Каждый, кто желает добиться успеха в онлайновом бизнесе, прекрасно знает, что ему нужно учиться писать большое количество отличных статей (если, конечно, он этого пока не умеет, а, как правило, так и бывает). Таким образом, спрос на данный материал имелся весьма значительный, и таковым остается до сих пор.
Преподнести аудитории этот фильм тоже не составляло труда - УТП коммерческого предложения лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и прочитать - изумительно работает и по сей день, тем более что люди, проработавшие над массой письменных материалов по написанию статей и уже упавшие духом, получают возможность наконец-то добиться того, чему они хотят научиться.
Таким образом, с первого же момента существования на рынке данного фильма, продавать его большими тиражами не составляло никакого труда (это так и по нынешний день, и на протяжении ближайших пары лет, я уверен, картина не изменится). Но вот вопрос - как я додумался до такой оригинальности и нестандартности, благодаря которой пополнил свой ассортимент очередным бестселлером?
Писать статьи я научился еще во время учебы в институте. После того, как я овладел данным навыком (на самом деле ничего сложного в этом нет) и выдержал испытание в печати (мои статьи на различные темы юриспруденции неоднократно публиковались в различных межвузовских сборниках научных трудов), я понял, что могу научить писать отличные статьи практически любого человека.
Но в процедуре обучения была одна важная тонкость.
Я довольно быстро заметил, что в этой процедуре самое главное - не те записи и конспекты о написании статей, которые остаются у тех, кого я учил, а именно сам процесс. Не один раз в аудиториях института я с мелом и указкой работал у доски, наглядно показывая, как создается статья, какой структурой она обладает и как должна выглядеть.
И именно эта демонстрация и приносила результат, именно она была самым важным звеном во всех занятиях.
Впоследствии, когда я уже занимался собственным онлайновым бизнесом и учил некоторых людей написанию авторских статей персонально, я в очередной раз убедился в важности этой процедуры.
И тогда мне в голову и пришла эта нестандартная идея. Если важна сама демонстрация и именно она приносит результат - какой смысл писать руководство в виде электронной книги?
Не лучше ли создать фильм по данному вопросу, в котором и преподнести эту самую демонстрацию, тем более что, в отличие от доски, мела и указки, процесс будет выглядеть гораздо нагляднее и понятнее?
Сказано - сделано. При помощи программы Macromedia Captivate такой фильм был создан.
Все остальное Вы уже знаете. Вот и весь секрет.
Идея по сути пришла ко мне не из сферы онлайнового бизнеса, а совершенно из других источников - из моего личного опыта, который я получил еще много лет назад в институте. Но ее нужно было разглядеть и превратить в оригинальный информационный цифровой товар, что я и сделал. Не уверен, что мне бы это удалось, если бы я искал подобную идею в материалах по электронному бизнесу, отвергая то, что у меня уже было .
Пример второй. Он касается одного из самых удачных моих проектов, созданию и развитию которого я до сих пор периодически поражаюсь сам -моего Клуба клиентов Павла Берестнева, сайт которого находится по адресу: http://www.berestneff-club.ru.
Аналогов подобному Клубу я не встречал ни в Ру NET’е, ни на Западе. Впрочем, на Западе нечто подобное имеется, но те проекты создаются на основе несколько иных идей и преследуют другие цели.
Что это за Клуб и в чем его суть - Вы можете прочесть на сайте Клуба, я же сейчас хочу рассказать Вамо том, как мне пришла идея его создания.
А дело было до банальности просто. Я читал книгу Дональда Трампа под названием Искусство заключать сделки (честно говоря, обожаю Трампа, он
один из моих любимых писателей на тему предпринимательства). На одной из страниц, в рамках довольно-таки коротенького абзаца Трамп вскользь и весьма поверхностно упомянул о том, что в одном здании существовал магазин, у лучших клиентов которого имелись специальные карточки, дающие право на получение VIP-сервиса в данном магазине.
В частности, клиент имел право забрать любой понравившийся товар, расписаться и уйти, а счет ему присылали потом. И так далее - возможностей VIP-сервиса было много.
Еще раз подчеркну: об этом говорилось, наверное, в пределах 10 строк, лаконично и поверхностно. Трамп упомянул об этом магазине просто потому, что он находился в здании, которое он приобретал в момент описываемых событий.
Но мне этого хватило.
