d9e5a92d

Деяние в недеянии


ДЕЯНИЕ В НЕДЕЯНИИ Мудрецы отказываются от знаний почему ложь служит истине от беседы Кришны и Арджуны волосы встают дыбом формирование намерения орлята учатся летать иногда полезно не думать 7 правил воина
Деяние в недеянии краеугольный камень любого учения. Поскольку это понятие затрагивает все парадоксы физического мира, его нельзя объяснить в последователь-ном, логически-понятийном, линейном изложении. Поэтому данная глава состоит из нескольких разрозненных фрагментов. Каждому фрагменту я дал отдельное название. Если вы обнаружите, что мысли, представленные в одном фрагменте, противоречат мыслям из другого фрагмента, значит, вы на правильном пути к пониманию принципа деяния в недеянии.

Одновременное восприятие взаимоисключающих истин приводит к пониманию их на более высоком уровне. "Свойства системы не могут быть поняты из нее самой, а только с позиций системы более высокого уровня". (Теорема Геделя.) Это похоже на процесс рассматривания куба, на каждой грани которого нанесен какой-либо отдельный рисунок. Мы никак не можем увидеть все рисунки одновременно. Мы можем только поворачивать куб и рассматривать их по очереди.

И только после этого у нас создается общее впечатление о всей той информации, которую несут рисунки на гранях куба.
Таким образом, эта глава представляет собой нечто вроде буддистского коана. Хороший коан, как и жизненная задача, заменяет целые тома философии. Одним из лучших коанов для совершенствующегося в духе является парадокс Зенона: "Если Бог всемогущ, может ли он создать скалу, которую сам не сможет поднять?"
Принцип деяния в недеянии перекликается со всеми темами, рассматриваемыми ранее. Поэтому прошу простить за повторения, избежать которых не представлялось возможным.
Фрагмент первый.
Несколько дополнительных замечаний о невозможности логического объяснения парадоксальных истин.
"О, вступившие на Путь, воистину трудно быть верным самому себе. Истина Будды темна и бездонна, но, будучи понята, как она легка! Я провел весь день, рассказывая людям об Истине, но слушатели до сих пор пребывают в полнейшем неведении. Люди, ущербные в вере, стремятся постигнуть Истину посредством слов.

Полжизни растрачивают они, нося от одних дверей к другим безжизненные трупы учений, наполненных словами. Владыка подземного мира спросит с них за все впустую стоптанные сандалии". (Дзен-буддизм.)
У человека несколько центров осознания, и разум только один из них. "Что касается любого учения, провозглашающего полную истину, то знай, что истина невыразима". (Алмазная сутра.) Именно поэтому любая философия, избегающая неопределенности, будет ущербна. А любые психотехники могут тогда только считаться высокотехнологичными, когда используют бессознательное и интуицию. Принцип деяния в недеянии, как и другие сложные феномены, присущие природе человека, должен передаваться не только в пределах интеллекта, но и дополняться чувственным восприятием.
Смогут ли слова передать знания, полученные чувственно? Сумеете ли вы слепому объяснить, что такое голубой или красный цвет? Кто-то подсчитал, что для того, чтобы описать словами один час игры в футбол, понадобится 250 лет. Но будут ли слова соответствовать непосредственному восприятию?

Так и с чувственным познанием Истины: мы не имеем еще тех органов чувств, которыми могли бы полностью ее осознать, а тем более описать словами.
"Знания и рассуждения не приносят постижения. Муд-рецы решили отказаться от них". (Дзен-буддизм.)
"Но прежде всего, не теряйся из-за того, что не можешь описать это событие. Оно за пределами синтаксиса нашего языка". (Кастанеда.)
"Нельзя обрести знание этого принципа, просто беседуя о нем, его можно пережить в своем внутреннем я".
"Век живи, век учись дураком помрешь". (Русская пословица.)
"Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем".
"Нельзя выпить слово вода".
"Не все вмещают слово мое". (Матф. 19:11.)
"Любой крупный ученый должен уметь доказать все, что угодно, в том числе и совершенно обратное тому, что он только что доказал. Большие истины всегда содержат в себе два абсолютно противоположных утверждения". (Д.В. Кандыба.)


Фрагмент второй.
Любой аспект физического мира в своем линейном пределе переходит в противоположность. Мы знаем: ничто в физическом мире не может существовать без своей противоположности, и ничто не может восприниматься без сравнения с чем-либо другим. Более того, любое качество при полной реализации переходит в свое отрицание.

