Концентрироваться на ключевых для компании переделах или поддерживать все имеющиеся переделы? Наша практика показывает, что многое при ответе на данный вопрос зависит от подхода к нему. Например, если подходить сугубо с экономической точки зрения, то часто из расчетов следует, что эффективнее поддерживать имеющиеся переделы, нежели выделять их из компании.
Правда обычно при этом недооценивается объем потребности в инвестициях на их поддержание. Но в последнее время на практике чаще стал встречаться более осмысленный подход к данному вопросу: какие переделы должна включать наша компания, чтобы эффективно реализовать определенную бизнес-модель.
Например, если швейная компания ориентируется на бизнес-модель Марочная компания, то она концентрируется на развитии передела фирменная торговля, а само производство может постепенно перестать быть ключевым переделом.
Кандидат психологических наук, доцент
Опыт: с 1975 года по настоящее время - управленческое консультирование, разработка и проведение организационных и игровых сессий по стратегии развития, по совершенствованию внутрифирменных коммуникаций, по технологиям управления, кадровому менеджменту, стратегическому управлению и маркетингу, разработка планов реорганизации, внутрифирменной нормативной документации, руководство переговорами, разрешение конфликтов, обучение руководителей на более чем 200 предприятиях России, Украины, Белоруссии.
Специализация:
- Подготовка и проведение интенсивных организационных сессий по специальным сценариям
- Подготовка и проведение оригинальных авторских семинаров по менеджменту для руководителей
- Консультирование по внедрению новых методов управления
Тезисы для обсуждения:
П.Друкер признал, что его суждения о менеджменте в ранних работах устарели Как быстро законы менеджмента утрачивают свою действенность?
Все ли законы менеджмента устаревают?
Что дают книги о менеджменте - исторические свидетельства о прошлом или рекомендации для будущего?
В эпоху конкуренции в инновациях можно ли продать одно и то же консультационное изобретение дважды?
Как можно порождать действенное знание в менеджменте?
Канд. психологических наук наук, доцент кафедры управления персоналом, зам. декана факультета менеджмента по программам дополнительного профессионального образования, директор программы МВА. Закончила факультет психологии ЛГУ (1983) и аспирантуру ЛГУ (1997). Преподавала на специальном факультете психологии ЛГУ и Высших курсах практической психологии при СПбГУ до перехода в 1995 г. на факультет менеджмента СПбГУ. Прошла стажировку в Шведском институте менеджмента, Школе бизнеса им.
У. Хааса Калифорнийского института в Беркли, Манчестерском Метрополитен университете. Прошла практику в муниципальной службе развития карьеры Манчестера, Великобритания.
Консультант ряда российских и иностранных компаний. Проводит практические семинары для сотрудников российских и зарубежных фирм.
С 1998 г. является руководителем программы профессиональной переподготовки Управление персоналом. С 1998 г. руководит отделением краткосрочных программ факультета менеджмента.
С 2002г. является зам. декана факультета менеджмента по программам дополнительного профессионального образования и директором программы МВА.
Автор более 17 публикаций, в том числе учебного пособия Тренинг продаж.
Организация - совокупность рациональных и иррациональных факторов. Организационное поведение целесообразно описывать на двух языках: языке рациональном, логическом и языке образном, метафорическом.
Невозможно оценить внутреннюю жизнь фирмы исключительно через систему рациональных показателей.
В таком случае, что же такое процедура управленческого аудита, которую предлагают многие консалтинговые компании предприятиям на российском рынке? Основной заявляемой целью управленческого аудита является оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в соответствие с целями и задачами развития Компании.
На основе оценки готовности разрабатывается программа проведения реорганизации системы управления предприятием, если это необходимо. Когда обычно заказывают эту услугу: перед приобретением предприятия или при его целевом инвестировании при консолидации дочерних компаний в централизованный холдинг при реорганизации компании
Почему рекомендации после управленческого аудита руководители не всегда в состоянии реализовать? Какие иррациональные факторы, неучтенные традиционной процедурой управленческого аудита, воздействуют на организацию, реально управляя ее развитием?
доктор экономических наук, профессор, профессор экономического факультета Московского государственного университета.
Известный специалист в области маркетинга и стратегического управления. Автор многочисленных публикаций по теории маркетинга, по сетевому маркетингу, в том числе Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления, Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга
В Западной Европе к концу ХХ века преобладающей формой организации крупного бизнеса являлась мультидивизиональная. В середине 1990-х годов 75% из 100 крупнейших французских, 70% из 100 крупнейших немецких и 89% из 100 крупнейших фирм Великобритании были организованы по дивизиональному принципу.
Однако внутри этой однородной совокупности начинают появляться иные формы организации крупного и среднего бизнеса, которые привлекают все большее внимание исследователей.
Традиционные иерархические структуры в новом конкурентном окружении подвергаются давлению с двух сторон. Во-первых, содержание многоуровневых иерархических систем с их многочисленной армией управленцев среднего звена стало слишком дорогим. И это признается уже во многих странах и компаниях. Во-вторых, эти уровни препятствуют информационным потокам и быстрой реакции, необходимой для гибкости и инновационности фирмы.
