d9e5a92d

Сибирева Н. - Корпоративное управление эффективностью финансово-промышленных групп

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Введение


В условиях переходной экономики экономическая ситуация в стране подвержена серьезным колебаниям. Промышленные предприятия, которые до экономических реформ были государственными, уже успели на себе испытать все преимущества и недостатки рыночных реформ, пережив, сильнейшие потрясения следствие эйфории от ослабления государственной вертикали управления, акционирования и приватизации и реальную угрозу попасть в зону кризисного развития и даже банкротства.

Те, кто сумел удержаться на плаву, быстро расстались с романтизмом эпохи хозяйственной самостоятельности и уже на основе трезвого расчета стали искать возможности объединиться с технологически близкими предприятиями.
В условиях переходной экономики одним из главных условий успешной и стабильной деятельности является концентрация капитала. Собственные источники финансирования, сконцентрированные в одних руках в руках высшего менеджмента крупной организации, достаточно мобильны и могут быть направлены как на развитие перспективных направлений деятельности организации, так и поддержание на плаву секторов, временно оказавшихся в кризисе.
Эту тенденцию подтверждает и мировая практика: мелкие фирмы конкурируют с крупными организациями только на очень маленьких местных рынках. Существуют примеры преимущества высокоинтегрированных структур над разрозненными предприятиями и в России.

Типичный пример банковский сектор, в котором особенно в настоящее время наметилась четкая тенденция к укрупнению.
Таким образом, сегодняшняя экономическая действительность такова, что без концентрации производства и капитала создание конкурентоспособного производства невозможно. В первую очередь эти предпосылки должны быть реализованы в отраслях, которые в настоящее время являются кризисными.

Несомненно, что одной из таких отраслей является текстильная отрасль российской промышленности.
Естественно, что на месте полуразоренных предприятий в одночасье не построишь преуспевающую текстильную империю, но существуют подходы, уже апробированные в российских условиях, которые позволяют повысить успешность деятельности организаций и вывести предприятия из глубокой экономической ямы.
В частности, предприятия многих отраслей стали искать новые формы хозяйствования, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность. Одной из таких форм объединения являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

Это явление в экономике России второй половины 90-х годов ХХ века можно считать наиболее ярким. Существующие промышленные предприятия уже не могут функционировать по-старому, однако еще не разработаны научно обоснованные методы по организации и управлению новыми производственными структурами.
Поэтому возникла необходимость глубокого исследования накопленного отечественного и зарубежного опыта в теории менеджмента, а также создания различных методик, схем управления, адаптации их к экономическим реалиям, сложившимся в России в конце ХХ века.
Современным проблемам управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Бакланова И. Т., Глазьева С. Ю., Кохно П. А., Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф., Санто Б. [9, 42, 60] и многих других.
Но работ, посвященных организации процесса управления высокоинтегрированными структурами, в настоящее время очень мало. Публикаций по управлению сложными растянутыми во времени и пространстве процессами, зачастую сопряженными со многими издержками чисто организационного и инвестиционного свойства в настоящее время практически нет.
Поэтому возникла как научная, так и практическая необходимость написания подобной работы, посвященной теории и практике управления в современных экономических условиях. Это подтверждается и практическим опытом автора, которой по роду своей деятельности приходится сталкиваться с владельцами и управляющими многих российских предприятий.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы

Цель работы состоит в теоретическом обосновании, разработке и практической апробации разработанного автором цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования текстильной финансово-промышленной группы в условиях переходной экономики.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • обобщить отечественный и зарубежный опыт теории управления по применению различных методов стратегического и оперативного планирования, общего и детального контроля при функционировании сложных многоуровневых объектов, таких, как финансово-промышленные группы;
  • всесторонне и поэтапно описать цикл корпоративного управления эффективностью функционирования финансово-промышленной группы как объект исследования;
  • разработать методики, применяемые на каждом этапе цикла корпоративного управления функционированием финансово-промышленной группы и ее технологических цепочек;
  • произвести адаптацию общенаучных методов теории управления к специфике текстильной отрасли;
  • проверить действенность и практическую пригодность методики на примере технологической цепочки, функционирующей в рамках одной из созданных в текстильной отрасли финансово-промышленной группы.