В Древней Греции существовало философское течение эсхатология, которое утверждало, что доведение любого свойства до крайности приводит к отрицанию данного свойства. Даже принципиальные различия межу духом и материей, в пределе изучения каждого из аспектов, обнаруживают постепенный переход одного в другое. Можно сказать, что бессмысленна сама идея быть духовным, ибо мы и так дух. "Кто познает только дух невежда.

Кто познает только материю невежда". (Будда.) Единство и борьба противоположностей является главным свойством материального мира и человеческого сознания.
"Война это мир, свобода это рабство, незнание сила". (Оруэлл.)
"Абсолютное право становится абсолютным беспра-вием, поэтому следуйте не только букве закона, но и духу его". (Римское право.)
"Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла". (Г. Лихтенберг.)
"Благими намерениями вымощена дорога в ад".
"Мои недостатки продолжение моих достоинств".
"То, что раньше нас продвигало, вскоре начинает нас ограничивать".
"То, что сжимают расширяется, что ослабляют укрепляется, что уничтожают расцветает, кто хочет отнять у другого непременно потеряет". (Лао-Цзы.)
"Богословы пытаются изобрести мир, где нет места горестям и страданиям, а значит, нет места чувственным наслаждениям. Пресный мир, разве это рай?"
"Ни насыщение, ни голод, и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы". (Гиппократ.)
"Сила несет в себе слабость, если она чрезмерна".
"Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются источником всех человеческих радостей". (Дидро.)
"Тот, кто породил тебя, породил и радости твои, и то, что ты проклинаешь. И то, и другое необходимо, согласно его законам. Целостность мира будет нарушена, если ты посягнешь на что-то в нем.

А ты это неизбежно сделаешь, будь у тебя достаточно власти. Только тому будет дана такая власть, кто сможет принять до сих пор неприемлемое, а также не привяжется к сладким ощущениям бога, испытав их". (Марк Аврелий.)
"Говорят, деньги корень всех бед; то же можно сказать и про отсутствие денег". (Батлер.)
"Жизнь это материя, в которой мы непременно запутаемся, если будем рассуждать о ней слишком много или слишком мало". (Батлер.)
"Болезнь, боль и страдания важнейший источник духовности". (Кафка.)
"Все, в том числе и ложь, служит истине". (Кафка.)
Эти парадоксы цена, которую следует платить за наше воплощение в форме наделенных сознанием существ, которые неизбежно делят реальность на объекты и видят себя как нечто отличное от мира.
Каждое явление жизни существует только благодаря другому. Разве можно познать победу без борьбы, ощущать себя богатым, когда не существует бедных, понять смысл наслаждения без страданий, наслаждаться здоровьем, не пережив болезни. Только сравнение дает нам осознание реальности, и оно же приносит нам страдания.

Но мы часто принимаем одну сторону и хотим избавиться от ее противоположности. Мы считаем противостоящую часть дуальной пары за помеху, за препятствия. Это заставляет нас страдать препятствия делают нас несчастными. А правильно ли это?

К чему приведет беспрепятственная реализация нашего желания? Удовольствие от утоления голода при неумеренности переходит в страдание от обжорства. Это в лучшем случае.
Возьмем физиологию. К каждому внутреннему органу подходит пара нервов. Один нерв отвечает за усиление функциональных процессов, другой за ослабление.

Пропуская электрический импульс по одному нерву, мы можем поднять интенсивность деятельности любого органа до максимального уровня, а пропуская импульс по другому полностью прекратить его функционирование. В здоровом организме эта пара нервов находится в тончайшем равновесии. В зависимости от изменяющихся условий, это равновесие колеблется в ту или иную сторону.

При необходимости сердечный ритм ускоряется или замедляется, активность желудка, печени и кишечника усиливается или затухает. На физическую нагрузку, эмоции, болезни, влияния внешней среды подобным образом реагируют все системы организма. Но после максимального функционирования необходим отдых, иначе наступит истощение. С другой стороны, полное прекращение деятельности на длительное время приводит к атрофии органа. Чтобы орган продолжал нормально функционировать, ему необходима нагрузка.

Другими словами, после работы необходимо отдыхать, но надо знать меру. Немецкие и американские ученые обнаружили, что после двухнедельного отпуска IQ снижается на 20 %. Для полноценной работы организма использование противоположных качеств, как видим, необходимо.
Надо отметить и то, что качество, полезное в одних условиях, становится вредным при других обстоятельствах.



Содержание раздела