d9e5a92d

Разделение божественных обязанностей


Она появлялась на сцене, когда кто-то начинал хвастаться несметностью своих богатств, не принося при этом регулярной жертвы богам и не стараясь облегчить участь бедных. Немесида жестоко наказывала зазнавшегося Любимчика Тюхе. Такое разделение божественных обязанностей наводит нас на кое-какие ассоциации. Почему-то сразу вспоминаются "тельняшки невезения" и еще пани Барбара, чья жизнь похожа на шарик от пинг-понга, который забавляющиеся Тюхе и Немесида перекидывают друг другу.
Впрочем, вернемся к богиням, отвечавшим (по мнению древних) за судьбу человека.
Итак, Фортуна родилась в результате своеобразного сплава Тюхе и Немесиды - богинь из более ранних мифов. А в еще более древние времена функции Фортуны люди распределяли сразу между тремя богинями.
МОЙРЫ- богини судьбы. Буквально слово "мойра" переводится как "доля". Воспринимались они как невидимая сила, не имеющая отчетливого антропоморфного облика.

Наиболее распространен миф о трех сестрах мойрах.

Их имена полностью соответствуют нашему представлению о силах, влияющих на процессы "везения - невезения": Лахесис (дающая жребий), Клото (прядущая нить судьбы) и Атропос (неотвратимая).
Три сестры разделялись по сферам влияния. Лахесис назначала жребий человеку еще до его рождения, Клото пряла нить его судьбы с узелками-событиями, Атропос неотвратимо приближала будущее.

По мнению древних греков, можно было выпросить более счастливый жребий для своего ребенка, принося жертву Лахесис, изменить последовательность событий, умилостивив Клото, или оттянуть приближение несчастья, вознося молитву Атропос.
Платон считал, что эти три мойры - дочери богини Ананке ("необходимости"), вращающей мировое веретено.
Можно, конечно, посмеяться над таким мировоззрением. Но лучше присмотритесь внимательнее к всемогущим мойрам.

Разве не просматривается сквозь их тройственный облик некий физико-философский конгломерат, характерный для современной науки?

Это и изначальный детерминизм, предопределяющий исход событий (Лахесис), и силы, способные изменить этот исход (Клото), и фактор времени, создающий причинно-следственную связь между узелками-событиями (Атропос). И так ли уж наивны представления древних, которые полагали, что, зная характеры (читай "характеристики") трех сестер мойр, можно умилостивить их, повлиять через них на свою судьбу?
В славянской мифологии, кстати, ответственность за счастье, благополучие и удачливость человека тоже поделили между собой три божественных персонажа:
МОКОШЬ (МАКОШЬ) - мать счастливого жребия, богиня урожая, подательница благ. Она, подобно античным мойрам, представлялась в виде женщины, прядущей нити. Образ "пряхи" связывался с метафорическим понятием "прядение судьбы".

Занимая весьма высокий "пост", она вместе с сестрами Долей и Недолей определяла судьбу не только людей, но и богов.

Мокошь также считалась богиней гаданий, рукоделия, покровительницей источников и святых колодцев. Изображалась, как правило, в виде женской фигуры с высоко поднятыми руками, в которых держала коней или птиц.

Обязательный атрибут, сопутствующий Мокоши, - рог изобилия.
ДОЛЯ - богиня удачи, сестра Мокоши и Недоли. Помогала Мокоши ткать счастливую судьбу.

Представлялась нашим предкам в облике девушки с золотыми кудрями и веселой улыбкой. Характер озорной, но не капризный.

Поначалу заводила дружбу с каждым, но потом быстро покидала тех, кто оказывался ей не по нраву.

А не любила она, как утверждает славянская мифология, в основном ленивых да нерадивых.
НЕДОЛЯ - сестра Мокоши и Доли, определяла для людей и богов меру несчастий, вплетая узелки бед и неприятностей в нить судьбы.
Ни в одном из литературных и исторических источников, которые мы изучили, нет ни словечка о "повязках на глазах" или о "плохом зрении" Мокоши и ее сестер. Древние славяне были уверены, что Доля и Недоля вполне осознанно воздают каждому живущему в меру своей симпатии (или антипатии), определяясь по его делам, образу жизни и характеру.
Удивительная схожесть образов античных мойр и славянских "прях судьбы" невольно наводит на мысль о тесном контакте, который привел к взаимопроникновению древних культур. Но историки предпочитают говорить о самостоятельности (самобытности) как славянских, так и греческих мифов.



В качестве убедительного доказательства приводится образ Мирового древа, которое фигурирует в культурах древних американцев, африканцев, австралийцев, азиатов, славян.
Один и тот же образ, появившийся у народов, разделенных морями и океанами, живущих не просто в разных странах, а на разных континентах говорит не о культурных контактах (ведь для некоторых древних племен они были совершенно исключены), а о некоем законе, благодаря которому формирование мировоззрения у разных культур развивалось примерно в одном направлении.
И если это так, то схожесть богов, отвечающих за судьбу и удачу в разных странах, приобретает особую значимость. Ведь когда разные люди одними и теми же словами описывают одно и то же явление, значит, их видение достаточно близко к истине.
Конечно, мифологическое мышление наших предков кажется сегодня несколько старомодным. Но старомодное - это не всегда синоним отсталого и неверного.

И тут можно процитировать известного французского ученого Клода Леви-Стросса. В своей работе "Структура мифов" он писал: "Логика мифического мышления кажется нам столь же взыскательной, как и логика, на которой основывается позитивное мышление, и, в сущности, мало от нее отличается.

Возможно, мы откроем однажды, что одна и та же логика заключается и в мифическом, и в научном мышлении и что человек всегда мыслил одинаково хорошо".
По мнению Леви-Стросса, главная цель мифов состоит в том, чтобы создать логическую модель для преодоления какого-либо противоречия. Для этого вводится "посредник", соединяющий два явления, которые сознание человека неспособно пока объединить иным способом.

Например, не имея возможности объяснить природу возникновения грома и молний, наши предки ввели богов-громовержцев, появление которых сразу сделало картину мира более стройной, логичной и в чем-то даже прогнозируемой.
Когда же речь идет о процессах везения - невезения, противоречие состоит в том, что при всей внешней случайности удач и неудач человек постоянно сталкивался с необъяснимыми закономерностями, присущими таким событиям. Не сомневаясь в наличии этих закономерностей, но не умея объяснить их, мудрые наши предшественники решили эту задачку с помощью мифических персонажей, отвечающих за причудливые изгибы человеческих судеб.
Но если наука уже смогла вытеснить богов-громовержцев (объяснив истинную природу молний, заменив гневливого Зевса атмосферным электричеством, предложив законы и формулы, четко описывающие физику процесса), то с пониманием явлений удачи - неудачи человечество недалеко ушло от наших предков. Можно сказать, что в этой области мы оказались даже в худшем положении, чем древние греки или древние славяне.

Потому что современное мировоззрение, свалив все на волю ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА СЛУЧАЯ (чем он, собственно, лучше того же Зевса или Перуна, от которых мы отказались?), так и не смогло устранить противоречия между внешней случайностью и ощущаемой закономерностью событий везения - невезения.



Содержание раздела