Объект исследования

Объектом исследования явилась текстильная отрасль промышленности, как наиболее характерный пример общего кризисного состояния российской экономики. Выбор объекта исследования обусловлен практической необходимостью в создании методик управления.

Предмет исследования

В качестве предмета исследования в работе выступает цикл корпоративного управления эффективностью функционирования финансово-промышленной группой, созданной в текстильной отрасли.

Методика исследования

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили работы классиков экономической науки, статистики, теории управления.
В диссертационной работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе практической работы автора.
В ходе исследования использованы данные финансовой отчетности реальных предприятий-участников технологического цикла, на примере которого иллюстрируется практическое применение методики. В качестве примеров в работе использованы гипотетические данные, наиболее характерно отражающие специфику рассматриваемого вопроса.

В процессе работы проверка различных гипотез проводилась с помощью изучения различных примеров для установления типичности и применимости конкретного метода и адаптации теоретических методов к практическим условиям.
Для решения поставленных задач в работе применены различные математико-статистические методы, а также методы теории управления: средние величины, графики, метод цепных подстановок, табличный метод, модульный метод, моделирование экономического процесса, факторный индексный анализ, графы.

Научная новизна работы

Основной научный результат, полученный в диссертационной работе, заключается в разработке комплекса связанных методик управления, включаемых в цикл корпоративного управления эффективностью функционирования текстильной финансово-промышленной группы и ее технологических цепочек. При этом под комплексом методик понимается применение различных методов на каждом этапе цикла корпоративного управления, связанными методики названы потому, что результаты предыдущего этапа напрямую отражаются при реализации следующего в том числе и в обратной связи, являющейся управляющим воздействием.

Положения, выносимые на защиту

В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие научные положения:
1. Анализ современного состояния текстильной отрасли и задачи теории управления в сложившейся экономической ситуации.
2. Отечественный и зарубежный опыт создания и функционирования ФПГ.
3. Сущность и критерии корпоративного управления текстильными финансово-промышленными группами в современных условиях.
4. Выбор и обоснование этапов цикла корпоративного управления для разработки методик управления применяемых цепочек финансово-промышленных групп и циклов корпоративного управления эффективностью их функционирования.
5. Маркетинг финансово-промышленной группы, включающий методику анализа возможностей текстильной ФПГ, а также методику проведения конкурсного отбора предприятий - потенциальных участников ФПГ.
6. Система управления функционированием текстильной ФПГ, включающая схему планирования технологической цепочки, а также методику организации и диспетчирования технологических процессов.
7. Методика комплексного контроля деятельности текстильной ФПГ, состоящая из контроля за деятельностью технологических цепочек и контроля деятельности предприятий - узких мест.
8. Методика синтеза управляющего воздействия по данным анализа эффективности функционирования технологических цепочек ФПГ.

Практическая значимость работы

Появление настоящей работы было обусловлено практической необходимостью обобщения практического материала, накопленного автором в ходе ежедневной работы. Поэтому предлагаемые в работе методики позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию принимаемых в процессе функционирования финансово-промышленной группы решений.

Предприятия, входящие в финансово-промышленную группу, получают возможность применения комплекса мероприятий для постоянного контроля и оценки своей деятельности в рамках единого технологического процесса, а руководство группой может оценить не только деятельность всей группы в целом, но и вклад каждого участника в общую прибыль.

Реализация и апробация работы

Основные положения диссертации: использовались автором при подготовке курсов лекций по дисциплинам Корпоративное управление и Менеджмент ФПГ, а также Департаментом экономики и промышленности областной администрации Владимирской области для разработки программ развития отраслей экономики области.

Публикации

Основные положения диссертационной работы опубликованы в трех печатных работах общим объемом 3 печатных листа.

