d9e5a92d

Кто стоит за штурвалом фортуны?


КТО СТОИТ ЗА ШТУРВАЛОМ ФОРТУНЫ?
Когда мудрость войдет в сердце твое
и знание будет приятно душе твоей,
тогда разум будет охранять тебя.
Царь Соломон
Михаил Жванецкий однажды дал изумительную по своей психологической точности формулировку: "Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить". В полной мере это можно отнести и к предыдущей главе. Собирая материалы о том, какими изощренными способами наши предки пытались привлечь внимание Фортуны, мы настолько увлеклись этой интереснейшей темой, что даже краткий обзор обработанных нами сведений грозил заполнить весь объем книги.

Поэтому мы с сожалением вынуждены "наступить на горло собственной песне", насильственно сократив эту часть работы, оставив "за бортом" тысячи потрясающе интересных фактов, деталей, нюансов.

Но надеемся, что нам все же удалось показать главное - во все времена человечество не стеснялось в средствах достижения своих целей, привлекая в поддержку разнообразных богов, идолов, духов, а также амулеты, талисманы, обереги, гадания, черную и белую магию, и многое-многое другое.
Впрочем, если вы обратили внимание, мы еще не давали никаких оценок эффективности этих способов управления Фортуной.
III.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Мы должны не только копить мудрость,
Но и извлекать из нее пользу.
Цицерон
Не боясь уронить себя в глазах оппонентов, мы не станем иронизировать над "дремучим и отсталым мировоззрением" наших прапрабабушек и прапрадедушек. Более того, мы утверждаем, что "оценка эффективности магических способов управления Фортуной" - вполне современная проблема.

Ведь, несмотря на то, что мы, современные люди, окружив свою жизнь телевизорами, компьютерами, факсами, радиотелефонами, считаем себя далеко ушедшими от пещерного костра, в какой-то мере мы еще сидим около него.
Подтвердим эту мысль примерами.
Накануне третьего тысячелетия при строительстве нового моста на контрольно-пропускном пункте Чирунду на границе с соседней Зимбабве была проведена любопытная церемония. Сначала рабочие вылили в воду несколько бочонков пива.

Следом в реку полетели бумажные купюры местной валюты.

Таким способом руководители стройки (все люди с высшим образованием) пытались прервать череду неудач, обрушившихся на возводящийся объект.
Он явно переживал "черную полосу". То сломается буровая установка, то выйдет из строя бетономешалка, то дружно заболеют рабочие...

Просто наваждение какое-то!
Сочувствующие местные жители разъяснили, что все эти неудачи, скорее всего, работа обитающего в этом районе реки духа по имени Ньяминьями, который очень не любит, когда его беспокоят. Тогда и было решено "задобрить" рассерженного Ньяминьями подарками и подношениями.
Вы скажете: так это же Африка!
Что ж, вернемся к просвещенной Европе.
Предлагаем результаты исследований парижских психологов, проводивших на пороге третьего тысячелетия массовый опрос жителей Франции.
Выяснилось, что свыше 70 процентов жителей верят в приметы, гороскопы и парапсихологию. Ежегодный оборот доходов оккультной "отрасли" во Франции превышает четыре миллиарда долларов.

Здесь практикуют около 40 тысяч разного рода предсказателей, медиумов и им подобных.
Такой же опрос, проведенный в Германии, показал, что 71 процент немцев признают существование телепатии, более чем половина опрошенных пытается объяснять характер своих близких на основе астрологии, 40 процентов боятся колдовства, 46 процентов безоглядно верят предсказаниям.
Неугасающий интерес к гороскопам говорит о том, что современные методы прогнозирования не смогли пока предложить простым людям достойную замену этого древнего способа вопрошения судьбы.
Этот необычный памятник, появившийся 25 декабря 2000 года в Пушкинском заповеднике "Михайловское", напоминает нам о давней истории, случившейся 175 лет назад. Накануне восстания декабристов Пушкин отправился к ним в Петербург.

Но ему перебежал дорогу заяц (дурная примета!).

