d9e5a92d

Контроль результата исполнения рутинной ролевой функции

Этот метод основан на творческой силе группы и бли зок к "мозговой ата ке", в которой из "столкновения ид ей рождается ис тина". Правило и гры просто: надо коллект ивно най ти ряд решений какой -то в полне определенной прикладной проблемы. Ни вед ущий, ни учас тники не должны никаким образом критиковать мнения других учас тников.

Гру ппа должна выск азать максимальное количество идей по поводу одной какой -то ко нкре тной проблем Последняя должна быть относительно прос той, то есть, неразлагаемой на ряд отдельных вопросов.
Различают три фазы та кого рода собраний:
а) вступительная фаза, для щаяся примерно 15 минут. За это время ведущий сообщает метод и правила игры и, наконец, четко и ясно излагает во прос , требующий решения.
б) У зловая фаза собрания изобретателей (брейнсторминга). Это наиболее творческая основная фаза собрания длится около часа; здесь активнос ть участников максимальна и идеи выс казываю тся свободно.
в) Заключительная фаза. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения и х реального применения.

Если у участников собрания под влиянием брейнсторминга возни кнут еще какие-нибудь идеи, они могут сообщить о ни х письменно в течение суток.
Наибольший успех собрания изобретателей буде т обеспечен при соблюдении следующих условий:
- Группа должна состоять примерно из десяти человек.
- Социальный статус участников должен быть примерно равным.
- В гру ппе должно быть всею лишь несколько человек, сведущих в рассматр иваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие с пециальными знаниями, слишком иск усные в том или ином деле, нежелательны.

Их стремление осмысливать высказываемые иде и в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение.
- Собрание должно проходи ть в комфортной и непринужденной обстановке. Люди долж ны быть в состоянии релаксации.

Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен.
- Желательно, чтобы люди знали друг друг а по имени. Небольшая кар точка с именами может быть реше нием этой несложной проблемы.
- Руководитель не должен подавлять группу, однако он должен занимать такое положение, которое позволит ему председательствовать на заседании. Хорошо, если бы в его распоряжении была доска.
-Наблюдатели, являющиеся, по существу, секретарями и располагающиеся за столо м, находятся вне группы. Они фиксируют все, что говори тся, даже то, что, по их мнению, не имеет н икакого значения.

Они должны быть крайне внимательными и записывать даже шутки, ос тро ты и всевозмож ные каламбуры.
При проведении собрания изобретателей следует исходить из того, что нет совершенно абсурдных идей. Напротив, нужно получить как можно больше всяких идей и ни в коем случае не высказывать ценностного суждения ни по поводу сделанных предложений, ни по поводу их авторов.

В данном случае количество важнее качества. Участники не должны прерывать друг друга. Бледная идея, высказанная одним, может навести другого на блестящую мысль.

В жизни есть масса примеров такой индукции.
Во время заседания важно, чтобы руководитель держался в стороне от дискуссии. Его задача заключается лишь в том, чтобы устанавливать форму собрания, определять его ход, придавать ему соответствующее направление, учитывая идеи, высказанные группой.

Кроме того, запрет прерывать другого, диктуемый самими правилами игры, делает из брейнсторминга хорошее упражнение умения слушать п артнера.

Контроль результата исполнения рутинной ролевой функции


В труде субъекта рутинной ролевой функции эвристическая компонента деятельности представлена только тем, что связано с необходимостью самоконтроля и ведения записей о качестве. Когда требуется контролировать эту сторону работы субъекта рутинной ролевой функции, то следует пользоваться теми же средствами, которые применяются к эвристическим ролевым функциям.

Например, организовать заседание соответствующего случаю Совета.
Контроль собственно рутинной деятельности субъекта ролевой функции основан на технических измерениях собственных характеристик объектов (внутренних продуктов), к которым был приложен живой труд "черного воротничка" и анализе результатов произведенных измерений (наблюдений). Ввиду того, что ролевые требования к черным воротничкам сводятся, по большей части, к установлению факта нахождения результата наблюдения в заданном интервале, то практически все трудности контроля исполнения рутинной ролевой функции связаны с методами выполнения измерений (МВИ).
В России создана Государственная Система обеспечения единства измерений (ГСИ), охватывающая все отрасли экономики. В рамках этой Системы действует стандарт


ГОСТ 8.207 Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений.

Основные положения.
Во всех секторах промышленности с 01.01.86 действует документ:
МИ 1317-86 ГСИ Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления.

Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроля их параметров.
В названии последнего документа, как и в других, ему подобных, под словом "продукция" следует подразумевать как товарную продукцию, так и внутренние продукты бизнес-объекта.
Современные методы контроля основываются на широком использовании статистических методов, позволяющих по характеристикам выборки, составленной из "типичных представителей" партии изделий (объектов), к которым был приложен живой труд контролируемого работника. Выборочный контроль позволяет снизить затраты на его проведение.

При выборочном контроле важно, чтобы объем и способ образования выборки обеспечивали ее представительность.
Многогранный и обширный опыт отечественной производственной деятельности отражен в многочисленных Государственных стандартах, относящихся к техническому контролю; некоторые из них названы ниже. Государственные стандарты в равной мере применимы в разных отраслях экономической деятельности, поэтому уделяется особое внимание единообразию понимания содержания стандартов во всех случаях их применения.

В этом смысле важнейшими являются следующие стандарты.
ГОСТ 15 467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 15 895-77 Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения
ГОСТ 18 321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции.
ГОСТ 16 493-70 Качество продукции. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку.

Случай недопустимости дефектных изделий в сборке.
ГОСТ 16 504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции.
ГОСТ 18 242-72 Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля.
Содержание упомянутых документов позволяет решить две основные задачи,
во-первых, найти уже готовые ответы на множество частных вопросов, появляющихся при выполнении технических измерений и интерпретации их результатов.
Во-вторых, решать те из практических задач, способ решения которых в готовом виде не дан в стандартах.

Нормативно-технические документы, регламентирующие контроль деятельности при исполнении рутинных ролевых функций


Первый и последний этапы жизненного цикла большинства видов внутренних продуктов бизнес-объекта обладают специфическими особенностями. А именно:
- любой закупаемый объект, сырье, комплектующие и т.п. подвергаются в успешном бизнес-объекте так называемому входному контролю. Положительный результат входного контроля приводит к тому, что поступивший извне объект идентифицируется как внутренний продукт, с его появлением в соответствующем документе появляется запись о качестве нового поступления в инфраструктуру.
- внутренний продукт, завершенный производством, должен быть испытан и принят как товарный продукт. После этого он имеет два пересекающихся статуса готовый к реализации товар, и внутренний продукт, законсервированный и занимающий место на складе готовой продукции.
Надежные методы входного контроля отвечают требованиям стандарта ГОСТ 24 297-87 Входной контроль продукции. Основные положения. На особенностях вcходного контроля следует остановиться более подробно. Испытания и приемка продукции, включающие приемо-сдаточные и периодические испытания должны быть организованы в соответствии с ГОСТ 15.309-98 Испытания и приемка выпускаемой продукции.

Основные положения.
В соответствии с ним установлено, что "4.1 Изготовленная продукция до ее отгрузки, передачи или продажи потребителю (заказчику) подлежит приемке с целью удостоверения ее годности для использования в соответствии с требованиями, установленными в стандартах и (или ) ТУ, договорах, контрактах". В связи с этой цитатой уместно привести другую выдержку из ранее упомянутого стандарта
ГОСТ 2.114-95 Технические условия. Этот стандарт устанавливает не только форму представления, но и содержание ТУ, в частности:
"4.1 ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:
технические требования;
требования безопасности;
требования охраны окружающей среды;
правила приемки;
транспортирование и хранение;
указания по эксплуатации;
гарантии изготовителя.
Состав разделов и их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции. При необходимости ТУ, в зависимости от вида и назначения продукции, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один"

Контрольные вопросы.


  1. Условия управляемости живого труда.
  2. Процедура контроля исполнения эвристической ролевой функции.
  3. Процедура контроля исполнения рутинной ролевой функции.
  4. Процедура контроля исполнения служебной обязанности.
  5. Государственные стандарты, регламентирующие контроль рутинной деятельности.
  6. Государственные стандарты, регламентирующие контроль эвристической деятельности. Семейства стандартов ЕСКД, ЕСТД и др.
  7. Принципы организации совещания. Порядок ведения совещания.

Нормативно-технические документы, требования которых должны быть выполнены при создании в бизнес-объекте Систем СОМ и НТД


Здесь приведен краткий список нормативно-технических документов, содержание которых может быть продуктивно использовано при проектировании в бизнес-объекте процедур организационно-распорядительной деятельности и при организации штабной работы высшего руководства. Выполнение требований большинства из названных ниже стандартов важно из-за необходимости обращения на внешний рынок труда. Такая необходимость возникает во всех успешных бизнес-объектах; именно поэтому требуется, чтобы Системы СОМ и НТД в бизнес-объекте не слишком отличались от фона, от соседних бизнес-объектов, откуда можно черпать (перетаскивать) кадры.