Структура работы

Диссертационная работа изложена на ___ страницах печатного текста, включает 25 таблиц (из них 4 в приложениях), 25 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 132 наименования, и приложений.
Первая глава Проблемы эффективного корпоративного управления финансово-промышленными группами, созданными в текстильной отрасли посвящена анализу ситуации, сложившейся в текстильной отрасли, а также вопросам корпоративного управления в России и за рубежом.
В частности, на основе результатов проведенного анализа текущего положения дел в текстильной отрасли сделаны предложения о возможностях вывода предприятий отрасли из затянувшегося кризиса. Как один из возможных вариантов рассмотрена текстильная финансово-промышленная группа, описана ее возможная организационная структура.
В этой связи, рассмотрен опыт функционирования ФПГ в других отраслях российской промышленности, а также в экономически развитых странах: США, Япония, Корея, Германия. На основе исследований сделан вывод, что ядром ФПГ должны стать создаваемые по принципу связанного производственного процесса технологические цепочки.

Такие технологические цепочки рассмотрены как объект управления при осуществлении цикла корпоративного управления эффективностью функционирования ФПГ.
Для проведения дальнейших исследований в первой главе вводится понятийный аппарат, приводится цикл, а также рассматривается сущность и основные критерии корпоративного управления.
Во второй главе Цикл корпоративного управления и его специфика в текстильной отрасли предлагается расширенный цикл корпоративного управления, проводится развернутый анализ цикла корпоративного управления эффективностью функционирования текстильной ФПГ. Для каждого этапа цикла приводятся методики, разработанные автором для применения в ходе функционирования ФПГ.
В частности, методика анализа возможностей ФПГ тесно связана с методикой выбора предприятий-потенциальных участников будущих технологических цепочек. Эти методики объединены в маркетинговый блок цикла корпоративного управления.
Для осуществления процесса управления эффективностью предложены методики и схемы планирования, организации и диспетчирования. Схема контроля включает в себя аналитический аппарат расчета коэффициентов, для определения узких мест, а также методику контроля узкого места технологической цепочки.
Конечным этапом цикла является управляющее воздействие, методика формирования которого завершает вторую главу.
В третьей главе Реализация цикла корпоративного управления на примере ФПГ Консорциум Русский Текстиль проводится практическая апробация применимости методик, разработанных во второй главе на фактических примерах.
Проведен анализ возможностей ФПГ Консорциум Русский Текстиль по производству медицинских халатов.
На основе данных предварительного анализа отобраны предприятия для реализации производственной программы, осуществлено планирование технологической цепочки, проанализированы итоги функционирования действующей технологической цепочки, а также сформировано управляющее воздействие по данным комплексного контроля.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ эффективного КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Финансово-промышленными группами, созданными В ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Анализ состояния текстильной отрасли

Текстильная отрасль является одной из составляющих отечественной легкой промышленности. Поэтому проведение анализа текущего состояния текстильной отрасли невозможно без анализа состояния всей российской промышленности.

В этой связи, наиболее приемлемым представляется способ последовательной детализации [1], когда от объекта исследования российской промышленности осуществляется переход к ее составной части легкой промышленности, а затем к объекту исследования текстильной отрасли.
Необходимо отметить, что текстильная отрасль легкой промышленности является одним из показательных примеров того кризисного состояния, в котором находится вся российская экономика. Как показал проведенный нами анализ, причины, вызвавшие кризис в экономике страны в целом, полностью соответствуют причинам кризиса текстильной отрасли.
В условиях переходной экономики наиболее остро проявляются проблемы в тех отраслях промышленности, которые при плановой экономике были дотируемыми. Это привело к тому, что предприятиям данных отраслей приходится наиболее сильно и радикально ломать устоявшиеся правила и условия функционирования.

Особенно сильно это проявилось в легкой промышленности и ее отраслях. Нельзя не согласиться с тем, что для поддержания конкурентоспособности продукции необходимо своевременное обновление оборудования и технологий, проведение реструктуризации производства.