В результате фирмы вынуждены прибегнуть к широкомасштабному сокращению управленческих уровней, к переходу к плоским структурам для ликвидации этих весьма дорогих барьеров для нормального функционирования.
Децентрализация в более мелких единицах способствует созданию межфункциональных команд и объединений, выходящих за пределы одной организации. Происходит постепенное смещение от жестких традиционных структур к более гибким, проектным формам организации.
Структуры приобретают горизонтальный характер, проекты становятся средством объединения дивизионов традиционных дивизиональных организаций.
Гибкость и знания/умения, столь необходимые в новой экономике, требуют интенсивного взаимодействия как вертикального, так и горизонтального. Так называемые обучающие организации (learning organization) базируются на интенсивных коммуникациях, требующих в свою очередь инвестирования в информационные технологии.
Новые организации, построенные на интенсивных коммуникациях, способствуют углублению инновационного процесса в организации бизнеса, так как усиливают полицентричность, гибкость, активное участие подразделений.
Сокращение иерархических уровней и переход к более интерактивным процессам сопровождается сокращением масштабов и сосредоточением на более узком наборе видов деятельности. Это вынуждает компании сосредоточиваться на их ключевых компетенциях, пересматривать свои границы, выделяя те направления деятельности, которые формируют и развивают конкурентные преимущества компании.
Это конкурентное давление приводит к широкому распространению тенденции образования более мелких, децентрализованных единиц бизнеса, к сужению сферы их деятельности.
Кандидат технических наук.
В 1980 г окончил факультет электропривода автоматизации ЛЭТИ им. В.И.
Ульянова (Ленина).
В 2000 г. окончил факультет менеджмента СПбГУ по специальности Управление маркетингом.
В настоящее время проходит обучение по программе MBA на факультете менеджмента СПбГУ.
В 1980-1986 гг. работал в ПО Кировский завод (инженер, ведущий инженер, начальник КБ систем управления).
С 1991 г. - директор и совладелец НПТОО Ракурс.
С 1997 г. - генеральный директор и совладелец ООО НПФ РАКУРС.
Сфера деятельности компании: создание систем управления технологическими процессами и оборудованием предприятий различных отраслей промышленности.
Среди клиентов компании: ОАО НТМК, ОАО НЛМК, ОАО Северсталь, ОАО Котласский ЦБК, ОАО Архангельский ЦБК, Красноярская ГЭС, АО Электросила, Концерн Силовые машины, ОАО Ленэнерго, предприятия Концерна Росэнергоатом, ОАО Аммофос, и ряд других.
Основная проблема при реализации проектов в области АСУ ТП высокая степень индивидуальности и, как следствие, высокая трудоемкость. Ограниченность трудовых высококвалифицированных ресурсов в компании, способных реализовать проекты под ключ, порождает проблему эффективного использования персонала, непосредственно участвующего в создании продукта, а именно: менеджеров проектов, экономистов, проектировщиков, разработчиков программного обеспечения, монтажников, наладчиков, закупщиков и т.д.
Традиционно в классических организационных структурах реализация комплексных проектов АСУ ТП осуществляется по линейному (последовательному) принципу, когда создание АСУТП представляет собой многостадийный процесс. Проект реализовывается, последовательно проходя этапы, в соответствующих подразделениях:
Проектирование - в отделе проектирования;
Разработка конструкторской документации- в конструкторском отделе;
Программирование - в отделе разработки программного обеспечения (ПО);
Комплектование - в отделе закупок;
Изготовление - в сборочном производстве;
Наладка - в отделе тестирования и наладки;
Обслуживание - в отеле послепродажного обслуживания и развития систем.
Средний проект АСУ ТП (примерно 200 000$, до 500 входов./выходов) имеет общую трудоемкость составляющую по нормам АСУ ТП примерно 5 чел./год. Таким образом, если в компании 50 человек занято реализацией проектов АСУ ТП, то за 1 год они могут осуществить примерно 10 средних проектов стоимостью 2000000$.
С учетом накладных расходов получаем примерно 33 000 $ /чел/год - это есть средняя выработка по отрасли на сегодняшний день.
В нашей компании с 2002 года функционирует механизм групповой организации труда в осуществлении процесса реализации проектов АСУ ТП, опирающейся на матричную структуру. Основная идея этого механизма: максимально эффективно использовать квалифицированный ресурс компании, создающей добавочную стоимость нашего продукта - АСУ ТП.
Для реализации каждого проекта Назначается менеджер;
Создается рабочая группа: проектировщики, разработчики, программисты, закупщики; экономист, монтажники, наладчики.
Задача этой группы реализовать конкретный проект в заданные сроки и с заданным качеством в соответствии с конкретными условиями, возможно с опережением срока.
Система материального стимулирования заинтересовывает менеджеров иметь не один, а несколько проектов, поскольку для инженеров основная часть заработка зависит от количества и качества реализуемых проектов.
Такой подход позволил в 2 раза поднять производительность труда в производственноинжиниринговом комплексе нашей компании.
Сегодня выработка на 1 человека в компании составляет примерно 70 000$/год.