Пример расчета влияния показан в табл. 4.
Таблица 4 Влияние выполнения плана по выпуску продукции структурными подразделениями на выполнение плана предприятия Д по конечной продукции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Анализ объем продаж продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам проводится по направлениям
1. Определение объема и причин недопоставок продукции по отношению к объему реализации по бизнес-плану с выделением сумм недопоставок на внутренний и внешний рынок, а также в разрезе отдельных покупателей и заказчиков, хозяйственных договоров, этапов их выполнения, групп, видов и изделий недопоставленной продукции.
2. Выявление сверхплановых объемов поставок, в том числе по дополнительным соглашениям с уже имеющимися или новыми заказчиками.
3. Определение внутрипроизводственных возможностей предприятия (резервов) покрытия недопоставок по хозяйственным договорам
4. Изучение формирования финансовой политики предприятия в области расчетов с покупателями.
При анализе объема недопоставок, прежде всего, рассчитываются следующие показатели:
І.Уровень недовыполнения бизнес-плана по реализации продукции Уоп с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам, рассчитываемый по формуле (5), как отношение стоимости недопоставленной продукции к плановому объему продаж за анализируемый период в сопоставимых ценах - отчетный год, %
ВРн.п1
ВРпліх 100,(5)
о.п
где ВРн п1 - недополученная выручка от реализации за отчетный период, р.; ВРплі - плановый объем продаж (выручка от реализации) за отчетный период, р.
2. Отклонение фактического объема продаж АВРфі вследствие недопоставок в отчетном году, рассчитываемое как разница между плановым объемом продаж и объемом недопоставленной продукции, р.:
ДВР=ВРпл1
- ВР
н.п1
3. Темп изменения стоимости недопоставленной продукции Тнп в отчетном году в сравнении с базисным годом, %:
ВРн.п1
ВРн.п0X100,(7)
н.п
где ВРнп0 - фактический объем недопоставленной продукции в базисном году, р.
4. Уровень обеспечения планового объема поставок планом производства и остатками готовой продукции на складе (в натуральном и стоимостном выражении) по видам продукции.
Расчеты первых трех показателей представлены по данным табл. 5, четвертого показателя - по данным табл. 6.
В бизнес-плане анализируемого предприятия на отчетный год запланирована ритмичная отгрузка продукции по заключенным с покупателями договорами на поставку. Ежемесячный объем отгруженной продукции по плану (гр. 1, табл.
5) должен был составлять в стоимостном выражении 9000 тыс. р. за исключением трех летних месяцев, в течение которых было запланировано снижение объема выпуска продукции и ее отгрузки из-за ежегодных отпусков. Отгрузка продукции была предусмотрена на уровне 7300 тыс.руб в июне и августе, а в июле - 7400 тыс. р. Всего по плану было необходимо отгрузить по договорам поставки продукции на сумму 103000 тыс. р. (стр.
13, гр. 1, табл.
5).
Фактически за отчетный год было отгружено продукции на 106000 тыс. р. (стр. 13, гр.
2, табл. 5), в том числе по договорам поставки и сверх плана.
Ежемесячный учет отгрузки продукции позволил выявить наличие недопоставки всего за отчетный год на сумму 4100 тыс. р. (стр. 13, гр. 3, табл.
5), возмещение которой составило 3800 тыс. р. (стр. 13, гр.
5, табл. 5), а также сверхплановую отгрузку продукции на сумму 3000 тыс. р.
По данным табл. 5 можно определить уровень недовыполнения бизнес-плана по реализации продукции Уоп с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам за каждый месяц, нарастающим итогом с начала года или в целом за год.