Но как показывают статистические данные [19] (табл. 1.1, 1.1), легкая промышленность занимает стабильное последнее место по объему инвестиций в основные средства среди основных отраслей промышленности.

Анализ индекса капитальных вложений свидетельствует, что в абсолютном выражении инвестиции в легкую промышленность сократились с 1992 года в 8 раз.
Таблица 1.1
Структура капитальных вложений по отраслям промышленности, %

1992 1993 1994 1995
Электроэнергетика 12,0 13,5 14,6 17,1
Угольная 5,1 4,9 5,0 5,1
Нефтяная и газовая 35,9 37,6 35,3 39,3
Черная металлургия 5,6 5,4 5,3 6,6
Химическая и нефтехимическая 5,6 4,6 4,6 4,5
Машиностроение и металлообработка 12,0 12,2 11,1 8,4
Промышленность строительных материалов 3,9 2,4 3,4 2,1
Легкая 2,4 1,6 1,5 0,6
Пищевая 6,6 8,1 8,0 6,0
Прочие 10,8 9,7 11,1 10,3
Индекс капитальных вложений, % (1990=100%) 50 45 34 30



Структура инвестиций в основные средства по отраслям промышленности


Финансирование капитальных вложений в легкой промышленности по остаточному принципу, а также общее ухудшение макроэкономической ситуации в стране привели к резкому падению объемов производства. В результате сложившейся ситуации предприятия легкой промышленности и, в частности, текстильной отрасли, были вынуждены резко перестраивать свое производство. Это вызвало кризис неплатежей и отсутствие средств на оплату энергии, и, как следствие [5, 22], снижение среднегодовой мощности предприятий по производству отдельных видов продукции в 2,5 раза за 4 года в среднем по отрасли (табл.

1.2, 1.2), а по производству тканей шерстяных готовых и трикотажных изделий в 3 раза (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Уровень использования среднегодовой мощности предприятий по выпуску отдельных видов продукции легкой промышленности, %

1992 1993 1994 1995
Ткани хлопчатобумажные суровые 62 51 31 28
Ткани льняные и пенькоджутовые суровые 67 58 32 32
Ткани шерстяные готовые 48 35 18 16
Трикотажные изделия 63 54 34 21
Чулочно-носочные изделия 77 70 46 36
Обувь 61 48 29 23
В среднем по отрасли 63 53 32 26

Снижение среднегодовой мощности использования оборудования привело к снижению объемов производства. Ситуация такова, что зачастую предприятия производят и реализуют продукцию на суммы, которых не хватает на покрытие расходов, связанных с основной деятельностью.

Причем, снижение объемов производства происходит до настоящего времени. Так в 1995 году общий объем продукции отрасли снизился по сравнению с 1992 годом в 3,2 раза. Это подтверждается статистическими данными, приведенными в табл.

1.3 и на 1.3.


Динамика использования среднегодовой мощности предприятий


Таблица 1.3
Динамика объема продукции легкой промышленности, % (1990=100%)

1992 1993 1994 1995 1995/1994
Легкая промышленность 64 49 26 19 71
Текстильная отрасль 63 48 26 19 75
Швейная отрасль 70 59 33 19 59
Кожевенная отрасль 70 55 28 19 70


Как следствие всех общеэкономических проблем и проблем в самой легкой промышленности произошло резкое уменьшение объемов производства [1]. В первую очередь причинами стали дороговизна оборотных средств и отсутствие системы коммерческого сбыта продукции.

Такая ситуация характерна для всех отраслей легкой промышленности, в том числе, текстильной, что подтверждается полученными в ходе проводимого нами исследования данными о постоянно падающих объемах производства основных видов продукции текстильной отрасли (табл. 1.4).