Мне очень понравилась мысль о VIP-сервисе, специальных картах и лучших клиентах. Взяв лист бумаги формата А4, я записал все, что мне пришло в голову в данной связи относительно собственного бизнеса. Затем я сделал следующее:
Что это дало моим клиентам? Массу выгод, в том числе - возможность восстановления любого купленного у меня и утраченного по каким-либо причинам (на стороне клиента) товара в любой момент и без моего участия, покупку товаров у меня в кредит, доступ к массе качественного контента, который я не имею права продавать, но не желаю и раздавать бесплатно и т.п... выгоды, полученные моими VIP-клиентами, на самом деле многообразны.
Что получил я? Собранную в одном месте группу высокоцелевых клиентов, с которыми у меня сложились отношения максимального взаимного доверия, которые готовы покупать мои товары снова и снова, причем не только те товары, которые я продаю массово, а и те, которые я разрабатываю для определенных групп клиентов - это очень дорогие товары, хотя на самом деле они стоят в десятки и сотни раз больше тех денег, которые я за них взимаю.
Итоговые выводы? Укрепление репутации, формирование рынка для сбыта очень дорогих информационных товаров, предоставление широким массам моих клиентов веского стимула становиться моими лучшими клиентами, обеспечение лучшим клиентам максимальных возможностей сервиса и получения интересующей их информации - перечислять можно до бесконечности.
Благодаря чему? 10 строкам из книги Трампа, не
относящимся не только к онлайновому бизнесу, но, по большому счету, и к содержанию его книги.
Думаю, вряд ли какая-нибудь другая идея в рамках онлайнового информационного бизнеса в PyNET’e может быть названа столь нестандартной и принести тот успех, которого я достиг в результате создания своего Клиентского Клуба.
Как видите, в обоих примерах нужные идеи были почерпнуты не из материалов по онлайновому бизнесу. Именно поэтому, с моей точки зрения, они и являются нестандартными. И подобных примеров я могу привести Вам не одну сотню - все из моего личного опыта и опыта работы моих коллег.
Поэтому повторю еще раз - если Вам нужна нестандартная идея - ищите ее в нестандартном месте.
Могу сказать больше - потрясающие идеи и возможности окружают нас всегда и повсюду, просто мы зачастую их банально не видим или совершенно глупо игнорируем. Я уже неоднократно писал о так называемой предпринимательской наблюдательности, которую должен развивать и поддерживать в себе каждый бизнесмен, если он желает стать успешным. Именно эта наблюдательность помогает нам видеть отличные и прибыльнейшие идеи для собственного бизнеса там, где наши конкуренты даже не помышляют их искать.
Знаете, это как в одной из песен Кинчева: Он видит простор там, где мне видна стена.... Очень важно видеть простор именно там, где Ваши конкуренты ничего кроме стены не наблюдают - это и станет Вашим главным преимуществом перед ними.
Раскрытию темы предпринимательской наблюдательности посвящено немало заметок на моем блоге под названием Лаборатория онлайнового бизнеса - и советую Вам почитать там об этом -это на самом деле интересно и весьма полезно!
И хочу еще раз повторить одну из своих любимых фраз: мало того, что окружающие нас люди, вещи, материалы и события способны многому нас научить, преподнести массу неподражаемых идей и пр. - они дают нам все это совершенно бесплатно. Было бы крайне неразумно не воспользоваться таким щедрым подарком.
Павел Берестнев: Как я уже говорил, в первую очередь это -способствующая рождению идей обстановка и, конечно же, наличие под рукой нужных средств фиксации. Ибо мало увидеть идею - ее необходимо зафиксировать для дальнейшей проработки.
Андрей Скоробогатов: Какие способы нахождения идей можете выделить Вы?
Павел Берестнев: Способ нахождения идей для меня уже долгие годы один и тот же - создать ситуацию, при которой идеям наиболее просто посетить меня, затем, применяя свою предпринимательскую наблюдательность, увидеть и осознать эти идеи и, наконец - зафиксировать их, после чего в нужное время - развить и претворить в практику своей работы.
Вот и весь способ, и весь мой алгоритм. Ибо я давно уже на собственном опыте понял, что гоняться хотя бы за одной идеей - дело весьма трудное, долгое, утомительное, а зачастую - и просто бесполезное. Гораздо проще сделать так, чтобы идеи сами гнались за нами, причем в огромных количествах.
Но тут есть тонкость - не стоит убегать от них, нужно быть готовым встретить их во всеоружии и крайне желательно ни одной не упустить.
Павел Берестнев: Я фиксирую их целым рядом самых различных способов. Лично для меня конкретный способ фиксации той или иной идеи зависит от обстановки, в которой она меня посетила.
