d9e5a92d

Восемь факторов, отражающих когнитивную структуру


В результате было выделено восемь факторов, отражающих когнитивную структуру восприятия хорошо знакомого другого человека: 1) сознательная моральность и положительная оценка; 2) деловитость и личностная сила; 3) жизнерадостная экстраверсия и активность; 4) тонкость и культура общения (коммуникабельность); 5) простодушный альтруизм; 6) самовлюбленность и упрямство (эгоцентризм); 7) отчаянная смелость (рисковость); 8) эмоциональная устойчивость. Авторы подразделяют полученные измерения на три группы: эмоционально-оценочные факторы, объективные характерологические свойства, аксиологические категории обыденного сознания. Важно подчеркнуть, как это делают авторы цитированного исследования, что наиболее продуктивное применение методики личностного дифференциала лежит не в выявлении приписываемого объекту перцепции содержания (будь то другой человек или сам субъект описания), а в выявлении того, как субъект это делает, т.е. в специфической связи между дескрипторами-прилагательными и в различиях описаний разных людей. Описывая себя или другого, человек раскрывает себя самого, но не столько тем, - какие качества он воспринимает, сколько тем, какие "измерения" он использует. Число и независимость измерений являются показателем его "когнитивной сложности" [97].
Число и содержание выделенных измерений оказываются, однако, сильно зависимыми от того, какие объекты шкалируются, что выступает в качестве шкал и как производится обработка результатов. Примером может служить исследование, проведенное О.Тзенгом, в котором уже непосредственно анализировались размерность и содержание представлений о самом себе [233].
В этом исследовании "Я-концепция" в своем когнитивном аспекте выступила как система независимых и как бы вложенных друг в друга субъективных семантических пространств. Система представлений о себе включает разные варианты "идеальных Я", "прошлое Я" и "настоящее Я". Каждый из этих "Я-образов", в свою очередь, расположен в двух других субъективных пространствах - аффективном (включающем оси: оценка, сила, активность) и денотативном (включающем оси: моральность, идеализм-реализм, зрелость). Отметим, что такое представление о "Я-концепции", действительно отражая некоторые важные черты ее строения, является лишь моделью реально существующих когнитивных структур.

Уже иной состав шкал и шкалируемых понятий может дать существенно отличающиеся результаты.
Исследование также показывает, что эмпирически выделяемые оси, или измерения, могут не совпадать с априорно постулируемыми. Так, постулированное автором измерение "супер-эго - ид" не выделилось в эксперименте, зато выделились сразу три разных "идеальных Я": "социальное", "семейное", "собственное". "Прошлое", "настоящее", "будущее Я", как выяснилось, не лежат на одной оси, а составляют три независимых измерения, т.е. в самосознании, по данным Тзенга, настоящее не выводимо из прошлого, а будущее не есть экстраполяция настоящего. Эти данные показывает, что какими бы сами собой разумеющимися не казались априорно постулируемые измерения "Я-концепции" или виды "Я-образов", это еще не означает, что именно так структурировано самосознание человека.
Наконец, данный эксперимент показывает, что эмоциональные и оценочные компоненты органически вплетены в "Я-концепцию". Однако только осгудовские "оценка", "сила", "активность", так же как денотативное измерение "моральность", не исчерпывают, конечно, строения эмоционально-ценностного отношения к себе (в другой терминологии - самоуважение).
Задача выявления строения "Я-концепции" оказывается еще более сложной, если учесть, что конечные результаты зависят не только от того, что и с помощью чего шкалируется, но и от не лежащей на поверхности модели самопознания, предполагаемой самой экспериментальной процедурой. Поясним эту мысль. Экспериментальная парадигма большинства исследований такова: субъект выносит некоторые суждения о других людях или о себе самом, и по тому, как он это делает (но не потому, что он конкретно приписывает другим или себе), восстанавливается лежащая в основе этих суждений категориальная структура представлений о других людях или о самом себе. Однако то, что выявляется, существенно зависит от того, какие условия вынесения суждений моделируются.