Динамика производства продукции легкой промышленности


Таблица 1.4
Производство основных видов продукции текстильной отрасли, млн. м2

1992 1993 1994 1995 1996 1997
Хлопчатобумажные ткани 3292 2327 1529 1235 1129 1053
шерстяные ткани 276 206 91 72 68 56
льняные и пенькоджутовые ткани 415 316 162 131 124 112
шелковые ткани 731 596 246 197 186 159


Как видно из табл. 1.4, основную долю производства занимают хлопчатобумажные ткани, на производство которых было ориентировано большинство предприятий текстильной отрасли ( 1.4).

Поэтому, вместо того чтобы общими усилиями продвигать отечественные торговые марки и сообща конкурировать с зарубежными производителями (производящими зачастую низкокачественную, но широкоизвестную продукцию), предприятия текстильной отрасли конкурируют между собой, забывая о коллективном маркетинге товаров и стратегии совместного выхода на рынок.


Структура производства продукции текстильной отрасли в 1995 году


Нынешние проблемы обусловлены во многом еще и тем, что в доперестроечные времена текстильная отрасль изначально ориентировалась на производство продукции для военных нужд. В настоящее время при отсутствии денежных средств у армии, отрасль вынуждена искать заказы на стороне, что для руководства текстильных предприятий, а также служб сбыта несколько непривычно и зачастую связано с большими расходами.
Проведенный нами выше анализ текстильной отрасли позволяет сделать следующие предварительные выводы:
1. Предприятия текстильной отрасли находятся в глубоком кризисе, который вызван несколькими причинами:

  • снижение объемов капитальных вложений привело к старению оборудования, и как следствие, снижению производительности;
  • отсутствие государственного заказа поставило текстильные предприятия, перешедшие в частные руки, перед необходимостью самостоятельного поиска заказов и управления производством, к чему многие руководители оказались не готовы;
  • высокие проценты за кредиты лишили предприятия возможности своевременного пополнения оборотных средств.

2. Для успешного функционирования предприятиям необходимы нововведения в области организации производства.
В настоящее время наиболее приемлемым способом выхода из кризиса для предприятий текстильной отрасли является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Это позволяет:

  • во-первых, снизить плату за пользование заемными оборотными средствами за счет составления предварительного графика финансовых потоков между несколькими предприятиями - участниками ФПГ;
  • во-вторых, все виды продукции финансово-промышленной группы продвигаются на рынок под одной торговой маркой, что значительно сокращает затраты на рекламу (яркий пример продукция компании Проктер энд Гембл: набор косметических средств Пантин Про-Ви, шампунь Хед энд Шолдерс и другие, в рекламе которых подчеркивается, что это: Продукция компании Проктер энд Гембл!).

Определение финансово-промышленной группы дано в Федеральном законе от 30.11.95 г. 190-ФЗ О финансово-промышленных группах, оно гласит:
Финансово-промышленная группа совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
При грамотном осуществлении процесса управления функционированием текстильной финансово-промышленной группы можно существенно снизить издержки производства и потребности в финансировании, и, как следствие, повысить эффективность функционирования как предприятий - участников ФПГ, так и всей группы в целом.

Зарубежный опыт функционирования финансово-промышленных групп

Сегодня в западных странах накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных объединений. Структура и характер высоко интегрированных структур в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему в первую очередь способствует деятельность транснациональных компаний), так и заметные отличия.

Они в значительной степени связаны с конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, в зависимости от состояния производства и рынка, но прежде всего обусловлены спецификой законодательного регулирования деятельности финансовых организаций, имеющей отношение к корпоративной собственности и управлению.
Экономика индустриальных стран демонстрирует многообразные формы организационно-хозяйственного взаимодействия объединений и построения на их основе финансово-промышленных групп. Среди многообразия форм ФПГ есть как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые финансово-промышленные объединения, сформировавшиеся вокруг банков.
Рассмотрим наиболее типичные модели ФПГ некоторых высокоразвитых стран.

Финансово-промышленные группы США

В США лицо промышленности определяет 100 многоотраслевых корпораций, представляющих по сути дела высокоинтегрированные финансово-промышленные группы.



Содержание раздела