Глубоко убежден, что подобным подходом к фиксации идей должен руководствоваться каждый предприниматель, но навязывать свою точку зрения не собираюсь. Каждый сам для себя решает как ему лучше и удобнее работать.
Что же касается меня, то я использую в своей работе следующие инструменты фиксации:
диктофон;
небольшой блокнот;
текстовый редактор Блокнот из стандартной комплектации операционной системы Microsoft Windows;
программу Golden Section Notes;
листы бумаги формата А4.
Каждый из этих инструментов стоит рассмотреть подробнее.
Диктофон я использую для фиксации идей в тех ситуациях, когда у меня нет доступа ни к компьютеру, ни к лаптопу, и в то же время воздействие отвлекающих факторов является минимальным. В качестве примера такой ситуации могу назвать поездку в автомобиле, нахождение на пляже (в частности, во время отдыха на побережье Черного моря - там эти ситуации возникают одна за другой), пребывание на природе с друзьями и т.п.
Когда в одной из таких ситуаций ко мне приходит в голову новая идея, вне зависимости от того, насколько интересной и перспективной она мне кажется, я излагаю ее как можно подробнее собственным голосом и записываю голос на диктофон.
В дальнейшем кассеты с данными записями я нумерую, составляю подробный каталог записанных на них идей (в процессе каталогизации я, как правило, дополнительно их развиваю), а затем, по мере того, как складывается благоприятная обстановка, прорабатываю идеи на листах формата А4, о которых речь несколько далее.
Но факт остается фактом - в описанных ситуациях диктофон является незаменимым и очень удобным фиксатором идей.
В этой связи меня часто спрашивают, какой лучше выбрать диктофон для указанных целей? Мой ответ всегда один и тот же: он должен быть удобным и надежным при переноске и транспортировке, а также иметь возможность записывать голос как можно чище, с минимальной аранжировкой в виде фонового шума (который особенно ощутим, если Вы находитесь вне помещений). Вот и все необходимые параметры.
Лично я пользуюсь достаточно примитивным аналоговым диктофоном Panasonic, который, несмотря на то, что не имеет встроенных часов, будильника и прочих излишеств, вполне отвечает всем необходимым требованиям. Он очень прост в обращении, удобен и легок в переноске, обладает хорошими параметрами записи голоса и экономно расходует батарейки.
Чего еще желать от диктофона, используемого для фиксации внезапно возникающих идей?
Достаточно подробно вопросы использования диктофона я изложил в своей статье Слушающий и говорящий фиксатор Ваших идей, которая находится по адресу:
Небольшой блокнот. В ряде ситуаций я использую достаточно дешевенький блокнотик и гелевую ручку для фиксации своих идей, и делаю это тогда, когда меня посещает отличная идея, другие инструменты недоступны, а использование диктофона по тем или иным причинам нецелесообразно.
Классический пример - поездка в общественном транспорте. Вряд ли пассажиры в автобусе могут рассматриваться как прекрасный стимул для изложения собственных идей в голосовом формате.
В работе с блокнотом имеется одна важная тонкость. Как правило, записи в нем получаются достаточно корявыми и обрывочными - главным образом из-за того, что условия, в которых они выполняются, не способствуют письменной работе (тот же автобус).
По этой причине очень важно сразу же, как только Вы доберетесь до дома или до другого места, где можно полноценно поработать с записями, воспользоваться листом формата А4. Не следует откладывать это на потом, ибо потом Вы можете упустить те мысли, которые возникают у Вас в голове в связи со сделанными короткими пометками, кроме того, впоследствии Вам будет гораздо труднее разобрать то, что Вы написали в далеко не располагающих к писанине условиях.
Программа Блокнот из стандартного комплекта поставки операционной системы Microsoft Windows используется мной тогда, когда идея посещает меня во время напряженной и интенсивной работы за компьютером. Такое тоже бывает, причем достаточно часто.
В этой ситуации я, как правило, не могу позволить себе отвлечься для полноценной фиксации и дальнейшей проработки возникшей у меня идеи, более того - даже вставать из-за компьютера нежелательно. Для таких ситуаций у меня прямо на рабочем столе имеется ярлык текстового файла, созданного Блокнотом.
Когда во время напряженной работы меня посещает отличная идея, я сворачиваю все окна, открываю указанный файл, записываю туда все, что могу записать на данный момент относительно возникшей идеи, сохраняю, закрываю - и возвращаюсь к работе.
