d9e5a92d

Химерические убеждения


Например, если выживание прибрежного племени зависело от улова, туземцы делали чучело рыбы, опускали его в воду и производили определенные действия, символизирующие обилие рыбы или успешный лов. У других племен была традиция под сваю нового жилища закапывать камень. Это должно было придать их жизни устойчивость среди изменчивого мира. Кое-где было принято придавать твердость своим обещаниям, стоя на камне.

А уж изготовление куклы из дерева, глины, воска или другого материала для манипуляций с ней, было принято повсеместно. Понятно, что кукла олицетворяла человека, на которого необходимо было воздействовать, чаще всего врага. Точно так же повсеместно охотники верили, что ношение амулетов из зубов акулы, медведя или льва сделает их такими же сильными. Каких только ритуалов не существовало! Когда мужчины одного из индейских племен уходили на войну, их жены должны были вставать с рассветом, открывать окна, рассыпать во дворе зерна кукурузы и совершать еще ряд процедур. Если муж погибал, жена была виновата. Видимо, что-то сделала не так.

Также считалось, что если охотника укусит змея или ягуар, значит, жена ему изменила. Никто не разбирался в деталях, укус был достаточным доказательством неверности.
В Древней Греции, Сирии и на Кипре существовала ритуальная проституция. Каждая девушка перед вступлением в брак должна была в храме отработать проституткой. Свой труд на этом поприще она посвящала богине-покровительнице, а все заработанные таким образом деньги отдавала храму.

Не избегали такой почетной миссии и дочери правителей.
Существовали ритуалы предотвращения плохих предсказаний. Если индейцу снилось во сне, что он попал в плен, он просил своих соплеменников связать его и пытать, как будто он на самом деле в плену. Таким образом он отрабатывал неудачную судьбу в ослабленном варианте.

Если прорицатель предсказывал семье, что их дом сгорит, они строили в поле сарай, с помощью определенных действий делали из него символ настоящего дома и поджигали. Перед этим заносили туда некоторые свои вещи, жили в нем, а в момент пожара вытаскивали скарб и спасались.
А вот в некоторых районах Китая еще в начале двадцатого века существовал особенно интересный подход. Если, например, ритуал вызывания дождя не срабатывал, издавался указ, по которому бога дождя понижали в должности. Если провинившийся бог опять не слушался, то следующий указ помещал его в тюрьму. Если и это не помогало, делали чучело дракона и сжигали его, что символически обозначало сжигание непослушного бога. Когда, наконец, дождь приходил, издавался очередной указ, где бога реабилитировали.

Даже бога можно взять измором!
Ритуалов и примет были тысячи, если не миллионы. Всему можно придать значение. Ошибка примитивной магии в том, что ее последователи твердо верили в символическое сходство.

Они считали, что реальный объект и его символ должны быть подобны. Например: воздействовать на рыбу надо через чучело рыбы, воздействовать на человека через его фигурку, твердость слова подтверждается твердостью камня.
Кроме того, они верили в единообразность. По их мнению, одни и те же ритуалы должны порождать одни и те же результаты. На самом же деле, первоначальная синхронистичность скорее всего никогда не повторится впоследствии.
А самое главное заключалось в том, что только посвященные понимали, как совмещать в ритуале несовместимые противоположности, такие, как активность с пассивностью, нелинейное мышление с линейным.
Примитивная магия не в состоянии объяснить, каким образом линейные методы управления реальностью переходят в нелинейные. Допустим, у современной женщины в квартире протекает кран. И вот, звонит она своему личному магу и жалуется, а он говорит ей, что нужно провести такой-то и такой-то ритуал. Она все исполняет как надо и ждет, когда испорченная резиновая прокладка в кране превратится в новую.

А поскольку этого, конечно же, не случается, она начинает думать, что ее обманули, что магии не существует или она слишком бездарная исполнительница. Но настоящий маг знает, что изменения произойдут другим путем. Например, через тридцать минут ей позвонит знакомый, скажет, что случайно оказался в ее районе, и зайдет в гости.



Он то и поменяет в кране прокладку, и вода перестанет течь. Так вот, это случайность или все-таки чудо? Просто синхронистичность.
Ошибочно полагать, что древние безоговорочно верили в ритуал. Так же, как и мы, они были здравомыслящими людьми. И мы тоже участвуем в ритуалах, таких, как празднование Нового года и дня рождения, или посещение церкви на Пасху и Рождество.

