d9e5a92d

Авария в стратосфере


Друзья делились друг с другом крохами знаний и слухов о подводном мире, собственным небольшим опытом, вместе мастерили примитивное подводное снаряжение. Каждый вносил что-то свое. Дюма придумал новый способ скоростного погружения под воду, Тайе учил друзей плавать под водой подобно дельфинам, Кусто изготовил гидрокостюм и предложил использовать кинокамеру для подводных съемок... Так постепенно, от одного маленького успеха к другому формировался главный вектор творческого поиска Ж.-И.Кусто - стремление к серьезному изучению подводного мира.

И.И.Сикорский всерьез заинтересовался авиацией в первые годы ее становления. Вся авиационная наука того времени преподавалась за несколько дней на летном поле у крыла какой-нибудь этажерки. Несколько лет безуспешных попыток построить летательный аппарат у кого угодно могут отбить охоту к дальнейшим экспериментам.

Тем более, что перед Сикорским стоял выбор - или продолжение занятий авиацией, или учеба в Киевском политехническом институте. Его дальнейшую судьбу предопределила встреча с другим энтузиастом авиации Ф.И.Былинкиным, также имевшим солидный "опыт" неудачника. Они задумали строить аэроплан сообща.
Вскоре вокруг них организовался небольшой коллектив единомышленников. Работа в таком коллективе позволила Сикорскому быстро обретать опыт и практические знания и в короткий срок выйти на передовые рубежи авиации. Позднее, когда его пригласили на должность главного конструктора авиационного отдела знаменитого Русско-Балтийского вагоностроительного завода, этот коллектив стал ядром отдела.
Главный конструктор первых космических кораблей С.П.Королев также начинал свою деятельность в коллективе единомышленников, создавших группу изучения реактивного движения (ГИРД), которую шутники именовали группой инженеров, работающих даром.
Таким образом, поиск единомышленников-энтузиастов и работа в таком коллективе - эффективный прием формирования устойчивого интереса и углубления знаний в новой, только зарождающейся области науки или техники.
Кстати, любопытно, что студенты высших учебных заведений при подготовке к особо сложным экзаменам стихийно образуют подобные "группы". В основе этого явления лежит известное правило: "хочешь научиться сам - учи других". Учитель
Обратная ситуация возникает, когда интерес проявляется к давно развивающейся области науки и техники. Тогда накопленные знания могут оказаться чересчур многочисленны, сложны для восприятия неподготовленным новичком, потребовать специфических навыков, например, знания латыни. В таких областях могут быть накоплены свои специфические методы исследований, о которых также мало упоминают в доступной литературе. Да и не всегда это возможно, как невозможно в книге объяснить, например, искусство управления самолетом.

Как в такой ситуации избежать преждевременного угасания интереса?
Вспомним, с какими трудностями столкнулся И.А.Ефремов при попытках самостоятельно освоить основы палеонтологии. Ему помогло знакомство с известным ученым П.П.Сушкиным, который стал его Учителем, ввел в удивительный мир этой науки, обучил азам препараторского искусства и многим другим навыкам, необходимым ученому в этой области.
Огромное влияние на творческую судьбу В.И.Вернадского оказали его Учителя - выдающиеся ученые Д.И.Менделеев и В.В.Докучаев. Учителем А.Л.Чижевского был великий Циолковский; они познакомились в Калуге, когда Чижевский учился в реальном училище, а Циолковский преподавал там физику.
Первые навыки в проведении хирургических операций знаменитый биолог Г.Селье приобрел в клинике отца, а формированием своих научных интересов во многом был обязан крупнейшему американскому физиологу У.Кеннону.
Таким образом, поиск своего Учителя - эффективный прием формирования устойчивого интереса и углубления знаний в обширной, давно развивающейся области науки или техники. Таким Учителем может быть только творческая личность, активно работающая в интересующей новичка области.
На это можно возразить: встреча с настоящим Учителем - редкая удача, дело случая; какой же это прием?! Что ж, сошлемся еще раз на биографию И.А.Ефремова и напомним, в каких неблагоприятных условиях возник его интерес к палеонтологии, и с каким упорством и настойчивостью он искал своего Учителя. Настоящий воспитатель просто не мог отмахнуться от такого ученика.
Кстати, И.И.Сикорский сперва также вел очень активные поиски своего Учителя. В Париже, тогдашней авиационной столице, он даже познакомился с одним из пионеров авиации Ф.Фербером. Но, к сожалению, авиация была слишком молода, и познания Фербера не на много превышали познания ученика.
Как справедливо заметил Г.Селье: "Ни один ученый не появляется спонтанно, без предшественников, но в отличие от сына по крови, сын по разуму может по крайней мере выбрать себе родителя."
Поиск энтузиастов-единомышленников и Учителя ни в коем случае не отменяет необходимость самообразования, а лишь дополняет, усиливает в определенных ситуациях позиции будущей творческой личности (особенно на этапе формирования главного вектора творческого поиска). В любом случае в первую очередь следует рассчитывать на собственные силы и помнить о примере К.Э.Циолковского.