В противном случае потребуется неоправданно длительное вводное обучение, возрастают риски промахов13 в работе у новых работников бизнес-объекта.
ГОСТ 2.116-84 Карта технологического уровня и качества продукции.
ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство.
Порядок проведения научно-исследовательских работ.
ГОСТ 15.601-98 Система разработки и постановки продукции на производство.
Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения.
ГОСТ 27.202-83 Надежность в технике. Технологические системы.
Методы оценки надежности по параметрам качества изготовляемой продукции.
ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности
отказов. Основные положения.
ГОСТ 26 583-85 Система технического обслуживания и ремонта технологического оборудования машиностроительных предприятий. Металлорежущее, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.
Порядок разработки и правила составления руководства
по эксплуатации и ремонтных документов.
ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.
ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки.
ГОСТ 2.111-68 ЕСКД. Нормоконтроль.
ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.
ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение.
ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект.
ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект.
ГОСТ 2.501-88 ЕСКД. Правила учета и хранения.
ГОСТ 2.503-90 ЕСКД. Правила внесения изменений.
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 2.602-95 ЕСКД. Ремонтные документы.
ГОСТ 15.001-88 СРПП. Продукция производственно-технического назначения.
ГОСТ 15.005-86 СРПП. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства,
собираемых на месте эксплуатации.
ГОСТ 15.009-91 СРПП. Непродовольственные товары народного потребления
ГОСТ 15.311-90 СРПП. Постановка на производство продукции по технической
документации иностранных фирм.
ГОСТ 3.1001-81 ЕСТД. Общие положения.
ГОСТ 3.1102-81 ЕСТД. Стадии разработки и виды документов.
ГОСТ 3.1105-84 ЕСТД. Формы и правила оформления документов общего
назначения.
ГОСТ 3.1116-79 ЕСТД. Нормоконтроль.
ГОСТ 3.1118-82 ЕСТД. Формы и правила оформления маршрутных карт.
ГОСТ 3.1119-83 ЕСТД. Общие требования к комплектности и оформлению
комплектов документов на единичные технологические процессы.
ГОСТ 3. 1121-84 ЕСТД. Общие требования к комплектности и оформлению
комплектов документов на типовые и групповые технологические процессы (операции).
ГОСТ 3.1122-84 ЕСТД. Формы и правила оформления документов специального назначения.

Ведомости технологические.
ГОСТ 3.1127-93 ЕСТД. Общие правила выполнения текстовых технологических
документов.
ГОСТ 3.1128-93 ЕСТД. Общие правила выполнения графических технологических документов.
ГОСТ 3.1129-93 ЕСТД. Общие правила записи технологической информации
в технологических документах на технологические процессы.
ГОСТ 3.1130-93 ЕСТД. Общие требования к формам и бланкам технологических документов
ГОСТ 3.1201-85 ЕСТД. Система обозначения технологической документации.
ГОСТ 3.1502-85 ЕСТД. Формы и правила оформления документов на технический контроль.
ГОСТ 3.1507-84 ЕСТД. Правила оформления документов на испытания
ГОСТ 3.1901-74 ЕСТД. Нормативно-техническая информация общего назначения, включаемая в формы технологических документов.
ГОСТ 14.206-73 Технологический контроль конструкторской документации.
ГОСТ Р. 6.30-97 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов.
ОК 011-93 Общероссийский классификатор управленческой документации.

Заключение

Менеджмент, понимаемый как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц14 есть феномен, свойства которого Общество изучает в свете исторически складывающегося социального и организационно-технического опыта. Традиционный подход к изучению менеджмента использует в качестве исходных посылок выводы многих специальных наук.

По этому признаку традиционный подход к изучению менеджмента является феноменологическим15, для которого характерно использованием индуктивной логики. В рамках такой логики получают, хотя и необходимые, но не достаточные выводы для доказательного описания сути менеджмента.
Для другого, дедуктивного подхода к изучению менеджмента характерно движение от общего к частному. Продуктивность этого, так называемого, ноуменологического16 подхода зависит от истинности исходных посылок.