При этом фактический объем отгрузки по договорам принимается сначала без учета возмещения недопоставленной продукции в следующих месяцах работы предприятия, а затем с учетом возмещения. Рассчитаем показатель Уо п за отчетный год
Таблица 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Я | Номер месяца отчет ного года |
Ежеме сячная плановая отгрузка, тыс. р. |
Ежеме сячная факти ческая отгруз ка, тыс. р. |
В том числе | Плановая отгрузка нарастающим итогом с начала отчетного года, тыс. р. |
Фактически отгруженная продукция по договорным поставкам без учета возмещения нарастающим итогом, тыс. р. | Процент выполнения плановых договорных поставок без учета возмещения |
||
ежемесячная недопоставка продукции, тыс. р. (отчетный год/ предыдущий год) | сверхплановая отгрузка продукции, тыс. р. | возмещение недопоставленной продукции, тыс. р. | |||||||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8 | УШ | 7300 | 7400 | 300 | 100 (III) остаток -500 (Ш) + 700 (IV) + 700 (VII) | 67000 | 63700 | 95,1 | |
9 | IX | 9000 | 10400 | - | 500 | 900 (Ш,Г?) остаток -300 (IV) + 700 (VII) | 76000 | 72700 | 95,7 |
10 | X | 9000 | 8400 | 800 | 200 | - | 85000 | 80900 | 95,2 |
11 | XI | 9000 | 9800 | 350 | 800 (VII,X) остаток 200 (VII) + 800 (X) | 94000 | 89900 | 95,6 | |
12 | XII | 9000 | 11000 | - | 1300 | 700 (X) остаток 300 (X) |
103000 | 98900 | 96,0 |
13 | Итого: | 103000 | 106000 | 4100 4550 |
3000 | 3800 остаток |
x | x | x |
Поэтому причины недопоставки, сроки и объемы возмещения, наличие финансовых санкций от покупателя за несвоевременную поставку необходимо тщательно анализировать в разрезе каждого отдельного покупателя и договора.
По плану в октябре была предусмотрена отгрузка продукции по трем хозяйственным договорам: по договору 11 - 4600 тыс. р., 15 - 3800 тыс. р., 17 - 600 тыс. р. Фактически поставлено продукции: по договору 11 - 4300 тыс. р., 15 - 3500 тыс. р., 17 - 400 тыс. р. Процент выполнения договорных обязательств составил: по договору 11 -93,5%, 15 - 92,1%, 17 - 66,7%. Кроме этого, в октябре была осуществлена сверхплановая поставка на сумму 200 тыс. р.
Изучая условия хозяйственных договоров по отгрузке, объем выпуска продукции, условия ее погрузки и транспортировки, можно выявить причины недопоставки. Так, причиной частичного невыполнения обязательств по договору 11 был брак в производстве. Нарушения поставки по договору 15 вызваны несоответствием числа погрузочных мест в контейнеровозах по вине покупателя, обязанного по договору предоставить транспортные средства оговоренной вместимости и грузоподъемности.
Обязательства по договору 17 не выполнены из-за отсутствия комплектующих для изготовления продукции, а также вследствие отвлечения части рабочих на изготовление продукции для сверхплановой продажи по ценам, на 30% превышающим действующие продажные цены на данный вид продукции.
Далее, необходимо изучить причины недопоставок продукции, которыми могут быть необеспеченность изготовления продукции материалами и сырьем, недоброкачественность материальных ресурсов, проблемы с рабочими кадрами, потери рабочего времени, простои работы техники и оборудования и т. д.
Для выявления общей тенденции динамики выполнения договорных обязательств по поставкам продукции следует сравнить объем недопоставленной продукции (и его возмещение) отчетного года с предыдущим (базисным)
4100 (стр.13, гр.3, табл.5 - числитель)
X100 = 90,1.
4550 (стр.13, гр.3, табл.5 - знаменатель)
Результат сравнения показывает, что в отчетном году по сравнению с базисным объем недопоставленной продукции снизился на 9,9%.
В табл. 6 представлен расчет обеспеченности поставок продукции планом производства и остатками готовой продукции на складе в расчете на месяц отчетного года по договорам 11 и 17.
Таким образом, из табл. 6 видно, что поставка изделия А по договору 11 обеспечена с избытком в 1500 шт., что составляет 24 тыс. р., а изделия В по договору 17 обеспечена с недостатком в количестве 200 шт. или 200 тыс. р. Наличие планового остатка готовой продукции по состоянию на конец предыдущего месяца связано с некомплектностью поставок, например при перевозке в контейнерах.