Так, если экспериментальная процедура основана на описании каких-то лиц из окружения испытуемого или самого себя с помощью заданного списка дескрипторов-прилагательных, фиксирующих те или иные человеческие черты, качества, особенности, то фактически моделируются следующие особенности самопознания.
1. Субъект выносит категорические, абсолютные суждения о другом человеке (или о самом себе), так сказать абстрагированные от ситуации проявления той или иной черты. Конечно, в экспериментальной ситуации человек способен на такие суждения. Однако действительно ли так происходит в реальной жизни человека, в его реальных процессах познания и самопознания?

Уже наблюдения над испытуемыми показывают, что они порой испытывают сильные затруднения при отнесении тех или иных прилагательных к объекту оценки. Как, например, можно утверждать, что человек грубый безотносительно к ситуации проявления грубости? Так, человек может быть груб с врагами и нежен с друзьями.

Или, как сказать про человека - робкий, если он робок лишь в отношениях с девушками, но смел в постановке профессиональных задач и их разрешении?
2. Субъект выносит свои суждения "ни для чего", "просто так", т.е. не имеет специальной мотивации для своего познания или самопознания. Соответственно снимается и вопрос о мотивированности выбора того или иного термина для описания или самоописания.
Известно, однако, насколько разнится восприятие другого человека от профессиональных задач или характера отношений с ним [20]. Добавим также, что в реальной жизни объект описания (в том числе и сам субъект) мог и не проявиться в таких качествах, например, как "надежность", "вкрадчивость", "изящество". Однако субъект может в экспериментальной ситуации оценивать свой объект и по этим параметрам, в результате может возникнуть фантомная сложность или, наоборот, простота самоописания и описания, которым не будет аналогов в сознании и самосознании.
3. Субъект выносит свои суждения о человеке вообще, на основании общего впечатления о нем (или о себе). Конечно, и на основе первого общего впечатления можно составить суждения о человеке [20], однако во множестве других ситуаций в основе суждений уже лежат поступки человека, предполагающие определенные мотивы.
Иная модель познания и самопознания, в некоторых отношениях преодолевающая ограничения вышеизложенной, положена в основу экспериментальной процедуры, разработанной Дж.Келли, теория и метод которого подробно проанализированы в отечественной литературе [53, 141]. Предложенный им репертуарный тест содержит ряд существенных отличий от метода личностного дифференциала. Во-первых, он предполагает не ситуацию оценки, а ситуацию сравнения, в которой, конечно же, могут использоваться оценочные категории, но это полностью зависит от испытуемого и действительно может его характеризовать.

Во-вторых, свободный выбор категорий при операции сравнения известных ему людей делает эту процедуру гораздо более моделирующей реальное познание человеком других людей и себя, а также делает мотивированным и не случайным набор тех или иных различающих категорий.
Эти особенности репертуарного теста Келли полностью соответствуют характеру его теории. В основе этой теории лежит представление о человеке, который является, прежде всего, субъектом мышления, а не субъектом деятельности или общения. Личность отождествляется с субъектом мышления, последнее рассматривается в своем структурном аспекте. Конструкт - центральная категория теории - представляет собой различающую дихотомию.

Личностные процессы направляются по руслам конструктов, последние также служат основой для различения личностей.
Сильным моментом этой теории является именно идея дихотомической организации сознания и мышления, подробная разработка представлений о свойствах конструктов и влиянии системы конструктов на интерпретацию внешних событий и собственное поведение. Однако развитие сознания, мышления и самосознания, представляемое в теории Келли как развитие, системы конструктов, оказывается замкнутым на самое себя. Реальный действующий субъект выпадает из системы анализа.
Другое направление исследований, к которому отчасти принадлежит Дж.Келли, исходит не из анализа структур сознания и самосознания, организующих представления человека о другом человеке или самом себе, а из анализа самого процесса познания. Один из возможных теоретических ходов в этом анализе - это распространить представление о процессах или механизмах социальной перцепции (познания другого человека) на самопознание. Так, Г.Я.Розен высказывает гипотезу, что такие механизмы социальной перцепции, как стереотипизация и категоризация (приклеивание ярлыков), логическое умозаключение на основе отдельных фактов поведения, вчувствование, опора на интуицию, проекция, эффект "ореола", влияние имплицитной теории личности, инертность представлений, стремление к внутренней непротиворечивости, характеризуют также и самопознание [103, 56-57].



Содержание раздела