Если исходные положения адекватны реальному миру, то методы формальной логики приводят к истинным суждениям о каких-либо частностях изучаемого феномена.
Представленная здесь модель менеджмента качества является результатом цепочки заключений и выводов, основанных на концептуальном утверждении (или постулате) о том, что необходимым условием получения качественной продукции является качественный труд прямых и косвенных участников производства этой продукции. Главенствующее положение логики в деле умопостижения объектов реальной действительности характерно для ноуменологического подхода к изучению менеджмента. С ним связана единственная из известных школ исследователей менеджмента школа научного управления (management science, MS), появившаяся на базе исследования операций (operations research, OR), иногда ее называют школой экономико-математических методов (MS/OR).

Все из наиболее известных других школ17, связаны с индуктивным подходом к менеджменту. Граница между двумя названными не антагонистическими походами к постановке исследований весьма условна; подходы легко проникают друг в друга.

А что касается методов исследований, то они и вовсе имеют отчетливую тенденцию к объединению.
Практически любая попытка повысить прикладную ценность результатов исследований при феноменологическом подходе к постановке исследовательской задачи, требует систематизации того факторного пространства, в котором рассматривается изучаемый объект. Результатом систематизации является, в конце концов, то, что исследователи отыскивают и начинают учитывать зависимости между теми факторами, которые ранее считались ими независимыми. Учет вскрытых взаимозависимостей, как правило, усложняет и делает более трудоемким получение практически значимых научных выводов. Это приводит к тому, что отыскание общих решений становится все более трудным, а иногда непреодолимо трудным.

Приходится довольствоваться получением частных решений, которые всегда приближенные.
В отсутствие общего решения задачи о менеджменте, оценить степень приближенности частного решения бывает невозможно. Так называемый ситуационный подход, то есть, решение только частых задач менеджмента является, в некотором смысле, конечным этапом эволюции фенменологического подхода, вплотную подводящего исследователя к необходимости использования ноуменологического подхода к объекту исследования.

Такова диалектика исследований менеджмента, которая, во-первых, подтверждается историей вопроса; во-вторых, подводит современных исследователей к использованию экономико-математических методов исследований менеджмента с целью отыскания эффективных вариантов менеджмента в любых предлагаемых обстоятельствах.
Подавляющее большинство известных к настоящему времени исследований менеджмента были поставлены в рамках феноменологического подхода к менеджменту, чему есть множество причин, в основе которых лежит принцип соответствия предложения имеющемуся спросу. В самом деле, в собирательном портрете заинтересованного потребителя научных исследований менеджмента в подавляющем числе случаев легко узнать линейного управляющего, действующего на уровне ниже белых воротничков. Этого труженика в любом бизнес-объекте интересует конкретика, ему нужен универсальный инструмент, способный помочь ему быстро принять правильное решение в динамично меняющейся ситуации; именно этот инструмент он желает получить из рук исследователей менеджмента. Линейному менеджеру (приказчику) чужды абстракции и прочие научные штучки.

Авторы солидного учебника [20], имея в виду положение в экономике США, замечают, что до 60х годов прошлого столетия в США было очень мало менеджеров, которые имели образование, достаточное для понимания научных штучек, прежде всего - методов моделирования сложных явлений, каковым является менеджмент. То есть, до 60-х годов американские менеджеры явочным порядком голосовали за феноменологический подход к изучению их повседневной деятельности; они не были готовы к восприятию математических сложностей, неизбежных при ноуменологическом подходе к изучению менеджмента. К этому следует добавить, что склонность мирового института менеджеров в начале XXI века удовлетвориться феноменологическим подходом, подтверждается и, одновременно, поддерживается позицией Международной организации по стандартизации (ИСО).

В тексте МС ИСО 9001:2000 сказано: На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Из этой фразы следует, что Международная Организация по стандартизации пропагандирует ситуационный подход и не имеет цели навязать какую-либо универсальную систему менеджмента качества.

Из контекста приведенной цитаты можно заключить, что ИСО, по-видимому, не имеет за душой общей модели менеджмента и как следствие этого не может иметь модели системы менеджмента качества.
Нет общей модели менеджмента и в кругах российских ученых. Об этом свидетельствует то, что Государственный университет управления совместно Национальным фондом подготовки кадров опубликовали 17-ти томную Модульную программу для менеджеров. Модули 410, 13 17 в этой программе содержат более или менее развернутые формулировки различных прикладных задач, из числа тех, которые представлены или могут быть представлены в перечне таких задач, показанном на рис.1.