В условиях рыночной экономики важен анализ причин как недопоставок, так и сверхплановой реализации. Безусловно, рост продаж, в том числе, и сверх плана является положительной тенденцией операционной деятельности предприятия.
Однако при эффективном режиме использования производственных мощностей увеличение поставок данной продукции в конкретном релевантном периоде одним покупателям, может происходить лишь за счет нарушения договорных обязательств перед другими покупателями этой же продукции или снижения выпуска других видов продукции.
Таблица 6 Обеспеченность поставок продукции планом производства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции особенно необходим для тех предприятий, которые в соответствии с договорными обязательствами обязаны строго выполнять план выпуска продукции не только по объему, но и по номенклатуре и ассортименту. По существу, анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту является продолжением анализа выпуска и продаж продукции с учетом обеспеченности поставок.
При этом, чем подробнее и детальнее представленная для анализа информация по существенным признакам изделий (характер исполнения, сорт, типоразмер), тем точнее его результаты. В качестве исходной информации используются данные управленческого учета, накладные по выпуску продукции, журналы и ведомости учета готовой продукции в разрезе изделий и отдельных номенклатурных позиций.
Для принятия управленческих решений руководством предприятия важен расчет обобщающих показателей степени выполнения плана по номенклатуре и ассортименту в целом по отдельному предприятию или по их объединению. Такими обобщающими показателями выступают:
- наименьший индивидуальный процент выполнения плана по номенклатурным позициям;
- удельный вес (в процентах) числа позиций, по которым план выполнен или перевыполнен в общем числе позиций номенклатуры;
- процент выполнения плана по ассортименту, для определения которого используется следующий методический подход: в счет выполнения плана по номенклатуре засчитывается стоимость планового выпуска по выполненным и перевыполненным позициям плана, а стоимость фактического выпуска - только по недовыполненным позициям; полученные результаты сравниваются со стоимостью планового выпуска продукции.
Исходная информация для расчета вышеперечисленных показателей приведена в табл. 7.
Таблица 7 Выполнение плана по номенклатуре и ассортименту |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Сумма 2310 (стр. 3, гр. 5 табл. 7) не входит в итоговый показатель по гр. 5, поскольку фактически на указанную сумму изделие В не выпущено. |
Под анализом ритмичности производства продукции понимаются две его составляющие, это анализ ритмичности выпуска продукции и анализ равномерности процесса (хода) ее производства. В ряде хозяйственных ситуаций ритмичность выпуска продукции выступает одним из существенных условий предмета и условий исполнения хозяйственного договора, а ее нарушение может привести к значительным нарушениям производственного процесса у делового партнера и финансовым санкциям для продавца продукции.
Ритмичность выпуска продукции - это выпуск продукции в натуральной и стоимостной оценках в определенном ритме (определенными пропорциями) за одинаковые периоды времени (за месяц, квартал, а в крупносерийном и в массовом производствах - за смену, ч.). Анализируя ритмичность выпуска продукции, необходимо определять показатели.
1. Коэффициент ритмичности Кр, рассчитываемый как отношение выпуска продукции в установленный период времени по отчету (в пределах плана) к запланированному выпуску продукции
(10)
_ВП ф
р вПП,
где ВПф, ВПп - объем выпущенной продукции, соответственно, фактически (в пределах плана) и по плану за установленный период времени, р.
2. Коэффициент пропорциональности Кпр, представляющий отношение выпуска продукции за установленный период времени к выпуску продукции за время, включающее сумму установленных периодов времени с равными между собой интервалами, по плану или фактически
пр
ВП
общ
где ВПд, ВПобщ - объем выпущенной продукции за частичный интервал времени и общий объем выпуска по плану или фактически за суммарный период времени при равных внутренних временных интервалах, р.
Покажем методику расчета коэффициента ритмичности в табл. 8 на данных по выпуску продукции за квартал отчетного года с разбивкой по месяцам и отражением плана выпуска, фактической суммы всего выпуска и фактического выпуска в пределах плановых позиций без учета сверхплановой продукции.
Таблица 8
Расчет коэффициента ритмичности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|