Таким образом, формула для вычисления искомого показателя будет выглядеть следующим образом:
Для простоты ЭСРХ будем в дальнейшем обозначать ЭСР (если не оговорено иное). В общем виде показатель взаимодействия можно представить следующей формулой:
Контроль деятельности предприятия-участника ТТЦ это неотъемлемый этап контроля деятельности технологической цепочки, который состоит из нескольких последовательных шагов ( 2.12).
Для анализа общего состояния предприятия используются данные полученные при анализе баланса и отчета о финансовых результатах.
Первый шаг анализа баланса преобразование стандартной формы баланса в укрупненную (агрегированную) форму, более удобную для проведения анализа. Данная форма баланса методологически и терминологически в основном совпадает с используемыми в мировой практике формами балансовых отчетов.
2.12. Схема контроля деятельности предприятия - участника текстильной технологической цепочки
Характерным отличием агрегированного баланса от исходного является объединение статей баланса с одинаковым экономическим содержанием.
Активы баланса перегруппировываются по степени их ликвидности.
Текущие пассивы перегруппировываются по сроку погашения.
В статью "Уставной капитал" включается только оплаченный акционерами капитал, поэтому валюта агрегированного баланса может отличаться от валюты бухгалтерского баланса на сумму задолженности учредителей.
Порядок составления агрегированного баланса представлен в приложении 2. После преобразования для выявления динамики функционирования предприятия проводится изучение изменения статей агрегированного баланса. Заполняется таблица "Изменение статей баланса" внешний вид которой аналогичен таблице "Агрегированный баланс".
Данные в строках 1-31 вычисляются, как разности соответствующих позиций за настоящий и предыдущий отчетные интервалы
Индикатором развития предприятия можно считать изменение значения валюты баланса. Результатом данной части анализа должно стать выявление источников увеличения или сокращения величины активов, по которым данные изменения произошли.
Следующим шагом анализа баланса является анализ структуры активов и структуры пассивов. Порядок расчета структуры баланса представлен в приложении 3. Логическим продолжением анализа структуры баланса является расчет показателей, позволяющих проанализировать баланс в трех направлениях:
1. Анализ ликвидности баланса предприятия, при проведении которого изучается соотношение активов и пассивов.
2. Анализ финансовой устойчивости, при проведении которого изучается соотношение собственных и заемных средств и исследуются пассивы предприятия.
3. Анализ ресурсов предприятия, при проведении которого исследуются активы предприятия.
При анализе ликвидности следует различать ликвидность вида актива и ликвидность баланса предприятия. Ликвидность вида актива способность данного вида актива "превращаться" в наличные денежные средства с наименьшими потерями. Соответственно, наивысшее значение ликвидности актива имеют сами денежные средства.
Ликвидность баланса предприятия это способность предприятия отвечать по краткосрочным обязательствам своими текущими активами. С точки зрения анализа предприятия-участника ТТЦ наиболее приемлемым представляется именно анализ ликвидности баланса, поскольку показатели ликвидности баланса дают представление о состоянии предприятия в целом. Для оценки ликвидности баланса предприятия используют следующие показатели:
Коэффициент общей ликвидности, который характеризует степень обеспеченности текущими активами всех краткосрочных обязательств предприятия
Анализ финансовой устойчивости изучает структуру пассивов предприятия. Для анализа финансовой устойчивости используются следующие показатели:
Коэффициент общей платежеспособности, определяющий долю собственного капитала в имуществе фирмы
Анализ ресурсов позволяет определить успешность деятельности предприятия и его отраслевую направленность. При проведении анализа ресурсов рассчитываются следующие показатели:
Коэффициент структуры, который соотносит постоянные и текущие активы
Анализ отчета следует начинать с преобразования его в более удобный для исследования вид:
во-первых, если интервал исследования меньше года, необходимо произвести соответствующие пересчеты, так как отчет о финансовых результатах в течении одного года выполняется нарастающим итогом;
во-вторых, принятая форма отчета о финансовых результатах и их использовании, создана по принципу одноступенчатой модели, в частности, себестоимость реализованной продукции показана одной позицией, что крайне обедняет возможный анализ. Поэтому для построения полноценного отчета о прибылях и убытках необходимо, как минимум, разделить затраты на реализованную продукцию, на переменные и постоянные затраты, используя для этого данные соответствующих рабочих форм бухгалтерского учета (журнал-ордер 10).