А модули 11 и 12 можно определить как целевые программы. Из того, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует названную модульную программу в качестве учебного пособия для ВУЗов, следует вывод, что феноменологический подход к изучению менеджмента в России благословлен еще на длительное время, соизмеримое с периодом дееспособности сегодняшних выпускников ВУЗов.
В 60-х годах в США (Самуэльсон, Эрроу и др.) и в СССР (Кантарович Л.В., Моисеев Н.Н. и др.) практически одновременно начали интенсивно развивать экономико-математические методы. История этих методов началась в средине XIX века, но энергично развиваться они стали только после второй мировой войны, с появлением компьютеров.

К настоящему времени в основном созданы условия для развертывания работ по созданию автоматизированных баз знаний и экспертных систем с искусственным интеллектом, которые могут стать важнейшими элементами в разомкнутой системе управления крупномасштабным бизнес-объектом. Задача такого рода ждет своего практического решения. Постановщики и решатели такой грандиозной задачи должны исповедовать ноуменологический подход к менеджменту. Разработка системы менеджмента качества является попыткой двинуться в этом направлении.

В России (в СССР) долго был актуальным призыв догонять кого-то и даже перегонять лидеров. Если американские менеджеры первыми реализуют научные заделы 60-х годов, то мы по-прежнему останемся в роли догоняющих, хотя отечественные научные заделы в области экономико-математических методов не уступают иностранным. Увы, Модульную программу для менеджеров можно уподобить роскошному тренажеру, на котором готовят к соревнованиям догоняющих.

В то время как следовало бы учить будущих менеджеров бегать наперерез.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алексеева А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми - СПб.: Экономическая школа, 1993.
2. Андреева В.И. Делопроизводство. Требования к документообороту фирмы (на основе ГОСТов РФ). / 3-е изд. , перераб. и доп.,- М.: 1996
3. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров: Основы квалиметрии. М.; Экономика, 1990.-
4. Атаев А.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации -М.: Экономика, 1988
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека -М.: МИРТ, 1990
6. Вудкок М., Фрэнсис А. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. -М.: Дело ЛТД, 1999
7 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала в 2 томах. М.: МНИИГУ, 1996
8. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения . Общие требования к документам и службам документационного обеспечения М.: Главархив СССР, ВНИИДАД, 1991
9. Дункан У. Джек Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. М.: Дело 1996
10. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений М.: Экономика 1984
11. Зотов В.В., Ленский Е.В. Задачи и организационные основы менеджмента М.: Корона-принт 1996
12. Кабаков В.С., Пороховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: Проблема программа решение Л.: Лениздат, 1990
13. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990
14. Кон Ховард, Эдуард Коротков Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства М.: Инфра М, 1996
15. Куняев и др. Организация работы с документами -М.: Инфра М, 1998
16 Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях ОАО Типография Наука.М.:2000
17. Ленд П.Э. Менеджмент - искусство управлять (секрет и опыт) -М.: Инфра-М,1995
18 Литвак Б.Г. Управление решениями. М.:ЭКМОС, 1998
19. Под редакцией чл.-кор АН СССР Б.Ф.Ломова Основы инженерной психологии -М "Высшая школа", 1977
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: "Дело" 1992
21. Мильнер Б.З Теория организации - М.: Инфра-М, 2000
22. Мишин В.М Управление качеством -М. ЮНИТИ 2000.
23. Глудкин и др. Всеобщее управление качеством. -М, "Радио и связь"1999.
24. Паркинсон С.Н., Рустамжи М.К. Бизнес - это люди -М.: МИРТ, 1995
25. Робер М-А, Тильман Ф. Психология Индивида и группы/пер. с франц. -М.:"Прогресс" 1988
26. Руководителю о принятии решений / В.Н.Цигичко -М.: АО "Ассиана", 1995
27. Современное управление. Энциклопедический справочник / Пер. с англ., Т1-2, - М.: Издатцентр 1997
28. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения - М.: "Прогресс", 1991
2.9. Холл Ричард Организация: структуры, процессы и результаты / Пер. с англ. -СПб: "Питер", 2000
30 Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджмента -М.: АО "Ассиана" 1996
31 Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. - Тольятти: Издательский дом "Довгань" 1995
32 Спивак В.А.Корпоративная культура Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск Питер 2001.
33 Путь в XXI век. Под редакцией академика РАН Д.С.Львова. М. Экономика 1999



Содержание раздела