d9e5a92d

Размерность эмоционально-ценностного отношения


Эмоциональное отношение к человеку - другому или самому себе - специфично. В психологии существует большое количество иногда недостаточно четко разделенных терминов, обозначающих этот аспект самосознания. К ним относятся самоуважение, самоприятие, самоотношение, эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональный компонент самооценки. Советские авторы также употребляют разные термины. Так, И.С.Кон вслед за М.Розенбергом [57] говорит о самоуважении, определяя как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок [57, 71].

И.И.Чеснокова использует термин "эмоционально-ценностное отношение личности к себе", определяя его как "вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, "открывает" относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения" [138, 109].
Эмоционально-ценностное отношение или самоуважение может также осмысляться с использованием различных психологических категорий. Можно сказать, что эмоционально-ценностное отношение личности к себе есть чувство, если последнее определять, по А.Н.Леонтьеву, как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций" [73, 555]. Можно использовать категорию отношения, как это делал В.Н.Мясищев, используя эту категорию как родовую по отношению к видам отношений - эмоциональному (привязанность, любовь, симпатия), моральному, этическому [91].

Можно использовать категорию социальной установки, как это делают М.Розенберг и И.С.Кон [57], можно также использовать и понятие установки в ином, нетрадиционном смысле, в котором оно используется, в частности, в работах А.Г.Асмолова [14]. Использование того или иного категориального аппарата само по себе, однако, не приводит к решению содержательных проблем.
Ниже мы затронем две проблемы, возникающие при анализе эмоциональной составляющей самосознания. Первая из них касается размерности эмоционально-ценностного отношения к себе.
Является ли отношение к себе одномерным? В большинстве исследований неявно предполагается, что эмоционально-ценностное отношение к себе является одномерным; говорится о высоком или низком самоуважении, о высокой и низкой самооценке. С этой точки зрения сложностью обладает лишь сам объект отношения - образ "Я", но не отношение к нему.

Но сложность, многомерность "Я" косвенно предполагают сложность отношения к "Я". При такой постановке проблемы эмоционально-ценностное отношение рассматривается как чувство, и вопрос о размерности - это вопрос о независимых составляющих этого чувства.
В подходе к этой проблеме мы опирались на представление о трех уровнях самосознания. Анализ размерности эмоционально-ценностного отношения требует рассмотрения его как чувства, но чувство - это категория, описывающая психическую жизнь индивида. В самом деле, можно не считать пятилетнего ребенка обладающим личностным самосознанием, но никто не откажет ребенку в признании его способным на чувства. Хотя и в возникновении человеческих эмоций большую роль играют врожденные биологические механизмы, чувства специфические предметные обобщения эмоций - воспитываются как и многие другие психические способности.

При этом развитие чувств проходит тот же указанный Л.С.Выготским путь от интер- к интрапсихической функции. Сначала ребенок воспринимает чувства других людей, близких, и в общении с ними воспринимает саму структуру чувства. Для нас это положение оборачивается важным тезисом, имеющим непосредственное отношение к экспериментальному исследованию.

Размерность эмоционально-ценностного отношения к себе можно исследовать путем анализа размерности эмоционально-ценностного отношения к другому. Хотя по содержанию в каждом конкретном случае они могут не совпадать, сама структура отношения как чувства является инвариантом. Выявление размерности эмоционально-ценностного отношения, помимо прочего, - шаг в направлении разработки типологии самосознания.


Вторая проблема возникает при подходе к эмоциональной составляющей самосознания со стороны общения.
В свое время С.Л.Рубинштейн высказал идею о триединой структуре отношения человека к самому себе, хотя ему и не довелось подробно развить эту идею. Кроме непосредственного отношения к себе, можно выделить еще и отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми. "Дело не только в том, что мое отношение к себе опосредовано моим отношением к другому (формула К.Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого" [107, 336]. Таким образом, самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.
Можно развить эту мысль дальше и задаться вопросом, кто он, этот другой, интроецированный в самосознание? В реальной жизни нас окружает множество реальных других людей, как происходит их обобщение? Мы предполагали, что такое обобщение идет по двум линиям - обобщение того, что можно назвать не-Я, т.е. обобщение отсутствующих у себя качеств, свойств, особенностей, и тогда другой - это тоже человек, но непохожий на субъекта, и обобщение присущих самому субъекту качеств - тогда речь идет о похожем другом.

Необходимо отметить, что сейчас речь идет об общей структуре функционирующего самосознания, а не о его генезисе. В генезисе самосознания, того его уровня, который мы обозначили как самосознание индивида, общение и взаимодействие именно с реальными другими является определяющим фактором. Однако это общение тоже приобретает свою интрапсихическую форму - реальное общение превращается в аутообщение, реальная "персонологическая" структура, предполагающая более близких и более далеких субъекту партнеров по общению, превращается в его феноменальную структуру.
РАЗМЕРНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
В словаре любого языка можно найти множество слов, обозначающих различные эмоциональные отношения к другому человеку и к себе: "Он мне (я себе) противен, я его (себя) ненавижу, люблю, боюсь, остерегаюсь, я им (собой) восторгаюсь, я им (собой) умиляюсь" и т.д. и т.п. Большинство из них относится и к ситуативным состояниям (эмоциям), и к стойким отношениям (чувствам) одновременно. Существует ли нечто общее в отношениях, обозначаемых той или иной группой слов? Ответ на этот вопрос можно искать двумя путями.

В первом случае можно попытаться выделить базовые классы эмоциональных отношений так, чтобы элементы каждого класса содержали свои, не имеющиеся у элементов другого класса признаки. По этому принципу построена дифференциальная теория эмоций [46]. Считается, что фундаментальные эмоции - интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение и др. - имеют каждая свой а) специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы и в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество [46].

С этой точки зрения несводимых друг к другу эмоциональных отношений должно быть никак не меньше фундаментальных эмоций, так как почти каждая из них может при соответствующих условиях стать стойким эмоциональным отношением, чувством (ср. эмоция любви - чувство любви, эмоция вины - чувство вины и т.д.).
Другой путь - попытаться выделить некоторую или некоторые универсальные оси, психологические измерения, на которых оказалось бы возможным расположить внешне различные эмоциональные отношения так, как если бы в пределах данной оси они имели только количественные различия. Так, например, уже простое сопоставление отношений, передаваемых антонимическими парами "любить-ненавидеть", "дружить-враждовать", "относиться доброжелательно-недоброжелательно", позволяет заметить некоторую общность, некоторую содержательную ось. Концы этой оси могут быть заданы парой "любить-ненавидеть", а остальные отношения расположатся между ними.
В ряде исследований межличностного поведения такая попытка была предпринята. Первой и наиболее известной "моделью" является разработанная Т.Лири двухмерная модель межличностных отношений [196]. Состоящий из восьми октантов круг интерперсональных отношений образовывался двумя осями "любовь-ненависть (неприязнь)" и "доминирование-подчинение".

Любое поведение относительно другого человека характеризовалось как комбинация вкладов по соответствующим осям: так, учить есть пропорция любви и доминирования, а хвастовство-пропорция доминирования и неприязни.
Аналогичная ось ("любовь-ненависть") была выделена и в ряде исследований детско-родительских отношений [153; 224; 225], в исследованиях межличностной привлекательности [182]. Несомненно, что отношение человека к человеку в эмоциональном аспекте имеет знак и может быть позитивным или негативным, принимающим или отвергающим, с симпатией или антипатией, с любовью или с ненавистью. Однако действительно ли эмоциональное отношение одномерно, или внутри измерения "позитивное-негативное" можно выделить иные независимые оси (параметры измерения)?



Содержание раздела