Логическим продолжением изучения отчета о финансовых результатах является расчет коэффициентов, позволяющих соотнести различные статьи отчета и проанализировать тенденции.
Прибыльность предприятия позволяет определить насколько эффективно предприятие производит затраты для производства продукции. Анализ включает вычисление следующих коэффициентов:
Прибыльность переменных затрат показывает насколько изменится валовая прибыль при изменении переменных затрат на 1 у.е.
Рентабельность показатель характеризующий эффективность использования видов активов и водов пассивов. Соответственно, анализ рентабельности позволяет определить отдачу на каждый вложенный рубль по видам активов и пассивов.
Общая рентабельность (рентабельность всего капитала) показывает, сколько чистой прибыли (чистый экономический эффект) приходится на рубль всего вложенного в предприятие капитала
где
Ро общая рентабельность;
ЧП чистая прибыль;
ВБ валюта баланса.
Таким образом, общая рентабельность показывает эффективность функционирования исследуемого предприятия.
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала
где
Рск рентабельность собственного капитала;
СК собственный капитал ( значение берется из строки 480 Ф1).
Рентабельность уставного капитала характеризует эффективность использования уставного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль уставного капитала
где
Рук рентабельность уставного капитала;
УК уставный капитал.
Рентабельность постоянных активов характеризует эффективность использования постоянных активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль постоянных активов
где
Рпа рентабельность постоянных активов;
ПА постоянные активы.
Рентабельность текущих активов характеризует эффективность использования текущих активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль текущих активов
где
Рта рентабельность текущих активов;
ТА текущие активы.
Таким образом, три этапа анализа позволяют выявить динамику отдельных показателей и положение предприятия в определенные промежутки времени.
Формирование управляющего воздействия является завершающим этапом цикла менеджмента. Процесс формирования управляющего воздействия сводится к следующей последовательности действий:
Таким образом, данный этап цикла является промежуточным между двумя циклами, поскольку выбор той или иной альтернативы сопряжен с новым планированием, организацией, мотивацией, и контролем.
В ситуации с ТТЦ у менеджера существует примерно следующий список альтернативных управляющих воздействий в целях корректировки плана реализации проекта:
Обоснование критерия выбора альтернативы не проводится: основной критерий повышение эффективности функционирования ТТЦ в целом.
Анализ последствий принятия решения проводится оценочным методом: сравниваются эффективности ТТЦ в результате принятия каждой из альтернатив, выбирается та альтернатива, которая дает наибольший выигрыш при наименьших затратах.
Во второй главе описан цикл корпоративного управления эффективностью функционирования финансово-промышленной группы.
Цикл состоит из трех блоков: маркетингового, функционального, административного.
Маркетинговый блок состоит из анализа возможностей ФПГ и процедуры отбора предприятий - потенциальных участников технологических цепочек.
Функциональный блок состоит из процесса планирования производства, организации взаимодействия и построения функциональной схемы, разработки принципов материального поощрения, процесса диспетчирования текущей деятельности.
Административный блок включает процесс контроля, а также процесс формирования управляющего воздействия.
Практическая применимость теоретических разработок проиллюстрирована в третьей главе.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу структуры ФПГ Консорциум Русский текстиль, на наш взгляд необходимо проанализировать насколько термин консорциум подходит при употреблении в связи с финансово-промышленными группами. Несомненно, ФПГ по своему организационному строению близки к консорциумам.
Как известно, консорциум временная форма совместной деятельности нескольких предприятий, организаций или банков, добровольно объединяющихся на паевой основе на определенный срок для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов, требующей значительных финансовых и экономических ресурсов. Консорциум предполагает разделение ответственности, равные права партнеров и централизованное управление.