Это событие заставило поэта вернуться в Михайловское и, по сути, сберегло его от участи декабристов.
Профессор Кембриджского университета доктор Говард Тиллз даже высказался по этому поводу в том смысле, что сегодня мир переживает настоящий ренессанс суеверий и предрассудков, причину чего он усматривает в "ненадежности нашей эпохи и страхе людей перед столь же сомнительным завтрашним днем...".


Мы не можем согласиться с профессором Тиллзом. Безусловно, "ненадежность эпохи и страх перед завтрашним днем" заставляют человека обращаться за поддержкой к самым различным силам.

Но можно ли за всю историю человечества вспомнить период, когда люди были бы уверены в надежности дня сегодняшнего и не испытывали бы страха перед днём завтрашним?
К тому же вряд ли доктор Тиллз (или кто иной) сможет назвать хоть один период в истории человечества, где бы не присутствовал интерес к сверхъестественному. Так что никакого ренессанса суеверий нет.

Единственная страна, где за последний период действительно произошел такой всплеск, - это Россия.

И то потому, что во времена советской власти этот пласт человеческой культуры находился под идеологическим запретом.
Можно усомниться также и в достоверности результатов ОПРОСОВ. Напомним, что исследования, проведенные во Франции, показали что "свыше 70 процентов жителей верят в приметы".

Думается, что эта цифра недостаточно достоверна. Полагаем, что в эту группу вошли только те, кто ответил на вопрос категорическим "да".

Простой житейский опыт подсказывает, что при более кропотливом исследовании психологи выявили бы гораздо большее число людей, находящихся во власти суеверий. Думается, что цифра, приближающаяся к 100 процентам, была бы более точной, потому что каждый из нас в той или иной степени (порой даже не осознавая этого) в критическую минуту привлекает себе в поддержку опыт "дремучих предков". Это касается даже самых образованных и интеллигентных людей.

Мы дышим воздухом, зачастую, забывая о существовании ,атмосфера - точно так же и так называемые суеверия и предрассудки незримо присутствуют в нашей жизни.

Оглянемся по сторонам.
Не угощаем ли мы "духов" шампанским, разбивая о нос корабля бутылку? Не бросаем ли монетки в море, озеро, фонтан, когда хотим вернуться в эти места?

Чем, собственно, мы отличаемся от современных жителей Зимбабве?
Можно вспомнить и наших космонавтов. У них есть любопытное поверье - чтобы полет прошел успешно, надо помочиться на первую ступень ракеты (об этом ,нам лично рассказывал один из них).

Этот ритуал, по мнению космонавтов, хотя и аналогичен разбиванию бутылки шампанского о нос корабля, более древний, а потому более действенный...
Еще несколько примеров.
Школьники и студенты всех стран знают, что перед тем, как идти на экзамен, надо на счастье положить в ботинок пятак. А их близкие "держат палец в чернилах" (в другом варианте "зажатым в кулак") и при этом не скупятся на бранные слова.
Мы боимся черных кошек, пустых ведер, посыпанной соли, разбитых зеркал, дурного глаза... Всего не перечислишь.
Многие американцы носят в бумажнике "неразменный" серебряный доллар, приносящий, согласно народному поверью, удачу и богатство.
Мы жаждем удачи, поэтому носим непонятные амулеты и талисманы, произносим бессмысленные для уха современного человека фразы типа "ни пуха, ни пера" и совершенно нелогично посылаем своих доброжелателей "к черту", при этом еще умудряемся перекрестить того, кого послали.
Заметьте, мы иронизируем не над древними традициями и суевериями, а над той трансформацией, которую они претерпели в нашем сознании, над непониманием того, что творим. В отличие от нас наши пращуры понимали смысл своих действий.

Соответствовало ли их понимание современной научной парадигме - это уже другой вопрос.
Хочется вспомнить один курьезный момент, подмеченный нами на фоне достаточно трагических событий. Лет пятнадцать назад в Москве на улице Молдагуловой, в квартире известного футбольного тренера (не будем уточнять его фамилию) разгулялся так называемый полтергейст.

Не только мы там были, присутствовали и пожарные, и милиция (жаль только, что в те времена еще не было службы спасения!)...

Но речь не о полтергейсте, а о людях, об их реакции на происходящее. Пожарный не знал, что писать в акте:
"Меня уволят или в дурдом отправят!" Милиция искала, но так и не нашла "виновного".



Содержание раздела