предприятию в рыночных условиях.
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни положительно, другие отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.
Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен.
Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.
Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна.
Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли.
Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки.
При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота.
При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия.
Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразованием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли.
Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно.
К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.
Основными задачами анализа прибыли являются:
4. Выявление резервов увеличения прибыли.
Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.
В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.
Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.
В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:
В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.
В фирме Импрод основным источником прибыли является прибыль от реализации.
Таблица 4 Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО Импрод за 2000г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатели | 1999 г. | 2000 г. | Изменения по сравнению | |||||||
Сумма | Уд. вес в бал. приб. |
План |
Факт. | С планом | С 1999 г. | |||||
сумма | структура, % | сумма | структура, % | В сумме | По уровню, % | В сумме | По уровню, % | |||
Балансовая прибыль | 3217 | 100 | 5784 | 100 | 7390 | 100 | 1606 | - | 4173 | - |
Прибыль от реализации | 3496 | 108,6 | 6648 | 114,9 | 8184 | 110,7 | 1536 | -4,2 | 4688 | -6,32 |
Прибыль от внереализационных операций | -279 | -8,6 | -864 | -14,9 | -793 | -10,7 | -38 | 0,05 | -439 | 2,07 |
Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.
Из таблицы 4 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2000г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.
Если сравнивать 2000г. с 1999г., то можно также выделить, прибыль от реализации выросла на 4688 т.р., и хотя от внереализационных операций в 2000г. убыток по сравнению с 1999г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.
Анализ прибыли от реализации.
В фирме Импрод основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.
Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль это валовой доход и издержки обращения.
Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме 2 Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2).
Таблица 5 Анализ прибыли от реализации ООО Импрод (тыс. руб.)
Показатели | План | факт | % выполнения | отклонение (+;-) |
на 2000 г. | за 2000 г. | |||
1. Товарооборот | 181300 | 182842 | 100,85 | 1542 |
2. Валовой доход | ||||
2.1. в сумме | 22528 | 24070 | 106,84 | 1420 |
2.2. в % к обороту | 12,43 | 13,16 | 105,87 | 0,73 |
3. Издержки обращения | ||||
3.1. в сумме | 15880 | 15886 | 100,04 | 6 |
3.2. в % к обороту | 8,76 | 8,69 | - | -0,07 |
4. Прибыль от реализации | 6648 | 8184 | 133,63 | 1536 |
5. Рентабельность по прибыли от реализации, % | 3,67 | 4,48 | 122,07 | 0,81 |
(1542 х 4,48%) : 100% = 69,1 т.р.
(182842 х 0,73%) : 100% = 1334,7 т.р.
(182842 х 0,07%) : 100% = 127,2 т.р.
Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.
69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.
Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2000 г. и плановой суммой прибыли.
8184 6648 = 1536 т.р.
2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2000 г. к плановой.
(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %
3. Прирост прибыли в сумме в 2000 г. по сравнению с 1999 г., как их разность.
8184 3496 = 4688 т.р.
4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2000 г. к фактической сумме прибыли 1999 г.
(8184 : 3496) х 100 = 234,09%
5. Фактический уровень рентабельности за 2000 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.
(8184 : 182842) х 100% = 4,48%
6. Плановый уровень рентабельности на 2000 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.
(6648 : 181300) х 100% = 3,67%
По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:
0,81% (4,48 3,67)
7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.
4,48 3,32 = 1,16%
Уровень в 2000 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.
3
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей.
При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.9
Основные показатели рентабельности торговых предприятий представлены на 5. Рассмотрим некоторые из них применительно к хозяйственной деятельности ООО Импрод.
Рентабельность продаж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия.
Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 (в таблице использованы выборочные данные из приложения 2).
Таблица 6
Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы Импрод (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель | 1999 г | 2000 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров | 105258 | 182842 |
Себестоимость реализации товаров | 91771 | 158772 |
Коммерческие расходы | 9990 | 15886 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Проценты к получению | 49 | 39 |
Прочие операционные доходы | 180 | 200 |
Прочие операционные расходы | 785 | 870 |
Прочие внереализационные доходы | 408 | 71 |
Прочие внереализационные расходы | 131 | 233 |
Прибыль отчетного периода | 3217 | 7390 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
3,32 | 4,48 |
- по балансовой прибыли | 3,06 | 4,04 |
Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы Импрод, можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2000г. - 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 1999г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия 4,9%; рентабельность активов 3,0%.
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения.
Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 7).
Таблица 7
Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности фирмы Импрод (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель |
1999г. | 2000г. |
Издержки обращения | 9990 | 15886 |
Затраты предприятия | 10906 | 16989 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Балансовая прибыль | 3217 | 7390 |
Рентабельность издержек обращения, % | 34,99 | 51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % | 29,50 | 43,50 |
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.8).
Таблица 8
Расчет рентабельности собственного капитала фирмы Импрод (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель | 1999г. | 2000г. |
Собственный капитал:
|
9865 11104 |
11104 13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года | 10484,5 | 12095 |
Чистая прибыль | 5194 | 2415 |
Рентабельность собственного капитала, % | 49,54 | 19,97 |