Как только возникает обстановка, благоприятная для проработки идеи, я начинаю работу с ней на листе бумаги формата А4.
Программа Golden Section Notes применяется мной в те моменты, когда я работаю за компьютером, но могу позволить себе отвлечься для полноценной фиксации возникающих идей. Когда это происходит, я открываю программу, выбираю нужную категорию для размещения идеи и фиксирую ее там. В отличие от работы с программой Блокнот, в данном случае я могу тут же каталогизировать идею и более подробно ее расписать, не вставая из-за компьютера.
Естественно, в дальнейшем я также отрабатываю эти идеи на листах бумаги формата А4.
Подробнее о том, что это за программа - Golden Section Notes, где ее взять, как правильно использовать для фиксации собственных идей - читайте в статье Дмитрия Смакотина Копилка идей, которая расположена по адресу:
Листы бумаги формата А4. Как Вы уже поняли, данный инструмент является своеобразным аккумулятором всего моего идейного банка, в который стекаются все идеи, зафиксированные с помощью перечисленных выше инструментов.
Строго говоря, листы А4 являются инструментом не столько фиксации идей, сколько их развития и кристаллизации, в процессе которого они обретают максимально полный и целостный вид.
Работаю я с этими листами следующим образом. Я беру первоначальную запись идеи - будь то диктофонная кассета или листочек из моего блокнота, и внимательно еще раз ее обдумываю. Затем я начинаю фиксировать на листе формата А4 все, что приходит мне в голову относительно всех аспектов воплощения идеи в практике моей работы - создание товара, тонкостей его продвижения, наметки УТП, интересные мысли для отражения в рекламном тексте и т.п.
Как правило, при развитии идеи таких мыслей приходит много, но все они в достаточно полном изложении могут уместиться на листе формата А4 (как правило, у меня уходит на это страница с одной стороны листа и чуть более половины страницы - с другой).
На этом основную работу по фиксации идеи можно считать выполненной. Теперь идея от нас никуда не денется. Далее - я беру этот лист и подкалываю его в один из скоросшивателей, которые составляют мой идейный банк.
Каждый скоросшиватель содержит листы с идеями для определенной сферы - например, идеи для новых товаров, идеи для сплит-тестирования, идеи для продающих текстов, идеи для улучшения работы с подписчиками и т.п.
Кстати говоря, подобный алгоритм работы с листами А4 я неоднократно встречал в разнообразной литературе, но по иронии судьбы уже после того, как разработал его сам. Применяя данный алгоритм на протяжении нескольких лет, я однозначно убедился в его потрясающей эффективности, поэтому рекомендую каждому онлайновому бизнесмену взять его на вооружение.
Главное здесь - выработать применение этого алгоритма так, чтобы оно стало привычкой. И тогда банк Ваших идей будет пополняться такими темпами, которые превзойдут все Ваши ожидания.
Павел Берестнев: Как я уже говорил, идеи в том виде, в котором они поддаются систематизации, с точки зрения своего внешнего вида представляют собой листы формата А4, хранящиеся в том скоросшивателе, в котором накапливаются идеи относительно определенного аспекта развития моего бизнеса.
В дальнейшем, когда у меня возникает потребность в очередной идее, например, для создания нового информационного товара, я беру скоросшиватель Идеи для товаров и внимательно просматриваю имеющиеся в нем листы с записями. Примерно в течение максимум 10-15 минут я обязательно нахожу именно тот лист, который мне нужен в данной ситуации.
Я изымаю его из скоросшивателя, а последний ставлю на место.
Затем я внимательно обдумываю то, что записано на листе, еще раз прокручиваю в голове возможные варианты, нюансы и тонкости реализации имеющейся идеи на практике. Далее я составляю список ресурсов и список мероприятий, которые необходимо выполнить для реализации идеи.
После того, как эти списки составлены, я располагаю мероприятия в логической последовательности и составляю план их выполнения, намечая конкретные даты для выполнения каждого шага.
Все что остается сделать в дальнейшем - реализовать данный план, иными словами, выполнить его на практике. К сожалению, далеко не всегда получается уложиться в намеченные сроки - виной тому бывают различные обстоятельства, зачастую от меня не зависящие (но пока ни разу за все годы моего пребывания в онлайновом бизнесе не происходило срыва по причине недостаточной продуманности плана!).
Но подобные проволочки на самом деле не носят ни стратегического, ни тактического характера - план выполняется и идея воплощается в конкретной действительности.
