Рассмотрим, как можно было бы решить эту же задачу на верхнем экране. Здесь имеется множество гонцов. То же противоречие можно разрешить системным переходом: каждый гонец знает только одно слово или одну фразу послания.
Добравшись по одиночке до места они могут по определенному правилу сложить их в единое донесение.
В задаче N23 требовалось предложить идею сюжета картины, отражающей бесконечность, беспредельность океана. И опять, "выйти" за ограниченные пределы холста можно, лишь изменив точку зрения океана. Океан - исходная система. Поднимемся на верхний экран схемы. Что есть надсистема океана, его окружение?
Планета, Солнечная система, космос... Возникает идея: усилить эффект бесконечности океана на картине можно путем сочетания его с другой бесконечностью - космосом. Как это сделать конкретно?
Здесь уже открывается широчайший простор для фантазии художника. Ограничимся лишь словами Ж.Верна: "Океан - это бесконечность, подобная небесному пространству, которое он отражает в своих водах!"
Эффект бесконечности можно получить и с помощью горизонтальной - временной - развертки схемы, последовательно изобразив различные состояния океана, как, например, это сделал известный литовский художник Н.К.Чюрленис в своем знаменитом триптихе "Соната моря".
Рассмотрение объектов по многоэкранной схеме - одно из сильнейших средств развития творческого мышления. Осваивать его надо постепенно: сначала отдельно вертикальные и горизонтальные экраны, затем, последовательно, все девять экранов. Не пытайтесь сразу осваивать "параллельное" видение различных групп экранов, его навыки придут со временем.
То же самое относится к "наращиванию" дополнительных экранов. Задача N47:
Поместите в центральный экран исходные системы - объекты из задач NN43, 44, 46 - и рассмотрите их по всем девяти экранам. Задача N48:
Предложите идею сюжетного замысла для картины на тему бесконечного космоса по многоэкранной схеме. Задача N49:
Известный космонавт и талантливый художник А.А.Леонов однажды задумал написать фантастическую картину, изображающую пролет космического корабля в районе черной дыры. Гравитационные силы ужасной звезды-невидимки столь огромны, что она притягивает к себе свет. Следовательно, попав в сферу влияния черной дыры, корабль должен "потерять" свое изображение, стать невидимым.
Но как изобразить невидимое на фоне невидимого?! Предложите идею сюжета такой картины. Приемы фантазирования
Приемы фантазирования были выявлены путем анализа большого количества научно-фантастических идей, выдвинутых писателями-фантастами . Используя их, можно получать сильные фантастические идеи. Но главная цель их применения - развитие воображения, расшатывание стереотипов мышления. Рассмотрим несколько таких приемов.
Техника применения приемов:
Возможно последовательное применение ряда приемов к одному объекту. Если в качестве исходного объекта выбран живой организм или техническая система, то можно сначала с помощью приемов изменить их надсистему - условия обитания или функционирования, а затем изменить объект для нормального существования в полученных необычных условиях. Задача N50:
Используя приемы фантазирования, предложите новую идею фантастического животного, растения. Опишите их внешний облик, способы питания, размножения, возможные условия обитания. Задача N51:
Исходный объект - природное явление (например, листопад, зима, дождь, гроза, радуга, извержение вулкана и т.д.). Предложите новое фантастическое явление. Задача N52:
Придумайте новые фантастические природные условия для планеты. Опишите, какие формы жизни могут существовать в таких условиях, каковы должны быть разумные обитатели планеты, их города, техника и т.п. Задача N53:
Исходные объекты из задач NN43, 44, 46. Измените их, используя различные приемы. Опишите и обоснуйте полученные новые фантастические идеи. Эвроритм
В течение многих лет писатель-фантаст Г.Альтов (писательский псевдоним Г.С.Альтшуллера) собирал фантастические идеи, накопленные научной фантастикой. Так появился "Регистр фантастических идей", в котором несколько тысяч идей разделены на классы, подклассы, группы и подгруппы . Анализ этих идей выявил интересную закономерность: все фантастические идеи можно расположить на четырех качественно отличающихся друг от друга этажах.
I этаж. Имеется один объект, дающий некий фантастический результат.
Подводная лодка "Наутилус" ("Двадцать тысяч лье под водой", Ж.Верн); машина времени ("Машина времени", Г.Уэллс); космический аппарат ("Из пушки на Луну", Ж.Верн); ракета ("Путешествие на Венеру", А.Эро); звездолет прямого луча ("Час Быка", И.Ефремов); искусственный спутник Земли ("Кирпичная Луна", Э.Хейл); подземоход ("Победители недр", Г.Адамов)...
Идей этого этажа в фантастике особенно много.