* * * Авария в стратосфере
Задача N32:
Во время полета на стратостате ФНРС О.Пикар и его спутник, уже поднявшись на высоту 16 километров, обнаружили на полу кабины большую лужу ртути, которая вытекла из случайно разбитого барометра. Ртуть требовалось срочно удалить, так как она могла очень быстро разъесть насквозь тонкую алюминиевую стенку герметичной кабины. За бортом - вакуум. Смертельная опасность! Насоса у них не было.

Как удалить ртуть с пола?!

Шаг 5: Формирование творческой Цели


Летом 1939 года Ж.-И.Кусто довелось нырять у берегов Туниса. Там, на глубине нескольких метров, он обнаружил удивительное место: под плоским каменным дном скрывалась обширная полость, где в легких сумерках плавали стаи рыб. Он нырнул и поплыл в своеобразном подводном храме до ближайшего отверстия. В запасе оставалось около 30 секунд; пора подниматься наверх.

Он просунул голову в отверстие, и с ужасом почувствовал, что туловище не проходит. Что делать?!
Поверхность в нескольких метрах над головой, а на обратный путь не хватит времени. Накапливающийся в легких углекислый газ уже начал жечь горло и туманить голову. Стараясь не терять самообладания Кусто огляделся и заметил неподалеку еще одно отверстие.

Если и оно окажется узким... Он метнулся к нему и, обдираясь, протиснулся на свободу.
Позже он вспоминал об этом случае: "...главный вывод, который я сделал, - подводному пловцу нужен дыхательный аппарат, чтобы не зависеть от времени. Дюма, Тайе и я видели на дне моря столько заманчивого, но задержаться, чтобы рассмотреть все поближе, не могли. Дыхательные аппараты... Это было больным местом..."
Достаточно распространено мнение о том, что творческая Цель - мысль заняться какой-либо конкретной проблемой - внезапно и случайно приходит творческой личности. Казалось бы, приведенный выше эпизод должен подтвердить ее. Анализ творческих биографий показывает обратное: постановке творческой Цели предшествует целый ряд событий, закономерно формирующих ее и делающих эту встречу неизбежной.
Мы уже рассматривали, как формировался главный вектор творческого поиска Кусто - изучение подводного мира. Поэтому само стремление найти способ как можно дольше оставаться под водой вполне закономерно. Кроме того, Кусто с друзьями затеял съемки подводных фильмов, чтобы поделиться своими открытиями с окружающими.

Это еще больше обострило потребность в продолжительном пребывании под водой.
Они начали испытывать различные типы существующего водолазного снаряжения, но ни один не удовлетворил их, как не удовлетворили и попытки самостоятельно усовершенствовать их. Тогда Кусто сделал первую попытку сконструировать самодельный кислородный аппарат, напоминающий спасательные аппараты подводников. Обе попытки испытательных погружений едва не завершились гибелью конструктора: чистый кислород уже на малых глубинах становится ядовитым.
Что бы ни пытались предпринять друзья в направлении главного вектора творческого поиска, всюду они наталкивались на одно и то же препятствие. Случай в подводной пещере лишь подхлестнул события и заставил Кусто сформулировать четкую Цель: необходим простой и надежный аппарат на сжатом воздухе, позволяющий долго и свободно плавать под водой. Весь предшествующий опыт убеждал Кусто, что исследовать подводный мир можно, лишь став равным среди равных, плавая свободно, как рыбы.

Работа над этой Целью окончилась в конце 1942 года созданием акваланга.
И.И.Сикорский, работая в направлении своего главного вектора творческого поиска, пытался усовершенствовать - весьма успешно! - конструкцию самолета. Но все, что он делал, чуть лучше или хуже делали другие, а ведь он стремился внести в развитие авиации нечто принципиально новое. По мере накопления опыта и знаний он пришел к выводу, что людям в первую очередь нужны надежные самолеты, способные перевозить грузы и пассажиров на большие расстояния, независимо от погоды, а не легкокрылые "стрекозы".
Так, в общем направлении поисков выявилась проблема - создать тяжелую многомоторную машину с закрытой кабиной - задача, по тем временам считавшаяся абсолютно неразрешимой.



Содержание раздела