Результат каждого такого воплощения аудитория постоянно встречает восторженным удивлением, поражаясь моей изобретательности и креативности... хотя, как Вы только что убедились, ничего сложного в этом нет и никаких особых талантов для достижения подобных результатов не требуется.
Андрей Скоробогатов: Надо ли фиксировать или запоминать идеи, даже если они кажутся совсем неинтересными?
Павел Берестнев: Вне всякого сомнения! И прежде чем объяснить почему, хочу подчеркнуть вот какой момент: лично для меня неинтересных идей просто не существует.
Они могут казаться бесперспективными, несвоевременными и пр., но неинтересной ни одна из них для меня не является.
И я твердо убежден в том, что если мы говорим именно об идее, понимая под ней какую-либо основополагающую мысль, она по определению не может быть неинтересной. Неинтересной может быть бредовая мысль, несбыточная мечта, чья-то амбиция и т.п., но не идея. И с моей точки зрения мы должны отличать идеи от всего перечисленного.
Это - разные вещи.
С другой стороны, почему мы причисляем ту или иную идею к неинтересным? Потому, что в данный момент нам кажется, что она неинтересна.
Но то, что нам кажется и то, что есть на самом деле - далеко не одно и то же. То, что сегодня нам кажется бесперспективным, завтра может оказаться беспроигрышным.
Здесь многое зависит от влияния самых различных факторов и, тем не менее, это так. Причислять ту или иную идею к неинтересным, бесперспективным, невозможным и т.п. - ситуативное решение, которое противоречит самой стратегии и самой тактике любого грамотного бизнеса.
Итак, о фиксации тех идей, которые (чаще всего только на первый поспешный взгляд) кажутся нам несвоевременными, бесперспективными, невозможными к воплощению в практике и т.п. Фиксировать все такие идеи совершенно необходимо, вне зависимости от того, что Вы о них думаете сегодня.
Почему? Я на собственном опыте усвоил одну прописную истину, подтверждение которой постоянно нахожу в литературе, содержащей описание самых различных историй успеха.
Заключается она вот в чем.
То, что Вам сегодня кажется несвоевременным, завтра может стать очень даже своевременным, актуальным и новаторским - то есть, как раз тем, что обеспечит Вам сильные конкурентные преимущества в бизнесе.
То, что сегодня кажется несбыточным, завтра может стать весьма реальным в исполнении. Если сегодня Вам кажется, что осуществить ту или иную идею нереально - это происходит потому, что Вы не видите реальных предпосылок ее претворения в жизнь. Тут возможны два варианта: либо они есть, но Вы их не видите и (или) о них не знаете, либо их нет на самом деле. Но завтра Вы (если приложите нужные усилия) вполне сможете их разглядеть, либо если их не было - под влиянием тех или иных обстоятельств эти предпосылки могут сложиться.
И тогда наступит самый удачный момент для Вашего выхода на сцену с этой идеей.
Та идея, которая поначалу кажется Вам неполноценной, половинчатой, ущербной и т.п., через некоторое время может быть доведена Вами до ума и вылиться в потрясающий товар (сервис), который принесет Вам превосходные прибыли, в самостоятельное направление Вашей предпринимательской деятельности, а возможно - ив целый бизнес!
Наконец, Вы всегда сможете осмыслить неинтересную идею позднее, сгруппировать ее с другими неинтересными идеями и получить нечто весьма и весьма интересное. Либо разделить неинтересную идею на несколько весьма интересных.
Возможности, как видите, тут практически безграничны, но все это возможно лишь в том случае, если Вы самым подробным образом зафиксируете ту идею, которая Вам показалась неинтересной и занесете ее в свой идейный информационный банк.
Поленитесь сделать это (даже под тем предлогом, что идея никуда не годится) - и Вы рискуете очень многое потерять.
И так далее, и так далее, и так далее. Поэтому вот Вам мой совет: если не хотите упустить какую-нибудь потрясающую возможность для грандиозного развития собственного бизнеса - фиксируйте все свои неинтересные идеи.
Ибо, еще раз повторяю, что завтра они могут оказаться не просто интересными, а даже гениальными. Но если Вы фиксируете такие свои идеи, а Ваши конкуренты - нет, когда наступит завтра, у Вас эта идея будет на руках, подробно описанная и развитая.
Останется ее лишь доработать в соответствии с требованиями ситуации и воплотить в практику, тогда как Вашим конкурентам нужно будет вначале до этого додуматься, а это - самое сложное.