С другой стороны ФПГ создается с учреждением юридического лица, на продолжительный срок, в основном за счет перекрестного акционирования, поэтому структура ФПГ носит более устойчивый и долговременный период. Поэтому использование термина консорциум на наш взгляд нецелесообразно.
По нашему мнению, наиболее приемлемым названием было бы
Финансово-промышленная группа Русский текстиль
Реализация цикла корпоративного управления состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, подробно описанных во второй главе (п. 2.1, 2.2). Для иллюстрации возможности практического применения методов корпоративного управления, рассмотрим технологический цикл по производству хлопчатобумажных халатов, который может быть создан на базе производственных мощностей ФПГ Консорциум Русский текстиль.
При этом не исключается возможность привлечения к сотрудничеству предприятий, не входящих в число участников финансово-промышленной группы.
Первый этап цикла анализ возможностей и внутренней структуры ФПГ имеет определяющее значение для дальнейшей реализации цикла управления. От корректности и достоверности анализа зависит успешное завершение проекта и его дальнейшая эффективность.
Первым шагом в рамках данного этапа является изучение положительных и отрицательных аспектов организационной структуры текстильной ФПГ, которая представлена на 3.1.
Положительными аспектами организационной структуры являются:
Все это позволяет маневрировать ресурсами и проводить гибкую инвестиционную политику.
К отрицательным аспектам относятся:
Для устранения возможных отрицательных последствий управляющей компании можно рекомендовать следующую тактику поведения:
Следующим шагом является анализ внутренней структуры ФПГ. В рамках этого шага необходимо выявить номенклатуру продукции и производственные возможности ФПГ Консорциум Русский текстиль, а также провести маркетинговые исследования рынка текстильной промышленности.
Номенклатура продукции выпускаемой на ФПГ "Консорциум Русский текстиль", следующая:
1. Ткани:
1.1. Хлопчатобумажные;
1.2. Льняные;
1.3. Шелковые.
2. Трикотажные изделия;
3. Изделия из хлопка;
3.1. Чулочно-носочные изделия;
3.2. Хлопчатобумажное белье.
Расширение номенклатуры выпускаемой продукции ограничено производственными возможностями предприятий, входящих в ФПГ. Однако возможно увеличение ассортимента в рамках выпускаемой номенклатуры.
В свете этого, руководством управляющей компании разработан проект по производству новый вид продукции: хлопчатобумажных халатов. Сущность проекта заключается в построении текстильной технологической цепочки (ТТЦ) и в эффективном управлении производственным процессом.
Отметим, что предприятие М-Текстиль выпускало до вхождения в ФПГ хлопчатобумажные халаты, но только участие предприятия в ФПГ позволило разработать и реализовать инвестиционный проект, выполнение которого позволит наладить более эффективный сбыт продукции и более полно использовать производственные мощности и ресурсы этого предприятия.
Первой стадией реализации данного инвестиционного проекта является оценка потенциальной емкости рынка. Необходимо отметить, что для полноты анализа необходимо сравнивать ситуацию, которая возникнет после реализации проекта с ситуацией, если проект не будет реализован.
Результаты проведенных статистических исследований, которые представляют динамику изменения среднегодовой потребности в халатах и темпы изменения численности потенциальных потребителей отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Расчет годовой потребности в халатах хлопчатобумажных длямедицинскихцелей
Показатель | Медицинский персонал | Научный персонал | Прочие | Итого | |
Фактически на 1996 | Количество потребителей (тыс. чел.) | 2586 | 402 | 1132 | |
Среднегодовое потребление (шт.) | 2,3 | 2,1 | 1 | ||
Итого за год (тыс. шт.) | 5948 | 844 | 1132 | 7924 | |
Прогноз на 1997 | Количество потребителей (тыс. чел.) | 2571 | 400 | 1130 | |
Среднегодовое потребление (шт.) | 2,3 | 2,1 | 1 | ||
Итого за год (тыс. шт.) | 5913 | 840 | 1130 | 7883 |