И это не мешает людям считать себя здравомыслящими. Скорее всего, так же относились к массовым ритуалам и в прошлом.
"Однажды вся деревня пошла в церковь молиться о том, чтобы Бог послал дождь. Один мальчик пришел с зонтиком. У него спросили: "Зачем ты взял зонтик, ведь на улице жара?" Когда он сказал, что надеется на то, что Бог услышит их молитвы и пошлет дождь, над ним стали смеяться". (Лавский.) Если бы все относились к делу так, как этот мальчик, то любые ритуалы, обряды и молитвы были бы более действенными.
Все расы имели свою магию и свои культы. И среди представителей этих рас во все времена были думающие и проницательные люди. Они тоже выдвигали гипотезы и наблюдали за результатами действий. Они задавали себе вопросы: "Как могли люди питать иллюзии? Почему продолжают верить, если столь часто все их действия заканчиваются неудачей?

Почему проводят все эти обряды и прочий вздор, если они не приносят пользы? Почему независимо от эффективности ритуала или его бесполезности статус колдуна в племени или священника в обществе не меняется?" Ведь все знали, что очень часто статус посредника между Богом и людьми использовался для захвата власти и обогащения. Но было что-то еще, что заставляло народ, если и не полностью верить, то хотя бы надеяться.
Какие законы работают, когда случается что-то необыкновенное? Каким образом, например, исполнилось пророчество, данное будущей маркизе де Помпадур? Кажется, гадалка сама была очень удивлена, когда карта показала: стоящая перед ней девятилетняя девочка-заморыш, малютка Антуанетта Пуассон, станет фавориткой короля.

Любовник ее матери, узнав о предсказании гадалки, решил серьезно подготовить девочку к будущей роли и пригласил к своей любимице лучших учителей. Ее обучали танцам и пению. Девочка изучала каллиграфию, живопись, историю и литературу.

Ее научили профессионально разбираться в драгоценных камнях.
Она старалась все знать о жизни короля и до того вошла в роль, что когда Людовик 15 болел, она была уверена, что болезни не случилось бы, если бы она была рядом с ним. В 19 лет Антуанетта вышла замуж за Шарля дЭтиоля. Заму-жество открыло девушке дорогу в общество. У нее появились поклонники, но она говорила: "Если я изменю мужу, то только с королем". Когда Людовик охотился в Сенарском лесу, Антуанетта подкупила лесничего, и ей удалось попасть на глаза королю.

Через день она повторила представление, одевшись еще более соблазнительно. Король заинтересовался, но посланец предыдущей фаворитки Людовика разыскал будущую маркизу де Помпадур и предупредил, чтобы та забыла о прогулках по лесу.
Следующий шанс ей представился в возрасте 23 лет на грандиозном балу-маскараде в честь свадьбы наследника престола. И она использовала этот шанс, разыграв романтическое приключение для скучающего Людовика. Конечно, для этого ей снова пришлось кое-кому дать взятку. Они провели вместе ночь, но на следующий день король и не вспомнил о ней.

Однако, Антуанетта не сдавалась. Ей удалось встретить Людовика еще раз, и она снова разыграла блестящую, чуть ли не театральную, партию с тонко продуманным сюжетом. Вскоре она стала его постоянной любовницей. Через некоторое время король подарил ей титул маркизы де Помпадур и поместье.

Эта умная женщина никогда не почивала на лаврах. Именно поэтому до самой своей смерти на 43-м году жизни она оставалась при дворе и умерла в Версале. Париж был в шоке: умирать в монарших покоях позволялось только членам королевской семьи!
Видимо, тут сыграл свою роль закон: "Ничто не придает столько реальных сил, как химерические убеждения!" "Вера пристрастна и не воспринимает аргументов, это ее слабость и сила".
Это одна часть закона. Но есть и другая: существуют области жизни вне нашего влияния, на которые можно воздействовать, моделируя желаемую ситуацию символически и метафорически.
Авторы нейро-лингвистического программирования говорили: "А мы не имеем никакого представления о действительной природе вещей, и нас не очень интересует, что такое истина. Мы называем себя создателями моделей. Задача моделирования находить полезные описания. Мы не предлагаем вам ничего истинного, только полезное".

И правильно, ведь мир лишь символическое отображение истины, коллективная галлюцинация, изменяющаяся система знаков, пришедшая от проторитуала.
Человеческая история лишь смена знаковых систем, посредством индивидуальных ритуалов изменяющих всеобщую галлюцинацию. Николай Иванович Козлов в "Философских сказках" пишет: "Для того, чтобы вернуть здоровье, человеку нужен театр.



Содержание раздела